Курсовая работа: Межпредметные связи в школьном обучении
Лабораторная работа в 9 классе №1 (интегрированный урок математика + химия)
Тема: «Растворы, смеси и сплавы»
Цели:
Обучающая:
Обобщение, углубление, систематизация знаний, умений, навыков учащихся, развитие творческих способностей учащихся;
Развитие практических умений (пользовать приборами класса химии, составление уравнений и пропорций);
Развивающая:
Развитие математической речи, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;
Работа над математической терминологией;
Развитие непроизвольной памяти.
Воспитательная:
Привитие умения коллективной работы, расширение кругозора;
Развитие познавательной активности учащихся.
Оборудование: пробирки с водой, раствором уксусной кислоты (70%), мензурка с делениями.
Повторить дома понятия и формулы:
-- доля вещества в растворе;
-- доля воды в растворе;
· 100 % -- концентрация раствора, или процентное содержание вещества в растворе;
· 100% -- процентное содержание воды в растворе;
· 100 % + · 100% = 100%.
Примечание 1. Лабораторная проводится в классе химии;
Примечание 2. Вместо весовых мер вещества и воды можно брать доли или части.
Цель работы:
Знакомство с практическим применением знаний, полученных на уроках математики при изучении другого предмета (химии);
Решение задач на растворы, смеси и сплавы с помощью таблицы;
Изготовление раствора с заданным процентным содержанием вещества;
ХОД РАБОТЫ
Ознакомьтесь с условием задачи.
Выделите основные компоненты задачи, занесите их в таблицу.
Таблица для решения задач имеет следующий вид:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов | % содержание вещества доля содержания вещества) | Масса раствора (смеси, сплава) | Масса вещества |
Решите задачу, при необходимости, обратитесь за помощью к учителю математики.
С помощью учителя химии приготовьте раствор, используя полученные из решения задачи данные.
Задача 1.Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты?
Решение.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
Исходный раствор | 70 % = 0,7 | 200 | 0,7·200 |
Вода | - | х | - |
Новый раствор | 8 % = 0,08 | 200 + х | 0,08(200 + х) |
Анализируя таблицу, составляем уравнение :
0,08(200 + х) = 0,7·200
16 + 0,08х = 140
0,08х = 124
х = 1550
Ответ : 1,55 кг воды.
Ответьте на вопросы и выполните задание:
В какой профессии может использоваться данная задача?
Встречались ли вы ранее с такой задачей, если да, то где?
Решите дома к следующему уроку химии задачу:
Задача 2. В сосуд, содержащий 2 кг 80 % -го водного раствора уксуса добавили 3 кг воды. Найдите концентрацию получившегося раствора уксусной кислоты.
Решение.
Наименование веществ, смесей | % содержание (доля) вещества | Масса раствора (кг) | Масса вещества (кг) |
Исходный раствор | 80 % = 0,8 | 2 | 0,8·2 |
Вода | -- | 3 | -- |
Новый раствор | х % = 0,01х | 5 | 0,01х·5 |
Масса уксусной кислоты не изменилась, тогда получаем уравнение:
0,01х·5 = 0,8·2
0,05х = 1,6
х = 1,6:0,05
х = 32
Ответ: 32 %.
Дополнительные вопросы и задания:
Составить и решить задачу на проценты.
Решить задачу:
Задача 3: Для получения 20,3г сульфата бария взяли 12,1 г серной кислоты. Сколько сульфата бария получится, если взять 36,3 г серной кислоты? (один ученик решает задачу на доске с комментированием)
Решение:
1.Запишем уравнение химической реакции:
BaCl +HSO= Ba SO+2 HCl
2.Запишем известные и неизвестные числовые значения над формулой веществ в уравнении:
36,3 г x г
BaCl +HSO= Ba SO+2 HCl
12,1 г 20,3 г
3. Составим и решим пропорции:
г – масса сульфата бария
Ответ: m(Ba SO)=60,9 г
Лабораторная работа в 6 классе №2 (интегрированный урок математика + охрана природы)
Тема: «Площадь. Квадрат числа»
Цели:
Обучающая:
Обобщение, углубление, систематизация знаний, умений, навыков учащихся, развитие творческих способностей учащихся (поиск решения нестандартной задачи);
Развитие практических умений (измерение длин, перевод из одних единиц измерения в другие);
Развивающая:
Развитие математической речи, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;
Работа над математической и экологической терминологией;
Развитие непроизвольной памяти.
