скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Отношения между Японией и Западной Сибирью

Совместная декларация СССР и Японии была утверждена парламентом Японии 5 декабря 1956 г. и ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 8 декабря 1956 г. Обмен ратификационными грамотами был произведен в Токио 12 декабря 1956 г[29].

В 1960 г. Советский Союз в связи с заключением нового японо-американского договора безопасности дополнительно обусловил возвращение Японии островов Хабомаи и Шикотан выводом с японской территории всех иностранных войск. В ответ правительство Японии выдвинуло возражение, заключающееся в том, что нельзя в одностороннем порядке менять содержание Совместной декларации СССР и Японии, которая является договором, ратифицированным парламентами обеих стран.

Позднее с советской стороны стали делаться заявления о том, что территориальный вопрос в отношениях между СССР и Японией решен в результате второй мировой войны и как таковой вообще не существует[30].

В Совместном советско-японском заявлении от 10 октября 1973 г. по итогам переговоров на высшем уровне в Москве было отмечено, что "урегулирование нерешенных вопросов, оставшихся со времен второй мировой войны, и заключение мирного договора внесут вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отношений между обеими сторонами"[31].

В Совместном советско-японском заявлении от 18 апреля 1991 г. по итогам переговоров на высшем уровне в Токио сказано, что стороны провели "переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся разработки и заключения мирного договора между СССР и Японией, включая проблему территориального размежевания, с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп". В Заявлении подчеркивается также важность ускорения работы по заключению мирного договора[32].

После образования в декабре 1991 г. Содружества Независимых Государств и признания Японией Российской Федерации в качестве государства-продолжателя СССР переговоры по мирному договору, которые велись между СССР и Японией, продолжаются между Японией и Российской Федерацией.

За прошедший период в российско-японских отношениях произошли крупные позитивные изменения, в основе которых – осуществление российским руководством политики демократических и рыночных реформ и последовательная поддержка этого курса Правительством Японии, а также стремление Токио к более самостоятельной и инициативной роли в мировых делах.

Отношения с Японией развиваются в качественно новом формате: обоюдная приверженность универсальным демократическим ценностям, отсутствие идеологической и военной конфронтации, ослабление японской стороной прежде плотной увязки расширения двусторонних связей с нерешенными проблемами, наличие глубокой взаимной заинтересованности в сотрудничестве на международной арене в постконфронтационный период. На высшем уровне согласованы базовые принципы развития отношений:

·          взаимное доверие,

·          взаимная выгода,

·          долгосрочность,

·          тесное экономическое сотрудничество[33].

Это позволило выйти на исторический результат – подписание в Москве в ноябре 1998 г. в ходе встречи на высшем уровне Московской декларации, поставившей задачу строительства между двумя странами долгосрочного созидательного партнерства[34].

Поддерживается регулярный и доверительный диалог на высшем уровне. Состоялись неофициальная встреча президента России В.В. Путина с премьер-министром Японии Ё. Мори в Санкт-Петербурге (апрель 2000 г.), встреча В.В. Путина с Ё. Мори в 2000 г. на Окинаве и в Брунее в ходе форума АТЭС в ноябре 2000 г., официальный визит В.В. Путина в Токио в сентябре 2000 г.

В целом уровень двусторонних торгово-экономических связей нельзя признать удовлетворительным, хотя тенденции к улучшению наблюдаются. В 2000 г. товарооборот составил 5,125 млрд. долл. (рост на 21,3 % по сравнению с 1999 г.). В 1994 г. учреждена и действует Российско-Японская Межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам (МПК). Ее очередное, четвертое заседание состоялось 2 ноября 2000 г. в Москве[35].

Для поддержки российских реформ правительство Японии предоставило России кредитно-финансовое содействие в разных формах на общую сумму, превышающую 6 млрд. долл.

Происходит освоение новых, “закрытых” ранее областей сотрудничества: контакты по военной линии, между пограничными и правоохранительными ведомствами и т.д. В августе 1999 г. руководителями военных ведомств впервые был подписан Меморандум о создании основ для развития диалога и контактов между Министерством обороны Российской Федерации и Управлением обороны Японии. В ходе официального визита В.В. Путина в Японию в сентябре 2000 г. подписаны Меморандум о сотрудничестве между правительством Российской Федерации и правительством Японии в правоохранительной области и Меморандум об основах развития сотрудничества между Федеральной пограничной службой Российской Федерации и Управлением безопасности на море Японии[36].

Развиваются культурные, гуманитарные, молодежные обмены, связи по линии парламентов и общественности.

Активизируются диалог и взаимодействие России и Японии по международным вопросам как двух влиятельных держав и членов "большой восьмерки". В сентябре 2000 г. на высшем уровне подписано Совместное заявление о взаимодействии Российской Федерации и Японии в международных делах. Россия поддерживает кандидатуру Японии в постоянные члены Совета Безопасности ООН.

