Курсовая работа: Отношения Российской Федерации и Европейского Союза в контексте вступления России в ВТО
Курсовая работа: Отношения Российской Федерации и Европейского Союза в контексте вступления России в ВТО
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОТНОШЕНИЯ РФ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.. 3
Глава 1. Россия и ВТО - текущие тенденции и ближайшие перспективы 6
1.1.Содержание и суть современных аспектов международной экономической интеграции 6
1.2.Вступление России в ВТО: мнимые и реальные последствия. 9
Глава 2. Актуальные вопросы взаимодействия России и Европейского Союза.. 13
2.1.Европейское направление российской внешней политики. 13
2.2.Активизация «восточной политики» ЕС.. 18
Глава 3. Заключение Соглашения о вступлении России в ВТО и сценарии на будущее.. 23
3.1.Экономические аспекты Соглашения России с ЕС о вступлении в ВТО.. 23
3.2.Приоритеты торгово-экономического сотрудничества в преддверии вступления России в ВТО 26
Заключение.. 29
Список литературы... 31
Введение
Стратегическом партнерство между Россией и Европейским Союзом является актуальной проблемой в политической дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны. Особую актуальность эта тема приобрела в последнее время, когда осенью 1999 г. правительство России приняло «Стратегию развития отношений Российской Федерации и Европейского Союза на среднесрочную перспективу (2000 - 2010)»[1]. Этот документ стал своего рода российским ответом на разработанную Европейским Союзом «Общую стратегию ЕС в отношении России»[2]. Обе стороны сформулировали свои «стратегические» задачи в отношении друг друга на ближайшую перспективу. Это можно рассматривать как серьезный качественный прогресс в отношениях ЕС-Россия, особенно с российской стороны.
До недавнего времени российская политика в отношении ЕС не имела приоритетного характера и отличалась определенной неадекватностью. Это отражалось в двух диаметрально противоположных подходах. С одной стороны, ЕС воспринимался как один из многих демократических институтов Европы, и стоит только России этого захотеть, как она будет его членом, как большинство других европейских стран.
С другой, процесс европейской интеграции, институционально представленный ЕС, воспринимался как явление второстепенное в европейской политике. Россия традиционно ориентировалась на двусторонние отношения с европейскими государствами, прежде всего такими крупными, как Германия, Франция и Великобритания, которые воспринимались как достойные партнеры для диалога. В последнее время, однако, ситуация начинает радикально меняться, что отражает как возросшую роль самого Евросоюза как самостоятельного политико-экономического игрока, так и растущее понимание того, что хотя национальные государства в Европе никто не отменял, Европа все в большей степени ассоциируется с ЕС, и все, что находится вне ЕС, Европой в строгом смысле, не является. Иными словами, продуманные и структурированные отношения с Европейским Союзом являются безусловным требованием отношений с Европой.
Перспектива вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) еще более рельефно обозначило «европейское» направление внешней политики Российской Федерации и актуализировало прогнозирование развития отношений с ЕС в XXI веке.
Подписанное в 2004 году Россией и ЕС соглашение о вступлении России в ВТО имело принципиальное значение, поскольку были устранены многие разногласия по существенным вопросам, касающимся субсидий и тарифов. Россия может стать членом Всемирной торговой организации (ВТО) уже к концу 2005 г. Для России завершение переговоров с ЕС - это даже не половина, а добрые две трети победы: Евросоюзу принадлежит около 50% голосов ВТО. К тому же он, наряду с США, Канадой и Японией, входит в число ключевых оппонентов России - «группу квадро». На них ориентируются другие страны, ведущие переговоры с Российской Федерацией. Подписанный протокол с ЕС - это сигнал завершения переговоров для всех остальных.
Завершение переговоров с ЕС по вопросу вступления России в ВТО - препятствие прошлых времен. Однако речь идет не только о ВТО: главная тема сегодня - построение между Россией и Евросоюзом четырех «общеевропейских пространств» - экономического, правосудия и внутренних дел, внешней безопасности, науки с культурой.
Цель курсовой работы состоит в анализе особенностей взаимоотношений России и ЕС в контексте вступления России в ВТО.
В задачи работы входит:
1. Изучить эволюцию взаимоотношений России и ЕС в ХХ – начале ХХI вв., выявить факторы, препятствовавшие развитию взаимовыгодного сотрудничества.
2. Дать оценку последствиям вступления России в ВТО.
3. Рассмотреть актуальные вопросы взаимоотношений России и ЕС в эпоху расширения международной экономической интеграции и преддверии вступления России в ВТО, определить ближайшие перспективы и сферы сотрудничества России и Европы.
В работе использованы документы России и Европейского Союза, публикации отечественных и зарубежных аналитиков, политиков по вопросам вступления России в ВТО и развитию переговорного процесса и взаимоотношений России и ЕС в последней четверти ХХ и начале ХХI вв, а также материалы специализированных сайтов в Интернет.
Глава 1. Россия и ВТО - текущие тенденции и ближайшие перспективы
1.1.Содержание и суть современных
аспектов международной
экономической интеграции
Глобальная экономическая интеграция - объективный и закономерный процесс. Она является одним из основных факторов социального и экономического прогресса и системообразующим элементом мировой политики.
Важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Этому способствовала аксиома политико-экономического развития мировой экономики.
Следует отметить, что экономическая взаимозависимость имеет двойственные последствия. С одной стороны, вовлеченность в международный обмен позволяет стране более эффективно использовать преимущества международного разделения труда и добиваться определенного уровня экономического благосостояния за счет уменьшения затрат на достижение этого эффекта. С другой стороны, высокий уровень взаимозависимости делает страну уязвимой к циклическим колебаниям конъюнктуры мировых рынков, включая инфляцию, колебания валютных курсов. Эти последствия испытывают и самые сильные в экономическом отношении страны.
