Курсовая работа: Основы религии древних славян
«Прекрасным подтверждением этого значения русальской обрядности стали теперь истолкованные С.А.Рыбаковым изображения на древнерусских браслетах-обручах, где персонажи, справляющие русалии, неизменно сопоставляются с орнаментальными символами воды, растительности или с фигурами божеств покровителей плодородия.
Правда, в восточнославянских русалиях прослеживается еще одна сторона обряда — это связь с номинальным культом. Этой стороне русальской обрядности придается иногда слишком большое значение, и это обстоятельство наряду с этимологическим толкованием термина русалии (rosalia) стало причиной возведения славянских русалий к римскому обряду розалий. В частности, А. Н. Веселовский видел в русалиях в основном поминальный обряд, а русалок отождествлял с римскими манами (manes), обожествленными духами предков. Мнение это, достаточно широко распространившееся ", безусловно, ошибочно. Уже Д. К. Зеленин убедительно доказал, что если русалок — центральный мифологический образ, связанный с русалиями, можно рассматривать как олицетворение душ умерших, то лишь как душ покойников, называемых «заложными», т. е. умершими не своей смертью: самоубийц, утопленниц и т. п. а также некрещеных младенцев, по никак не душ предков»[28].
Русальные игрища состоят в разнообразных танцах и прыжках. Танцы ведутся в очень быстром темпе, таком, что кажется, будто танцующие не касаются ногами земли. Пляски сопровождаются разными вскриками и восклицаниями и заканчиваются тем, что русальцы доходят до исступления и падают без чувств на землю.
Имеются описания и русских русалий. Так, в XIX вв. Пензенской губернии парни рядились козлами, свиньями, лошадьми, надевали маски и под музыку, звон сковородок, печных заслонок плясали и скакали, переходя из села в село. Во главе процессии часто носили чучело коня с настоящим конским черепом на шесте. Иногда обряд встречи русалий проходил на ржаном поле. Всю эту неделю мужики «русальничали». т. е. пили и гуляли на все лады.
Кульминацией русалий был праздник Купалы.
КУПАЛА
Все купальские ритуальные действа можно условно разделить на 4 группы в зависимости оттого, с какими мифологическими представлениями они связаны:
1) посвященные солнцу: разжигание костров на возвышенных местах, пускание горящих колес, круговые танцы-хороводы и т. п.;
2) относящиеся к очистительной магии: костры для отпугивания нечистой силы, прыжки через огонь и др.;
3) связанные с культом плодородных сил природы: хороводы в рощах, купание в росе и реках, на заре купальского утра, моления рекам и источникам;
4) «проводы» мифологически персонифицированных духов растительности: похороны Купалы, Ярилы, Костромы.
Отсутствие ряда черт обрядов у восточных славян свидетельствует против теории проникновения античного обряда розалий в восточноевропейский мир через южных славян
.
Противопоставление - весна — зима особое значение имеет Весна, связанная с мифологическими персонажами, воплощающими плодородие — Ярилой, Костромой, Мореной и т. д., а также с обрядами похорон зимы и отмыкания весны, с растительными и зооморфными символами.
Противопоставление солнце — луна воплощается в мифологическом мотиве брачных отношений Солнца и Месяца.
Для праславянского периода восстанавливаются многочисленные празднества, в частности карнавального типа, связанные с определёнными сезонами. В неофициальной народной культуре эти обряды сохраняются до 19—20 вв. во всех славянских традициях: ср. смеховые похороны, мифологических существ типа Костромы, Масленицы, Ярилы, Мары. У восточных славян (где в сезонных обрядах участвуют и зооморфные символы типа «коровьей смерти»), выносилось чучело с исполнением песен.
ПЯТНИЦА, персонаж в восточнославянской и отчасти южнославянской традиции, продолжение главного женского божества славянского пантеона — Мокоши.
