скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Патриотизм как психологический феномен

Но так же существует иной взгляд на толкование этого понятия:

«Патриотизм (греч. отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием к-рого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Патриотизм – «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В.И., т. 37, с. 190). Исторически элементы Патриотизм в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В антагонистическом об-ве содержание Патриотизм становится классовым, ибо каждый класс выражает свое отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы. В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств Патриотизм становится неотъемлемой составной частью общественного сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов в процессе развития буржуазного об-ва обнаруживается противоречивый характер Патриотизм: с превращением буржуазии в господствующий класс ее Патриотизм перестает отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, он ограничен эксплуататорскими интересами, смыкается с национализмом и шовинизмом, ибо «выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся…» (Ленин В.И., т. 36, с. 328–329). Для патриотизма мелкой буржуазии характерны национальная ограниченность и национальный эгоизм, определяющим в ее отношении к отечеству являются не интересы социального прогресса, а узкокорыстные интересы. В буржуазном обществе только пролетариат выступает выразителем коренных национальных интересов народа, а потому и носителем подлинного Патриотизма. В ходе социалистической революции меняется социальная сущность Патриотизма, его главным элементом становится социализм – объект общенациональной гордости трудящихся, формируется социалистический всенародный Патриотизм, неразрывно связанный с интернационализмом. Социалистический Патриотизм выражается в преданности и верности не только своей родине, но и всему социалистическому содружеству, солидарности с борьбой трудящихся всех стран против империализма (Грицанов А.А. Философский словарь, 2001).

Проанализировав два определения патриотизма можно увидеть, что в них есть общий нравственный принцип, но есть и отличие. Одно утверждение гласит, что патриотизм – это политический принцип, другое, что это общественный. Попробуем разобрать и то и другое.

Патриотизм, как политический принцип.

Политика – деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а так же деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями (Нестеров Ф. Связь времен. изд. «Молодая Гвардия», 1987).

Тут патриотизм рассматривается не как чувство, которое присуще каждому человеку не зависимо от его политических убеждений, а патриотизм, как политическая позиция, т.е. как политический патриотизм.

Исходя из выше написанного, можно сказать, что патриотизм играет не последнюю роль в политике. Так как общее понятие патриотизма – это любовь к Родине и Отечеству, следовательно, стране нужны патриоты. К примеру, рассмотреть армию. Молодых людей, которые считают службу своим долгом, можно назвать патриотами. Страна нуждается в таких людях, чтобы армия была сильной и защищала Родину, но для того чтобы это делать в первую очередь надо любить её, заботиться о е процветании, о её интересах.

Патриотизм как политический принцип – стремление разобрать вопросы социального развития народа, уделение большего времени народу. Патриоты – это те люди, которые работают на благо политики, но политика так же работают на благо этих людей.

Когда речь заходит о политическом патриотизме, в первую очередь встаёт вопрос, а кто же выступает в этой роли патриотами?

Патриот, патриота, м. (греч. Patriots – земляк). Человек, преданный своему народу, любящий сво отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины (Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000).

Политик человек, интересующийся вопросами политики (Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000).

Следовательно, на поставленный вопрос мы можем ответить так: «в политическом патриотизме роль патриотов выполняют политики, которые, исходя из определений, интересуются жизнью страны, работают во имя интересов своей родины, состоят в различных государственных организациях, «поднимают» страну на новый, лучший уровень, делают всё возможное для процветания своей Родины. В их руках управление государством. Люди, которые относятся к органам высшей власти, должны любить свою страну, ибо только так они могут поддерживать государство на достойном уровне. Политик – это доверенное лицо государства».

1.4 Патриотизм как общественный принцип

Патриотизм, как общественный принцип.

Общество совокупность людей, объединённых исторически общественным и социальными формами совместной жизни и деятельности (Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова., изд. «ИТИ Технология», М., 2005).

Общественный относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе (Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова, изд. «ИТИ Технология», М., 2005).

