Курсовая работа: Основные проблемы современного предпринимательства в Республике Казахстан
В налоговом законодательстве значительно усилилось налоговое администрирование, без учета специфики субъектов малого бизнеса, что привело к значительному увеличению выплаты штрафов, что привело к тому, что по г.Алматы предпринимателями в 2004 году было выплачено 2 млрд. тенге штрафов и пени, в том числе за ненадлежащее заполнение форм отчетности.
В стране действуют 11 тысяч актов Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством юстиции, свыше 25 тысяч нормативных актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актов противоречат действующим законам, да и в самих законах встречаются несоответствия, что создает большие трудности в повседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему.[12]
Глава 3. Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
До настоящего времени государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного финансирования за счет государственного бюджета и велась не всегда на системных началах.[12]
Сегодня назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике.
Предполагается решение следующих задач:
- создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;
- дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;
- сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;
- передача непрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;
- создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода;
- участие предпринимательства в инновационной экономике.
Финансирование будет проводиться за счет средств республиканского бюджета: 2005 год – 13195,12 млн. тенге (101,5 млн. $ США), 2006 год – 10215,12 млн. тенге (78,6 млн. $ США), 2007 год – 10000 млн. тенге (76,9 млн. $ США). В результате реализации Программы в течение трех лет будут увеличены объемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса до 95000млн.тенге (700 млн.$ США).
В целях развития гарантирования предполагается:
- заключение генеральных соглашений с банками второго уровня о сотрудничестве на республиканском и региональном уровнях;
- выдача гарантий субъектам малого предпринимательства при получении ими кредитов в банках второго уровня, покрывающих от 50 до 80 процентов стоимости проекта.
В целях развития проектного финансирования предполагается:
- открытие специальных кредитных линий для оралманов, молодежи, потенциальных предпринимателей пенсионного возраста, ремесленников, инвалидов;
- кредитование внедрения международных стандартов качества менеджмента с последующим возмещением 50 процентов затрат предпринимателя;
- кредитование франчайзинговых операций;
- кредитование участников инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- открытие кредитной линии для поэтапной капитализации предприятий малого бизнеса за счет заемных средств Фонда.
В целях развития финансового лизинга предполагается расширение объемов финансирования проектов предусматривающих обновление и модернизацию основных фондов малых предприятий.
Кроме того, в целях построения конструктивного диалога между государственными органами и общественными объединениями предпринимателей (работодателей) в марте 2005 года на Конгрессе предпринимателей было принято решение об образовании Общественного Юридического Лица «Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен».
Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева от 23 апреля 2005 года № 1560 создан Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан. В состав Совета вошли представители государственных органов, неправительственных организаций и предприниматели республики, возглавляет Совет Президент республики.
Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года, Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке малого предпринимательства", Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, поручений Президента Республики Казахстан, данных в Послании народу Казахстана от 18 февраля 2005 года и на Конгрессе предпринимателей Казахстана 25 марта 2005 года. [13]
Целью Программы является выработка эффективной политики в области государственной поддержки и развития малого бизнеса, создание развитой и доступной инфраструктуры, раскрепощения предпринимательской инициативы населения, улучшение условий для развития предпринимательства, в целях:
- создания условий для активного роста количества субъектов малого бизнеса, особенно в форме юридического лиц,
- изменения структуры деятельности субъектов малого бизнеса в сторону значительного увеличения доли субъектов малого бизнеса в приоритетных (производственных) отраслях экономики, вовлечения в инновационную деятельность,
- активного вовлечения населения страны в предпринимательскую деятельность, раскрепощения их инициативы и созданию новых рабочих мест,
- увеличение доли субъектов малого бизнеса в ВВП страны до 30%. [13]
Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям
1. Систематизация и совершенствование нормативной правовой базы по вопросам предпринимательства.
2. Совершенствование системы налогообложения субъектов малого бизнеса.
3. Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства.
4. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства.
5. Обучение, информационное, научно-методическое обеспечение и пропаганда малого предпринимательства.
6. Создание оптимальной системы контроля и проверок субъектов малого бизнеса.
Произошедшие изменения в предпринимательской среде, формировавшейся в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования нормативной правовой базы и основ ее государственного регулирования.
В этих целях будет проведена ревизия действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Обеспечение финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого бизнеса будет основано на развитии специализированных институтов и внедрении пошаговой (уровневой) схемы финансово-кредитного обеспечения целевых групп субъектов малого предпринимательства с установлением приемлемых для них условий и процедур кредитования.
Фундаментом указанной схемы должна выступить система микрокредитования предпринимательских инициатив наименее обеспеченных граждан и начинающих предпринимателей, в том числе на селе, осуществляемого как на коммерческой, так и на грантовой основе с упрощением технических процедур оформления кредита.
