Курсовая работа: Место аудита в системе финансового контроля
Другие органы также осуществляют финансовый контроль. В соответствии с Законом о Банке России Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие лицензий и отзывает их; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Для осуществления своих функций Банк России вправе запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации; устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности. Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20% акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20% акций (долей) кредитной организации; он имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные Законом о Банке России санкции по отношению к нарушителям.
Счетная палата, федеральные службы, находящиеся в ведении Минфина России, Банк России защищают прежде всего интересы Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления.
Аудит как форма независимого контроля может охватывать все экономические субъекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности.
Цели аудита и других видов финансового контроля схожи. Так, целью налоговой проверки хозяйствующих субъектов является соблюдение налогового законодательства: правильное исчисление, полнота и своевременность внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Основная цель банковского регулирования и надзора, осуществляемого Банком России, - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Аудиторская проверка по общему правилу проводится на основе гражданско-правового договора, заключаемого между аудитором и клиентом (аудируемым лицом) и регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законодательством об аудите, носит возмездный характер. Другие формы финансового контроля осуществляются уполномоченными на то органами на основании принадлежащих им властных полномочий и не носят коммерческого характера.
Деятельность субъектов по проведению аудиторских проверок является предпринимательской и осуществляется в частном интересе. При этом пользователи аудиторского заключения - широкий круг лиц: это не только граждане и юридические лица, но и должностные лица государственных органов. Деятельность органов государственного контроля не является предпринимательской, она осуществляется в публичном интересе.
Как было сказано выше, одним из принципов аудита является его независимость, которая выражается в отсутствии у аудитора при формировании его мнения какой-либо заинтересованности в делах проверяемого лица, а также в отсутствии зависимости от третьих лиц. Действующее законодательство устанавливает ряд мер, обеспечивающих независимость аудиторской проверки. Так, аудиторская организация самостоятельна в выборе методов и процедур при проведении проверки.
Известно, что основным методом финансового контроля является ревизия, позволяющая глубоко и полно обследовать финансово-хозяйственную деятельность организаций, и в зависимости от полноты охвата подконтрольного объекта бывает сплошной, охватывающей деятельность предприятия за определенный период, выборочной, когда проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности, документальной, в ходе которой проверяются денежные документы, и фактической, заключающейся в сверке документов с наличием денег, материальных ценностей. Аудиторская проверка имеет много общего с ревизией; при проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета, и наоборот - при проведении ревизионной проверки составления финансовых (бухгалтерских) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита. В отличие от аудита ревизия проводится с целью выявления недостатков, их устранения, наказания виновных, направлена на сохранность активов, пресечение и профилактику злоупотреблений. Практическими же задачами аудита являются оказание помощи в улучшении финансового положения клиентов, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), консультирование клиентов.
Таким образом, можно говорить, что аудит как форма финансового контроля относится к независимой проверке финансовой отчетности организации, осуществляемой специальным субъектом (аудитором), в соответствии с законодательством об аудите на коммерческой основе. При аудиторской проверке применяются специфические формы и методы планирования, проведения, документального оформления, общие требования к которым установлены правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Изменения в социально-экономической сфере, произошедшие в России в последние десятилетия, явились необходимой предпосылкой становления и развития аудита - неотъемлемого элемента рыночной экономики.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Правильные данные нужны не только непосредственным инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия - стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.
В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный и инициативный. Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Аудит - это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов в конечном счете способствуют экономическому успеху клиента.
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
Законодательство
1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
2. Федеральноый закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369
3. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. 52 (ч. 1). Ст. 5029.
4. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
5. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2780
6. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в
7. Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.
8. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. С. 167.
9. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499
10. Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» // СЗ РФ. 2002. 39. Ст. 3797.
11. Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8. «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3797; 2004. № 42. Ст. 4132; РБГ. 2004. 19 октября.