Воспитательная:
Привитие умения коллективной работы, расширение кругозора;
Развитие познавательной активности учащихся.
Оборудование: линейка, учебник «Математика 5», Латотин Л.А., Чеботаревский Б.Д..
Повторить дома понятия и формулы:
a, b—стороны прямоугольника;
– площадь прямоугольника;
1 м2 = 100 дм2 = 10000 см2;
1 га = 100 а = 10000 м2
Примечание 1. Найти в Интернете на сайте http://www.rusecocentre.ru в разделе “Новости” (стр. 2) какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется га леса);
Цель работы:
Знакомство с практическим применением математики в жизни на примере профессии эколога;
Решение задачи на вычисление количества га леса для изготовления тиража учебника;
Развитие качества бережливости по отношению к учебникам;
ХОД РАБОТЫ
Задача.
Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник “Математика 6” авт. Л. А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский и сколько, чтобы издать тираж учебника?
1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке).
2. Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц в конце учебника)
3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)
4. Выразить результат в квадратных метрах.
5. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?
Решение.
Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е. площадь равна
В учебнике 318 страниц или 159 листа, значит площадь всех листов учебника . На 1000 м2 нужно вырубить деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется . На весь тираж в 42200 экземпляров требуется:
леса, а это примерно 5 га
Ответ: 5 га
Дополнительные вопросы и задания:
Какие леса преобладают на территории Беларуси?
Запишите в тетради определения равных фигур и их свойства.
В современном мире, в связи с тем, что человек всё больше использует богатства природы, необходима такая профессия как эколог. Экологи следят за состоянием окружающей среды, помогают избежать истребления лесов, популяций животных, загрязнения рек, озёр, морей и океанов. Контролируют количество вредных выбросов производства. Эту профессию выбирают люди, которым не безразлична судьба природы, которые заботятся о ней.
На рассмотренном примере мы убедились в том, что экологи так же должны знать математику, для своей эффективной работы.
Теперь, зная сколько леса уничтожается для изготовления учебников, подумайте, прежде чем их портить!!!
Лабораторная работа в 5 классе №3 (сам)
Тема: «Окружность и круг»
Цели:
Обучающая:
Получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как геометрических фигурах, их элементов;
Развитие практических умений – пользоваться чертёжными инструментами, с их помощью строить окружности любого радиуса;
Повторить способ сравнения отрезков одинаковой и разной длины.
Развивающая:
Развитие математической речи, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;
Работа над математической терминологией (путём распознания);
Развитие непроизвольной памяти.
Воспитательная:
Привитие умения коллективной работы, расширение кругозора;
Развитие познавательной активности учащихся.
Оборудование: простой карандаш, линейка, циркуль, ластик, учебник (Математика 5, Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский), окружности и круги разных диаметров.
Повторить:
Определение отрезка;
Измерение и сравнение отрезков.
Цель работы:
Знакомство с геометрическими фигурами – окружность и круг;
Изучение их элементов;
Построение окружности и круга;
Измерение радиусов окружности и круга.
ХОД РАБОТЫ
Поставьте на листе точку. Обозначьте её буквой О.
Проделайте с циркулем следующее: ножку циркуля с иглой установите в точку О, а ножку с грифелем вращайте вокруг данной точки, касаясь листа тетради. Итогом будет замкнутая линия, которую и называют окружностью. Точку О называют центром окружности.
Начертите отрезки, концами которых будут точка О и точка на замкнутой линии. Эту точку обозначьте большой буквой.
Ответьте на вопросы и выполните задание:
Сколько таких отрезков можно провести?
