скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе

Интересам укрепления суверенитета нашей страны, расширения ее участия в международных делах отвечает активное сотрудничество с Организацией Исламская Конференция (ОИК)[20].

Важное значение для Казахстана имеют взаимоотноше­ния с Турцией. Перед казахстанской дипломатией стоит за­дача задействовать значительный потенциал политического, экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества с Анкарой как в двустороннем плане, так и в рамках ОБСЕ, ОЭС. Заинтересованность Турции в реализации проектов транспор­тировки нефти через ее территорию может обеспечить Казах­стану альтернативный канал транспортных коммуникаций и выхода к мировому рынку. Тесные отношения с Турцией, яв­ляющейся членом ряда важных международных организаций, включая НАТО, интересны и с точки зрения интеграции Ка­захстана в европейские структуры.

Показательно, что уже в 1996 году, то есть через пять лет после обретения независимости, в Казахстане были аккреди­тованы представительства практически всех ведущих зарубеж­ных государств и международных организаций. По количе­ству иностранных представительств наша страна уверенно вышла на третье место в СНГ после России и Украины.

Говоря об усилиях нашей дипломатии по обеспечению гло­бальной безопасности и стабильности нельзя обойти внима­нием инициативу, с которой Н.Назарбаев выступил в 1992 году в ходе 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Казахстан­ский руководитель первым из лидеров новых независимых го­сударств выступил с предложением о создании структур бе­зопасности на азиатском континенте. Речь шла о многопла­новой работе, нацеленной на созыв Совещания по взаимо­действию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Данная инициатива получила поддержку практически во всех азиатских государствах, играющих заметную роль в со­временных международных отношениях. Особо важное значе­ние имела для Казахстана положительная реакция Москвы, Пекина, Дели, Анкары, Исламабада, Улан-Батора, а также со­седей по Центрально-азиатскому региону - Кыргызстана и Тад­жикистана. Активное участие в процессе СВМДА приняли даже такие политические антагонисты, как Иран, Египет и Израиль.

В качестве наблюдателей в сложной, порой вязкой диплома­тической работе участвовали США, Украина. Большое содей­ствие в подготовке соответствующих документов оказали так­же эксперты ООН. В поддержку СВМДА выступила Организа­ция Исламская Конференция. Немалый интерес проявила к этой инициативе ОБСЕ.

Напряженная работа на уровне экспертов в рамках Специ­альной Рабочей Группы завершилась встречей министров ино­странных дел государств-участников СВМДА. Собравшись 14 сентября 1999 года в Алматы, руководители внешнеполити­ческих ведомств 14 стран впервые подписали документ, име­ющий принципиальное значение для создания институтов бе­зопасности в Азии, - "Декларацию принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА". В этом документе в развернутом виде нашли свое отражение такие важные положения, как суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы си­лой; территориальная целостность государств-членов; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; разоружение и контроль за вооружениями; экономическое, социальное и культурное сотрудничество; права человека и основные свободы.[21]

Итоги Алматинского форума вызвали широкий резонанс в мировом сообществе. Политики, дипломаты и исследовате­ли международных отношений сошлись во мнении, что сам факт проведения совещания руководителей внешнеполитичес­ких ведомств государств, многие из которых находятся в не­приязненных отношениях друг с другом, а также подписание всеми странами Декларации - это несомненный успех ка­захстанской дипломатии.

Казахстан принимает активное участие в деятельности таких организаций, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ,  ЮНЕП, ФАО, ЮНИДО, УКНПП ООН, ОИК и другие. В процессе реали­зации находится инициированная Главой казахстанского го­сударства Специальная программа по социально-экономичес­кому развитию стран Центральной Азии (СПЕКА) под эгидой ЭСКАТО и Европейской Экономической Комиссии ООН.

