Курсовая работа: Малый бизнес
По результатам проведенного анализа состояния малого предпринимательства в Москве и регионах РФ (в основном, в 2003 г.) могут быть сделаны следующие выводы:
1. Как и в прошлые годы, Москва продолжает оставаться лидером не только по количественным параметрам деятельности малого бизнеса, но и по ряду качественных. Удельный вес московского малого предпринимательства в российском составляет 21,6% в общей численности малых фирм; 23,6% в среднесписочной численности работников малого бизнеса; 22,4% в общем объеме произведенной МП продукции. Для столицы характерны опережающие показатели деятельности промышленных малых предприятий, предприятий сферы научного обслуживания, а также предприятий здравоохранения, физкультуры; компаний, функционирующих в сфере общей коммерческой деятельности.
2. Развитие малого предпринимательства как в столице, так и в других регионах РФ в целом происходит в рамках общей тенденции, характеризующейся преимущественным развитием предприятий торговли и общественного питания и некоторых других отраслей с высокой скоростью денежного обращения и минимальным уровнем требуемых капиталовложений (операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по функционированию рынка)
Именно за счет этих отраслей произошел в основном рост не только общего числа предприятий, но численности работников. Сохранение отмеченной тенденции может привести к образованию моноотраслевой торговой структуры малого бизнеса РФ уже в недалеком будущем.
3. Перед организациями, занимающимися поддержкой развития малого бизнеса РФ как в регионах, так и в столице, стоит задача принятия мер, направленных на поддержку отраслей, нынешний уровень развития которых несоизмерим с их значением в народном хозяйстве (промышленность, наука и научное обслуживание, ЖКХ, экология и т.д.). Из приведенных материалов вытекает необходимость сосредоточения главных усилий в поддержке малого бизнеса на оптимизации его отраслевой структуры с учетом социальной значимости, инновационного потенциала и приоритетности отраслей экономики для городского хозяйства.
5. Малый бизнес в Москве
Малый бизнес Москвы продолжает развиваться, а темпы роста количества малых предприятий (МП) возрастают.
Количество малых предприятий в 2007 году составило 234 тыс. (без учета индивидуальных предпринимателей) и превысило уровень прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг. более чем на 10 тыс. (см. таблица 1).Среднегодовой темп прироста по этому показателю более 3%. Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек. По состоянию на 01.07.2006 года создано 74,4 тыс. новых рабочих мест ( см. таблица 2). Прирост количества рабочих мест по сравнению с первым полугодием прошлого года составил 30 840 единиц, что превышает плановое задание Программы Правительства Москвы.
В Москве сегодня на одну тысячу жителей приходится 21 малое предприятие. Эта цифра соответствует показателям таких крупнейших мировых мегаполисов, как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Мехико. В столице работают более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек, что выше ожидаемых результатов на этап завершения Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг.
Малый бизнес формирует 30% городского бюджета Москвы.
Общий объем выручки малых фирм Москвы за первую половину 2006 года составил 4,3 трлн.руб., что относительно 2005 года составило прирост более 24% в сопоставимых ценах.
Снижение налогов, упрощение системы налогообложения, с одной стороны, привели к частичной легализации доходов МП, заработной платы их работников, а с другой стороны, в ряде отраслей наблюдаются признаки дробления МП в целях перехода на упрощенную систему налогообложения. Таким образом, приведенные данные Мосгоркомстата показывают, что в 2006 году в развитии малых предприятий Москвы наблюдались существенные положительные тенденции.
Таблица 1
Количество малых предприятий г. Москвы в 2005 – 2006 гг.
Наименование вида деятельности | количество предприятий, ед. | % к итогу | изменение | ||
2005 | янв-июнь 2006 | 2005 | янв-июнь 2006 | ||
Всего (по всем видам деятельности) | 201 651 | 207 834 | 100,0 | 100,0 | 6 182 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 789 | 878 | 0,4 | 0,4 | 90 |
рыболовство, рыбоводство | 61 | 78 | 0,0 | 0,0 | 17 |
добыча полезных ископаемых | 495 | 688 | 0,2 | 0,3 | 194 |
обрабатывающие производства | 19 660 | 20 439 | 9,7 | 9,8 | 779 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 364 | 563 | 0,2 | 0,3 | 199 |
Строительство | 16 835 | 17 194 | 8,3 | 8,3 | 359 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 99 676 | 101 350 | 49,4 | 48,8 | 1 674 |
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 5 232 | 7 081 | 2,6 | 3,4 | 1 849 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 82 094 | 81 146 | 40,7 | 39,0 | -948 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 12 350 | 13 123 | 6,1 | 6,3 | 773 |
гостиницы и рестораны | 4 112 | 3 599 | 2,0 | 1,7 | -513 |
транспорт и связь | 7 607 | 9 069 | 3,8 | 4,4 | 1 462 |
финансовая деятельность | 4 809 | 5 778 | 2,4 | 2,8 | 969 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 38 780 | 38 829 | 19,2 | 18,7 | 49 |
Образование | 477 | 474 | 0,2 | 0,2 | -3 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 2 163 | 2 124 | 1,1 | 1,0 | -39 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 5 789 | 6 663 | 2,9 | 3,2 | 874 |
Таблица 2
Занятость на малых предприятиях г. Москвы в 2005-2006 гг.