«У восточных славян Пятницы — персонифицированное представление нечётного дня недели, следующего за чётным днём, четвергом, посвященным различным ипостасям громовержца Перуна. В паре Четверг—Пятница, воспроизводящей более древнюю пару Перун—Мокошь. Особенно ясна взаимная связь противопоставлений чёт — нечет и мужской — женский. Пятницы иначе называлась льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 октября старого стиля — дня, посвященного Пятнице), «бабьей святой», занимающейся повоем. В день Пятницы запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пятницу, может утонуть. По украинским поверьям, П. ходит исколотая иглами и изверченная веретёнами (до 19 в. на Украине сохранялся обычай «водить Пятницу» — женщину с распущенными волосами), потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященные ей дни (по другому поверью прядут не лён, а волосы Недели, отождествляемой или соединяемой с Пятницей). Согласно «Стоглаву» и другим древнерусским текстам, в день Пятницы женщины не пряли и не стирали платья, а мужчины не пахали, чтобы не запылить Пятницу и не засорить ей глаз. В случае нарушения запретов Пятница может покарать болезнями глаз и другими бедами»[29].
У восточных славян деревянные скульптуры Пятнице ставились на колодцах, ей приносили жертвы, бросая в колодец ткани, льняную кудель, выпряденные нитки и овечью шерсть (название обряда — мокрида — непосредственно связано с основой такого, от которого образовано имя Мокоши, соединяющее мотивы пряжи и влаги-воды). В украинских сказках святая Пятница вместе с Понедельником и Средой выступает в качестве трёх персонажей, несущими службу на подступах к городу.
ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН
1. Праздник первых ростков — 2 мая..
2. Моления о дожде с 20 по 30 мая.
3. Ярилин день — 4 июня.
4. Моления о дожде с 11 по 20 июня.
5. Праздник Купала (позднее Иван Купала) — 24 июня.
6. Моления о дожде с 4 по 6 июля.
7. Отбор жертв для праздника Перуна 12 июля.
8. Моления о дожде с 15 но 18 июля.
9. Праздник Перуна (ильин день) 20 июля.
10. Начало жатвы — 24 пюля. Моления о прекращении дождей.
11. «Зажинки», окончание жатвы — 7 августа. Праздник «первых плодов»
12. 25 декабря — 6 января с зимние святки
20 июля в языческой Руси отмечался праздник Перуна, замещенный с принятием христианства днем Ильи-пророка. В этот день грозному Перуну приносили обильные жертвы. А в следующем месяце, августе, отмечались праздники начала и окончания жатвы: зажинки и дожинки, включавшие в себя многие ритуалы аграрной магии и благодарения божеств урожая: Мокоши, Велеса и др. В сентябре устраивались общинные пиры в честь Рода и рожаниц. Сакральным моментом в них являлось пение песен языческого содержания и питье меда из ритуальной чаши (чары), ходившей по кругу. А в жертву богам приносили хлебные лепешки, каши, творог, иногда и животных. Зимние праздники начинались с дня солнцеворота. После самого короткого светового дня, начинались обряды, посвященные духам умерших предков. Готовились ритуальные блюда для поминовения или совместной трапезы с духами предков: кутья, овсяный кисель, блины. В ночь на 25 декабря разводили костры из соломы для того, чтобы души предков «грелись». С 25 декабря открывался период зимних святок центральным моментом которых являлись обряды, связанные с мифологическими представлениями о Коляде. Колядная обрядность так же многопланова, как и купальская. Кроме культа солнца и культа предков колядные действа были связаны с аграрной магией (пение колядок и щедровок, обряды, сопровождавшие их) и брачной символикой. Исследователи полагают, что коляды у славян служили началом брачных церемоний, сезона свадеб. Гадания в зимние святки носят в основном брачно-любовный характер.
Следующий зимний языческий праздник, дошедший до наших дней, — Масленица.
Многие исследователи полагают, что Масленица в языческие времена была посвящена поминовению предков.
Неделя проходит в бурном веселье и обильном угощении, которое называли -тризной. В современном обыденном понимании тризна — это языческий погребальный пир. Однако у древних славян тризна являлась особой частью погребального ритуала, заключавшейся в отличие от стравы — поминального пира по умершему в боевых играх, ристаниях, состязаниях. Тризна служила демонстрацией жизнеспособности соплеменников умершего и была призвана отгонять смерть от них.
