скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Оборотные средства на предприятии ОАО "Электровыпрямитель"

ПСО= ^(Д1-ДО),

(2.3)

где ПСО - привлечение средств в оборот;

Д1 - период оборота отчетного года;

Д2 - период оборота базисного года.

Оборачиваемость дебиторской задолженности. Характеризует кратность превышения выручки от реализации над средней дебиторской задолженностью.

Период погашения дебиторской задолженности. Отражает средний сложившийся за период срок расчетов покупателей и заказчиков.

Д.=5дз, (2.5)

где Ддэ - период погашения дебиторской задолженности.

Для характеристики структуры текущих активов можно рассчитать долю дебиторской задолженности, запасов, готовой продукции в общем объеме текущих активов путем отношения перечисленных показателей к общей величине текущих активов.

Скорость оборота товарно-материальных ценностей и готовой продукции характеризует их оборачиваемость. Расчет этих показателей практически одинаков.

О накапливании (сокращении) запасов свидетельствует срок хранения запасов.

Срок хранения готовой продукции указьшает на длительность его хранения.

Используя формулы 2.1 - 2.9, проанализируем оборачиваемость текущих активов АООТ "ЖБ К-Г.

Данные для анализа представлены в таблице 2.3.

Анализируя данные таблицы 2.3 можно сказать, что оборачиваемость текущих активов на предприятии очень низка, т.е. это говорит о неэффективном управлении оборотным капиталом и нерациональном его использовании. Об этом свидетельствует и увеличение длительности оборота оборотных активов на 38,21 дня в 1998годупо сравнению с 1996 годом и, как следствие, уменьшение количества оборотов за год.

Таблица 2.3

Расчет показателей оборачиваемости

Если в 1996 г. выручка от реализации продукции, работ, услуг превышала дебиторскую задолженность в 164,25 раза, то к 1998 г. -лишь в 16,21 раза. Это объясняется незначительным за два года ростом объема реализации по сравнению с резким ростом дебиторской задолженности, которая в тот же период увеличилась в 14 раз.

В сложившейся ситуации возникает такая проблема, - если средства, вложенные в материальные ценности, принимают денежную форму позже, чем возникает необходимость в нк наличии предприятию необходимо привлекать дополнительные источники финансирования.

Для того чтобы определить выгодно ли это предприятию, вернее насколько это убыточно, рассчитаем коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.

Кроме того, в таблице 2.4 рассчитан и период погашения кредиторской
задолженности.

Данные таблицы 2.4 свидетельствуют об уменьшении значения коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности в течение анализируемого периода практически в два раза и росте срока ее погашения на 54 дня.

Таблица 2.4

Расчет коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности и периода ее погашения для АООТ "ЖБК-1"

ПОКАЗАТЕЛИ 1996 1997 1998
Коэффициент оборачивйй- 4.39 3,51 2,65
вюпи
Период пагашжия, они 82/3 102,56 135^81

Таким образом, результатом подобного осуществления кредитной политики АООТ "ЖБК-1" может стать крайне тяжелое положение предприятия, связанное с тем, что оно нарушило важнейшее требование финансовой стабильности: условия привлечения кредита должны быть выгоднее тех условий на которых само предприятие их оказывает. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой, по существу, бесплатный кредит покупателям она должна по возможности "уравновешиваться" таким же бесплатным кредитом поставщиков.

Как уже отмечалось, основной целью деятельности любого предприятия является получение прибыли. Поэтому при анализе финансового состояния особое внимание уделяется оценке показателей рентабельности.

В общем виде под рентабельностью понимается отношение прибыли, полученной за определенный период, к объему капитала, инвестированного в предприятие. Экономический смысл значения данного показателя состоит в том, что он характеризует прибыль, полученную с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие.

В зависимости от направлений вложения средств, формы привлечения капитала, а так же целей расчета используют различные показатели рентабельности. Рассмотрим основные из них.