Как весьма продуктивное можно оценить взаимодействие Казахстана с ОБСЕ. Наша страна исходит из необходимости более развернутого диалога с ОБСЕ, включая вопросы безо­пасности, экологии в Центральной Азии. ОБСЕ еще не исчер­пало своих возможностей как универсальный механизм обес­печения безопасности на обширном пространстве Евразии. В этих условиях было бы нецелесообразно ограничивать кон­сультации с постсоветскими государствами рамками обме­на мнениями о выборном процессе и соблюдении прав чело­века, хотя эти вопросы представляют несомненный практи­ческий интерес.

Что касается НАТО, то Казахстан присоединился к про­грамме "Партнерство во имя мира", имея в виду сотрудниче­ство не только в военной сфере, но и регулярные консультации в политической, научно-технической и экологической областях.

Активизируется деятельность Казахстана в рамках Орга­низации экономического сотрудничества. Приоритетное зна­чение для нашей страны имеют такие сферы, как транспорт, коммуникации, торговля, энергетика. В Казахстане уделяется повышенное внимание развитию транспортной инфраструкту­ры. Ставится задача полного и эффективного использования транзитного потенциала нашей страны. В этих целях наша стра­на планирует присоединиться к международным соглашени­ям о транзитных коридорах Юг-Север, Восток-Запад. Изуча­ются также потенциальные возможности транспортного про­екта ТРАСЕКА.

В 1997 году произошла стыковка железных дорог транса­зиатской магистрали на участке Мешхед-Серахс-Теджент. Таким образом, морской порт Ляньюньган на восточном побе­режье Китая соединился железной дорогой с иранским пор­том Бендер-Аббас в Персидском заливе через Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран. Эта магистраль может обеспечить Ка­захстану доступ к открытым морям.[22]

В начале 90-ходов XX века, ставших символом крушения биполярной системы мироустройства, международные отно­шения вступили в принципиально новую фазу своего разви­тия. Создавшиеся условия открыли беспрецедентные возмож­ности для внешнеполитической и внешнеэкономической ак­тивности многих государств, которые длительный период были вынуждены балансировать между интересами двух сверхдер­жав и блоков. Особенно отчетливо такая тенденция прояви­лась в странах Азии. Многие из государств азиатского конти­нента, обладая мощным экономическим потенциалом, громад­ными трудовыми и природными ресурсами, стали играть все возрастающую роль не только в региональных делах, но и оказывать существенное влияние на геополитические процес­сы в мировом масштабе.

Нынешняя обстановка в Азии, особенно в восточной ее части характеризуется высокой динамикой политических и экономических процессов, которые постепенно превращают регион в один из основных полюсов в современных междуна­родных отношениях. В последние годы темпы экономического развития в большинстве азиатских стран (рост ВВП на уровне 5-6 процентов ежегодно, внешней торговли - 9-11 процентов) заметно превосходят среднемировые показатели. На регион приходится около 60 процентов мирового производства и 40 процентов удельного веса в мировой торговле. Согласно экс­пертным прогнозам, к 2015 году из 12 стран мира с наиболь­шим ВНП пять государств будут азиатскими[23].

Крайне отрицательное влияние на укрепляющиеся пози­ции стран оказал ази­атский финансовый кризис 1997 года. Вместе с тем, кризис, который нередко увязывают с попытками Запада ограничить возрастающую роль Азии, имел в конечном итоге положитель­ный эффект. Государства региона сумели заметно укрепить экономическую жизнеспособность и в настоящее время демонстрируют прежние темпы развития. В значительной мере благодаря азиатскому кризису в современном мире укрепи­лось понимание, что наибольшую опасность стабильности го­сударств стали представлять скорее финансовые и экономи­ческие факторы, нежели военная угроза. Это обусловило зна­чительное усиление экономической составляющей в страте­гии национальной безопасности государств

Изложенные факторы всесторонне учитываются во внеш­ней политике Казахстана - по сути азиатского государства, - который имеет собственные интересы в этом перспективном регионе. Располагаясь на перекрестке транспортных артерий Евразии и обладая весомым экономическим потенциалом, Казахстан вправе рассчитывать на достойное место в Азии. Поэтому стратегическая цель казахстанской дипломатии в данном регионе состоит в укреплении взаимовыгодных отно­шений со странами на долгосрочной основе. Сотрудни­чество с азиатскими государствами, безусловно, соответствует национальным интересам Казахстана, объективно усиливает его международные позиции, способствует успешному прове­дению экономических преобразований внутри страны.

