Курсовая работа: Методика изучения раздела "Технология обработки металлов" в 5 классе
2. Карачев А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников. // Школа и производство. – 2003. - №2.
3. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия, 2002. – 480с
4. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000.
5. Муравьев Е.М. Технология обработки металлов. 5-9 кл: Учебник для общеобразовательных учреждений .- 6-е изд.. М.: Просвещение, 2004.- 240 с. : ил.;
6. Серебренников Л.Н. Технологическое образование как педагогическая проблема // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. – М: МИОО, 2002. – 49с.
7. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). - Брянск: Издательство БГПУ. - 2001. - 214с.
8. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. – М.: Издательство Вентана Граф, 1998. – 263c.
9. Симоненко В.Д., Тищенко А.Т, Самородский П.С.: под редакцией Симоненко В.Д. Технология: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков - М.: Просвещение, 2005 . – 191 с.
10. Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л., Орлов Б.И.: под редакцией Симоненко В.Д. Программа по технологии. Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения. – вариант для мальчиков М.: Просвещение, 2006.
11. Тарасова Е.И., Сомкина Т.И. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Методика преподавания технологии» для студентов очного и заочного отделения специальности «Технология и предпринимательство». – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005.– 26 с.
12. Хотунцев Ю.Л. Проблемы образовательной области «Технология» // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. - М: МИОО, 2002. 49с.
Приложение 1
Календарно тематический план раздела «Технология обработки металла» в 5 классе
№ п/п |
Тема урока | Цели урока | Теоретические сведения | Практическая работа | Объект труда | |
11 | Изучение конструкции и технологии изготовления изделия, разметка заготовки |
Научить приемам правильной организации рабочего места. Содержанию и правилам оформления чертежа. Развить точность и аккуратность. Воспитать культуру труда. |
Содержание и задачи раздела. Организация труда, размещение инструмента, правила техники безопасности. Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже. | Организация рабочего места, размещение инструмента. Выполнение эскиза и чертежа изделия (коробочка). | Эскиз и чертеж коробочки | |
12 | Резка, правка и гибка тонкой листовой стали |
Научить приемам резки, правки и гибки листовой стали Развить точность и аккуратность. Воспитать графическую грамоту. |
Металл как конструкционный материал. Виды металлопроката. Приемы резки, правки и гибки листовой стали. |
Изучение свойств металлических сплавов. | Резка, правка и гибка коробочки. | |
13 | Сверление, клепка и окраска изделия |
Научить сверлению и клепке листовой стали. Развить точность и аккуратность. Воспитать культуру труда. |
Приемы сверления и клепки. Инструменты для сверления и клепки. Безопасность труда при сверлении и клепке. | Сверление и клепка заготовки | Соединение частей коробочки | |
14 | Изготовление изделий из проволоки |
Научить приемам изготовления изделий из проволоки. Развить моторику трудовых действий. Воспитать культуру труда |
Правка, резка, скругление заготовки. Безопасность труда при работе с проволокой. | Правка, резка, скругление. Приобретение навыков работы с проволокой. | Чертилка. | |
15 | Гибка тонколистовой стали и проволоки |
Научить приемам гибки листовой стали. Развить точность и аккуратность. Воспитать культуру труда |
Способы резки, правки тонколистовой стали и проволоки. Гибка в оправе. Безопасность при работе. | Правка и гибка тонколистовой стали и проволоки в оправках. | Правка и гибка частей металлического совка | |
16 | Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки |
Научить приемам изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки. Развить моторику трудовых действий. Воспитать культуру труда |
Изготовление изделия из тонколистовой стали и проволоки. Контроль качества. Безопасность труда. |
Изготовление и отделка поверхности изделия с помощью шкурки и напильника. | Изготовление металлического совка | |
17 | Сборка и отделка изделий |
Научить способам окраски изделий из металла. Развить умения выделять главное, принимать самостоятельные решения. Воспитать культуру труда. |
Сборка изделия. Контроль точности расположения деталей. Окраска. | Окраска изделия. | Окраска металлического совка, коробочки. |
Методическая характеристика урока | Средства наглядности | Материально-техническое обеспечение | |||