Рентабельность активов имущества. Данный показатель показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в

В аналитических целях определяется рентабельность как всей совокупности активов, так и рентабельность текущих активов, которая показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, вложенного в текущие активы.

Если деятельность предприятия ориентирована на перспективу, то необходимо привлечение инвестиций. Показателем, отражающим эффективность использования средств, инвестированных в предприятие, является рентабельность инвестиций.

Данный показатель используется в основном для оценки эффективности управления на предприятии, характеристики его способности обеспечить необходимую отдачу на вложенный капитал, определения расчетной базы для прогнозирования.

Акционеры (инвесторы) предприятия вкладывают в предприятие свои средства с целью получения прибыли от инвестиций, поэтому с точки зрения акционеров наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал. Показатель прибыли на вложенный акционерами (собственниками) капитал, называемый также рентабельностью собственного капитала, определяется по формуле

Кредиторы предприятия так же, как и его акционеры, рассчитывают на получение определенного дохода от предоставления средств предприятию. С позиции кредиторов показатель рентабельности заемного капитала, которыйотражает цену (стоимость) привлечения средств для предприятия можно рассчитать по формуле

Следующий показатель рентабельности - это рентабельность совокупных вложений. Он характеризует доходность вложений совокупных вкладчиков капитала (собственников и кредиторов).

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, соотносят как с величиной используемого (вложенного) капитала, так и с объемом совершенных за период операций (объемом продаж). Первый способ исчисления позволяет оценить рентабельность капитала и характеризует эффективность произведенных затрат, второй - рентабельность продаж, он показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализации.

Величина данного показателя широко варьируется в зависимости от сферы деятельности предприятия. Объясняется это различием в скорости оборота средств, связанным с различиями в размерах используемого капитала, необходимого для осуществления хозяйственных операций в данном объеме, в сроках кредитования, величине складских запасов и т.д. Длительный оборот капитала делает необходимым получение большей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов. Более быстрый оборот капитала те же результаты приносит и при меньшей величине прибыли в расчете на объем реализованной продукции.

Различия в значении показателя рентабельности продаж в рамках одной отрасли непосредственно определяются успешностью управления на конкретном предприятии.

Величина показателя рентабельности продаж находится в непосредственной зависимости от структуры капитала предприятия. Очевидно, что при прочих равных условиях рентабельность продаж будет тем меньше, чем значительнее величина задолженности (и соответственно плата за заемные средства).

В современных условиях предприятия не имеют возможности использовать долгосрочные кредиты и займы, а также привлекать инвестиционный капитал, т.е. заемные средства характеризуются лишь краткосрочными пассивами. Поэтому расчет показателей рентабельности инвестиций и совокупных вложений не представляет особого интереса. Динамика прочих показателей представлена в следующей таблице.

После значительного ухудшения показателей использования имущества в 1997 г. по сравнению с 1996 г. ситуация на предприятии изменилась в лучшую сторону ив 1998 г. с каждого рубля, вложенного в активы было получено на 1,13 коп. больше, чем в 1996 г. Однако имело место снижение эффективности использования оборотных средств: вместо 28,53 коп. прибыли, полученной с рубля текущих активов в 1996 году, отдача с каждого рубля средств, вложенных в текущие активы в 1997г. составила 15,51 коп., а в 1998 г. - 22,77коп.

Таблица 2.5

Динамика показателей рентабельности АООТ "ЖЕ КГ'

ПОКАЗАТЕЛИ 1996 1997 1998
Средняя велетоса 54712 58305 60638
жпаоЕ,тьЕ. руй.
Собсгвйнный кятигал, тыс. 42887 46268 44220
руб.
Кршкосротаьк п&ссквы, 8825 12037 16418
так.руб.
Средняя Ееличкй 10211 13427 17165
•каущихакткоЕ,
так. руб.
Выручка отрмлизадаи, 36957 39362 44909
твк.руб.
Прибыль остающаяся 2913 2082 3909
е распоряжении
лредпршпия:, тис. руб.