В отношениях с Японией остается нерешенным вопрос о международно-правовом оформлении российско-японской государственной границы и заключении мирного договора. Переговоры по данному вопросу ведутся на высшем уровне, а также в рамках созданной в 1998 г. Совместной российско-японской комиссии по вопросам заключения мирного договора под руководством министров иностранных дел.

Имеется и ряд других проблемных аспектов:

·          не отвечающие потенциалу двустороннего сотрудничества объем и динамика взаимной торговли, а также масштабы японских инвестиций в российскую экономику;

·          не всегда эффективное использование российской стороной японского кредитно-финансового содействия;

·          отказ Токио перерегистрировать на Россию собственность бывшего СССР в Японии (до урегулирования вопроса о советской загрансобственности между Россией и Украиной) и др.[37]

Нынешнее состояние отношений между Россией и Японией в целом можно охарактеризовать как наиболее благоприятное за всю историю общения двух стран, и лидеры двух стран, похоже, осознают важность и необходимость дальнейшего улучшения отношений, в том числе, и через продолжение кропотливой работы по сближению позиций сторон с целью заключения мирного договора.

Вместе с тем территориальная проблема по-прежнему остается для Токио знаковой, и японская сторона всегда крайне болезненно реагирует на ситуации, когда, по её мнению, происходит сбой в продвижении к решению вопроса согласования российско-японской государственной границы, хотя и не подвергает при этом сомнению важность комплексного развития отношений с Россией.

1.2 Современное состояние российско-японского сотрудничества (2000 – 2008 гг.)

25 марта 2001 г. в Иркутске состоялась рабочая встреча президента Российской Федерации В.В. Путина с премьер-министром Японии Ё. Мори, в ходе которой было подтверждено обоюдное понимание стратегического значения российско-японских отношений для обеих стран и под этим углом зрения подчеркнуто намерение продолжать их поступательное развитие, прежде всего в таких приоритетных областях как стратегическое взаимодействие на мировой арене, расширение торгово-экономического и иного практического сотрудничества, продолжение переговоров о заключении мирного договора, включая взаимоприемлемое решение проблемы пограничного размежевания[38].

По итогам встречи подписано Иркутское заявление президента Российской Федерации и премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора[39].

7 мая 2001 г. состоялся телефонный разговор В.В. Путина с новым премьер-министром Японии Дз. Коидзуми, который возглавил правительство Японии в конце апреля 2001 г. Стороны договорились сохранять преемственность курса на поступательное развитие двусторонних отношений на основе достигнутого к настоящему моменту позитива[40].

В программной речи в парламенте Японии 7 мая 2001 г. Дз. Коидзуми подчеркнул намерение твердо сохранять преемственность всех предшествующих позитивных достижений, включая результаты Иркутской встречи на высшем уровне[41].

В январе 2003 года лидерами двух стран был принят "Японо-российский план действий".

Япония обращает внимание на усилия, которые Россия в последнее время прикладывает для освоения Дальнего Востока и Восточной Сибири, а также на ее активную позицию, направленную на интеграцию этих регионов в АТР. Приветствуя такую позицию России, на саммите в Хайлигендамме в июне 2007 года японская сторона предложила "Инициативу по укреплению японо-российского сотрудничества в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири", в рамках которой было выделено восемь конкретных сфер сотрудничества[42]. В ходе японо-российской встречи на высшем уровне в апреле 2008 г. в Москве стороны, в частности, пришли к единому мнению об активизации взаимовыгодного сотрудничества в стратегических областях, в том числе в сфере энергетики, включая нефть, природный газ и атомную энергию, в сфере транспорта, включая активизацию перевозок по Транссибирской железнодорожной магистрали, а также в сфере экологии. Стороны особенно приветствовали начало первых в истории совместных работ по разведке нефтяных месторождений в Восточной Сибири.

"Инициатива по укреплению японо-российского сотрудничества в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири" не ограничивается сферой экономики. Это комплексная инициатива, включающая в себя и сотрудничество в сфере безопасности. Правительство Японии надеется, что Россия будет играть еще большую роль и вносить еще более существенный вклад в безопасность АТР.

Несмотря на то, что отношения сотрудничества между Японией и Россией развиваются в целом ряде областей, в переговорах по мирному договору, которые являются одним из главных направлений "Японо-российского плана действий", к сожалению, прогресса не наблюдается. В апреле 2008 г премьер-министр Ясуо Фукуда посетил Россию и встретился с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, на тот момент президентом Владимиром Путиным и избранным президентом Дмитрием Медведевым. В ходе встречи премьер-министр Ясуо Фукуда заявил о необходимости достижения конкретного прогресса в переговорах по мирному договору в целях вывода наших отношений на высокий уровень.

