скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Международные экономические отношения

Множество элементов, из которых состоит мировая хозяйственная система, действуют там одновременно. Между центрами силы существуют столкновения, договоренности, объединения. Возникают черты олигополии (господства небольшого числа крупнейших капиталистических фирм, компаний в производстве и на рынке), которые распространяют свою стратегию либо на весь мир, либо на отдельные районы.

 В производственном и социальном плане мировое хозяйство представляет собой арену противоречий, конкурентной борьбы, которые развертываются как внутри стран, так и в планетарном масштабе. Они охватывают факторы производства (производительные силы), национальные образования и экономические объединения, группы предпринимателей, а также предпринимателей и рабочую силу.

В мировом хозяйстве, как и в любой сложной системе, имеются узкие места или аттрактары, обладающие такими свойствами, что даже слабые воздействия на них способны вызвать существенные, а иногда и катастрофические изменения в состоянии и поведении всей сложной системы. /16/

Это были основные характерные черты мирового хозяйства и мировой экономики с позиции рассмотрения их в качестве сложной, неоднородной системы. Соответственно, как система мировое хозяйство имеет определенную структуру, довольно четко сформировавшуюся в настоящее время.

Мировое хозяйство характеризуется наличием развитой рыночной инфраструктуры, которую образуют мировые рынки: товаров и услуг, факторов производства, капиталов, а также мировая валютная и финансовая системы.

В настоящее время четко просматривается следующая структура мирового хозяйства:

1) мировой рынок товаров и услуг;

2) мировой рынок капиталов;

3) мировой рынок рабочей силы;

4) международная валютная система;

5) международная кредитно-финансовая система.

Существует также такое понятие как субъект мирового хозяйства, которое входит в его структуру. Выделяют следующие основные субъекты мирового хозяйства:

- государства с их народно-хозяйственными комплексами;

- транснациональные корпорации (ТНК);

- международные организации и институты;

- фирмы всех секторов хозяйства, вышедшие за национальные границы. /3/

В структуре мирового хозяйства можно выделить центр и периферию. К центру относятся высокоразвитые промышленные страны, на долю которых приходится ¾ совокупного объема мирового валового национального продукта, потоков капитала и мировой торговли. Эти страны, многие из которых входят в Организацию экономического сотрудничества и развития, являются пионерами научно-технического прогресса, применения высоких технологий и научных открытий, обладают огромным военно-промышленным комплексом и наиболее дееспособной военной организацией (НАТО).

Отношения между промышленно-развитыми странами характеризуются борьбой двух тенденций сотрудничества и соперничества (конкуренции). Среди экономически развитых стран наибольшим экономическим потенциалом и мощью обладает США. Совместно с Канадой и Мексикой Соединенные Штаты Америки строят обширное экономическое пространство. Сразу после США экономической мощью выделяются страны Западной Европы, входящие в Европейский Союз (ЕС и ЕАСТ), Япония, новые индустриальные государства Азиатского региона, такие как Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея.

К периферии относятся все остальные государства. Их также называют «третий мир» или «развивающиеся страны». Многие из них имеют однобокую сырьевую или полуфабрикатную специализацию экономики, устаревшую материальную базу производства, низкий уровень развития товарно-денежных отношений.

Центр и периферия находятся в постоянной связи и взаимовлиянии, несмотря на то, что перед государствами стоят разные проблемы. Для многих стран центра на первое место выдвигаются экологические и гуманитарные критерии развития, формирование качественно новой структуры производства и потребления. Для развивающихся стран приоритетными задачами являются переход к устойчивому росту, решение социальных проблем; а в ряде стран – обеспечение населения продовольствием. /25/

Вообще мировое хозяйство отличается от национального наличием единого мирового рынка. И на его функционирование существенное влияние оказывает экономическая политика развитых государств. Отличительной особенностью мирового рынка выступает функционирование системы мировых цен и международной конкуренции. Именно международная конкуренция вынуждает сводить единые национальные стоимости к единой интернациональной. Мировая цена определяется условиями в тех странах, которые поставляют на мировой рынок основной объем благ. Это главным образом промышленно и экономически развитые страны. Между государствами ведется ожесточенная конкуренция за рынки сбыта. Она довольно часто протекает в ценовой форме: текстильных, автомобильных, компьютерных, торговых войн. Также широкое распространение получили различные виды неценовой конкуренции, связанные с эффективностью использования достижений НТР и организационно-управленческих мер. /4/

Следует отметить, что мировое хозяйство характеризуется все более широкой и глубокой интеграцией и интернационализацией, о чем будет говориться ниже.

1.2 Субъекты мирового хозяйства

Как уже говорилось выше, в структуре мирового хозяйства выделяют такие экономические образования, как субъекты мирового хозяйства.

Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировом хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающими определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.

Государство выступает основным субъектом мирового хозяйства. Государство представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающего интересы господствующего класса, группы населения. А господствующий класс, группы превращают собственные интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной и хозяйственной деятельности. Это предполагает приведение экономических субъектов к определенному политическому единству. Являясь аппаратом власти, государство не только становится над обществом, но и представляет его интересы, что придает ему определенную самостоятельность.