Форма организации занятия | Методы обучения | Оборудование | Инструменты и приспособления | Материалы | |
Комбинированное. Форма организации работы учащихся: индивидуальная. |
Беседа, показ приёмов организации труда. инструктаж, рассказ, самостоятельная работа, демонстрация приёмов работы. | Оборудование, инструмент, (здесь и далее – в соответствующих колонках), приспособления, плакаты: «Приемы безопасного труда», «Организация рабочего места». | Верстак столярный | - | - |
Комбинированное. Форма организации работы учащихся: индивидуальная. |
Беседа, инструктаж, рассказ, самостоятельная работа, демонстрация приёмов работы. | Инструмент, приспособления, плакаты: «Виды металлопроката», «Виды сплавов», инструкционно-технологическая карта. | Верстак столярный | Ножницы по металлу, киянка. | Заготовка из тонколистового металла. |
Комбинированное. Форма организации работы учащихся: индивидуальная. |
Беседа, показ трудовых приёмов, демонстрация приёмов работы, метод аналогий, инструктаж, практическая тренировка, рассказ. | Инструмент, плакаты: «Устройство сверлильного станка», «Разметка деталей», «Правила безопасной работы», готовые изделия. | Верстак столярный, сверлильный станок. | Сверлильный станок, сверла, молоток, заклепки. | Заготовки, с предыдущего урока. |
Комбинированное. Форма организации работы учащихся: фронтальная. |
Беседа, показ трудовых приёмов, демонстрация приёмов работы, метод аналогий, инструктаж, практическая тренировка, рассказ. | Инструмент, плакаты «Приемы правки», «Приемы скругления», готовые изделия. | Верстак столярный | Ножницы по металлу, киянка, молоток | Проволока. |
Комбинированное. Форма организации работы учащихся: групповая |
Беседа, показ трудовых приёмов, самостоятельная работа, демонстрация приёмов работы, инструктаж. | Плакаты: «Виды правки», «Способы гибки», инструмент, | Верстак столярный | Ножницы по металлу, киянка. | Заготовка из тонколистового металла, проволока. |
Комбинированное. Форма организации работы учащихся: фронтальная |
Беседа, инструктаж, рассказ, самостоятельная работа, демонстрация приёмов работы. | Плакаты: «Виды напильников», инструмент, готовые предметы. | Верстак столярный | Напильники, шлифовальная шкурка. | Заготовки, с предыдущего урока. |
Комбинированное. Форма организации работы учащихся: Индивидуальная |
Беседа, инструктаж, рассказ, самостоятельная работа, демонстрация приёмов работы. | Плакаты: «Способы окрашивания деталей» инструмент, готовые изделия. | Верстак столярный | Кисть, краска. | Заготовки, с предыдущего урока, урока № 13. |
Учебная документация | Межпредметные связи | Домашнее задание | Примечание | |
Учебное пособие, план урока, методическое пособие. | Черчение. | §18,19, 20 | ||
Учебное пособие, план урока, методическое пособие. |
Черчение. Математика. Порядок выполнения действий, Сравнение отрезков и углов. Линия, фигура |
§22, 23, 24, 26 | ||
Учебное пособие, план урока, методическое пособие, статьи из журналов по данной тематике. |
Черчение. Математика. Порядок выполнения действий, Сравнение отрезков и углов. Линия, фигура |
§27, 28, 29,30 | ||
Учебное пособие, план урока, методическое пособие. |
Черчение. Математика. Порядок выполнения действий, Сравнение отрезков и углов. Линия, фигура |
§29 | ||
Учебное пособие, план урока, методическое пособие. |
Черчение. Математика. Порядок выполнения действий, Сравнение отрезков и углов. Линия, фигура |
§26 | ||
Учебное пособие, план урока, методическое пособие. |
Черчение. Математика. Порядок выполнения действий, Сравнение отрезков и углов. Линия, фигура |
§21, 25 | ||
Учебное пособие, план урока, методическое пособие, статьи из журналов по данной тематике. | Математика. Порядок выполнения действий. | §30 |
Приложение 2. Плакаты для методической разработке урока по Технологии обработки металлов в 5 классе.
Устройство сверлильного станка
Разметка деталей
Виды заклепок
с полукруглой (а), плоской (б), потайной (б) и полупотайной (г) головками.
Этапы получения заклепочного соединения
а сверление отверстий; б — размещение заклепки в отверстии; в — осаживание заготовок; г — расклепывание замыкающей головки; д — формирование замыкающей головки (1—натяжка; 2— поддержка; 3— молоток; 4— обжимка).
Приложение 3
Пример карточки-задания к теме «Устройство сверлильного станка. Приемы работы на сверлильном станке»
Вопросы к теме Пробивание и сверление отверстий
- каким способом можно получить отверстие в тонколистовом металле?
- чем можно пробить отверстие?
- как получают отверстия в листовом металле на производстве?
- какими инструментами выполняют сверление заготовки?