Качественно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни, предполагающим более тесное сближение отдельных национальных хозяйств, является экономическая интеграция, в рамках которой обеспечивается концентрация и переплетение капиталов, проведение согласованной межгосударственной политики.
Изменение после распада СССР международного положения Российской Федерации, ее места в системе мировой экономики, а также связей с другими странами, необходимость укрепления национальной безопасности определяют важность решения задач реформирования экономики страны, углубления ее интеграции в мировое хозяйство, обеспечения достойного места России в международной экономической «табели о рангах».
Однако для России процессы реформирования экономики и интеграции в мировое хозяйство, как показала новейшая история и нынешняя ситуация, сопровождаются серьезными проблемами. Согласно данным НП Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования[3], по итогам десятилетия, доля российского ВВП в мировом выпуске сократилась в два раза - с 5.5% в 1990 г. до 3.0% в 1995 г. и 2.7% в 2001 г. (по оценкам Института экономического анализа, доля России снизилась с 3.6% в 1990 г. до 2.0% в 1995 г.). Причиной этого стал резкий спад производства в 90-е годы. Так, в период 1991-1998 гг. оно сократилось на 42% (Табл. 1). В то же время мировая экономика продолжала расти достаточно высокими темпами.
Таблица 1. Изменение доли России в
мировом выпуске |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 В ценах 1996 г. |
Экономика России по степени открытости уже достигла уровня развитых стран Западной Европы. Но при этом, будучи слабо интегрированной в международное разделение труда, главным образом на уровне технологической кооперации, она имеет черты периферийной экономики, ориентированной на экспорт топлива и сырья и импорт высокотехнологичной машиностроительной продукции и готовых потребительских товаров.
Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей страны и активизировать международное сотрудничество с другими странами.
В этом контексте установление и совершенствование хозяйственного сотрудничества и партнерских отношений России с зарубежными странами, в том числе с ЕС являются объективной необходимостью, поскольку стороны заинтересованы в их развитии.
Как замечает С.П.Ганжа, развитию торгово-экономического сотрудничества России и ЕС способствуют географическая близость, взаимодополняемость их экономик и инфраструктуры, наличие достаточно разработанной правовой базы взаимодействия, давние деловые связи и традиции. Располагая мощным промышленным, финансовым, торговым, инвестиционным и научным потенциалом, Европейский союз, как представляется, в стратегическом плане будет играть возрастающую роль во внешних сношениях России.[4]
Можно было бы воспользоваться и накопленным ЕС опытом отраслевой интеграции (например, Европейское объединение угля и стали). Как представляется, существует целый ряд отраслей, взаимодействие в которых при соблюдении общего взаимовыгодного баланса интересов могло бы оказаться весьма эффективным: топливно-энергетический комплекс, транспорт, военно-промышленный комплекс, аграрно-промышленный комплекс и т.д.
Однако, реальность не слишком соответствует чаяниям большей части российского общества и политической элиты. В российском официальном понимании как «общеевропейские» могут рассматриваться только те процессы, которые идут с участием России, в то время как на практике имеет место прямо обратное явление - общеевропейские процессы идут, как правило, без участия России. Складывается чрезвычайно серьезная ситуация. В процессе расширения Европейского Союза складывается новая европейская общность, носящая панъевропейский характер, но без присутствия России.
Чрезвычайно сложно шли переговоры ЕС и России по вопросу вступления в ВТО. Долгожданный прорыв был достигнут лишь в мае 2004 года, когда стороны подписали договор о том, что все разногласия между ними по этому поводу устранены. Предполагается, что в 2005 году наша страна формально станет полноправным членом ВТО.
1.2.Вступление России в ВТО: мнимые и реальные последствия
Обсуждение вопросов необходимости и оценки последствий вступления России в ВТО на протяжении десяти лет носили острый дискуссионный характер. Большинство экспертов признали, что интеграция российской экономики в глобальную экономику не произойдет одномоментно и не превратится во фронтальное наступление на мировой рынок всех отраслей и предприятий национальной индустрии.
Учитывая, что решение о вступлении России в ВТО принято окончательно, обсуждение этого вопроса сегодня в основном происходит вокруг темы последствий этого вступления.
Некоторые ученые отмечают, что за десять лет в стране не проведено ни одного комплексного социально-экономического исследования последствий присоединения России к ВТО, поэтому мы не можем выделить «чистые эффекты» от этого процесса. Вместе с тем, данная проблема неоднократно становилась предметом отечественных исследований.[5]
Существенные совпадения между перечнями наиболее пострадавших в 1990-е гг. отраслей и отраслей, попадающих в группу риска при вступлении в ВТО, заставляют задуматься об использовании накопленного опыта при прогнозировании возможных последствий вступления в ВТО для определения факторов[6], оказывающих стабилизирующее или дестабилизирующее воздействие на социальные процессы в регионах, и формы адаптации экономики и населения к предполагаемым изменениям.
Гипотетически выгоды от вступления страны в ВТО определяются, в конечном счете, относительной конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Снижение торговых барьеров стимулирует рост внешнеторгового оборота как в части экспорта, так и в части импорта.
Но расширение доступа нашей продукции на рынки других стран реально будет иметь значение только для 5% нашего экспорта.[7] Пессимистичная позиция многих российских ученых активно поддерживается промышленниками. В целом, независимо от отраслевой принадлежности в деловой среде имеет место нежелание представителей производств, ориентированных в своей деятельности на внутренний рынок, быстро вступать в ВТО. В то же время, те предприниматели, чьи интересы сосредоточены в основном в области экспорта сырья и которые не сталкиваются с противодействием на западных рынках, в целом нейтральны.[8]