Государства Ближнего и Среднего Востока органично вхо­дят в ареол важных интересов Казахстана в силу их географи­ческой близости, экономического потенциала, а также тесно связанных исторических и культурных корней с народами этих стран. Значимость Ближнего и Среднего Востока подкрепля­ются его уникальным геополитическим преимуществом, име­ющимися в этом регионе огромными людскими и природны­ми ресурсами. Указанные факторы определяют устойчивое стремление многих государств современного мира к наращи­ванию широкомасштабного сотрудничества с этим регионом.

Приоритетная задача казахстанской дипломатии на Сред­нем Востоке состоит в планомерном расширении взаимовы­годных экономических связей и политического сотрудничества с соответствующими странами. Развитие продуктивных отно­шений нашей страны с государствами Среднего Востока тре­бует сохранения сложного баланса политических и экономи­ческих интересов всех участников этого процесса, поиска вза­имоприемлемых компромиссов, жесткого отстаивания своих национальных интересов.

Одним из наиболее влиятельных игроков в этой части света является Турецкая Республика - давний и стабильный парт­нер Казахстана.


Глава II. Казахстанско-турецкое сотрудничество на современном этапе 2.1. Двусторонние торгово-экономические отношения Турции и Казахстана

Казахстанско-турецкое сотрудничество характеризуется повышенной динамикой развития с первых дней установления дипломатических отношений (2 марта 1992 г.)[24]. Не прерывают­ся плодотворные контакты на высшем уровне, в том числе в рамках саммитов тюркоязычных государств. Стороны подпи­сали пакет важных межгосударственных соглашений, кото­рые заложили фундамент долгосрочного сотрудничества.

За последнее десятилетие эта страна доби­лась значительных успехов в проведении рыночных и демок­ратических преобразований, сумела укрепить свой междуна­родный авторитет. Теоретическую базу турецкой внешней по­литики, равно как экономики и доктрины национальной безопасности, составляют принципы, сформулированные Кемалем Ататюрком: обеспечение безопасности, эффективное исполь­зование ресурсов развития и центральная роль в регионе.

Катализатором этого процесса, особенно на первоначаль­ном этапе, стал такой фактор, как историческая и культурная общность наших народов. Несмотря на устремления Анкары играть консолидирующую роль в так называемом "тюркском мире", официальные визиты Президента Т.Озала в Казахстан (1993 г.) и Президента Н.Назарбаева в Турцию (1994 г.) про­демонстрировали прагматичный подход сторон к перспекти­вам взаимного сотрудничества. Стало очевидным, что Казах­стан готов всемерно развивать двусторонние связи в полити­ческой, экономической и гуманитарной сферах, но не в ущерб интересам на российском или иных направлениях своей дип­ломатии. Н.Назарбаев в одной из бесед с Т.Озалом сказал, что Казахстан навсегда распрощался со стереотипом "стар­шего брата". Это заявление было правильно воспринято в Ан­каре. Турция же недвусмысленно демонстрировала, что ее внешнеполитические предпочтения в первую очередь связаны с США и Европой.[25]

Тем не менее, наличие у обеих стран общих интересов в сфере международной политики и безопасности позволяет значительно расширить спектр взаимного сотрудничества. Одно из возможных направлений такого взаимодействия обозначил на очередном саммите Глав тюркоязычных государств в Стам­буле (апрель 2001 г.) Н.Назарбаев. Он предложил принять специальную Хартию, направленную на борьбу с междуна­родным терроризмом. Предметом плодотворных контактов яв­ляется казахстанская инициатива о созыве СВМДА. Анкара демонстрирует понимание и поддержку усилиям Казахстана по созданию на евразийском пространстве структуры, обес­печивающей прочную безопасность.