Развитие государства тесно связано с национальным хозяйством. Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.

Роль государства в экономике проявляется прежде всего в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участия в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве валового внутреннего продукта (ВВП). Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.

В течение длительного времени происходит увеличение финансовых средств, мобилизуемых государством. Данные по 14 развитым странам показывают, что только правительственные расходы возросли у них с 8,35 % в 1870 г. до 47 % в 1996 г. Норма текущих поступлений в развитых странах за 80– 90-е годы XX века поднялась с 34 % до 37,5 % ВВП, в развивающихся странах – до 25 %. За последние десятилетия за исключением восточноевропейских стран практически нигде не происходило сокращение перераспределительной доли государства.

Можно выделить следующие характерные черты и функции государства как субъекта мирового хозяйства.

Мобилизуемые государством финансовые средства позволяют обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство. Расходы на образование только за 80– 90-е годы увеличились с 3,9 до 4,8 % валового мирового продукта (ВМП), расходы на здравоохранение составили 2,5 % ВМП, в том числе в промышленно развитых странах 6 % их совокупного ВВП.

Государство во многих странах несет ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населению государства выделяют до 20 % их ВВП, а в развивающихся странах – около 5 %.

Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. В общегосударственное потребление входят расходы местных органов власти, соответственно его показатели будут значительно выше.

Государственное потребление создает для компаний вполне гарантированный и емкий рынок сбыта. Он оказывает на положение хозяйствующих национальных субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг не только фирм-контракторов, но и фирм-субподрядчиков.

Государство прямо или косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений. Роль государственных капиталовложений в конце века сократилась, но она остается значительной, колеблясь в пределах от 0,7 до 14 % ВВП.

Государственное кредитование и субсидирование – важный инструмент взаимодействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5 % ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах.

Государство выступает крупным работодателем, обеспечивая до 20 % занятых.

Государство непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. Поскольку прямое огосударствление производства ограничивает частную собственность, правящие круги используют его, когда с помощью других мер не удается справиться с противоречиями в производственном процессе, с возникшими трудностями. Обычно усиление предпринимательской функции государства и расширение государственной собственности характерны для решения социально-политических задач, для мобилизационного типа развития (во время войн, кризисов, послевоенного восстановления) и для догоняющего типа развития. В промышленно развитых странах Запада в 70-е годы государственные предприятий обеспечивали до 20 % ВВП. В настоящее время экономическая роль государства в большей мере сводится к воздействию на производственные процессы через перераспределение национального дохода, регулирование воспроизводства.

В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия выступают все пропорции национального производства. Направленность и характер решения этих задач зависят от соотношения между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.

Обеспечение общенациональных, общегосударственных интересов исторически означало предпочтение собственной территории. Для собственных хозяйствующих субъектов и населения создавались предпочтительные возможности хозяйственной деятельности. В рамках национальной хозяйственной системы государство обеспечивало определяющее место внутренним экономическим, национальным и культурным связям. Это предопределяло самостоятельную роль национального хозяйства в мировой экономической системе. Государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.

 Следующим субъектом мирового хозяйства являются транснациональные компании (ТНК). ТНК занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.

Что касается данного термина, то однозначного определения понятия ТНК не существует. Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными, сверхнациональными, транснациональными корпорациями. Данные названия отражают поиск соответствующего выражения различных функций компаний, действующих на различных экономических пространствах.

К многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25 % оборота). Они имеют такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров, оказывать соответствующее воздействие на других участников общей хозяйственной структуры. Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, а производственный характер.

По национальному составу капитала международные компании делят на две группы: транснациональные и собственно международные, многонациональные компании. Ведущее место занимают ТНК, которые являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения. Международные по капиталу компании немногочисленны и стоят на втором месте. К ним, например, относятся англо-голландские «Ройял-датч Шелл», «Юнилевер», шведско-швейцарская «АСЕА-Браун Бовери», англо-американская «Бритиш Петролеум-Амоко» и другие. Препятствием на пути развития международных по капиталу компаний выступает национальная клановость группировок капитала.

В принципе к ТНК можно отнести упомянутые выше типы компаний, имеющие прямые капиталовложения за границей.

Формирование ТНК в основном относится к 60-м годам XX века, когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала. Углубление общественного разделения труда (ОРТ) и внедрение новых технологий создали возможности пространственного разделения отдельных технологических процессов, а появление новых средств транспорта и связи способствовало реализации этих возможностей. Получила развитие пространственная децентрализация производства в планетарном масштабе при концентрации капитала.

Еще выделяют такие субъекты мирового хозяйства как международные экономические организации. Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. В качестве носителей международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и другие) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.

МВФ и МБРР были созданы в 1944 г. как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ.

МВФ по своим целям должен был изначально содействовать развитию международной торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицита платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.

В 80–90-е годы Фонд превратился в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало занимать кредитование, направленное на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал преимущественно предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование программ экономического развития практически превратило его в международный банк. Средства на осуществление экономических программ и регулирование валютной сферы образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.

Со второй половины 80-х годов объектом воздействия МВФ выступают только развивающиеся страны с переходной экономикой. Развитые страны перестали пользоваться кредитами МВФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.