скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Особенности взаимоотношений между странами ОПЕК

Разлад между странами ОПЕК отягощается политической нестабильностью в зоне Персидского залива. В 1980-х Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать расходы на войну друг с другом. В 1990 г. Ирак вторгся в Кувейт, попытавшись присоединить его, но война в Персидском заливе (1990 – 1991) завершилась поражением Ирака. К агрессору были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность Ирака экспортировать нефть. Когда в 2003 г. Ирак оккупировали американские войска, это вообще вывело эту страну из числа самостоятельных участников мирового нефтяного рынка[7].

В результате влияния перечисленных факторов ОПЕК потерял роль главного регулятора мировых цен на нефть и стал лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке.

Персидский залив. Какими только эпитетами не награждали этот рaйон нашей планеты. «Стратегический центр», «дуга кризисов», «очаг перманентной напряженности», «сфера жизненных интересов».

Регион, включающий в себя Иран, Ирак и шесть арабских монархических государств Аравийского полуострова – Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар, Оман, – исторически играет важную роль в мировой политике. С обнаружением в его недрах огромных запасов энергоносителей к середине нынешнего столетия Персидский залив превратился в один из важных центров военно-политической, внешнеэкономической и финансовой деятельности ведущих государств Запада и России.

Однако вот уже длительное время данный регион лихорадит. Народы стран Персидского залива живут и наэлектризованной атмосфере, в постоянном опасении за свое завтра.

Разумеется, сложнейший клубок проблем и противоречий, породивших подобную ситуацию, возник не вдруг. У его истоков и традиционное соперничество за экономическое и политическое влияние между ведущими силами в регионе, и территориальные споры, и борьба крупнейших держав за военно-стратегическое доминирование, и обеспечение доступа к богатствам региона, и, наконец, религиозная, этническая и династическая рознь. И все же можно сказать, что свою остроту кризис в этом районе приобрел на рубеже 70-х и 80-х годов[8].

Далеко не однозначным событием для судеб региона явилась исламская революция 1979 г. в Иране. Покончив с антинародным шахским режимом и ликвидировав американское засилье во всех сферах жизни этой страны, новый режим в то же время не нашел правильных методов взаимоотношений со своими арабскими соседями. Провозглашенный им курс на экспорт исламской революции, на распространение шиизма по всему региону обострили арабо-иранские отношения.

Подлинным бедствием для всех стран залива стала вспыхнувшая полтора года спустя война между Ираном и Ираком. Она обернулась огромными человеческими жертвами, принесла колоссальные разрушения и расходы. Боевые действия перекинулись на акваторию залива, что создало серьезную угрозу международному морскому судоходству. Небывалый размах получил международный терроризм, жертвами которого оказались все без исключения государства этой зоны.

Значительно активизировались в районе Персидского залива Соединенные Штаты, объявив его зоной своих стратегических интересов и стянув сюда армаду военно-морских сил. Их примеру последовали страны НАТО. Столь значительная концентрация иностранных военно-морских сил в относительно небольшом по объему водном бассейне превратила Персидский залив в своего рода факел, готовый воспламениться в любую минуту[9].

Обострение военно-стратегической обстановки в заливе совпало с осложнением дел на мировом рынке нести, причиной чему явились в первую очередь действия международных нефтяных монополий, направленные против Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и ее нефтяной политики. Немалую роль сыграли разногласия внутри самой организации относительно квот нефтедобычи и установления цен на нефть.

Разгоревшаяся ирано-иракская война наряду с политикой демонстрации мускулов, предпринятой западными державами, породила внутреннюю нестабильность в государствах, непосредственно не затронутых войной, вызвала небывалый рост милитаризации региона. В результате военные расходы стран Персидского залива в расчете на душу населения оказались самыми высокими в мире (Саудовская Аравия – 2400 долл., ОАЭ – 2100, Катар – 1700, Кувейт – 1200 долл.), не говоря уже об Иране и Ираке, где военные расходы достигли фантастических сумм. По данным западных источников, за годы ирано-иракской войны Ирак затратил около 90 млрд. долл., а Иран – почти 50 млрд. долл.[10]

Несмотря на то, что на сегодня война закончилась, милитаризация региона всё ещё продолжается. По итогам 1998 года на первом месте по официальному импорту вооружения оказалась Саудовская Аравия. Она произвела закупки на сумму 10,5 млрд. долларов.

Рост расходов на вооружение, а также сокращение поступлений от продажи нефти оказали существенное влияние на экономическое положение нефтедобывающих государств залива. Несмотря на сохранение внешних признаков процветания, государствам залива приходится в конце 80-х годов решать массу экономических, внутриполитических задач не в обычной обстановке, а в условиях сложной международной ситуации, в которой сказался регион.