Учебная литература
12. Аудит в России. Антология российского аудита: учебник / А. В. Крикунов, В. А. Леднев. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2007
13. Аудит: Учебник / под ред. проф. В. И. Подольского. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2006
14. Аудит: Учебник для вузов / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова и др., под ред. проф. В. И. Подольского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007
15. Аудит: учебное пособие / Ю.А. Данилевский, С.М. Шапигузов, Н.А. Ремизов, Е.В. Старовойтова. - М.: ИД «ФБК-ПРЕСС», 2002
16. Богатая И.Н. Аудит для студентов вузов / И.Н. Богатая, изд. 3-е, доп., перераб. – М.: Феникс, 2007
17. Воронина Л.И. Аудиторская деятельность. Основы организации: учебно-практическое пособие / Л.И. Воронина. М.: Эксмо, 2007
18. Михайлов Н.И. Комментарий к Федеральному закону «О финансово-промышленных группах» (постатейный) / Отв. ред. акад. В.В. Лаптев. М.: Волтерс Клувер, 2004
19. Подольский В.И. Комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» (постатейный). - М., 2002. - С. 24.
Материалы периодики
20. Андреев В.К. Государственное регулирование аудиторской деятельности // Предпринимательское право. - 2006. - № 1. - С.29-31
21. Арзуманова Л.Л. Проблемы в развитии внутреннего и внешнего аудита в России // Финансовое право. - 2006. - № 7. - С.32-35
22. Газарян А.В., Соболева Г.В. Практика организации процесса аудита / А.В. Газарян, Г.В. Соболева – М.: Бухгалтерский учет, 2007
23. Гутцайт Е.М. О концепции финансового контроля // Аудитор. - 2006. - № 5. - С. 50-54; № 7. - С.56-62.
24. Калистратов Л.М. Аудит: учебное пособие / Л.М. Калистратов. М.: Издательский дом "Дашков и К", 2007
25. Качановский Д.Е. Проблемы финансово-правового регулирования внутреннего аудита // Государство и право. 2004. № 5. - С. 102 - 105.
26. Качановский Д.Е. Порядок создания службы внутреннего аудита и организация ее работы // Государство и право. 2004. 2. - С. 105 - 107.
27. Комарова Н.Б. Современный аудит: новые задачи и новые направления // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. - 2006. - № 2. - С.7-10.
28. Лосева Н.А. Управление качеством финансового аудита // Стандарты и качество. - 2006. - N 9. - С.80-82
29. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит: учебник для Вузов / Е.М. Мерзликина, Ю.П. Никольская. – М.: Инфра-М, 2007
Таблица 1.1.
Характеристика аудиторской деятельности
#G0Содержание |
Аудит |
Сопутствующие аудиторские услуги |
|
аудиторской деятельности |
Другие виды проверок |
Другие сопутствующие работы |
|
Цель оказания услуг |
Выражение мнения о достоверности отчетности | Обзор допущенных предприятием нарушений | В зависимости от вида сопутствующих услуг |
Степень выборки |
До 100% с учетом величины (уровня) существенности | В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком | Не установлена |
Доказательства типичных нарушений |
Аудиторские доказательства на все нарушения | Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть - аудиторская информация | - |
Доказательства отдельных нарушений |
Аудиторские доказательства | Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства | - |
Уровень гарантии достоверности отчетности |
Больший уровень гарантии | Меньший уровень гарантии | - |
Формы отчета |
Аудиторское заключение | Отчет аудиторской фирмы (аудитора) | Отчет аудиторской фирмы (аудитора) |
Виды аудиторской деятельности |
Аудиторская проверка | Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка | Другие услуги, разрешенные действующим законодательством |
[1] Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8. «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3797; 2004. № 42. Ст. 4132; РБГ. 2004. 19 октября.
[2] СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369 (с послед. изм.).
[3] СЗ РФ. 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5029.
[4] СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2780 (с послед. изм.).
[5] СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
[6] Подольский В.И. Комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» (постатейный). - М., 2002. - С. 24.
[7] Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.
[8] Михайлов Н.И. Комментарий к Федеральному закону «О финансово-промышленных группах» (постатейный) / Отв. ред. акад. В.В. Лаптев. М.: Волтерс Клувер, 2004. - С. 201 - 204.
[9] Качановский Д.Е. Проблемы финансово-правового регулирования внутреннего аудита // Государство и право. 2004. 5. - С. 102 - 105.
[10] Качановский Д.Е. Порядок создания службы внутреннего аудита и организация ее работы // Государство и право. 2004. № 2. - С. 105 - 107.
[11] ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499 (с послед. изм.).
[12] Аудиторские ведомости. 2003. № 11.
[13] СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3797.
[14] Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. 3. С. 167.
[15] СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
[16] СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.
[17] Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.
[18] Положение о Федеральной службе страхового надзора, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2904.
[19] Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2561.
[20] Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2676.
[21] Положение о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4908.
[22] Положение о Федеральной таможенной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3637.