Можно констатировать, что, несмотря на отсутствие серьезных проблем в двусторонних отношениях, а также совпаде­ние взглядов по многим международным проблемам, турец­кий вектор стал весьма важным, но все же не доминирующим во внешней политике Казахстана (также как и других Цент­рально-азиатских стран). Это подтвердили и итоговые доку­менты встреч Глав тюркоязычных государств в Бишкеке (1995 г.), Ташкенте (1996 г.) и Астане (1998 г.), которые не содержали положений, указывающих на особые отношения указанных стран в какой-либо иной сфере, кроме образования и культуры.

Тем не менее, в Казахстане воздают должное турецкому руководству и народу этого государства за неизменно дру­жественное отношение к нашей стране. Турция была первым государством в мире, признавшим независимость Казахстана. Неоценимый вклад в становление и развитие плодотворного сотрудничества между нашими странами внесли Тургут Озал и Сулейман Демирель.

Двусторонние торгово-экономические отношения разви­ваются в целом поступательно и имеют устойчивую тенден­цию к расширению. По объему внешнеторгового оборота Тур­ции со странами СНГ Казахстан входит в первую тройку пос­ле России и Украины. Общий объем турецких инвестиций, при­влеченных в казахстанскую экономику, превысил 500 млн. дол­ларов. Вместе с тем, отрицательное воздействие на развитие взаимной торговли оказали азиатский и российский финан­совые кризисы. Если в 1998 году общий товарооборот соста­вил почти 300 млн. долларов, то в 1999 году этот показатель снизился вдвое. Такой откат во взаимной торговле удается постепенно компенсировать, о чем свидетельствует достигну­тый в 2000 году объем товарооборота на уровне 206 млн. дол­ларов.

Заметную активность проявляют турецкие деловые круги в Казахстане. К началу 2000 года более 200 турецких фирм вели разработку или приступили к реализации десятков про­ектов на общую сумму 2 млрд. долларов. Однако, несмотря на многочисленность турецких компаний, работающих в Ка­захстане, направление их деятельности ограничивается в ос­новном строительством и торговлей. Они пока не представлены в таких секторах экономики, как металлургия, тяжелое машиностроение, химия, переработка сельскохозяйственной продукции и производство текстиля. В свою очередь, казах­станские компании, за исключением "Эйр Казахстан", не пред­ставлены в Турции.

На 1 января 2002г. в Республике Казахстан действовало 3995 совместных и иностранных предприятий (на 1 января 2001г. - 2366), созданных с участием партнеров из 107 стран (98), с уставным капиталом в размере 183293,3 млн. тенге. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями расположено на территории г. Алматы - 2461. В г. Астане и в Атырауской области действует - по 270 предприятий, Карагандинской - 191, Восточно-Казахстанской - 129.

Наибольшее число действующих предприятий из числа стран Содружества создано с фирмами Российской Федерации - 834, Кыргызстана - 74, Узбекистана и Украины - по 53.

С участием стран из азиатского региона на 1 января 2002г. действовало 1452 совместных и иностранных предприятия из 26 стран Азии. К наиболее активным относятся: Турция - 513 предприятий, Китай - 336, Иран - 122 и Республика Корея - 119.[26]

В качестве фактора, способного заметно оживить двусто­роннее сотрудничество, дипломаты двух стран и зарубежные эксперты по праву называют перспективы транспортировки казахстанской нефти через территорию Турции. В 1998 году была подписана Анкарская Декларация, в которой лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана, Турции, Узбекистана и Министр энергетики США отметили важность строительства транскаспийских и транскавказских экспортных трубопрово­дов. Понятно, что особая роль в этом контексте принадлежит проблеме юридического статуса Каспия. Позиция Турции зак­лючается в поддержке усилий Казахстана добиться раздела Каспия на национальные сектора. Однако уникальность и нео­днозначное восприятие международным сообществом ситуа­ции вокруг Каспия не позволяют Анкаре акцентировано выра­жать свою позицию по этому вопросу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.