Патриотизм, как общественный принцип характеризует отношение людей к своей стране, которое проявляется их действиями. Любовь к родине, например, это забота об интересах и исторических судьбах страны, готовность ради них к самопожертвованию; гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям своего народа; уважение к историческому прошлому и вера в светлое будущее Родины; привязанность к месту жительства. У общества патриотизм в большинстве случаев проявляется во время больших исторических потрясений, например, получения права проведения Олимпиады в 2014 году в городе Сочи. Но патриотизм сплочает людей не только в радостные, но и в горестные моменты, тому пример трагедия в Беслане. Чтобы мы почувствовали себя единой нацией и народом понадобились невинные детские смерти.

А, к примеру, в социалистическом обществе, патриотизм народных масс носит не пассивный, а активный деятельный характер, и не только в периоды войн, но и в повседневном труде на благо Родины.

1.5 Патриотизм как моральная позиция

Так же мы можем заметить, что некоторые другие источники определяют патриотизм, как моральную позицию. Словарь Ожегова характеризует мораль, как нравственные нормы поведения, отношения с людьми. Так как моральные нормы должны соответствовать требованиям определённого поведения, которые основаны на принятых в обществе представлениях, следовательно, каждый человек, который относится к обществу и придерживается его социальных установок, по определению должен являться патриотом.

Вывод:

Проанализировав выписки из словарей и газет, можно сказать, что единого общего определения патриотизма нет. Большинство источников даёт определение патриотизма, как любовь к Родине, отечеству, но так же есть и примеры патриотизма, как моральной позиции, нравственного и политического принципа, верность своей истории, преданность своей культуре. Если обобщить всё выше перечисленное воедино, то можно написать следующие: «Патриотизм – это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Патриотизм начинается с любви к родным и близким и не заканчивается на любви к своему народу. Патриот обязан ценить свою историю, быть предан своей стране, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны».


2. История взглядов и современные исследования

2.1 Возникновение и история русского патриотизма

Идея патриотизма во все времена занимала особое место. Не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, например войны, нашествия, революционные потрясения, борьба за власть, стихийные и иные бедствия. Проявление патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Во-первых, патриотизм как одна из основных составляющих Русской идеи, одновременно является неотъемлемым компонентом отечественной гуманитарной науки и культуры, имеющих богатую историю и глубокие традиции.

Во-вторых, патриотизм всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

В-третьих, сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально-действенного проявления. Характерно, что рассмотрение проблемы патриотизма находилось под воздействием немалого числа оппонентов, которые в различных формах ограничивали возможности ее конструктивной и более основательной разработки, умаляли ее наиболее существенные стороны, вплоть до стремления дискредитировать саму эту идею.»

В научно-исследовательской литературе проблеме патриотизма уделяется явно недостаточное внимание. В исследовании патриотизма, со всеми его важнейшими изменениями, сделаны лишь первые шаги (Лутвинов В.И. / Российский патриотизм: история и современность).

Исторически формирование патриотической идеи совпадет с возникновением Русского государства. В период перехода от родового общества к древнерусскому государству этническое самосознание воплощалось в представлении об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, как государства, на котором живет народ. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования, историческая память о прошлом, общность судьбы – все то, что можно назвать историческим пространством и составляло вкупе Отечество.

Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. «Да не посрамим земли Русской!» – эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. С середины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Со второй половины XIV века клич «За землю русскую!» возродился в сочетании с другим «За веру православную!». Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

В петровское время с утверждением абсолютизма государственное начало безраздельно господствовало в общественном сознании. Для этого времени характерен был рост национального самосознания складывающейся русской нации, что нашло свое выражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как «Отечество» и «патриотизм».

Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление «мы – россияне».

Понятие патриотизм наиболее точно определил Н.М. Карамзин: «Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». Похожее определение дает В. Соловьев: «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма». Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главных задач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за их решение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан с жертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от себя, от семьи. Призыв «положить жизнь за Отечество» звучал в стихах Н.М. Карамзина, С.Н. Глинки, А.И. Тургенева. В то же время патриотизм чаще всего сопряжен в общественном сознании с военной деятельностью, но не захватнической.