Для этого необходимо сформировать сеть микрокредитных организаций с филиалами во всех регионах, для выдачи малых кредитов на небольшой срок по ставкам ниже рыночных без требования бизнес-плана и материального залога. К осуществлению данного проекта можно привлечь средства местных бюджетов, выделяемых на поддержку малого бизнеса, а также средства АО «Фонд поддержки и развития предпринимательства».
Необходим дифференцированный подход к суммам выдаваемых микрокредитов, в зависимости от вида деятельности и опыта работы. Так, для организации торгово-посреднической деятельности программами микрокредитования должны быть предусмотрены первоначальные суммы до 100 МРП, при последующем обращении и своевременном погашении, сумма может быть увеличена до 500 МРП.[]
Для стартового капитала на открытие предприятия в приоритетных областях промышленности (туризм, стройиндустрия, пищевая промышленность, транспортная логистика и др.) суммы выдаваемых микрокредитов должны быть не менее 1000 МРП.
В рамках деятельности АО «Фонд развития малого предпринимательства» внедрить программу финансирования стартового капитала субъектов малого бизнеса.
Ежегодно в республиканском бюджете предусматривать средства для покрытия части убытков АО «Фонд развития малого предпринимательства» и банков второго уровня от кредитования стартового бизнеса.[12]
В целях поддержки предпринимателей, находящихся на наиболее сложном и ответственном этапе развития бизнеса, сопряженного с нехваткой оборотных средств и ликвидного залога, необходимо развивать систему гарантирования кредитования малого предпринимательства с участием АО «Фонд поддержки и развития малого предпринимательства».
Ежегодно на предоставление гарантий, развития лизинга и кредитование субъектов малого бизнеса необходимо выделять АО «Фонд развития малого предпринимательства» из республиканского бюджета 30,0 млрд. тенге.
Для предпринимателей, имеющих определенный опыт и испытывающих потребности в высокотехнологичном оборудовании и дополнительном капитале для освоения новых направлений деятельности, будут задействованы новые инструменты финансовой поддержки (лизинг, венчурное финансирование и другие). Развитие лизинговых и создание венчурных структур будут способствовать появлению новых производств и восстановлению существующих до стадии, на которой они смогут привлекать традиционные источники финансирования.
Созданные в 2003 году новые финансовые институты АО «Национальный инновационный фонд», АО «Инвестиционный фонд Казахстана» в небольших объемах финансируют проекты, представляемые субъектами малого бизнеса. Необходимо вышеуказанным фондам разработать специальные программы, предусматривающие упрощенный порядок получения финансовых средств для субъектов малого бизнеса и более гибкие условия финансирования в первую очередь предприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики.
Кроме того, необходимо оптимизировать процедуры предоставления банками второго уровня кредитов субъектам малого предпринимательства и связанные с ними расходы путем:
- разработки и внедрения механизмов по снижению для субъектов малого бизнеса платы за обслуживание кредитов;
- освобождения предприятий малого бизнеса от обязательного предоставления бизнес-планов по кредитуемому мероприятию, заменив их технико-экономическим обоснованием проекта по упрощенной форме;
- упрощения критериев оценки финансового состояния заемщиков - предприятий малого бизнеса, а также требований к видам обеспечения кредитов.
Разработать и внедрить программу субсидирования процентных ставок для субъектов малого бизнеса для снижения стоимости кредитов, получаемых в банках второго уровня субъектами малого бизнеса для производственной деятельности.
Субсидировать административные расходы банков второго уровня по обслуживанию кредитов, выдаваемых субъектам малого бизнеса.
Решение вопросов, связанных с расширением доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам, создание и ведение реестров заемщиков позволят обеспечить им кредитную историю, что будет способствовать стабильному росту количества малых предприятий и повышению производительности их деятельности.
Особое внимание должно быль уделено организации и развитию кластеров, сформированных на территориях из предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса от науки и подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерской сети.
В этом случае не отдельное предприятие конкурирует на рынке, а региональный промышленный комплекс, который сокращает свои трансакционные издержки благодаря совместной технологической кооперации компаний
Законы рыночной экономики вынуждают крупные компании четко определять свои основные виды деятельности и выводить все остальные в самостоятельное плавание в качестве малых предприятий, которые обычно остаются поставщиками основной компании, но могут существенно расширить свой рынок путем привлечения других потребителей. Если деловая среда благоприятствует выходу новых предприятий на рынок, то в целом улучшается структура рынка, повышается конкурентоспособность производств на всех уровнях передела, растут продажи. Рабочие места не только не сокращаются, но создаются новые.
По мере развития кластера в него "втягиваются" информационно-коммуникационные, кредитно-финансовые, юридические и иные учреждения, находя в нем новые ниши для расширения своей деятельности.