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

3.1. Направления совершенствования финансового планирования и управления оборотными средствами на промышленном предприятии

В современных условиях, когда большинство предприятий осуществляет свою хозяйственную деятельность в условиях острого дефицита оборотных средств, возникает множество проблем, как внутренних, так и внешних. Одной из таких проблем, с которой сталкиваются и предприятия, и государство, является проблема неплатежей (платежный кризис).

В основе платежного кризиса лежит глубокое расстройство финансов предприятий и неумелое управление ими.

Процесс совершенствования финансового планирования и управления оборотными средствами на предприятиях, в частности на АООТ "ЖБК-Г, на мой взгляд, должен протекать в двух основных направлениях.

Первое - возрождение практики нормирования оборотных средств, но на новом качественном уровне.

Принципиальными моментами новой концепции, применимой и для отдельно взятого предприятия, могли бы стать:

• планирование оборотных средств по двум независимым моделям - размещаемым средствам (активам) и источникам финансирования (пассивам),

• планирование общей потребности в оборотных средствах без подразделения их на нормируемые и ненормируемые статьи;

• переход к укрупненным методам расчета потребности в оборотных средствах с последующей их детализацией по статьям;

• широкое применение типовых норм и нормативов оборотных средств по отраслям хозяйства.

Рассмотрим некоторые из этих моментов. Укрупненные методы расчета потребности в оборотных средствах имеют в основе два главных параметра:

длительность финансового цикла и планируемые затраты по хозяйственной деятельности. Длительность финансового цикла определяется четырьмя периодами: снабжения, производства, сбыта и расчетов. Она может быть рассчитана по общепринятой методике или на основе отраслевых нормативов.

Главное не усложнять такие расчеты, не следовать желанию посчитать запасы по каждой позиции, исходить из нормального экономически целесообразного поведения. Продолжительность циклов снабжения и сбыта не должна превышать значений принятых в маркетинговой деятельности. Цикл производства должен соответствовать технологии, цикл расчетов - договорным условиям.

Особо следует сказать об определении потребности в оборотных средствах для расчетов с дебиторами. Традиционно она не планировалась по причинам "незаконности" и нестабильности такой задолженности. В условиях рынка значительная часть дебиторской задолженности, в частности по договорным авансам и предоставленному кредиту, носит вполне законный и стабильный характер. Потребность в средствах на эти цели может быть определена по формуле (3.1).

На втором этапе общую потребность предприятия в оборотных средствах следует распределить по: статьям оборотных средств, центрам ответственности. Распределение оборотных средств по центрам ответственности предполагает выделение в рамках предприятия служб (лиц), имеющих право распоряжаться приобретением или расходованием соответствующих активов.

При этом целесообразно устанавливать лимиты оборотных средств по системе "максимум- минимум". Службы (лица), ответственные за приобретение активов, не должны без санкции финансовой службы предприятия превышать максимум лимита, а ответственные за использование активов наблюдают за тем, чтобы соответствующие запасы не снизились ниже установленного минимального лимита. Систем управления оборотными средствами на предприятии получает завершенность только при подключении центров ответственности и делегировании им определенных полномочий и ограничений по приобретению и использованию оборотных активов.

Потребности предприятия в оборотных средствах по источникам финансирования должны определяться по модели, зависимой от установления потребности в оборотных активах. Основой для расчетов здесь служит категория "оборотный капитал".

Полагаем, что величину оборотного капитала предприятия необходимо рассчитывать по следующей модели: Оборотный капитал предприятия= "Источники собственных средств" + "Долгосрочные кредиты и займы" - "Основные средства и внеоборотные активы" - "Убытки" + "Статьи пассива, приравненные к собственным источникам средств" (фонды потребления, доходы будущих периодов, резервные статьи).

