скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Особенности агрессивного поведения в старшем и младшем подростковом возрасте

Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки подростков, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую ус­тойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

«В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться».[40]

 Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирова­ние у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма). Начиная с подросткового возраста общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности. Причем, Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности: у юношей, наобо­рот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.

 В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют целостную систему «Я-концепция», что является важнейшим этапом в развитии самосознания.

Мы рассмотрели основные характеристики подросткового возраста, признанные в современной теории отечественной психологии. Однако нам представляется целесообразным мысль провести так же и самостоятельное опытно-экспериментальное исследование группы подростков, чтобы проверить гипотезу о наличии взаимосвязей между отношением подростков к себе, к будущему с одной стороны, и их отношениями со взрослыми и сверстниками с другой. Кроме того, в данном исследовании мы определим те черты характера и виды деятельности, которые представляют для подростков наибольшую ценность.

 

2.2 Особенности проявления агрессии в подростковом возрасте

Проблема подростковой агрессивности становится одной из наиболее важных областей исследований педагогов, психологов, социальных работников.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.[41]

Можно отметить также, что в младшем возрасте (10-11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть, хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте 14-15 лет «между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости». [42]

«Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно - они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Однако, как показывают исследования, уже в возрасте 12-13 лет как у мальчиков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм».[43]

Под негативизмом в концепции агрессии/враждебности Басса-Дарки понимается «оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев». [44]

Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек - вербальная.

В старшем возрасте (подростки 14-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек - вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

«Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии – враждебности».[45]

Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет рассмотрение не только самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например, учителями или сверстниками. «Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая».[46]

В настоящее время появляется все больше научных исследований, потвержающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.


2.3 Профилактика агрессивного поведения

Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье (Бэрон Р., Ричардсон Д.)[47] отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики советуют родителям уделять больше внимания своим детям стремиться к установлению теплых отношений, а на определенных этапах проявлять твердость и решительность.

Работу с агрессивными детьми нужно проводить в четырех направлениях:

-        Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

-        Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях

-        Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях

-        Формирование эмпатии, доверия к людям.


Часть 2. Организация и методы исследования

2.1 Программа исследования

Цель исследования:

1. Выявить структуру агрессивности подростков.

Задачи:

- изучение теоретического материала по проблемам агрессии в подростковом возрасте;

- изучение особенностей подросткового возраста:

- исследование особенностей агрессивного поведения с старшем и младшем подростковом возрасте.

Методики:

- Опросник Басса-Дарки для исследования агрессивных и враждебных реакций.

Предмет исследования – структура агрессивности у учеников старшего и младшего подросткового возраста.

Объект исследования – ученики старшего и младшего подросткового возраста.

Гипотеза:

На основе изучения теоретического материала, мы предположили, что:

В младшем подростковом возрасте по сравнению со старшим подростковым возрастом ярче выражены:

- физическая агрессия

- раздражение

- подозрительность

В старшем подростковом возрасте по сравнению с младшим подростковым возрастом ярче выражены:

- косвенная агрессия

- негативизм

- обида

- вербальная агрессия

- угрызения совести, чувство вины

Выборка

В нашем исследовании приняли участие ученики 6 и 9 классов 34 школы г. Петрозаводска. В каждом классе по 20 человек.

Возраст учеников 6 класса – от 11 до 12 лет (младший подростковый возраст), возраст учеников 9 класса – от 14 до 15 лет (старший подростковый возраст).

2.2 Описание методики

Методика опросник агрессивности Басса – Дарки.

Опросник предназначен для исследования агрессивных и враждебных реакций. Состоит из 75 вопросов

Инструкция: поставьте «да» около тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми не согласны.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – агрессия окольными путями, направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. д. ).

Раздражение готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и правил).

Обида зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).

Угрызения совести, чувство вины – выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявления форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.

 

2.3 Результаты исследования

С помощью методики Басса – Дарки мы исследовали среди учащихся 6 и 9 классов особенности агрессивных и враждебных реакций.

В таблице 1 представлены средние арифметические баллы по каждому классу согласно результатам проведенного исследования.

Таблица 1 (средние баллы по каждой исследуемой группе)

Вид агрессии

класс

Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозритель-ность Вербальная агрессия Угрызения совести
6 класс 8,2 5,6 6 2,75 4,5 5,75 6,75 6,5
9 класс 6,6 6,1 4,7 3,45 4,2 5,3 9 7,5

 

В таблице 2 представлены процентное соотношение выраженности вида агрессивных реакций по каждому классу согласно результатам проведенного исследования.


Таблица 2 (процентное соотношение по каждой исследуемой группе)

Вид агрессии

класс

Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозритель-ность Вербальная агрессия Угрызения совести
6 класс 82% 62,2% 54,5% 55% 56,3% 57,5% 56,3% 72,2%
9 класс 66% 67,8% 47% 69% 52,5% 53% 75% 83,3%

Таким образом, результаты нашего исследования оказались следующими:

- физическая агрессия на 16% более выражена у учеников младшего подросткового возраста;

- косвенная агрессия на 5,6 % ярче выражена у представителей старшего подросткового возраста;

- раздражение более характерно для младшего подросткового возраста – разница в 7,5%;

- негативизм в большей степени (на 14%) проявляется у учеников старшего подросткового возраста;

- обида у учеников младшего подросткового возраста несколько в большей степени выражена, чем у старшего подросткового возраста – разница в 3,8%;

- подозрительность также более характерна для младшего подросткового возраста разница 4,5%;

- вербальная агрессия в большей степени (на 18,7%) характерна для учеников старшего подросткового возраста;

- угрызения совести, чувство вины на 11,1% более выражены у учеников старшего подросткового возраста.

