Курсовая работа: Отчет о прибылях и убытках и его использование в оценке доходности деятельности предприятия
На основании полученных данных в таблице 3 можно сделать следующие выводы.
Выручка от реализации продукции имеет тенденцию роста и составляет:
2005 г. - 245867 тыс. руб.
2006 г. – 156170 тыс.руб.
2007 г. – 150445 тыс.руб.
В процентном соотношении это увеличение составило 101,8%, как и было выше сказано, население больше доверяет местным товаропроизводителям, а также ООО «Маслово» осваивает новые виды продукции, которые приходятся по душе потребителям.
Себестоимость продукции также имеет тенденцию роста и в 2007 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 94,5%. Это связано с бесконтрольным ростом цен всего, что используется в производстве продукции, за исключением на мой взгляд: налогов и заработной платы работников.
ООО «Маслово» является прибыльным. Прибыль от реализации продукции составляет:
2005 г. - +27735тыс. руб.,
2006 г. - +27461тыс.руб.,
2007 г. – +11835.руб.
Проценты к уплате увеличились на 8.9% в 2007 г. по сравнению с 2005 г. составили 2378 тыс. руб.
Прочие доходы и расходы в хозяйстве соответственно составили:
2005 г. – доходы отсутствовали, а расходы 7584 тыс. руб.,
2006 г. – доходы 9528 тыс. руб., а расходы 2231 тыс.руб.,
2007 г. – доходы 28717 тыс. руб., а расходы 905 тыс.руб.
Чистая прибыль уменьшилась на 1% в 2007 г. по сравнению с 2005 г., составила 36937 тыс. руб.
Уровень рентабельности составляет:
2005 г. – 18,4%
2006 г. – 17,5%
2007 г. – 4,8%.
Уровень рентабельности на предприятии снизился с 25,2% до 15,1%, на мой взгляд, это связано с ростом себестоимости продукции. Поэтому для увеличения рентабельности предприятие решило, увеличь пастбища и соответственно поголовье КРС, которое дает наибольшую прибыль. То есть увеличить объем производимой продукции.
Окупаемость затрат превышает 1 и составляет:
2005 г. – 1,18 руб./руб.
2006 г. – 1,17руб./руб.
2007 г. – 1,04руб./руб.
В целом предприятие имеет стабильный доход, работает прибыльно.
3. Отчёт о прибылях и убытках
3.1. Порядок составления отчёта о прибылях и убытках
Отчёт о прибылях и убытках составляется на основании изменений приказа Минфина от 18.09.2006 115-116н. Где обобщаются такие термины, как «Операционные доходы и расходы», «Внереализационные доходы и расходы», «Чрезвычайные доходы и расходы» с «Прочими доходами и расходами».
Показатели формы № 2 «Отчёт о прибылях и убытках» заполняются на основании аналитических данных к счетам 90 «Продажи», 91 «прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», которые содержатся соответственно в журналах-ордерах № 11,13,15 при журнально-ордерной форме учета или в аналогичных по назначению регистрах при других формах учета [20, с.256].
Прежде чем заполнять отчет о прибылях и убытках необходимо вспомнить основные правила. Первое – все данные надо приводить нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно. При этом в графе 3 должны быть обороты по счетам за 2007 г., а в графе 4 – обороты 2006 года. Второе правило – не следует зачитывать суммы прибыли в счет убытков (и наоборот). Третье правило – отрицательные величины и те показатели, что бухгалтер должен вычитать, записывают в круглых скобках.
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (строка 010).
Здесь записывают доходы от обычных видов деятельности предприятия. Прежде всего, это выручка за продукцию и товары, а также за выполненные работы и оказанные услуги. При расчете выручки нужно учесть суммовые разницы. Эти разницы возникают, когда товары, цена которых выражена в условных единицах, отгружают раньше, чем поступает оплата за них. Если в договоре с покупателем предусматриваются различные скидки или наценки, то их тоже нужно учесть, определяя выручку. Кроме того, в расчет надо брать и проценты, причитающиеся с покупателя за рассрочку. Такой порядок определен Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н. [22, с. 22-30]
Выручку отражают без учета НДС, акцизов, экспортных пошлин, так как согласно пункту 3 ПБУ 9/99 эти налоги не являются доходами.
Также не считаются доходами деньги, которые посредник получил от покупателей за товары, принадлежащие комитенту (принципалу или доверителю). Не признаются доходами полученные авансы и суммы, поступившие в качестве залога, задатка и т.д. Суммы, поступившие в погашение кредита или займа. В типовой форме Отчета выручка отражается полностью, то есть без расшифровок. В то же время, если предприятие сочтет нужным, можно расписать доходы и расходы от каждого бизнеса. Для этого форму № 2 нужно дополнить новыми строками (011, 012 и т. д.). При этом расшифровывают только существенные доходы. В пункте 18.1 ПБУ 9 /99 «Доходы организации» сказано, что существенной считается та выручка, которая за отчетный период составляет 5 процентов и более от общей суммы доходов организации.
