скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Педагогическая культура семьи, её воспитательный потенциал

Третьим важнейшим признаком является способность семьи к упорядочиванию разных сфер жизни. Эта способность возникает там, где возможным становится соотнесение разных картин мира: супругов, детей, родственников. Виды семей по этому признаку высокопорядочные и малопорядочные.

Четвертым признаком является символизм и семантика семьи. Культура является ненаследуемой генетически картиной мира. Она дает человеку нечто, чего нет в генетике. Это символы, знаки, и значения, образующие семиотическое пространство в жизни семьи. С данной точки зрения, семьи могут быть классифицированы как высокообразованные и низкообразованные, высокомобильные и низкомобильные.

Пятым признаком культуры семьи (признак аксиологизма) служат ее ценностные ориентации.

Можно выделить три вида ценностей — физические, духовные и материальные. Суть физических ценностей состоит в раскрытии с помощью семиотических средств природных способностей членов семьи. Эти ценности проявляются в культуре валеологической, эротической, экологической, психологической. По этому признаку семьи могут быть классифицированы как антропологически активные и антропологически пассивные.

Духовные ценности вытекают из физических и обращены на создание среды обитания человека в виде системы правил и прецедентов — моральных, правовых, интеллектуальных, эстетических, религиозных. Данные ценности находят воплощение в культуре сакральной и секулярной, образовательной и рефлексивной, коммуникативной и художественно-эстетической, правовой и моральной, технической и гуманитарной. По этому основанию семьи можно классифицировать как высокодуховные и малодуховные.

Материальные ценности связаны с обработкой материалов природы средствами техники для создания искусственной среды обитания человека. Это культура быта, жилища, одежды, утвари, домашней техники, культура труда, дизайна и эстетической среды обитания. По отношению к материальным ценностям в культуре семьи можно выделить такие виды как материально богатые и материально бедные.

Семья, особенно на раннем этапе развития ребенка, является существенным фактором его социализации. Ее воспитывающее воздействие определяется, прежде всего, всем стилем ее жизни, ее достатком, культурой, в том числе и педагогической.

Педагогическая культура – это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека; как характеристика степени активности в деятельности по передаче социального опыта; как характеристика степени осознания субъектом педагогического воздействия диалогичности и субъект-субъектного характера педагогического процесса; как характеристика включенности в процесс формирования подрастающего поколения.

Принято выделять профессиональную и народную педагогическую культуру, прямо связанную с народной педагогикой, которая слита с народной этикой и миропониманием.

Истоки педагогической культуры семьи лежат в глубинах народной педагогики. Педагогическая культура в семье развивается за счет традиций, норм и правил, устоявшихся в народной педагогике. Семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения. Она же главный агент их передачи, т.е. основное звено в механизме трансляции социального опыта.

Для педагогической культуры семьи характерна всеохватность.

Основные критерии для выделения того или иного типа педагогической культуры семьи включают в себя три показателя:

1) социально-педагогический, т.е. осознание того, что субъектом воспитания выступает каждый человек;

2) аксиологический, т.е. отношение к знаниям как к ценности;

3) дидактический, показывающий, каковы принципы воспитания принуждение ребенка или умение заинтересовать его.

По широте воздействия на воспитуемого семье нет равных, только она формирует человека во всех без исключения сферах его жизни. Поэтому педагогическая культура семьи является тем фактором, который в конечном итоге определяет педагогическую культуру и всего общества


1.3 Воспитательный потенциал семьи как элемент педагогической культуры общества

Семья, является ячейкой общества, его составным элементом, и ее педагогическая культура, ее воспитательный потенциал, также являются элементом педагогической культуры общества.

Семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. В процессе семейного воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются.

Семья, являясь объектом социального воздействия, одновременно является субъектом социализации личности ребенка, и эффективность этого процесса определяется ее воспитательным потенциалом, представляющим собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.

По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, численностью и структурой семьи, развитостью семейного коллектива и характером отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества, родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи, характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей.

В целом воспитательный потенциал семьи может быть представлен как обусловленная общественными отношениями и социальной средой степень развития её возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны её деятельности. При этом, как правило, воспитательный потенциал семьи составляют:

- личный пример родителей, их общественное лицо, авторитет, основанный на активной гражданской позиции;

- образ жизни семьи, е уклад, традиции, внутрисемейные отношения;

- эмоционально-нравственный микроклимат;

- разумная организация свободного времени и досуга семьи.


Глава 2. Влияние педагогической культуры семьи и её воспитательного потенциала на формирование личности ребенка и его социализацию

Для выявления влияния педагогической культуры семьи и её воспитательного потенциала на формирование личности ребенка и его социализацию была проведена диагностика 10 семей, из которых 3являлись неполными. В исследованиях приняли участие 12 родителей (5 отцов и 7 матерей) в возрасте от 29 до 43 лет, и 12 детей (7 девочек и 5 мальчиков) в возрасте от 4 до 15 лет. В шести семьях воспитывается один и в четырех семьях два ребенка. Социально-экономический уровень и жилищные условия семей, участвовавших в исследованиях, оценивались как удовлетворительные и средние.

В исследовании было предложено принять участие родителям, которые, по их мнению, больше участвуют в воспитании детей. В некоторых семьях участие в исследовании принимали оба родителя.

Для диагностики семей мы использовали следующие методики:

·           Тестовую методику «Стратегии семейного воспитания».

·          Тест - опросник родительского отношения (ОРО);

·          Опросник АСВ (анализ семейных взаимоотношений);

·          Опросник А.И. Зарова (Методика идентификации детей с родителями);

·          Детскую проективную методику Рене Жиля.

Диагностика по предложенным методикам была направлена на:

- оценку стратегии семейного воспитания;

- выявление особенностей родительского отношения, как системы разнооб­разных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стерео­типов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков);

- определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания;

- установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.

