скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Особенности инфляции в странах мира

С обретением Украиной независимости и стремительным ростом инфляции возникла острая необходимость организации расчетов ИПЦ в нашей стране. В короткие сроки статистическими органами была проведена довольно сложная методическая и организационная работа, определенную помощь оказали нам и эксперты МВФ.

ИПЦ рассчитывается практически во всех странах мира, включая даже Бурунди и Соломоновы острова. Общие требования к нему определяются статьей 12 Конвенции Международной организации труда № 160 за 1985 год «О статистике труда» и более детально — еще двумя документами МОТ. В целом наши национальные ИПЦ в основном соответствуют требованиям этих международных рекомендаций.

Сводная таблица индексов цен на Украине

янв фев мар апр май июн июл авг сент окт ноя дек За год
2000 104,6 103,3 102 101,7 102,1 103,7 99,9 100 102,6 101,4 100,4 101,6 125,8
2001 101,5 100,6 100,6 101,5 100,4 100,6 98,3 99,8 100,4 100,2 100,5 101,6 106,1
2002 101 98,6 99,3 101,4 99,7 98,2 98,5 99,8 100,2 100,7 100,7 101,4 99,4
2003 101,5 101,1 101,1 100,7 100 100,1 99,9 98,3 100,6 101,3 101,9 101,5 108,2
2004 101,4 100,4 100,4 100,7 100,7 100,7 100 99,9 101,3 102,2 101,6 102,4 112,3
2005 101,7 101 101,6 100,7 100,6 100,6 100,3 100 100,4 100,9 101,2 100,9 110,3
2006 101,2 101,8 99,7 99,6 100,5 100,1 100,9 100 102 102,6 101,8 100,9 111,6
2007 100,5 100,6 100,2 100 100,6 102,2 101,4 100,6 102,2 102,9 102,2 102,1 116,6
2008 102,9 102,7 103,8

В отличие от России в Украине инфляция носит галопирующий характер. И объясняется это следующими факторами:

- не взвешенная первичная эмиссия;

- структурные перекосы в материальном производстве и ценовой политике;

- затрачиваемость экономики и непродуктивные расходы отдельных производств;

- значительная разрушительность товаропродуктовой сферы и неэффективность безналичной системы расчетов;

- отрицательное сальдо внешней торговли и не контролированный экспорт;

- долларизация экономики.

Быстрое углубление инфляции от скрытой до гиперинфляции в течение 1991-1993гг., было обусловлено, с одной стороны, очень неудовлетворительной структурой производства, его низкой эффективностью, падением темпов роста, а потом и абсолютных объемов производства, а с другого наращиванием дефицита государственного бюджета с уменьшением поступления доходов и сохранением на предыдущем уровне или росте государственных расходов.

Бесспорно, вышеупомянутые растущий спрос и затраты производства являются факторами инфляции в Украине. Просто интересно посмотреть каким именно образом и на каких часовых промежутках влияли они на развитие инфляционных процессов. Наиболее высокие темпы инфляции в Украине приходятся на 1993 г., когда цены выросли за год в 102,6 раз при среднемесячном равные инфляции 47,1% (типовая гиперинфляция).

Нужно сразу же отметить, что взгляды различных экономистов на проблему развития и причин инфляции в Украине не однозначные. Одни основной причиной инфляционных процессов 1991-93 гг. называют действие внешних факторов, в частности резкий рост цен на энергоносителе (с 1991 по 1994 гг. цены на нефть выросли в 146 тыс. раз, на газ - в 64,2 тыс. раза. Внутренние украинские цены на уголь за этот период выросли в 90,7 тыс. раз).

Соответственно они считают начальной для нашей экономики была инфляция расходов, ибо периодическое опережающее повышение цен на энергоносителе было импульсом для общего роста цен и инфляции. Повышение предприятиями цен на собственную продукцию с целью покрытия растущих расходов давало толчок для дальнейшего развития инфляционных процессов. Невзирая на растущую денежную эмиссию, возникла нехватка оборотных средств предприятий для расчетов со своими поставщиками («кризис неплатежей»- по данным СБРР за 1992 г. неплатежи в Украине составляли 40% общего ВВП) по выдачи заработной платы. Сложилась типовая кумулятивная инфляционная спираль «зарплаты-цены»: рост цен ведет к увеличению расходов, которое требовало увеличения денежной массы и нового витка роста цен. Таким образом, прослеживается переплетение инфляции расходов и спроса.[22]

В странах с переходной экономикой инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычная, специфическая черта инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию в этих странах. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

За последний год темпы инфляции в Украине снизились – в 2005 г. потребительские товары подорожали на 12% (в 2004 г. прирост цен составлял 45,2%). Столь низкой ценовой динамики никто не ожидал. Ее темпы оказались в два раза меньше запланированных. Учитывая укрепление гривны, может вообще сложиться впечатление о безупречности монетарных методов ценового регулирования. Но причины инфляции вряд ли можно объяснить исключительно монетарной политикой. К не монетарным причинам инфляции можно отнести низкий уровень конкуренции в экономике, нерентабельное потребление материалов, энергии, рабочей силы.

Нельзя снижать темп инфляции только монетарными методами. Ужесточение монетарной политики в лучшем случае может лишь вскрыть очаги проблемы.

Терапия же требует иных инструментов.

Для снижения инфляции в стране правительство Украины должно избегать двух крайностей. Во-первых, замораживания достигнутого уровня инфляции, вследствие спекуляций на институциональных проблемах и всяческого нежелания их преодолевать. Во-вторых, резкого сжатия денежной массы при низких возможностях ее неэмиссионного роста.

Стратегия же долгосрочного снижения инфляции связана преимущественно с развитием немонетарных инструментов – повышением мобильности рабочей силы, расширением сети центров профессиональной переподготовки, упрощением процедур входа предприятий на рынки и выхода из них, развитием институтов страхования и гарантий и т.д. Их становление поможет со временем оздоровить и отечественный бюджет, снизив остроту его потребности в ежегодных кредитах и отложенных долговых платежах.

Замедлению роста цен также способствует оперативное перераспределение финансовых ресурсов в пользу выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР

Каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний.

Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения. Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

Последовательное развитие и смена теоретических предпосылок антиинфляционной политики в развитых странах отражают не только меняющиеся характеристики мировой экономики и тенденции в развитии экономической мысли, но прежде всего противоречивость и недостаточную эффективность предлагаемых мер по борьбе с инфляцией. Понятно, что новый виток в развитии инфляционных процессов вызовет появление новых вариантов антиинфляционной теории. Однако уже на данном этапе у мирового сообщества сформировалось определенное отношение к обоснованию антиинфляционной политики. Эксперты ОЭСР указывают, что, разрабатывая антиинфляционную политику, нельзя базировать ее на излишне упрощенной механистической модели инфляции. В соответствии с этой точкой зрения желательно ориентироваться на многовариантный подход в определении методов борьбы с инфляцией.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность - чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.