скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Особенности аудита расчетов с дочерними организациями

Оценка риска. В основе окончательного варианта планирования аудиторских проверок и определения необходимых для их проведения ресурсов лежит процесс систематической оценки рисков, присущих деятельности того или иного подразделения банка, банковскому продукту, сделке или событию. Такие оценки позволяют руководству внутренней аудиторской службы спланировать проверки и ресурсы с учетом "рискованности" того или иного объекта аудита.

Исходя из данных предварительного изучения объекта аудита, применимых к нему нормативов и процедур бухгалтерского учета, аудиторы определяют "ключевые" риски и формулируют соответствующие этим рискам задачи аудита. Необходимой предпосылкой оценки риска является получение описания объекта аудита. Массив документированной информации об объекте охватывает различные типы операций; информационный обмен; вопросы внутреннего контроля; задействованный персонал; используемые счета бухгалтерского учета[8].

Важным элементом на данном этапе является оценка риска несовершенства контроля, которая заключается в определении эффективности системы внутреннего контроля с точки зрения предотвращения и обнаружения ошибок и неправильных действий. Она предусматривает следующие действия: определение рисков и потенциальных ошибок, характерных для данного объекта; выбор действующих систем контроля, снижающих тот или иной риск или вероятность ошибки; определение эффективности выбранных систем контроля; оценка надежности выбранных систем контроля; определение необходимости всесторонней проверки функционирования конкретных систем контроля[9].

Как видим, оценка рисков является одной из наиболее важных и сложных проблем внутреннего аудита, рассмотрение которой выходит за рамки данной курсовой работы.

Разработка общего плана и программы аудита. Первым шагом в этом направлении является определение потенциальных ошибок. С этой целью:

а) составляется список основных видов ошибок: недействительная операция; неточно или несвоевременно зарегистрированная операция; несанкционированная операция; неверно классифицированная операция и т. д.;

б) рассматриваются критические стадии операционного цикла: подготовка, утверждение, регистрация и санкционирование операции, обработка, корректировка, контроль и оформление соответствующего документа;

в) оценивается опыт проведения предыдущих аудиторских проверок данного объекта.

Далее анализируется описание объекта аудита и определяется надежность существующих систем контроля, позволяющих предотвращать или обнаруживать и исправлять ошибки. Рассматриваются следующие ключевые механизмы контроля:

а) согласование и сопоставление имеющихся активов с активами, объем которых подтверждается первичными документами. Для этого предполагается проведение проверок специального контрольного "файла", с данными которого согласовываются обрабатываемые данные, либо прямое сопоставление входных данных с соответствующими активами специалистами, занимающимися другими операциями;

б) санкционирование на проведение данной операции определяется наличием в электронной системе общих процедур контроля безопасности данных, не допускающих проведения операций, не имеющих законной силы;

в) анализ выходных данных всегда выполняется, по крайней мере, в некоторой степени, вручную. Целью такого анализа является проверка обоснованности и точности выходных данных путем детального их сопоставления с ожидаемыми результатами;

г) контроль доступа к активам (контроль за несанкционированным и санкционированным доступом). Лица, обладающие санкционированным доступом к активам, при правильном распределении обязанностей, не должны иметь доступ к соответствующей учетной документации, сфальсифицировав которую они могли бы скрыть недостачу;

д) общий электронный контроль, который реализуется путем слежения за данными в электронной системе кредитной организации, начиная с приобретения, разработки, обслуживания и поддержки информационных систем[10].

Процедуры аудита применяют и для выяснения наличия механизмов внутреннего контроля за тем или иным объектом аудита. Эти процедуры включают:

1) проведение внутренним аудитом проверок остатков средств на счетах и анализа регулярности операций последующего контроля уполномоченными сотрудниками;

2) аналитические процедуры, они используются для выяснения того, имела ли место в действительности вероятная ошибка, затрагивающая какой-либо счет или тип операций. Это осуществляется путем сравнения суммы по записям с ожидаемой суммой (особое место занимает выборочный метод, позволяющий заметно сократить затраты на обследования);

3) детальное изучение фактических данных, подтверждающих состоятельность некоторых или всех статей, которые входят в совокупность, образующую сумму, подлежащую проверке, а также наблюдение за деятельностью объекта аудита и проверку соблюдения конкретных принципов и процедур. Завершив работу над планом и процедурами аудиторской проверки, аудитор готовит записку о планировании аудита, являющуюся документальным подтверждением плана аудита и отражающую основные моменты, характеризующие объект аудита[11].