Планируемая величина оборотного капитала предприятия прежде всего "настраивается" на минимальную и максимальную потребность. Первая определена законом о несостоятельности (банкротстве) предприятия и должна быть не менее 10% от величины оборотных активов. Максимальная величина оборотного капитала обусловлена принципом целесообразности. Невыгодно держать в обороте капитал, превышающий стоимость необходимый материальных запасов и затрат. На практике максимум оборотного капитала может составлять и меньшую величину (60-80% запасов) при возможности получения краткосрочных кредитов и займов, но все же должен равняться не менее 50% стоимости материальных запасов и затрат.

Разница между плановой потребностью предприятия в оборотных активах и приемлемой величиной оборотного капитала показывает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования. Так же. зная потребность в собственном капитале, предприятие получает возможность составить перспективный план финансирования инвестиций в оборотный капитал.

Инвестиции в оборотные средства носят долговременный характер и в этом смысле не отличаются от других реальных инвестиций.

В инвестировании оборотных средств четко прослеживаются три этапа:

• первоначальное инвестирование при образовании предприятия,

• поддержание кругооборота средств действующего предприятия;

• инвестирование в прирост оборотных средств при расширении объемов и масштабов хозяйственной деятельности.

Особый случай представляют инвестиции на пополнение ранее утраченного оборотного капитала.

Первоначальное инвестирование оборотных средств имеет в своей основе формирование уставного капитала предприятия. Для того, чтобы он выполнял не формальную, а активную роль в финансах предприятия, минимальные требования к нему должны быть существенно увеличены. Очевидно, минимальную величину уставного капитала предпочтительно определять не в месячных зарплатах, а в процентах к стоимости активов с учетом отраслевых особенностей предприятия. Увеличение уставного капитала и вторичная эмиссия акций могли бы стать реальной основой формирования оборотного капитала предприятий в ближайшей перспективе. Для того, чтобы данное предложение могло реально воплотиться в жизнь необходимо создание нормально функционирующего фондового рынка.

Второй этап не требует долгосрочного инвестирования средств. Однако здесь трудно обойтись без активизации краткосрочного банковского кредитования, которое традиционно было источником формирования оборотных средств многих отраслей (особенно торговли, сельского хозяйства, сезонного производства).

Кредитные вложения в экономику при некотором абсолютном росте снижаются относительно и явно недостаточны для обслуживания текущей деятельности предприятий.

Неуверенность на финансовых рынках, повышение ставки рефинансирования Центральным Банком, неустойчивость положения большинства коммерческих банков - все это не способствует активизации краткосрочного кредитования.

Третий этап предполагает изыскание дополнительных инвестиционных возможностей по относительно долгосрочным вложениям для увеличения оборотных средств предприятий. Здесь источниками финансирования могут стать:

прибыль предприятия, долгосрочный кредит банка, финансовая помощь вышестоящих структур и как редкое исключение - бюджетные средства. Такие же источники финансирования необходимы при утрате оборотного капитала.

Прибыль после уплаты налогов традиционно считалась основным источником пополнения оборотных средств предприятия. За последнее время эта роль в значительной степени утрачена. Причины общеизвестны. Во-первых, обвальное снижение величины прибыли и сокращение числа рентабельных предприятий. Во-вторых, это - повышенная тяжесть налогообложения прибыли. Если в среднем она составляет около 40%, то для отдельных предприятий "зашкаливает" до 80-90% полученной прибыли. Такая непомерная налоговая нагрузка характерна для предприятий со значительными активами, но низкой рентабельностью. В-третьих, это - полное отсутствие налоговых льгот для предприятий, пожелавших вложить часть своей прибыли на пополнение оборотных средств.

Очевидно, что без серьезных изменений в финансовой и налоговой политике государства прибыль не сможет вернуть себе место основного источника для пополнения оборотных средств.

Еще меньше шансов стать таким источником у долгосрочного кредитования. Его поле постоянно сужается из-за политической и экономической нестабильности в стране и недостаточности долгосрочных кредитных ресурсов.