Глава 2. Взаимоотношения между странами ОПЕК

2.1 Ирано-иракский конфликт, его воздействие на ситуацию в регионе

Конфликт между Ираном и Ираком имеет глубокие исторические корни. Территориальные претензии друг к другу, религиозные разногласия отмечались еще в тот период, когда Ирак входил в состав Османской империи. Первые попытки определить границу между двумя государствами были предприняты в середине XIX в. В 1847 г. между турецким и иранским правительствами при посредничестве Великобритании н России был подписан Эрзерумский договор, в соответствии с которым ирано-иракская граница была определена по левому иранскому берегу реки Шатт-эль-Араб. Эти границы оспаривались Ираком множество раз, что и привело к крупномасштабной войне, начавшейся 22 сентября 1980 года. В январе 1984 года Ирак объявил северо-западную часть Персидского залива районом боевых действий. С 1983 года третьим участником конфликта стали США.

Это сильно отразилось на экономике. Если в 1980 г. добыча нефти в Саудовскою Аравии составляла 497 млн. т, то в 1987 г. этот показатель сократился более чем вдвое – 225 млн. т; примерно в таком же положении находятся и другие крупные производители нефти – Кувейт и ОАЭ. В 1980 г. добыча нефти в Кувейте составляла 81.5 млн, т, в 1987 г. – 02,7 млн. т. в ОАЭ соответственно 82 и 47,5 млн. т.[11]

Действия США не ограничились только на военном участии. Курс администрации Рейгана на ослабление влияния ОПЕК и удержания цен на нефть на низком уровне наряду с манипулированием курсом доллара отнюдь не приветствовался в арабских странах залива. В результате снижалось доверие к США как к военно-политическому и экономическому лидеру. На рынке вооружений в заливе всё уверенней утверждались ФРГ, Бразилия, Китай.

Характерным символом утраты доверия к США стал перевод золотовалютных авуаров стран залива из США в другие страны, в частности в Западную Европу и Японию, куда было переведено 32 млрд. долларов из общей суммы 82 млрд. долл.

США начали теснить японские и западноевропейское монополии, увеличившие объем экспорта в район залива при сохранении высокого уровня закупок нефти и газа. Наметилось значительное сокращение экспорта из США в арабские страны (в общем объеме американского экспорта доля этих стран понизилась с 1980 по 1986 гг. с 8,2% до 3,8%).

Все это, вместе взятое, поставило в повестку дня вопрос об известном пересмотре или корректировке американской политики в регионе. Экономические предпосылки для этого оказались США на руку. Из-за фактической девальвации доллара, сделавшей американские товары более конкурентоспособными, в 1987 г. впервые за последние пять лет США увеличили свой экспорт в арабские страны на 2,36 %.

Но особенно впечатляющим был возрастающий объем импорта, в основном нефти. По сравнению с 1986 г. рост импорта США из этих стран составил в 1987 г. для Саудовской Аравии 20%, ОАЭ – 85. Кувейта – 85, а для Омана – 440%[12].

Саудовская Аравия, предоставив специальные договорные цены четырем американским компаниям – партнерам по «Арабиен-америкэн ойл компани» (АРАМКО), вновь стала третьим для США по значению (после Канады и Венесуэлы) поставщиком нефти.

В странах Персидского залива находится 50 тыс. американских граждан, из которых 17 тыс. человек работают на различных объектах, создаваемых с участием 700 американских фирм и компаний.

США имеют планы по форсированию экспорта оружия и военный техники на Ближний и Средний Восток. В частности, продажа американского оружия на 1988 г. предусматривала его поставки в Саудовскую Аравию на сумму свыше 950 млн. дол., Кувейт – 40 млн., ОАЭ – 213 млн., в Бахрейн – 205 млн. Значительную часть военной техники составляют современные средства ПВО, включая радары и оборудование по их модернизации, а также оснащение саудовских ВВС системой современной компьютерной связи «Линг-2», которая позволила бы координировать действия саудовских ВВС и ВМФ через самолеты АВАКС с американским флотом в заливе[13].

2.2 Система безопасности в Персидском заливе

Традиционно нестабильное положение в районе Персидского залива всегда выдвигало в качестве первоочередного вопрос, о создании здесь своего рода системы коллективной безопасности. Эта тема неоднократно обсуждалась на встречах представителей всех восьми расположенных здесь государств еще до иранской революции, но так и не получила продвижения. Покойный шах Ирана на выступал за заключение коллективного пакта безопасности под эгидой Ирана, против чего резко возражали Саудовская Аравия и Ирак, которые высказывались за проведение соответствующих мероприятий на двусторонней основе.

После иранской революции инициативу создания системы коллективной безопасности взяли на себя саудовцы, выдвинувшие тезис о том, что если под угрозой окажется безопасность одного или нескольких государств, это скажется на безопасности всех остальных. Саудовская Аравия призвала к сотрудничеству в деле создания структуры коллективной безопасности. Она предложила установить широкое сотрудничество между полицией и силами внутренней безопасности всех заинтересованных стран. В то же время идея заключения военных союзов и оборонительных пактов между государствами региона и иностранными державами отвергалась.

Иракцы предлагали создание арабских коллективных сил безопасности в районе залива. План иракцев предусматривал организацию совместного военного командования для руководства этими силами, которое пользовалось бы автономным статусом.

