Курсовая работа: Особенности проведения занятий физической культуры с лицами, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии
2.3 Коррекция прыжков
Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой.
Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.
Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.
Физические упражнения для коррекции прыжков
№ пп | Упражнения | Коррекционная направленность |
1. |
Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 900 |
Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве |
2. | Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10-15 м | Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног |
3. | Прыжки через скакалку на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад | Согласованность и ритмичность движений дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости |
4. | Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5-6 прыжков подряд) | Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность |
5. | Прыжок с места вперед - вверх через натянутую веревку на высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук | Дифференцировка направления усилий, согласованность движений рук и ног скоростно-силовые качества |
6. | Прыжки на двух ногах через набивные мячи из полуприседа с взмахом рук | Дифференцировка расстояния и усилий, согласованность движений ног, развитие силы разгибателей ног |
7. | Выпрыгивание вверх из глубокого приседа | Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног |
8. | Прыжки с зажатым между стопами мячом | Координация движений, точность кинестетических ощущений |
9. | Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40-50 см, с последующим отпрыгиванием вверх | Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества |
10. | Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик) | Соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества |
11. | Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок | Координация движений рук и ног, ритмичность движений |
12. | Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку | Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через» |
13. |
Прыжки через обруч: а) перешагиванием; б) на двух ногах с между скоками; в) на двух ногах |
Укрепление свода стопы, ритмичность и со- размерность усилий, координация движений рук и ног |
14. |
Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, счет - поворот на 900 на каждый 4-й |
Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля |
2.4. Коррекция лазания и nерелезания
Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезание через препятствие. Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезание корригируют недостатки психической деятельности - страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных ситуациях. Упражнения, выполняемые на высоте, должны быть объяснены и показаны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности и страховки. Для преодоления препятствий используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы.
Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания
№ пп | Упражнения | Коррекционная направленность |
1. | Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой | Координация движений, соразмерность усилий |
2. | Перелезание через рейку лестницы- стремянки | Ловкость, координация движений, точность перемещения, ориентировки в пространстве |
3. | Лазание по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки | Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения |
4. | Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др. | Ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела |
5. | Перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом 10° |
Координация, приспособительная реакция на изменившиеся условия |
6. | Лазание по наклонной скамейке произвольным способом вверх и под уклон | Согласованность движения, ориентировка пространстве, дифференцировка усилий |
7. | Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, по одной рейке начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть) | Преодоление страха высоты, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, согласованность и последовательность движений рук и ног. |
8. | «Корабль». Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами | Преодоление страха высоты, координация и согласованность движений рук и ног, профилактика плоскостопия, воображения |
9. |
«Ура». Подняться по гимнастической стенке вверх, вставая на каждую ступеньку, снять ленточку, подвешенную на верхней рейке, пройти приставными шагами на соседнюю стенку и спуститься вниз тем же способом |
Преодоление боязни высоты, пространственная ориентировка, двигательная память, профилактика нарушений осанки и плоскостопия |
10. | «Черепаха». Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягиваясь на руках | Координация движений, мышечной силы рук и плечевого пояса |
11. | Лазанье по гимнастической скамейке произвольным способом с последующим перелезанием через поролоновые кубы (плинт, горку матов) | Координация движений, быстрота переключения, согласованность движений, ориентировка в пространстве |
12. | «Верблюд». Ползание и лазанье по гимнастической скамейке с грузом на спине (кубик, резиновое кольцо) | Равновесие, согласованность движений |
13. | «На мачту». Лазанье вверх и вниз по веревочной лестнице | Ориентировка в пространстве, смелость, координация, дифференцировка пространства, профилактика плоскостопия |
2.5. Коррекция метания
Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками; несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища.
Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, потому что их лучше держать в руках, а затем переходят к малым.
Подготовительные упражнения для метания,
освоение предметных действий с мячом
№ пп | Упражнения | Коррекционная направленность |
1. |
С большими мячами (волейбольный, баскетбольный, пляжный) а) Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя. б) Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя, присев, стоя. в) Катание мяча вдоль гимнастической скамейки |
Дифференцировка усилия и расстояния. Глазомер, координация и точность движения, дифференцировка усилия и направления движения. Точность направления и усилия |
2. |
а) Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками. б) Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол |
Координация движений рук, точность направления и усилия. Быстрота переключения зрения |
3. |
а) Бросок мяча в стену и ловля его. б) То же, но ловля после отскока от пола. в) То же, но ловля после хлопка в ладони. г) То же, но ловля после вращения кругом, приседания |
Координация движений рук. Зрительная дифференцировка направления движения, ручная ловкость, ориентировка в пространстве, равновесие, распределение внимания |
4. |
а) Перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета). б) То же, но ловля после отскока от пола. в) То же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение кругом, приседание и др. |
Пространственная ориентировка, дифференцировка усилий, направления, расстояния, времени, быстрота переключения внимания |
5. |
а) Ведение мяча на месте правой, левой рукой. б) То же в ходьбе |
Дифференцировка усилия и направления движения, координация движений рук, концентрация внимания и зрительный контроль |
6. |
С набивным мячом (1 и 2 кг) Поднять мяч вверх, вперед, вправо, влево |
Дифференцировка усилий, развитие силы рук, плечевого пояса, укрепление «мышечного корсета» |
7. |
а) Ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди 30 с. б) Ходьба с мячом в руках, удерживая его за головой 30 с. |
Удержание вертикального положения при дополнительной нагрузке, статическая сила рук и плечевого пояса |
8. |
а) Наклоны туловища вперед, вправо, влево с удержанием мяча на груди. б) То же, с удержанием мяча за головой |
Координация крупной моторики, устойчивость к вестибулярной нагрузке, укрепление «мышечного корсета» |
9. | Лежащий слева (справа) мяч поднять вверх, подняться на носки, зафиксировать положение 5 с, опустить на пол справа (слева) | Способность воспроизводить направление и амплитуду движения. Сила мышц плечевого пояса, удержание правильной осанки |
10. | Приседание с удержанием мяча на вытянутых руках перед собой, над головой, сохраняя осанку | Способность контролировать положение тела и его звеньев (рук с мячом) в пространстве, сила мышц рук и плечевого пояса, удержание заданной позы |
11. | Из положения сидя, ноги врозь, наклоны вперед с мячом в руках | Гибкость в поясничном отделе, способность воспроизводить ритмические усилия, координация крупной историки |
12. |
а) Перекатывание мяча руками в парах сидя на полу, ноги врозь. б) Перекатывание мяча, толчком от себя двумя ногами |
Способность регулировать силу мышечного напряжения, дифференцировка пространства, точность воспроизведения движения по силе, амплитуде, направлению, развитие силы разгибателей ног |
13. | Прокатить мяч так, чтобы с расстояния 2-3 м сбить кеглю | Точность усилия и пространственной дифференцировки, координация движений |
14. | Стойка на мяче, руки в стороны, за голову, за спину, сохраняя правильную осанку | Сохранение вертикальной позы в условиях ограниченной опоры |
15. | Сидя на полу в круге упор сзади, зажав мяч между стопами, перенести его партнеру вправо на 30, 60, 90 см и т.д., пока не закончится полный круг | Дифференцировка мышечных ощущений, способность регулировать положение тела в пространстве, различать и отмеривать расстояние, развитие силы мышц ног и брюшного пресса |