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова «Бог, Царь и Отечество». С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, – обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. – И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего…». Такой подход к военной службе был закреплен в «Учреждении к бою», «Артикуле воинском», написанных лично Петром I, в Уставе воинском 1716 года, российских законах.

История нашего государства – это история войн в его защиту. Поэтому стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получившее заметное развитие в трудах и деяниях П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других.

В послеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Это отразилось на русском самосознании, которое деформировалось, ослаблялось, утрачивая, национальные корни. Значительнее слабее стала преемственность поколений, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великих предков. В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». Этот исторический факт свидетельствует о том, что форма власти, общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моменты судьбоносных испытаний (Баранов Н.А. // Патриотизм в системе общероссийских ценностей).

Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина – это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм – это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас – с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее (Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский Вестник №16 (644) 2004).

Любовь и вера неразрывны с понятием патриотизма.

Русский патриотизм отличался от всякого иного своей беспредельной и безусловной, то есть не требующей ничего взамен, верностью государству. Если в Киевской Руси, как и в Западной Европе, в трудный час призывали ратников встать грудью на защиту своего домашнего очага, жен и детей своих, то Минин, напротив, предлагает «дворы продавать, жен и детей закладывать», чтоб только «помочь Московскому государству» (Нестеров Ф. Связь времен. изд. «Молодая Гвардия», 1987).

Проанализировав литературу можно сделать выводы, что:

Патриотизм – одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Чувство патриотизма передается из поколения в поколение и является весьма стойким.

Как писалось выше, формирование патриотической идеи совпадает с возникновением Русского государства и меняется вместе с историей. Вместе со значением патриотизма менялись и лозунги, которые его олицетворяли. Например, в XIII веке слова Киевского князя Святослава звучали так: «Да не посрамим земли Русской!» По-моему мнению речь идёт о преданности и защиты своей Родины.

Со второй половины XIII века клич о патриотизме звучал немного иначе: «За землю русскую! За веру православную!». Здесь на первое место встаёт слово «вера». Православие объединяло русский народ.

В эти времена у русского воина было неписанным правилом стоять за родную землю, за родных людей. Постепенно эти качества стали основой патриотизма.

В петровское время национальное самосознание укрепилось. Постепенно вырабатывалось представление «мы – россияне». Главным девизом становится «Бог, Царь и Отечество». Главной идеей стало не служение ради чести и славы, а служение ради государства. Стержнем патриотизма становится военно-патриотическое воспитание. В послеоктябрьский период русское самосознание ослаблялось, особенно ярко выражалось отчуждение молодёжи от славы предков.

Во времена Великой Отечественной войны русский народ снова проявил небывалый патриотизм. В тяжёлые времена патриотизм объеденяет людей, придаёт им веру в себя, в свою страну.


3. Патриотизм в современной истории

В современное время в условиях господства эгоцентрически трактуемой либеральной идеи стала возможной общественная деморализация. А.И. Солженицин, характеризует следующим образом изменения в русском менталитете в новом Российском государстве:»… Рублево-долларовый удар 90-х годов по новому потряс наш характер: кто сохранял еще прежние добрые черты – оказались самыми неподготовленными к новому виду жизни, беспомощными, негодными неудачниками, не способными заработать на прокормление. «Нажива» стала новой идеологией. Разгромная, разрушительная переделка… – густо дохнула распадом в народный характер» (Голикова Л.В. // Патриотизм – основное качество в России, 1987).

Перед Россией встала важнейшая задача – реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому в последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. По мнению А. Кивы «Национальная идея – это обруч нации. Как только он лопается, нация либо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвой какой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии».

Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия. Поэтому необходимо всегда помнить пророческие слова В.В. Розанова: «Цивилизации гибнут от извращения основных добродетелей, стержневых «на роду написанных», на которых «все тесто взошло» (Баранов Н.А. // Патриотизм в системе общероссийских ценностей).