Некоторые надежды можно возложить на централизованные финансовые фонды вышестоящих структур (в частности - финансово-промышленных групп), которые могли бы при наличии экономической волн, твердо намеченных целей и системного подхода поэтапно решить проблемы оборотных средств предприятий, входящих в объединение.

Второе направление - абсолютно новое для большинства российских предприятий-постановка регулярного финансового менеджмента.

Регулярный менеджмент поможет решить предприятию ряд наиболее острых проблем и в первую очередь - управление финансами.

Начинается такое управление с бюджетирования. Опыт показывает, что из-за отсутствия точного и систематического знания о своих финансах российские предприятия теряют до пятой части доходов.

Инструментами финансового управления являются:

• бюджетирование (технология планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов);

• финансовый анализ;

• менеджмент привлечения заемных средств,

•        менеджмент размещения свободных средств,

•        инвестиционный менеджмент;

•        эмиссия, менеджмент- капитала;

•        банкротство, антикризисное управление;

•        траст;

•        факторинг;

•        лизинг;

•        страхование.

Применить все инструменты финансового менеджмента сразу невозможно (сказывается естественный ограничитель - недостаток управленческих ресурсов), дай нецелесообразно (финансовый менеджмент в различных: отраслях разный: финансы в нефти отличаются от финансов в строительстве, а те – от финансов в торговле).

Тем не менее, существует некий минимум, с которого каждая компания должна начинать. В стартовый набор финансовых инструментов, по мнению специалистов, входит бюджетирование, а также привлечение заемных средств и размещение свободных средств на внешних рынках. В этой триаде два последних пункта занимают подчиненное положение к бюджету.

Дело в том, что работа с деньгами на внешних рынках не является управлением в полном смысле слова до тех пор, пока нет полного контроля за денежными потоками внутри организации.

Итак; чтобы пополнить оборотные средства, берется кредит. Но поскольку это делается в срочном порядке, условия заведомо не оптимальны. Из-за отсутствия точной картины поступления денежных средств трудно определить и оптимальную сумму, и сроки займа. По этой же причине почти невозможно избежать нарушения графика платежей по кредитам, что ведет к штрафным санкциям.

Если учесть, что бизнес в основном живет за счет кредитов (а в ряде его отраслей средства оборачиваются довольно долго), то дороговизна используемых такой фирмой денег ведет к тому, что финансовые проблемы нарастают как снежный ком.

Выход в бюджетировании, т.е. в создании технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов.

Бюджет - это конкретный детальный план. Если среднесрочные или долгосрочные планы могут быть написаны широкими мазками - завоевать такую-то долю рынка, развить региональную сеть, то бюджет все конкретизирует ввиде цифр - объемов продаж, расходов и т.п.

Для внедрения бюджетирования необходима постепенность и последовательность построения бюджетов.

Первым шагом, по мнению специалистов и практиков, может стать постановка нескольких актуальных для компании операционных бюджетов. Следом или одновременно надо ставить бюджет движения денежных средств (сазп по\у). Во-первых, потому, что он позволяет наладить контроль за платежеспособностью и нужен для текущей устойчивости компании. Во-вторых, этот бюджет наиболее локален, для него нужен минимум внешней информации.

Второй шаг - бюджет доходов и расходов - позволяет управлять таким важнейшим финансовым результатом деятельности, как прибыль. И третий - бюджет по балансовому листу, боле стратегический, - характеризует обязательства и вложения компании по основным счетам активов и пассивов.

Таким образом, возникает определенная, хотя и строгая последовательность настойки финансового менеджмента.

Планирование оборотных средств и регулярный финансовый менеджмент, являясь отдельными элементами общей стратегии управления финансами предприятий, в совокупности при правильном возрождении и постановке, на мой взгляд, в современных условиях могут оказать существенное влияние на решение проблемы воспроизводства и формирования оборотные средств промышленных предприятии, но для достижения более полного результата регулирование данного процесса должно осуществляться и с участием государства.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.