Сравните эти отрезки.
Сделайте вывод.
Запишите вывод в тетрадь.
(Такой отрезок называется радиусом окружности). Запишите определение в тетрадь.
Найдите в учебнике определение радиуса окружности.
Ответьте на вопросы и выполните задание:
Что можно сказать о расположении точек окружности по отношению к центру окружности?
Запишите определение в тетради: отрезок, проходящий через центр окружности и имеющий своими концами две точки окружности, называется диаметром.
Сколько диаметров можно провести в окружности на вашем рисунке?
Измерьте длину диаметра на своем рисунке.
Сравните длину диаметра с длиной радиуса.
Сделайте вывод.
Запишите вывод в тетрадь.
Что делает диаметр с окружностью?
Найдите в учебнике определение части окружности. Запишите в тетрадь.
На сколько дуг делит диаметр окружность?
Соедините две точки окружности ( этот отрезок называется хордой). Запиши в тетрадь.
Ответьте на вопросы:
Сколько хорд можно провести в окружности? Ответ запишите в тетради.
Может ли хорда проходить через центр? Ответ поясните. Если “Да”, то как ее можно назвать по-другому?
Запишите определение диаметра через понятие хорды.
Изучите круг и его свойства.
Окружность поделила плоскость тетради на две части. Та часть, которая лежит внутри окружности вместе с окружностью, называется кругом.
Изобразите круг в своей тетради.
Измерьте длину его радиуса.
Сравните его с диаметром.
Запишите свои наблюдения.
Запишите все, что ты можешь сказать о круге.
Сравните свои наблюдения с окружностью и сделайте выводы о фигуре, которая называется кругом.
Дополнительные вопросы и задания:
Измерьте радиусы окружностей и кругов, имеющихся у вас.
Запишите, чему равны диаметры каждой из фигур.
Запишите, какие выводы ты сделал?
Нарисуйте окружность произвольного радиуса. Изобразите все изученные вами элементы окружности и подпишите их.
Нарисуйте две окружности, которые не пересекаются. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. Запишите в тетрадь.
Нарисуйте две окружности, которые пересекаются в двух точках. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. Запишите в тетрадь.
Нарисуйте две окружности, которые имеют одну общую точку. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод. Запишите в тетрадь.
Приведите примеры окружности и круга в окружающих вас предметах.
Лабораторная работа в 5 классе №4 (сам)
Тема: «Сумма углов треугольника»
Цели:
Обучающая:
Получить теоретическое и практическое представление о формуле суммы углов треугольника;
Развитие практических умений – пользоваться чертёжными инструментами, с их помощью строить углы, треугольники с разными углами;
Повторить понятия смежные и вертикальные углы”, “прямой, острый, тупой угол”, “способы измерения углов”.
Развивающая:
Развитие математической речи, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;
Работа над математической терминологией (путём распознания);
Развитие непроизвольной памяти.
Воспитательная:
Привитие умения коллективной работы, расширение кругозора;
Развитие познавательной активности учащихся;
Воспитание усидчивости и внимательности.
Оборудование: простой карандаш, линейка, транспортир, ластик, учебник (Математика 5, Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский), треугольники с разными углами при вершинах.
Повторить:
Определение угла;
Измерение и сравнение углов.
Цель работы:
Знакомство с формулой суммы углов треугольника;
Измерение градусной меры углов.
Построение углов и треугольников;
ХОД РАБОТЫ
На листе бумаги проведите произвольно луч АВ – одну из сторон угла.
Проделайте с транспортиром следующее: наложите его так, чтобы центр его совпал с началом луча АВ, а сам луч прошёл через нулевое деление шкалы.
На шкале отыщите чёрточку, которая обозначает 450 и около неё поставьте точку С.
При помощи линейки и простого карандаша проведите луч АС – вторую сторону угла.
Соедините точки С и В отрезком. В итоге у вас получился треугольник АВС.
При помощи транспортира измерьте углы С и В. Результаты измерения занесите в тетрадь.