Образование новых предприятий в кластере - элемент положительной обратной связи. Развернутый кластер усиливает все вышеуказанные выгоды: наращивает коллективную базу ресурсов конкурентоспособности, от чего выигрывают все участники кластера и оказываются впереди их конкурентов в других местах.
Таким образом, деловая среда кластера образует своего рода "питательную среду" для развития малого и среднего предпринимательства. В мировой практике известны кластеры, полностью состоящие из малых и средних предприятий.
Малые предприятий, работающие в кластерной системе должны быть освобождены от социального налога.
Арифметические и иные ошибки, не искажающие основной сути отчетного документа не должны являться основанием для наложения штрафа
Переписка официальных органов с предприятиями малого бизнеса должна осуществляться с уведомлением о вручении или «из рук в руки». В последнее время, отправка писем официальными органами (в том числе налоговыми) осуществляется через почтовые отделения связи. По непонятным причинам, письма идут месяцами, в результате руководители предприятий выплачивают штрафы за несвоевременное реагирование на замечания налоговых органов или смену местонахождения без уведомления.
Проверки санэпидемстанций, пожарных инспекций должны быть строго в рамках Регламентов проверок, которые должны быть зарегистрирован в органах юстиции республики.
Законодательно должна быть закреплена материальная ответственность конкретного должностного лица, осуществляющего проверку. В случае необоснованных проверок и незаконных действий, вышеуказанное должностное лицо лично должно возместить убытки малому предприятию, которые явились результатом незаконных действий или уплатить штраф не менее 50 МРП.
Все контролирующие органы обязаны:
- бесплатно распространять нормативно-правовые документы, затрагивающие интересы предпринимателей;
- организовать постоянно действующие обучающие курсы, центры оказания консультаций для предпринимателей;
- разрабатывать и бесплатно распространять методические материалы с комментариями, по вопросам проверок предпринимателей.
Критерии оценки деятельности контролирующих органов должны базироваться не на числе проведенных проверок, выявленных нарушений и сумме наложенных штрафов, а на проведенной работе по информационной, консалтинговой и методологической помощи, оказанной предпринимателям.
Финансовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на указанные цели, а также целевых займов, получаемых Республикой Казахстан, государственных натурных грантов и других, не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников.
Для реализации плана мероприятий, предусмотренных Программой, будут ежегодно выделяться средства из республиканского бюджета в объеме 40 - 50 млрд. тенге.
В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить институциональные условия для: перехода малого предпринимательства к диверсификации, расширению профильности, перевода инвестиционных потоков в новые отрасли; увеличения активов предприятий малого предпринимательства; создания наукоемких экспортоориентированных производств и выхода продукции (работ, услуг) малого предпринимательства на внешние рынки.
В результате реализации Программы за три года будет создано 150 тысяч новых действующих субъектов малого бизнеса в форме юридического лица, таким образом, общее количество действующих предприятий малого бизнеса (без учета крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей) составит в 2006 году – 180 тысяч, в 2007 г. – 240 тысяч, 2008 г. – 300 тысяч. Будут созданы новые рабочие места не менее, чем для 500 тысяч человек. Увеличится доля субъектов малого бизнеса в структуре ВВП до 30%.
В целях создания благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) внесены и введены в действие с 1 января 2007 года изменения, которыми предусмотрено следующее:
1) изменение срока представления налоговой отчетности и уплаты налогов на 5 - 10 дней позже установленного ранее срока;
2) сокращение налоговой отчетности:
- по плате за загрязнение окружающей среды для организаций с малыми объемами платежей (до 100 месячных расчетных показателей в суммарном годовом объеме) – с четырех расчетов до одного расчета;
- для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации и не использующих труд наемных работников - освобождение от представления расчетов по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям путем включения их в одну форму налоговой отчетности;
3) освобождение индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе патента, от представления документов, прилагаемых к заявлению на получение патента (Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, документы, подтверждающие уплату стоимости патента, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, лицензию и т.д), при представлении налоговой отчетности в электронном виде;
4) изменение ставок исчисления налогов:
- снижена ставка для исчисления налогов по патенту для индивидуальных предпринимателей с 3 до 2%;
- для исчисления налогов по упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, установлена единая ставка в размере 3% вместо сложно прогрессивной шкалы ставок.
5) представление заявления на применение специального налогового режима для крестьянских (фермерских) хозяйств производится один раз в начале применения данного режима налогообложения вместо ежегодного.
Вместе с тем, постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2006 года № 483 утверждена Концепция создания социальных предпринимательских корпораций (СПК). Основной целью, которой является – содействие экономическому развитию регионов путем консолидации государственного и частного секторов, создание единого экономического рынка на основе кластерного подхода.
В целях координации деятельности СПК и выработки рекомендаций по основополагающим задачам и механизмам реализации развития СПК, постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2006 года № 1114 утвержден Специализированный совет по вопросам региональных социально-предпринимательских корпораций при Правительстве Республики Казахстан; рабочим органом которого является Министерство индустрии и торговли (далее – Министерство).