2.1 Определение воспитательного потенциала семей, участвовавших в исследовании

Характеристика Семьи 1

Семья - полная; возраст родителей: матери 32 года, отца 32 года; образование: ср/специальное (отец), среднее(мать); социально-экономический уровень и жилищные условия средний и удовлетворительные соответственно; воспитываются двое детей девочка и мальчик 14 и 6 лет соответственно.

Тестирование по методике « Стратегии семейного воспитания» показало, что родители стараются придерживаться авторитетного стиля воспитания, при котором родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признают право на саморазвитие; понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать; в разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

По опроснику родительского отношения ОРО был получен высокий тестовый балл по шкалам «Симбиоз» и «Инфантилизация».

Шкала "Симбиоз" - отражает межличностную дистан­цию в общении родителей с детьми; показывает стремление родителей к симбиотическим отно­шениям с детьми. Родители стре­мятся удовлетворить все потребности своих детей, оградить их от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощуща­ют тревогу за детей, т.к дети им кажутся маленькими и безза­щитными. Тревога родителей повышается, когда дети пытаются автономизироваться в силу обстоятельств, проявлять самостоятельность.

Высокий тестовый балл по шкале « Инфантилизация» показывает, что в родительском отношении имеются стремление инфантилизировать ребенка, припи­сать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят своих детей младшими по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся роди­телю детскими, несерьезными. Дети представляются не при­способленными, не успешными, открытыми для дурных влияний. В связи с этим стараются ог­радить детей от трудностей жизни и строго контролировать их действия.

По опроснику АСВ был получен высокий балл по шкалам (Т-), (З-), (С-), что показывает наличие нарушений в воспитательном процессе, выраженных в недостаточности требований- запретов к ребенку, требований- обязанностей ребенка, и наличие минимальности санкций.

Дети имеют минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Детям в семье многое разрешено. Даже если и существуют какие-либо запреты, дети легко их нарушают, зная, что родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко, т.к. сомневаются в результативности любых наказаний.

Характеристика Семьи №2

Семья – полная; возраст родителей: матери 30 лет, отца 37лет; образование: высшее(отец), н/высшее(мать); социально-экономический уровень удовлетворительный; жилищные условия - средние; воспитывается двое детей: девочки 10 и 2-х лет.

Тестирование по методике « Стратегии семейного воспитания» показало, что стиль воспитания в семье противоречив, отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

По опроснику родительского отношения ОРО был получен высокий тестовый балл по шкалам «Авторитарная гиперсоциализация» и «Инфантилизация».

В родительском отношении просматривается авторитаризм. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать ребенку свою волю. Часто не в состоянии встать на его точку зрения. Родители считают необходимым пристально следить за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Представляют ребенка не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний; не доверяют своему ребенку; досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

По опроснику АСВ был получен высокий балл по шкалам (Н), (ФУ), что показывает наличие нарушений в воспитательном процессе, связанных с неустойчивостью стиля воспитания, сопровождающейся резкой сменой стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Родители признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Неустойчивость стиля воспитания содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность противостоять любому авторитету.

Высокий балл по шкале (ФУ) - Фобия утраты ребенка - показывает на наличие обусловливаемого нарушения воспитания - потворствующая или доминирующая гиперпротекция. "Слабое место" в воспитании - повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о "хрупкости" ребенка, его болезненности и т.д.

Источником данного нарушения, возможно, послужили перенесенные ребенком длительные, тяжелые заболевания, страх утраты его. Этот страх заставляет родителя (мать) в данном случае мелочно опекать ребенка(доминирующая гиперпротекция).


Характеристика Семьи 3

Семья - неполная; возраст родителей: матери 34 года; образование: н/высшее; социально-экономический уровень и жилищные условия средние; воспитываются двое детей девочка и мальчик 12 и 13 лет соответственно.

Тестирование по методике « Стратегии семейного воспитания» показало, что мать старается придерживаться авторитетного стиля воспитания, осознает свою важную роль в становлении личности детей; признает за детьми право на саморазвитие; понимает, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать.

По опроснику родительского отношения ОРО было выявлено неравнозначное отношение матери к сыну и дочери. В отношении матери к сыну был получен высокий тестовый балл по шкалам «Принятие-отвержение», «Симбиоз», «Инфантилизация», «Кооперация»; в отношении к дочери получен высокий тестовый балл по шкалам «Симбиоз» и «Кооперация».

Мать воспринимает своего сына плохим, неприспособленным, неудачливым. Ей кажется, что он не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Мать видит сына младшим по сравнению с реальным возрастом, стремиться приписать ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся ей детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Мать не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

В отношении к дочери мать проявляет социально желательный образ родитель­ского отношения: заинтересована в делах и планах дочери, старается во всем помогать, сочувствует ей. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности девочки, испытывает чувство гордости за нее. Доверяет и старается встать на точку зрения дочери в спорных вопросах. Вместе с тем мать воспринимает девочку маленькой и беззащитной, в связи, с чем старается оградить ее от трудностей и неприятностей жизни, стремиться удовлетворить практически все ее потребности и всячески ограничивает самостоятельность.

По опроснику АСВ был получен высокий балл по шкалам (Т-), (З-), (С-), что показывает наличие нарушений в воспитательном процессе, связанных с недостаточными требованиями-обязанностями детей, недостаточными требованиями-запретами к детям, и минимальностью санкций.

Дети в семье имеет минимальное количество обязанностей. Дети легко нарушают запреты, зная, что наказания не наступит или оно будет минимальным и незначительным. Они большей частью сами определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером и т.д. Мать при этом проявляет желание установить какие-либо рамки в поведении детей, но только в устной форме, не подкрепляя слова действием и оставляя все большей частью по-прежнему.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.