Проведение аудита сводится к выполнению программы аудита, оно осуществляется группой аудита. Позиции программы распределяются между аудиторами в соответствии с их опытом и квалификацией.

Наряду с внутренним аудитом широкое распространение получил в европейских странах внешний контроль/аудит/, проводимой отдельными аудиторскими фирмами и осуществляющий проверки сторонних организаций. Внешние аудиторы не работают в организации или пред­приятии, которые подвергаются аудиту, не должны иметь родственных связей с представителями юс руководства, не участвуют в ее хозяйственной деятельности / например, не являются акционерами/. Основной обязанностью внешних аудиторов является оценка регулярной финансовой деятельности предприятия. В ходе проверки оценивается система внутреннего контроля. По результатам проверки контрольных систем внешние аудиторы выдают руководству предприятия отчеты, в которых указываются слабые стороны этих систем. Они дают качественную оценку деятельности предприятия, экономичности, эффективности, результативности их работы


Глава 2. Особенности аудита расчетов с дочерними организациями

 

2.1 Аудит операций со связанными сторонами Понятие связанных сторон в аудите

Прежде чем перейти к особенностям проверке дочерних обществ (организаций) давайте уточним, что же является дочерним обществом, каковы его особенности в сравне­нии со "статусом" других экономических субъектов.

Само понятие дочернего общества появилось в корпоративном законодательстве сравнительно недавно. В частности, первое определение дочерней компании в английском законодательстве нашло отражение в Акте о компаниях 1948 года.

Действующее российское законодательство (п. 1 ст. 105 ГК РФ; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах) определяет основные критерии признания одного общества дочерним по отношению к другому.

Во-первых, общество в силу преобладающего участия в уставном капитале другого имеет возможность определять решения, принимаемые последним[12].

Если участие одного общества в уставном капитале другого нельзя назвать стопроцентным, появляется неопределенность в понимании термина преобладающего участия. Существуют различные точки зрения по поводу трактовки понятия «преобладающего участия» в уставном капитале. В частности, одни авторы полагают, что в качестве преобладающего участия выступает такая его доля, которая выражена в самом крупном проценте от уставного капитала общества и значительно превышает каждую иную долю (каждого иного пакета акций) участников (акционеров), в результате чего позволяет акционеру (участнику) общества путем реализации своего права голосовать по вопросам повестки дня общего собрания участников (акционеров), определять принятие собранием таких решений, которые соответствуют воле этого участника (акционера). Данная точка зрения в целом приемлема, но вызывает сомнение формула «значительное превышение каждой иной доли».

Так один из акционеров общества может иметь в собственности 50,1% от уставного капитала общества, а его оппонент – 49,9%. Вряд ли здесь можно говорить о «значительном превышении», однако первый акционер, в силу возможности принимать подавляющее большинство решений, будет представлять основное общество по отношению к организации, акции которой ему принадлежат.

Существует и иное мнение по рассматриваемому вопросу. Согласно этому подходу, преобладающее участие может выражаться в обладании таким пакетом акций (долей в уставном капитале), который хотя и не является контрольным в общепринятом понимании (то есть включать более 50%), но достаточен для оказания определяющего воздействия на принятие решений дочерним обществом в связи со значительной раздробленностью пакетов остальных акций (долей).

Признавая позитивные моменты данного определения, целесообразно отметить, что оно также не распространяется на все возможные случаи, так как. пакеты остальных акций могут быть раздроблены и незначительны.

Понятие взаимозависимых (аффилированных) лиц используется во многих нормативных актах, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов, например, в бухгалтерском, антимонопольном, налоговом законодательстве.

Существование аффилированных лиц и наличие деловых взаимоотношений между ними являются нормальной финансово-хозяйственной практикой. Вместе с тем операции, которые компания осуществляет с такими лицами, могут отличаться от остальных операций. Внимание проверяющих к такого рода операциям объясняется следующими причинами:

·           операции предприятия с взаимозависимыми лицами могут быть осуществлены по мотивам, отличающимся от тех, которые присущи нормальной коммерческой деятельности (например, иметь целью реализацию запрещенных способов ухода от налогообложения или внесение умышленных искажений в бухгалтерскую отчетность);

·           существование таких лиц может оказывать влияние на результаты бухгалтерской отчетности как таковой;

·           раскрытие информации об аффилированных лицах может входить в число требований, предъявляемых нормативными документами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита» вводит в аудиторскую деятельность аналогичное приведенному выше определению взаимозависимых (аффилированных) лиц понятие «связанных сторон». В стандарте определено, что различные экономические субъекты относятся к двум связанным сторонам, если одна из них контролирует другую или оказывает значительное влияние на принятие принципиальных и (или) текущих решений другой стороны. В качестве операций между связанными сторонами рассматривается любая передача ресурсов или обяза­тельств вне зависимости от того, назначена ли по этим операциям какая-либо цена.