Отсутствие мирного договора между Японией и Россией, которые являются важными соседями по АТР, представляется неестественным. Преодоление этой ситуации даст обеим странам и их народам возможность получить большую пользу.

Если сравнить связи между Японией и США, Китаем или Южной Кореей с японо-российскими связями, очевидно, что последние являются наиболее слабыми. Например, товарооборот с Россией у Японии примерно в десять раз меньше, чем с США или Китаем. А если взять количество взаимных визитов граждан двух стран, то этот показатель у Японии с Россией примерно в 28 раз меньше, чем с США или Китаем. Эти цифры никак нельзя назвать отвечающими потенциалу двух стран.

На сегодняшний день Япония является одним из крупнейших торговых партнеров России. По оценкам российской стороны, в прошлом году товарооборот двух стран вплотную приблизился к $30 млрд. При этом, по оценкам японской стороны, он даже перешагнул этот рубеж. Для сравнения: совсем недавно, в 2005 году, объем взаимной торговли составлял всего лишь $10 млрд. Таким образом, за прошедшие три года он утроился.

Среди положительных моментов в российско-японских отношениях министр иностранных дел Японии Масахико Комура в 2008 году отметил:

Во-первых, между Японией и Россией уже нет военной напряженности, как это было в годы холодной войны.

Во-вторых, у нас есть база для взаимовыгодного сотрудничества в сфере экономики. Из всех соседей, думаю, Япония может внести самый весомый вклад в дальнейшее строительство новой промышленной структуры России.

В-третьих, Япония и Россия являются членами "Группы восьми". Обе страны не только крупнейшие страны региона. В качестве глобальных держав они несут серьезную ответственность за формирование порядка в международном сообществе[43].

С 11 по 13 мая 2009 г. состоялся визит российского премьера Владимир Путина в Японию. В ходе него был подписан целый ряд совместных проектов и важнейших соглашений. Кроме того, глава российского правительства обсудил перспективы сотрудничества в сфере мирного атома, проблематику мирного договора и шестистороннего процесса по денуклеаризации Корейского полуострова.

В ходе этой встречи В. Путин сообщил, что правительство РФ будет всячески поддерживать прямое взаимодействие российских и японских бизнесменов. По его словам, российско-японские экономические связи развиваются в позитивном ключе. Растет, в частности, товарооборот, увеличивается объем прямых инвестиций, осуществляются крупные проекты, в том числе в сфере энергетики. Однако, по мнению российского премьер-министра, "более значимым достижением является создание атмосферы доверия, усиление тенденции к желанию развивать отношения друг с другом в самых разных областях". "Это, мне кажется, самое главное, что удалось сделать и правительствам, и общественности двух стран за последние несколько лет", – цитирует слова В.Путина пресс-служба правительства. Глава российского правительства выразил также уверенность в том что Россия и Япония будут находить все новые и новые сферы взаимных интересов, готовить и осуществлять взаимовыгодные проекты[44].

В результате активного диалога на различных уровнях в последние годы в российско-японских связях углубилось доверие и взаимопонимание, и они достигли самого высокого за всю историю их развития уровня, определены магистральные направления движения двух стран к построению созидательного партнерства.

В результате продолжавшихся до настоящего времени энергичных переговоров между двумя странами достигнуты важные договоренности, в том числе Совместная декларация СССР и Японии 1956 года, Токийская декларация о российско-японских отношениях 1993 года[45], Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией 1998 года[46], Заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии по проблеме мирного договора 2000 года[47] и Иркутское заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора 2001 года[48], Инициатива по укреплению японо-российского сотрудничества в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири, принятая 7 июня 2007 г. в Германии[49]. Создан механизм для подготовки решения этого сложного вопроса – сформирована Совместная российско-японская комиссия по вопросам заключения мирного договора, возглавляемая министрами иностранных дел обеих стран, в рамках которой учреждены подкомиссии по пограничному размежеванию и совместной хозяйственной деятельности.

Осуществлен комплекс мер по разъяснению общественности обеих стран важности поступательного развития российско-японских отношений и заключения мирного договора. Проводились различные двусторонние форумы и семинары, включая Российско-Японский форум "Российско-японские отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в условиях глобализации", подготовлен "Совместный сборник документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией". Это способствовало активному обсуждению проблематики мирного договора между экспертами, учеными и специалистами двух стран. В дискуссиях на эту тему также активно участвовали парламентарии обеих стран. В результате сделан совместный вывод о том, что для продвижения переговоров по вопросу о заключении мирного договора необходимо обеспечение в двусторонних отношениях атмосферы, избавленной от эмоций и предвзятости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.