Султан Омана Кабус предлагал в конце 70-х годов вариант создания вооруженных сил для обеспечения безопасности залива с подключением ВМС США и ряда западных держав, деятельность которых финансировалось бы странами Персидского залива.

Переговоры пылились в то, что 4 февраля 1981 г. министры иностранных дел шести государств залива-Бахрейна, Кувейта, Омана. Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ прибыли в Эр-Рияд и провозгласили создание Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССГПЗ). Ирак не вошел в союз, как позже разъяснялось, из-за существенных различий в форме государственного правления, а Иран не был допущен формально из-за «языковой и этнической обособленности». На деле же создание Совета явилось ответом на эскалацию ирано-иракского конфликта[14].

Было провозглашено, что конечная цель – достижение единства во всех областях жизни входящих в Совет государств. И действительно, в отличие от всех прочих международных альянсов и организаций, члены ССГПЗ имеют одну и ту же форму государственного правления. У этих стран не только общая судьба, проблемы, но и общие преимущества, которые выделяют их в отдельную группу среди других арабских стран.

Прежде всего, они представляют собой мощнейшую финансовую и экономическую силу. Правительственные авуары «шестерки» в иностранных банках оцениваются в 190 млрд. долл., валютные резервы — в 204 млрд. долл., запасы нефти — в 348 млрд. баррелей[15].

Осознание своей социальной однородности, общности, забота о сохранении монархических структур в немалой степени цементируют эту организацию, приводя к достаточно высокой степени взаимодействия ее участников в международных и региональных делах, усилению влияния в деятельности Организации экспортеров нефти, в Лиге арабских государств, Движении неприсоединения, организации Исламская конференция.

Разнонаправленные по своим положениям соглашения об экономической интеграции по замыслу должны привести к созданию рынка стран Персидского залива наподобие европейского Общего рынка. Координация охватывает все аспекты: промышленность, торговлю, финансы, сельское хозяйство. Предусматривается ликвидация всех торговых барьеров между государствами-членами, свободное движение капиталов и рабочей силы, общая финансово-бюджетная и денежно-кредитная политика. Планируется, что эти цели будут осуществлены к началу 90-х годов, но, судя по нынешнему положению в мировом экономическом хозяйстве, в том числе в странах залива, это слишком оптимистичные сроки.

Экономика шести стран Совета существенно отличается от экономики любого крупного региона. Здесь добыча нефти является главным источником доходов. На нее приходится более 47% ВВП. Преобладание нефтяного сектора довольно точно отражает вклад отдельных государств в совместный ВВП этой организации. Так, Саудовская Аравия вносит около двух третей совокупного ВВП – 64%. ОАЭ – 16%. Кувейт – 9%, Оман и Катар – по 4, Бaxpейн – 3%[16]. Однако этой организации не хватает собственной технической базы, которая могла бы послужить фундаментом для промышленного роста. Внутренние рынки стран Совета ограничены и не связаны между собой. Сложность в том, что каждых из них в отдельности скорее ориентирован на США и страны Запада, а не друг на друга. Национальные соображения пока еще одерживают верх над региональными. Индустриальные мощности, существующие в странах помимо нефтяного сектора, используются всего на 63%, что неизбежно ведет к сокращению доходов и прибылей, снижению темпов роста национальной промышленности.

Многое делается для того, чтобы преодолеть эти объективные трудности. Создан финансовый механизм — инвестиционная корпорация стран Персидского залива, располагающая капиталом в 3 млрд. долларов. Это не только показатель финансовой мощи ССГПЗ, но также свидетельство появления интеграционных тенденций в сфере экономики. Наиболее смелый проект в области инфраструктуры предусматривает строительство единой энергосистемы стоимостью 2 млрд. долл., которая свяжет национальные системы энергоснабжения таких отдаленных стран, как скажем, Кувейт и Оман.

Экономика всех стран Совета зависит от правительственных расходов. Главной движущей силой экономической деятельности в последние 15 лет служили подряды на строительство. В условиях ирано-иракской войны и нестабильности в заливе все страны сократили осуществление гигантских проектов развития инфраструктуры. Оборот торговых компаний, занимающихся строительными материалами, машинами, механизмами, сократился с 1983 г. по 1987 г. на 80%. Больше всего от экономического спада страдают как раз те слои населения, которые, по мнению монархических режимов, не отличаются полной лояльностью, либо не играют важной политической роли, как, например, эмигранты. В то же время для собственного населения правительства этих стран не сократили дотации на электричество, воду, газ, основные продукты питания.

Самым характерным свидетельством экономического спада является сокращение поступлений от нефти, что составляет основу проблем этих государств. В 1981 рекордном году шесть стран залива получили за счет нефти 156 млрд. долл.; к 1985 г, из-за неуклонного сокращения ее добычи доходы от нее упали до 51 млрд., а в 1986 г., когда цены достигли особо низкого уровня, поступления от нефти, составили 38 млрд. долл. Сейчас при сохранении нынешней динамики, некоторой стабилизации цен на нефть эта цифра может составлять 50 млрд. долл., но уже это не те фантастические поступления начала 80-х годов[17].

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.