К связанным сторонам могут быть отнесены:

·           головные, дочерние, зависимые общества;

·           предприятия, относящиеся к одной и той же группе взаимосвязанных организаций (например, предприятия, входящие в систему одного концерна или холдинга);

·           предприятия, некоторые из участников и (или) руководителей которых состоят в родственных отношениях;

·           предприятия, участниками и (или) руководителями которых являются одни и те же лица.

Ответственность за выявление и раскрытие имеющих отношение к данному предприятию связанных сторон и за правильное отражение операций с такими сторонами в учете и отчетности несет руководство предприятия.

Особенности аудита при выявлении связанных сторон

Аудитор должен учесть необходимость выявления связанных сто­рон уже при планировании аудита. Выбор аудиторских доказательств для оценки операций со связанными сторонами и определения степени их существенности является предметом профессионального суждения аудитора. При этом аудитор должен провести проверку и анализ операций со связанными сторонами, чтобы убедиться, что все существенные операции такого рода отражены в учете. В задачи аудитора также входит достижение уверенности в том, что в ходе аудита будут выявлены и проанализированы неотраженные операции со связанными сторонами.

В основу планирования аудиторских процедур должна быть поло­жена осведомленность аудитора о бизнесе клиента, уровень которой должен позволить аудитору выявить операции экономического субъ­екта со связанными сторонами, которые могут оказывать существен­ное влияние на бухгалтерскую отчетность этого экономического субъ­екта. Вопросы достижения такой осведомленности, а также другие вопросы, относящиеся к пониманию бизнеса экономического субъекта, изложены в правиле (стандарте) «Понимание деятельности экономического субъекта».

Для получения сведений о связанных сторонах аудиторская фирма может направить руководству письменный запрос. Аудитор вправе считать информацию, предоставленную руководством экономическо­го субъекта о связанных сторонах, правдивой, а документацию — под­линной в тех случаях, когда отсутствуют признаки обратного. Вместе с тем аудитору не следует изменять профессиональному скептицизму, исключая вероятность наличия у клиента иных связанных сторон.

Для проверки полноты такой информации аудиторская организация может произвести сверку списка связанных сторон данного отчетного периода со списком связанных сторон предшествующего периода, изучение надежности внутренних процедур, направленных на вы­явление операций со связанными сторонами, изучение списков акционеров данного экономического субъекта и протоколов собрания акционеров и др.

В тех случаях, когда нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской отчетности предъявляют к; клиенту специальные требования по раскрытию информации об операциях со связанными сторонами, аудиторская организация обязана проверить правильность раскрытия экономическим субъектом такой информации во всех существенных отношениях.

Существуют особенности, которые должны привлечь внимание аудитора, исследующего операции со связанными сторонами. Примерами могут являться:

·           операции со значительно отличающимися от прочих условиям» сделок, (нетипичные расценки, процентные ставки, виды обеспечения, рассрочки платежей);

·           операции, осуществленные необычным образом;

·           неоправданно высокая доля операций с определенными покупателями или поставщиками в ущерб прочим;

·           предоставление или получение предприятием бесплатных ил» убыточных услуг;

·           совершение операций с фирмами, зарегистрированными в географических зонах льготного налогообложения (оффшорных зонах);

·           редкие и нетипичные операции, особенно имевшие место в конце отчетного периода;

·           санкционирование или оформление сделок лицами, которые обычно не занимаются такими операциями[13].

Аудитор должен получить достаточные доказательства того, что операции со связанными сторонами нашли свое отражение в учете. Для этого ему следует:

·           проанализировать наиболее крупные сделки на предмет выявления их подлинных условий и финансовых аспектов;

·           провести необходимые исследования в отношении контрагентов, если возникло предположение, что они представляют связанные стороны;

·           запросить подтверждения у независимых источников;

·           обсудить с руководством экономического субъекта цели и условия операций, по которым у аудитора возникли вопросы;

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.