Обязательными блюдами на масленой неделе были блины и овсяный кисель — поминальные и жертвенные блюда славян. В то же время блины являлись символами солнца и, следовательно, имели отношение к древним солярным культам. На Масленицу, чаще всего в последний ее день, жгли костры из соломы.
Существует один момент, связывающий Масленицу с культом солнца, — это календарная близость праздника к дню весеннего равноденствия. Христианский великий пост сдвинул Масленицу с ее исконного места в календаре и сделал переходящим праздником. Кроме того, Масленица завершала свадебный период. Поэтому на Масленицу принято, с одной стороны, славить тех, кто вступил в брак в течение последнего года, а с другой — символически наказывать холостых и незамужних.
Название же праздника — Масленица к языческой мифологии отношения не имеет.[30]. (Славянская мифология. -)
1.2.1. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
Отражением языческого мировоззрения являются магические заклинания, просьбы к богам, подкрепленные жертвоприношениями каждому из богов, но иногда у язычников приносятся человеческие жертвы и это делает язычество особенно отвратным. Но были – ли человеческие жертвоприношения на Руси, или их не было точно сказать практически невозможно.
Из «Повести временных лет» известно, что когда убирали идолы Перуна народ радовался и веселился. Но нам так же известно что «Повесть…» была переписана много раз, и переписывал ее монах - христианин исходя их своего субъективного мнения. Отражением языческого мировоззрения являются магические заклинания, просьбы к богам, подкрепленные жертвоприношениями. Одним богам приносили кашу, мед, хлеб, а в честь иных (Перун) закалывали быка. Принесение жертв было как бы совместной трапезой с божеством — часть уделялась ему, а остальное поедалось на праздничном пиру.
1.4. Языческая реформа, князя Владимира
Языческая реформа князя Владимира Великого была вызвана необходимостью установить твердое отношение народа к князю.
Кажется, как могут быть связаны религия и политика?
Это для наших современников эти два понятия могут быть несовместимы, но для человека того времени жизнь людей на земле проявлялась в жизни богов, а поскольку у богов не было четко выраженного подчинения одному верховному богу, да и самого верховного бога не было как такового. Боги все время боролись друг с другом за престол. Поэтому у народа не было нужного отношения к князю, которому, конечно же, хотелось полного подчинения. Ведь князь у простого населения ассоциировался с богом.
Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославич совершил попытку создать в 980 общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Главные божества пантеона: громовержец Перун и «скотий бог» Белее (Волос), противостоящие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса — внизу, возможно, на киевском Подоле). Вероятно, по социальной функции (Перун — бог княжеской дружины, Велес — всей остальной Руси). Единственный женский персонаж киевского пантеона — Мокошь — связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением). Другие боги этого пантеона известны меньше, но все они имеют отношение к наиболее общим природным функциям: Стрибог, видимо, был связан с ветрами, Дажьбог и Хорс — с солнцем, Сварог — с огнём. Менее ясен последний бог пантеона Семаргл: некоторые исследователи считают этот персонаж заимствованным из иранской мифологии (см. Симург); другие трактуют его как персонаж, объединяющий все семь богов пантеона. Связи между богами внутри пантеона и их иерархия выявляются при анализе закономерностей перечисления богов в летописных списках: обнаруживается связь Перуна с Велесом, Стрибога с Дажьбогом и Сварогом, периферийное место Семаргла или Мокоши и т. п. Принятие Владимиром христианства в 988 повлекло за собой уничтожение идолов и запрет языческой религии и её обрядов. Тем не менее языческие- пережитки сохранялись. Помимо богов, входивших в пантеон, известны и другие мифологические персонажи, о которых обычно сообщают более поздние источники. Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род) или с сезонными обрядами (Ярила, Купала, Кострома), другие известны из менее надёжных источников (Троян, Переплут), третьи вообще являются созданиями т. н. «кабинетной мифологии».