Это правило касается и расходов. Расходы, соответствующие каждому виду выделенного дохода, нужно показывать в отдельных строках. [24, с. 47-58]
Разбираясь в том, что относится к доходам организации, нужно обратить внимание на один нюанс. Речь идет об арендной плате и о суммах, поступившим в соответствии с лицензионными договорами. В этом случае возникает вопрос – как поступать с этими средствами: включать в состав доходов по обычным видам деятельности и отражать по строке 010 или же относить к прочим доходам и показывать по строке 090? В пункте 4 ПБУ 9/99 говорится, что организация вправе самостоятельно решить, как ей быть.
По строке 010 нужно указать:
- в столбце 3 – 245867000 руб.;
- в столбце 4 – 156170000 руб.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 020).
Здесь указывают сумму расходов по обычным видам деятельности за отчетный период. Этот показатель указывают в круглых скобках.
Согласно пункту 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы по обычным видим деятельности делятся на:
- материальные;
- затраты па оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизацию;
- прочие.
Не считаются расходами фирмы и в Отчете не отражаются:
- суммы от продажи товаров, перечисленные посредником в пользу комитента (доверителя, принципала);
- затраты по приобретению внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства и т. п.);
- суммы, перечисленные в порядке предоплаты материальных ценностей, работ или услуг;
- суммы, выданные в качестве задатка;
- суммы, перечисленные в погашение кредита или займа, ранее полученного фирмой.
По этой строке бухгалтер приводит расходы по обычным видам деятельности, выручка от которых отражена по строке 010 Отчета о прибылях и убытках. Согласно пункту 5 ПБУ 10/99, это затраты на изготовление и реализацию продукции, приобретение и продажу товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
При заполнении данной строки имеется один нюанс, интересный для бухгалтера организации, которая управленческие и коммерческие расходы не списывает сразу, а распределяет между реализованной и оставшейся продукцией. Так вот, долю таких расходов, приходящуюся на проданную продукцию, также приводят по строке 020.
Например.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг ООО «Маслово» в 2007 г. составило 230722000 руб., а в 2006 г. составило – 126647000 руб.
В отчете ООО «Маслово» по строке 020 в круглых скобках нужно отразить величину себестоимости выпущенной продукции, проданных товаров и оказанных услуг:
- в столбце 3 – 230722000 руб.
- в столбце 4– 126647000 руб.
Валовая прибыль (строка 029).
Это промежуточный итог. Тут показывают валовую прибыль предприятия. Она равна разнице между выручкой (строка 010) и себестоимостью (строка 020).
По строке 029 ООО «Маслово» должно указать следующие суммы:
- в графе 3 – 15145000 руб. (245867000 - 230722000);
- в графе 4 – 29523000 руб. (156170000 - 126647000).
Коммерческие расходы (строка 030).
По этой строке приводят расходы, которые связаны со сбытом продукции. Скажем, это затраты на рекламу, хранение, перевозку продукции.
Пункт 9 ПБУ 10/99 позволяет списывать коммерческие расходы двумя способами. Первый – распределять их между реализованной и оставшейся продукцией. То есть все собранные затраты списываются на себестоимость продукции такой проводкой:
Дт 20 Кт 44 – списаны на себестоимость произведенной продукции коммерческие расходы.
Затем часть коммерческих расходов, приходящуюся на реализованную продукцию, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 90. в таком случае строку 030 не заполняют.
Второй способ – все коммерческие расходы включать в себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде. При этом делается запись:
Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 44 – списаны на себестоимость реализованной продукции коммерческие расходы.
И соответственно заполняется строка 030.
Продолжим наш пример.
Затраты ООО «Маслово» на хранение и доставку продукции в 2005 году составили 3310000 руб., а в 2004 году 2062000 руб.
По строке 030 бухгалтер ООО «Маслово» должен записать в круглых скобках следующие суммы:
- в графе 3 – 3310000 руб.;
- в графе 4 – 2062000 руб.
Управленческие расходы (строка 040).
Здесь приводятся общехозяйственные расходы предприятия. К таким затратам, в частности, относят:
- расходы на оплату труда административного персонала;
- расходы на подготовку и переподготовку кадров;
- расходы на содержание имущества общехозяйственного назначения;
- стоимость канцелярских товаров и других материалов и инвентаря, использованных для нужд управления, и т. д.
Управленческие расходы списывают на себестоимость продукции так же, как и коммерческие. То есть либо все сразу – тогда бухгалтер должен заполнять строку 040, либо пропорционально доле проданной продукции – в этом случае запись делают по строке 020, строка 040 в этом случае остается пустой. В нашем случае строка 040 пуста.
