скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;

порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий

правила проведения государственного антимонопольного контроля за за сделками с акциями,имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;

порядок выявления монопольных цен;

порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке. [2]

Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в части недобросовестной конкуренции, в 2008 г.:

Министерством экономики на республиканском уровне рассмотрено более 20 обращений хозяйствующих субъектов и физических лиц;

комитетами экономики облисполкомов (Минского горисполкома) и Управлением ценовой политики Брестского облисполкома на местном уровне - свыше 110 писем и заявлений и проведено 44 проверки.

Установлены нарушения Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»:

на республиканском уровне – 10 нарушений хозяйствующими субъектами;

на местном уровне – 27 нарушений хозяйствующими субъектами и органами местного управления.

По всем выявленным нарушениям приняты меры в соответствии с действующим законодательством.

В качестве превентивных мер, направленных на недопущение создания монопольных структур, осуществлен государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией, а именно согласовано:

сделок с акциями:

на республиканском уровне – 20;

на местном уровне- 58;

реорганизаций хозяйствующих субъектов:

на республиканском уровне 21 хозяйствующего субъекта, выдано 19 положительных заключений;

на местном уровне – 69;

условий преобразования субъекта хозяйствования в открытое акционерное общество:

на республиканском уровне – 5;

на местном уровне - 19;

создание ассоциаций:

на республиканском уровне –6;

на местном уровне -1;

создание Государственных производственных объединений:

на республиканском уровне – 3;

на местном уровне - 2.

По формированию и ведению Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, осуществлен анализ товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения:

на республиканском уровне – 43;

на местном уровне – 70.

По результатам проведенного анализа установлен факт доминирующего положения и включены в Реестр хозяйствующие субъекты:

на республиканском уровне - 8;

на местном - 10.

Утратили доминирующее положение на товарных рынках и исключены из Реестра хозяйствующие субъекты:

на республиканском уровне - 9;

на местном уровне – 108.

В нарушение принципов добросовестности и разумности участились случаи регистрации товарных знаков с использованием чужого интеллектуального труда, направленные на вытеснение конкурентов с рынка. В этой связи решения, принимаемые антимонопольным органом по пресечению действий владельцев товарных знаков, связанных с их регистрацией и ограничивающих конкуренцию, послужили основой прецедентной судебной практики.

В 2009 году Судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь были рассмотрены две жалобы физического и юридического лица на действия Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь по принятию решений коллегией Департамента о признании действий, связанных с регистрацией товарных знаков, недобросовестной конкуренцией. Судебная коллегия полностью подтвердила обоснованность решений Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь о том, что действия владельцев по регистрации и использованию товарных знаков противоречат требованиям добросовестности и разумности, Закону Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” и являются фактами недобросовестной конкуренции.

Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, в том числе в части недопущения недобросовестной конкуренции, осуществляется Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, в соответствии с Положением о Департаменте ценовой политики, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967. [2]

Департамент ценовой политики при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов по вопросам недобросовестной конкуренции руководствуется Законом Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” (далее - Закон), и порядком, установленным Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 № 61 (далее - Инструкция).

В отношении интеллектуальной собственности, сфера применения Закона распространяется на отношения, вытекающие из охраны товарных знаков, только в случаях, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции (п. 2 статьи 3 Закона).

В соответствии со статьей 14-1 Закона любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей, – недобросовестная конкуренция – не допускаются.

Согласно статье 1 Закона под “недобросовестной конкуренцией” понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Таким образом, только совокупность трех признаков недобросовестной конкуренции:

направленность действий хозяйствующего субъекта на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;

противоречие действий хозяйствующего субъекта требованиям Закона или требованиям добросовестности и разумности;

способность действий хозяйствующего субъекта причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации,

является достаточной для принятия Департаментом ценовой политики, в установленном порядке, факта недобросовестной конкуренции. При этом необходимым условием является наличие между хозяйствующими субъектами конкурентных отношений на одном и том же товарном рынке в рамках одних и тех же географических границ.