Западнославянская мифология известна по нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам. Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и они разрозненны: речь идёт об отдельных божествах, связанных обычно с локальными культами. Возможно, что вся совокупность мифологических
персонажей высшего уровня у балтийских славян не была объединена в пантеон (в отличие от восточных славян). Зато относительно богаты сведения западноевропейских хроник о культе богов, чётко пространственное приурочение их (описания культовых центров, храмов, идолов, жрецов, жертвоприношений, гаданий и т. п.). Языческая традиция у балтийских славян была прервана насильственной христианизацией, поэтому не сохранились источники, которые отражали бы продолжение старых верований. Из богов балтийских славян особенно известны: Свентовит, характеризующийся как «первый, или высший из богов», как «бог богов»; он связан с войной и с победами и, кроме того, с гаданиями; Триглав, однажды названный «высшим богом»: как и у Свентовита, его атрибутом был конь, принимавший участие в гаданиях; идол Триглава имел три головы или же находился на главном из трёх холмов, как в Щецине.
МИФЫ И ЛЕГЕНДДЫ
Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркивала суверенитет молодого русского государства но отношению к христианской Византии во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного воеи.1 малышка державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воински» успехов. Кроме того, этим действием Владимир отодвигал па заднм! план наемных дружинпикоы-варнгов, часть которых была христианам.» Владимир строго относился к наемникам и, когда опи после водворен и i мира начали бесчинствовать, великий князь выгнал их из Руси. Нон.1 русский пантеон был противопоставлен но только византийскому христианству, но и скандинавскому язычеству, от которого не было взято им чего. В-третьих (это будет обосновало в последующем изложения), р-форма значительно расширяла религиозно-идеологическое воздействие многогранностью и глубокими историческими корнями нового пантеона». что нам и надлежит теперь разобрать.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА1. Белов А. Наука и религия №11 1992 с.16 – 17.
2. Головацкий Я.Ф. Изложение древне славянских легенд, или мифология –К.: Доверие., 1991 – 93 с.
3. Лозко Г. С. Этнология Украины; философско-теоретический и этнологический аспект. – К.: АртЕк., 2001. – 304с.
4. Николаев Т. В. Древняя Русь и славяне. –М.: Наука., 1988 - 448 с.
5. Павлов О. П. Русь с её неизжитым язычеством Наука и религия №4 1990 с.21
6. Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с.
7. Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца 18 века. - М,: Высшая школа., 1983 – 420с.
8. Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл – Переплут – Советская археология 1967г. N2 стр.9
9. Рыбаков Б. А. Христиане или язычники? — Наука и религия, 1966, № 2, с. 46
10. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М..: Наука,. 1988 – 368с.
11. Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с.
12. Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т. –М.: Советская энциклопедия., Т.2 1982 – 720с. С ил.
13. Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т.–М.: Советская энциклопедия., Т.1 1980 672с. С ил.
14. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Полит. Издат., 1980 – 624 с.
15. Шокарев С.Ю. История России с древних времен и до конца 17в. /энциклопедия/ - М.: Артель., 2001 599 с. (124- 125)
16. Щербаков В.И. Асгард – город богов. _ М.: Молодая гвардия.,1991 – 253 c.
17. Яблоков М.П. История религии. в 2-х т. Т.1 М.: Высшая школа., 2002 – 463с.
18. Яблоков М.П. Основы религиоведения. - М.: Высшая школа., 1994 – 368 с.
[1] Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца 18 века. -М,: Высшая школа., 1983 – 420 с. Стр.68
[2] Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М..: Наука,. 1988 – 368с. СТР-???
[3] Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т. Т.1 –М.: Советская энциклопедия., 1980 – 672с. С ил
[4] Белов А. Наука и религия №11 1992 с.16 – 17.
[5] Семенова М. А. Быт и верования древних славян. С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с
[6]Семенова М. А. Быт и верования древних славян. С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с.
[7] там же стр. +++
[8] там же стр. +++
[9] Все это имена одного и того же бога прим. Автора.
[10]Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 120 с.
[11] Семенова М. А. Быт и верования древних славян. С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с.
[12]Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с.
[13]Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 560с
[15] там же стр.
[16] Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с.
[17]Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т. –М.: Советская энциклопедия., Т.1 1980 – 672с. С ил. .
[18] там же стр.
[19] семенова
[20] семенова
[21] семенова
[22] Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с.
[23] там же стр+++++
[24] мифы илегенды
[25] семенова
[26] славянская мифология
[27] к вопросу опроисхождении
[28] там же стр
[29] мифы илегенды
[30] Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с.