Указом Президента Республики Казахстан от 13 января 2007 года 274 создана социально-предпринимательская корпорация (СПК) «Сарыарқа». В этой связи, постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 января 2007 года № 23 утвержден состав Совета директоров акционерного общества «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Сарыарка». [11]
Как указывается в Программе Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, деятельность СПК будет осуществляться в целях привлечения инвестиций, реализации новых производств и внедрения технологий в регионах, формирования соответствующей благоприятной экономической среды, а также разработки и реализации программ, направленных на достижение социальных целей.
Создание СПК будет способствовать повышению конкурентоспособности регионов путем внедрения механизмов кластерного развития, самоорганизации и мобилизации внутренних ресурсов.
Объединение устойчивых бизнес-структур с участием государства позволит создать крупные региональные центры, концентрирующие в себе экономическую активность региона и способные выступить катализаторами формирования конкурентоспособных производств.
Последующие СПК в других регионах планируется создать по результатам пилотного проекта СПК «Сарыарка».
Основной ролью государства на данном этапе экономического развития должно стать создание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Заключение
Переход к рыночной экономике - длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт показывает, что все глобальные социально-экономические реформы, связанные с коренной ломкой ранее действующей хозяйственной системы, неизбежно сопровождаются значительным снижением уровня производства и, соответственно, потребления. Эта закономерность требует разработки действенной и эффективной экономической политики на основе выбора оптимального варианта стратегии и тактики осуществления экономической реформы.
С приобретением полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном стоит сложная задача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетом мирового опыта и специфики республики.
Многочисленность предпринимателей заметно активизирует в национальном хозяйстве соперничество и конкуренцию, выступает известным гарантом сдерживания монополистических тенденций, инфляционных процессов, роста безработицы. Хозяйственная маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность, - все эти черты присущи современному предпринимательству.
Исходя из проведенного анализа следует отметить, что в последние годы в Республике Казахстан предпринимательство получило динамичное развитие.
В настоящее время предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. Особого внимания требует развитие внутреннего рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства.
Среди новых предпринимательских структур резко увеличилось количество акционерных обществ, созданных в процессе реорганизации государственных и муниципальных предприятий, инвестиционных фондов и компаний.
Развитие малого предпринимательства способствует стабилизации хозяйственных связей, формированию внутренней конкурентной среды.
Новые предприниматели Республики Казахстан испытывают огромную потребность в успехе и хотят доказать всем свои способности. Это возможно лишь в результате победы в конкурентной борьбе.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что отличительная черта в развитии предпринимательства в Республики Казахстан то, что оно рассматривается как долговременный, один из ключевых факторов развития экономики.
Динамика развития малого предпринимательства в Казахстане свидетельствует об оживлении процессов образования новых малых предприятий и увеличении численности работающих на них, что ведёт к уменьшению безработицы и укреплению экономики страны.
Дальнейшее развитие малого бизнеса, использование инновационного потенциала малого предпринимательства, его стимулирование, развитие таких форм взаимодействия, как подрядное кооперирование, совместное производство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование, должны обеспечить устойчивое функционирование либеральной экономической системы Республики Казахстан, главной опорой которой будет выступать сильный предпринимательский класс.
Список использованных источников
1. «Основы предпринимательской деятельности» под редакцией Осипова Ю.М. , Москва, 1992
2. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 1996
3. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Общая часть)
4. Кантарбаева А.К. «Предпринимательство. институционально-эволюционный подход». «Раритет», Алматы,2000г.
5. Кубаев Е., Кырбасов Е., Бордоусов О. Состояние и направления развития малого бизнеса и предпринимательства в Казахстане. Журнал "Экономика и статистика." 4, 2000 г., стр. 56-60
6. "Экономические регуляторы политики поддержки предпринимательства в Казахстане" А.Кантарбаева, У.Шукеев // Альпари № 3 2002 г.
7. Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс т.1 М.: Экономика», 2000
8. Послание Президента Казахстана Н.А. Назарбаева народу Казахстана – Стратегия «Казахстан-2030) www.mit.kz
9. Сборник «Предприниматель и право», Издательский дом «БИКО», Алматы, 2000.
10. Аналитический доклад о развитии малого бизнеса (в разрезе областей). Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан, февраль 2007 г. www.mit.kz
11. Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы (второй этап) www.mit.kz
12. Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы www.mit.kz
13. Аналитическое обозрение Агентства Республики Казахстан по статистике www.stat.kz
14. Социально-экономическое развитие РК” Информационно-аналитический журнал 2005
15. Абуталипов Ж. На пути к рынку//Казахстан: экономика и жизнь, 2000
16. Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 1997