Таким образом, по результатам исследования можно говорить о том, что в старшем подростковом возрасте более выражены такие агрессивные и враждебные реакции, как:

- косвенная агрессия

- негативизм

- вербальная агрессия

- угрызения совести, чувство вины

Для младшего подросткового возраста характерными агрессивными и враждебными реакциями являются:

- физическая агрессия

- раздражение

- обида

- подозрительность



Заключение

Таким образом, мы проанализировали различные теоретические подходы к изучению агрессивного поведения, а также рассмотрели типологию агрессии, предложенную разными авторами.

Как показали результаты проведенного нами исследования, младшие подростки проявляют большую физическую агрессию, раздражение, обиду и подозрительность; тогда как у старших подростков преобладают такие виды агрессии как косвенная, вербальная, а также негативизм и угрызения совести.

Сопоставив результаты нашего исследования с нашими предположениями, можно сделать вывод, что наша гипотеза частично подтвердилась. Мы предполагали, что в младшем подростковом возрасте ярче выражены: физическая агрессия, раздражение, подозрительность; в старшем подростковом возрасте ярче выражены косвенная агрессия, негативизм, обида, вербальная агрессия, угрызения совести и чувство вины

Однако в нашем исследовании не подтвердился тот факт, что обида более характерна для старшего подросткового возраста. Однако разница составляет всего 3,8%, поэтому нельзя с большой уверенностью утверждать, что данная категория в гораздо большей степени характерна для младшего подросткового возраста. Скорее, можно говорить о примерно равной степени выраженности обиды как у младших, так и у старших подростков.

Следовательно, наша гипотеза подтвердилась по семи из восьми изучаемых категорий.


Использованная литература

1.           Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с.

2.           Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 1999. – 512с.

3.           Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.

4.           Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: Просвещение, 1986. – 464 с.

5.           Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с.

6.           Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1993.- №3 – с. 43-49.

7.           Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб., 1996.- С.283.

8.           Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989– 255с.

9.           Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. // Хрестоматия возрастной психологии / Под ред. Фельдштейн Д.И. М.: Институт практической психологии, 1996 , С. 239-247

10.        Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») - М., 1994. –269с.

11.        Матюхина Э.В. Коммуникативный контекст как условие проявления агрессивности у подростков // Журнал практического психолога. 1998. №5. С. 20-22.

12.        Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.

13.        Немов P. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2 .-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.

14.        Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.

15.        Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 1994. №3. - с.61-68.

16.        Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.: Издательство «Знание», 1990. – 80 с.

17.        Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

18.        Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – 656с.

19.        Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство “Питер”», 1999. – 416 с.

20.        Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. - №5. С.3-18.

21.        Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3. - С.6-7.

22.        Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. - № 1. – с.51-64.

23.        Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С.148.

24.        Снегирева Т. В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. – Кишинев: Штиинца, 1988. – 63 с.

25.        Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Издательство “Институт Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет ). М.: Изд-во УРАО., 1997, 176 с.

26.        Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений/ Под ред. М.Г. Ярошевского М., 1989. - 448 с.

27.        Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.— М., 1994.—447с.

28.        Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. – 192с.


[1] С. 4.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. -  №5. С.3-18.

[2] С.53 Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. - № 1. – с.51-64.

[3] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с.

[4] С. 48 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с.

[5] С.32 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с.

[6] Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений/ Под ред. М.Г. Ярошевского М., 1989. - 448 с.

[7] С.33 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с.

[8] Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») - М., 1994. –269с.

[9] Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») - М., 1994. –269с.

[10] С.54 Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. - № 1. – с.51-64.

[11] С.137 Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия.  - М., 1999. – 512с

[12] С.47 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с

[13] Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. -  №5. С.3-18.

[14] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.— М., 1994.—447 с

[15] Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – 656с.

[16] Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – 656с

[17] Немов P. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2 .-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.

[18] С. 319 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[19] С. 319-320 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[20] С. 321 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[21] Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.

[22] С. 321-322 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[23] С. 323 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[24] Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.: Издательство «Знание», 1990. – 80 с.

[25] С. 324 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[26] С. 324 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[27] С. 395 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.

[28] С. 336-337 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[29] С. 367 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[30] С.398 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.

[31] С. 337 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[32] С.352 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: Просвещение, 1986. 464 с.

[33] С.152 Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

[34] С.346 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[35]  С.155 Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

[36] С.268 Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство “Питер”», 1999. – 416 с.

[37] С.350 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[38] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с.

[39] С.357 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[40] С.360 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

[41] Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. –  СПб., 1996.- С.283.

[42] Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. // Хрестоматия возрастной психологии / Под ред. Фельдштейн Д.И. М.: Институт практической психологии, 1996 , С. 239-247

[43]  Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. – С.148.

[44]С.48 Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с.

[45] С.97 Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Издательство “Институт Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет ). М.: Изд-во УРАО., 1997, 176 с.

[46] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. –254с.

[47] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.