Прибыль (убыток) от продаж (050).
По строке 050 указывается финансовый результат от продажи продукции (товаров, работ, услуг). Получить его можно, если и выручки от продаж (строка 010) вычесть себестоимость проданных: товаров (отрока 020), коммерческие (строка 030), и управленческих (строка 040) расходы. Тот же результат будет, если из валовой при были (строка 029) вычесть коммерческие и управленческие расходы. Если в итоге получится убыток, то его сумму надо показать в Отчете в круглых скобках.
Продолжаем наш пример:
По строке 050 бухгалтер ООО «Маслово» указывает следующие величины:
- в графе 3 – 11835000 руб. (14145000 - 3310000);
- в графе 4 – 27461000 руб. (29523000 2062000).
Чтобы заполнить раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» Отчета о прибылях и убытках нужно знать, откуда брать сведения и информацию для этого. Рассмотрим источники информации для заполнения этого раздела Отчета в таблице 4.
Таблица 4
Источники информации для заполнения этого раздела Отчета
Строка счета | Код строки | Как сформировать показатели Отчета о прибылях и убытках |
1 | 2 | 3 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акциза и аналогичных обязательных платежей) | 010 | Разница между кредитовым оборотом субсчета «Выручка» счета 90 и дебетовыми оборотами субсчетов «НДС», «Акцизы», «Экспортные пошлины» счета 90 |
1 | 2 | 3 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 020 |
Дебетовый оборот по субсчету «Себестоимость продаж» счета 90 в корреспонденции со счетами 20,41,43 и 45. Организации, которые используют для учета затрат на производство счет 40, должны скорректировать дебетовый оборот по субсчету «Себестоимость продаж» счета 90 на разницу между фактической и нормативной себестоимостью продукции. Если фактическая себестоимость окажется выше нормативной, то сумма превышения прибавляется к дебетовому обороту по субсчету «Себестоимость продаж», а если ниже – то вычитается из него. |
Валовая прибыль | 029 | Разница между строками 10 и 020 |
Коммерческие расходы | 030 | Дебетовый оборот субсчета «Себестоимость продаж» счета 90 в корреспонденции со счетом 44 |
Управленческие расходы | 040 | Дебетовый оборот субсчета «Себестоимость продаж» счета 90 в корреспонденции со счетом 26 |
Прибыль (убыток) от продаж | 050 | Из строки 029 вычесть строки 030 и 040 |
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению (строка 060).
По этой строке организации приводят проценты, которые им причитают. В данном случае речь идет о процентах по государственным облигациям и ценным бумагам, банковским депозитам и вкладам, а также по предоставленным займам. Обратите внимание: проценты по займу начисляют в конце каждого отчетного периода в соответствии с условиями договора (п. 16 ПБУ 9/99).
Продолжаем наш пример.
За 2007 год ООО «Маслово» никого не кредитовало и никому не давало взаймы. Такая же ситуация была и в 2006 году. Таким образом, по строке 060 в обоих столбцах ставят прочерк.
Проценты к уплате (строка 070).
В данной строке записывают проценты, которые предприятие должно уплатить по облигациям, акциям, кредитам и займам. При этом проценты надо начислять каждый месяц, пока фирма пользуется заёмными средствами, независимо когда будут выплачены эти средства. Исключение составляют платежи по займам, взятым для покупки инвестиционных активов. Такие проценты до момента оприходования учитываются в себестоимости купленного имущества. Если же проценты начислены уже после принятия инвестиционного актива к учету, в этом случае они относятся к прочим расходам и также отражаются по строке 070. Отметим что проценты по заемным средствам, которые не направлены на покупку инвестиционных активов, можно списать единовременно.
Пусть в 2007 году ООО «Маслово» брало кредит на покупку мясоперерабатывающего оборудования. За год фирма исчислила проценты на сумму 2378000 руб., а в 2006г. на сумму 2747000 руб. В строке 070 в круглых скобках указывается:
- в столбце 3 – 2378000 руб.;
- в столбце 4 – 2747000 руб.
Доходы от участия в других организациях (строка 080).
Здесь показывают доходы от участия в уставных капиталах других организаций (например, дивиденды по акциям и т.д.). Организации также могут вести совместную деятельность, объединив свои вклады. Для этого они заключают договор простого товарищества. При этом доход от совместной деятельности начисляют в тот день, когда товарищи распределят полученную прибыль между собой. Эту сумму и отражают в строке 080 Отчета. В 2007 г. и в 2006 г. хозяйство не участвовало в других организациях и ни с кем не заключало договора «простого товарищества», поэтому по строке 080 ставим прочерк.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8