Патриотизм и любовь к Родине сегодня занимают одну из ведущих позиций в списке жизненных ценностей россиян. Патриотами считают себя большинство представителей практически всех групп и слоев общества. 83% россиян, как показал ноябрьский опрос ВЦИОМ, считают себя патриотами своей страны. Не быть патриотом сейчас – непрестижно и немодно.

Интересно, что патриотизм – единственная ценность общественно-политического характера, разделяемая подавляющим большинством наших соотечественников. В рейтинге жизненных приоритетов патриотизм занимает четвертое место – выше него только семья, дети, дом (их важность для себя отметили 95% опрошенных россиян), душевный комфорт (92%), материальное благополучие (88%). Практически наравне – друзья (81%). Гораздо менее важны для людей вера и религия (55%), политика и общественная жизнь (42%).

Таким образом, патриотизм оказывается, вплетен в круг ценностей преимущественно приватного, частного, индивидуального характера и являет собой единственное исключение из этого частного порядка. Индивидуализация и приватизация – главный вектор изменений в сфере жизненных ценностей, фиксируемый социологами в последние пятнадцать лет. И это не могло не повлиять на современное понимание патриотизма.

Во многом уже забыты и отброшены массовым сознанием военные, ультрагосударственнические и «парадные», фасадные формы патриотизма. Современный патриотизм, на взгляд людей, проявляется не столько в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Патриотизм – в укреплении семьи и воспитании детей (50%), уважении традиций (47%), работе с полной отдачей по своей специальности (30%). Гораздо менее значимы публичные и политические формы патриотизма – голосование на выборах за патриотические партии и политиков патриотических взглядов (17%), празднование исторических событий и юбилеев (14%), участие в работе патриотических организаций (13%), критика недостатков в собственной стране (12%). И уж совсем непопулярны и не пользуются уважением разговоры и беседы со знакомыми на патриотические темы – проявлением настоящего патриотизма считают их лишь 7% опрошенных.

Различия во мнениях на этот счет между представителями разных социально-демографических групп невелики. Наиболее важным разделителем выступает образовательный уровень: россияне с высшим и незаконченным высшим образованием чаще называют патриотизмом работу с полной отдачей, голосование за патриотические партии и политиков, конструктивную критику имеющихся недостатков. Люди с образованием ниже среднего, напротив, называют в качестве проявлений истинного патриотизма празднование исторических событий и беседы на патриотические темы.

У «новых российских патриотов» постепенно вырабатывается и своего рода нравственный кодекс, предписывающий, что хорошо, допустимо, а что плохо, недопустимо, заслуживает осуждения. Россияне не видят ничего предосудительного в таких ситуациях, как работа в иностранной фирме (нормальным или допустимым ее назвали 63% респондентов), переезд в другую страну (62%), брак с иностранцем (52%). Напротив, недопустимым 52% опрошенных назвали уклонение от уплаты налогов, 48% полагают, что каждый гражданин страны должен знать государственную символику.

Поровну разделились мнения в отношении такой практики, как уклонение от службы в армии: 39% считает это недопустимым, примерно столько же (40%) – допустимым с теми или иными оговорками. Тяжелая и часто недостойная практика службы призывников в армии зачастую уничтожает высокое нравственное значение службы родине с оружием в руках, традиционно культивировавшееся в России. Большинство опрошенных считают, что школам и вузам следует возобновить военно-патриотическое воспитание молодежи (Фёдоров В. Российский патриотизм – истинный и мнимый // Российская газета).

В настоящее время исследованием проблем патриотизма занимаются несколько творческих коллективов в Институте социологии РАН, Институте социально-политических исследований РАН, Институте психологии РАН, Главном управлении воспитательной работы ВС РФ, Центре военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ, Военном университете Министерства обороны РФ, Екатеринбургском государственном педагогическом университете и др. В проблемное поле их исследований включены такие вопросы, как переоценка ценностей, изменение ценностных оснований идентификации, отношение к патриотизму различных социальных групп, роль патриотических ценностей в формировании общественного мнения и др. (Кошнева К. Патриотизм в культуре современной России // Русский литературный журнал).