Вместе с тем, как показывает практика, при подаче заявлений отсутствуют не только доказательства осуществления противоправных действий, а также совокупности признаков недобросовестной конкуренции, но и доказательства наличия конкурентных отношений между заявителем и хозяйствующим субъектом, в отношении которого подано заявление.

Кроме того, прилагаемые к заявлению документы зачастую представляются не в подлиннике или надлежаще заверенных копиях, без указания сведений, составляющих коммерческую тайну хозяйствующего субъекта, как требует установленный Инструкцией порядок.

В связи с чем, рассмотрение указанных заявлений в некоторых случаях не представляется возможным, а сбор доказательств, подтверждающих нарушения антимонопольного законодательства, отодвигает сроки вынесения решений.

О международном сотрудничестве в области конкурентной и антимонопольной политики

В ходе работы XXIX заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) 17 июня – 18 июня 2009 года (Кыргызстан, г. Бишкек) в соответствии с п. 9 повестки заседания рассмотрен вопрос создания в рамках СНГ объединения юристов и экономистов, занимающихся вопросами конкурентной политики.

17 июня 2009 года проведено учредительное собрание Ассоциации юристов и экономистов по развитию конкуренции на территории СНГ.

Указанная Ассоциация создается с целью решения следующих вопросов:

формирование эффективной практики применения антимонопольного законодательства в сотрудничестве с антимонопольными органами стран СНГ и МСАП;

участие в формировании эффективной государственной политики в области защиты и развития конкуренции;

содействие проведению конструктивного диалога между бизнесом и антимонопольными органами стран СНГ по вопросам конкуренции;

участие в нормотворческой деятельности по вопросам конкуренции;

взаимодействие по вопросам конкуренции с Европейской комиссией, Международной конкурентной сетью (МКС), национальными организациями в области конкурентного права США, стран Европы, других стран мира;

анализ и использование мирового опыта в вопросах конкуренции. [2]

Тем самым, Беларусь располагает вполне совершенным антимонопольным законодательством. Законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется по двум причинам. Во-первых, Республике пришлось его создавать с нуля. Во-вторых, в условиях трансформации экономики и постоянно меняющейся конъюнктуры (вступление в ВТО, требования МВФ) государство вынуждено постоянно ужесточать требования к монополиям. К тому же в последнее время есть тенденция к демонополизации рынка (пример «Белтелеком»).


Заключение

Рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.

Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.

Иногда эффект масштаба делает желательным чистую монополию. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать и регулировать цены.

Необходимо отметить, что понятие «монополия» используется не только в строгом значении – как чистая монополия, но нередко применяется ив широком толковании. В последнем случае монополия трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.

Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.


Список использованных источников

1.         Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М,2004г. – 416с.

2.         Антимонопольное законодательство и либерализация цен[Электронный ресурс] 2009. – Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ru/advantages/investclimate/antimonopoly. Дата доступа: 09.10.2009

3.         Бардовский В.П. Экономическая теория: учебник для учреждений среднего профессионального образования по группе специальностей 0600 "Экономика и управление" / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. - Москва: Форум: Инфра-М, 2006. - 398 с.

4.         Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [А. В. Бондарь и др.]. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.

5.         Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика - С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс 1994г. – 412с.

6.         Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 1997. - 783 с.

7.         Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М: Инфра-М, 1999г. – 974с.

8.         Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов, обучающихся по экон. специальностям / А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, А.Ю.Юданов и др.. - М.: КноРус, 2004. - 604 с

9.         Макроэкономика. Учеб. пособие. / Под ред. Т.В. Юрьевой. – М.: МЭСИ, 2003. – 267 с.

10.      Национальная экономика Беларуси / Под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005

11.      Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-20100 годы. Мн.: Беларусь, 2006.

12.      Симкина Л.Г. Экономическая теория: учебник по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / Л. Г. Симкина. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер Пресс, 2007. - 381 с.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.