В данных источниках приводятся примеры современного патриотизма. В настоящее время люди не перестали ценить патриотизм, как важный пункт совей жизни, но и воспринимают его не как раньше.

Во времена перестройки народное самосознание значительно ослабло. Люди стали переезжать за границу, пропала вера в Страну, как в мощное государство. По-моему мнению, в человеке проснулось не чувство патриотизма (любовь к родине, к своим близким), а чувство самосохранения. Ослабла армия, молодые люди не считали своим долгом защищать Родину, а предпочитали скрываться. Возможно, повлияли и условия нашей армии. В 90-ые годы не звучали громкие лозунги и девизы, как это было во времена великих войн. Молодёжь перестала ценить русскую историю, перестала гордиться отважеством своих предков, а, как известно именно на молодом поколение строится государство.

Проанализировав следующие источники, мы можем говорить о возрождении патриотизма. В настоящее время встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях.


Заключение

Рассмотрев различные источники по данной теме, мы можем сделать ряд выводов.

Патриотизм это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Он начинается с любви к родным и близкими не заканчивается на любви к своему народу. Патриот ценит свою историю, предан своей стране и культуре, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны.

Зарождение патриотизма связанно с возникновением Русского государства и менялось на различных этапах его развития, а связывалось оно с именами русских князей, царей, императоров и вождей. Со временем менялись лозунги, которые олицетворяли патриотизм, так и главная его идея (вера, царь, отечество).

В истории было много периодов спада и роста чувства патриотизма у русского народа и надо заметить, что в тяжёлые времена патриотизм объединяет людей, придаёт им веру в себя и свою страну.

Молодые люди сейчас всячески пытаются избежать службы в армии, многие, начиная с девяностых годов, переехали жить за границу и продолжают иммигрировать и выезжать на заработки, если наша страна не может и не стремится обеспечить квалифицированных специалистов достойными условиями работы и размерами заработной платы, а многие процветающие страны всегда рады переманить к себе светлые головы.

Сегодня радует тот факт, что у людей появилось тенденция к возвращению в сердцах чувства патриотизма, хотя его ещё нельзя сравнить с уровнем преданности своей стране в советские времена.

На данный момент мало людей задумывается о любви и уважении к своей Родине, далеко не многие разбираются в её истории и готовы сражаться за её независимость и сохранность, а всё больше мы смотрим на жизнь с позиции личной выгоды, хотя мы были рождены в этой стране, наши предки создали её для нас, а наш долг это быть им благодарными и сделать свой вклад в развитие Родины, ведь только так мы сможем продолжить их дело, подтвердить свой смысл существования и оставить хорошее наследие своим детям.


Литература

1.   Аксенова А.Г. Исторический словарь, 2002

2.   Аберкомби Н. Социологический словарь, изд. «Экономика», 2004.

3.   Баранов Н.А. // Патриотизм в системе общероссийских ценностей.

4.   Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, изд. «Полрадис», 1997.

5.   Голикова Л.В. // Патриотизм – основное качество в России, 1987.

6.   Грицанов А.А. Философский словарь, 2001.

7.   Даль В.И. Толковый словарь Даля, изд. «Белый город», 2004.

8.   Кошнева К. Патриотизм в культуре современной России // Русский литературный журнал.

9.   Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964.

10.       Кольцова В.А., Соснин В.А. // Психологический журнал. 2005.

11.       Лутвинов В.И. / Российский патриотизм: история и современность.

12.       Нестеров Ф. Связь времен. изд. «Молодая Гвардия», 1987.

13.       Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова, изд. «ИТИ Технология», М., 2005.

14.       Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский Вестник №16 (644) 2004.

15.       Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000

16.       Фёдоров В. Российский патриотизм – истинный и мнимый // Российская газета.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.