Наименование вида деятельности | Средняя численность работников - всего | % к итогу | среднее количество работников в расчете на 1 МП, ед. | |||
2005 | янв-июнь 2006 | 2005 | янв-июнь 2006 | 2005 | янв-июнь 2006 | |
Всего (по всем видам деятельности) | 1 987 757 | 2 001 840 | 100,0 | 100,0 | 9,9 | 9,6 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 8 808 | 7 257 | 0,4 | 0,4 | 11,2 | 8,3 |
рыболовство, рыбоводство | 303 | 658 | 0,0 | 0,0 | 5,0 | 8,5 |
добыча полезных ископаемых | 2 095 | 2 080 | 0,1 | 0,1 | 4,2 | 3,0 |
обрабатывающие производства | 293 547 | 333 485 | 14,8 | 16,7 | 14,9 | 16,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 2 353 | 2 647 | 0,1 | 0,1 | 6,5 | 4,7 |
строительство | 246 002 | 223 156 | 12,4 | 11,1 | 14,6 | 13,0 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 668 776 | 727 605 | 33,6 | 36,3 | 6,7 | 7,2 |
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 47 569 | 60 373 | 2,4 | 3,0 | 9,1 | 8,5 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 552 870 | 585 214 | 27,8 | 29,2 | 6,7 | 7,2 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 68 336 | 82 019 | 3,4 | 4,1 | 5,5 | 6,3 |
гостиницы и рестораны | 38 736 | 20 948 | 1,9 | 1,0 | 9,4 | 5,8 |
транспорт и связь | 61 856 | 69 556 | 3,1 | 3,5 | 8,1 | 7,7 |
финансовая деятельность | 23 593 | 46 571 | 1,2 | 2,3 | 4,9 | 8,1 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 494 085 | 420 031 | 24,9 | 21,0 | 12,7 | 10,8 |
образование | 2 183 | 1 468 | 0,1 | 0,1 | 4,6 | 3,1 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 38 934 | 43 887 | 2,0 | 2,2 | 18,0 | 20,7 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 106 361 | 102 063 | 5,4 | 5,1 | 18,4 | 15,3 |
6. Программы поддержки малого бизнеса
6.1 Государственные программы развития Малого бизнеса
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
6.2 Формы поддержки Малого бизнеса
Согласно Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Москве, среди приоритетных задач и направлений по поддержке малого предпринимательства в городе Москве – дальнейшее совершенствование системы городской, окружных и районных инфраструктур поддержки малого предпринимательства, расширение объемов предоставления субъектам малого предпринимательства интегральной финансово-имущественной поддержки, в том числе через механизм лизинга и предоставление грантов начинающим малым предприятиям на развитие промышленного и инновационного производства.
Поддержка субъектов малого предпринимательства Москвы осуществляется органами власти Москвы через:
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Комиссию правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства и организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В январе 2006 года в Москве создана некоммерческая организация Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. № 35-ПП). Одним из видов деятельности Фонда является предоставление поручительств по кредитам, займам и лизинговым отношениям субъектов малого предпринимательства.
Постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 года № 1006-ПП Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы был включен в перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства города Москвы для выполнения Плана мероприятий Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. по результатам открытого конкурсного отбора, проведенного Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.
Формы финансовой поддержки
-Предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в следующих формах:
- субвенций юридическим лицам;
- субсидий физическим и юридическим лицам;
- оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
- средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий;
- ассигнований на содержание бюджетных учреждений.
Имущественная поддержка:
- Льготы по аренде нежилых помещений
- Льготы по аренде земельных участков
- Аукционы по аренде помещений
- Прочие конкурсы
- Целевой фонд нежилых помещений
- База свободных нежилых помещений Зеленоградского АО
Иные формы поддержки:
- Льготы по доступу к сети ИНТЕРНЕТ
- Льготы при получении дистанционного образования
- Льготы по размещению рекламы в Московском метрополитене
- Льготы по размещению информационных указателей
- Льготы на размещение наружной рекламы
6.3 Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Учрежден в июне 1993 года. Юридический статус - государственное учреждение.
Цель деятельности Департамента - реализация политики Правительства Москвы в вопросах развития и государственной поддержки малого предпринимательства на территории г. Москвы для обеспечения: цивилизованных условий предпринимательской деятельности;
развития здоровой конкуренции производителей товаров и услуг, обусловленной антимонопольной политикой государства;
совершенствования структуры экономики города, направленной на формирование рыночных отношений в приоритетных направлениях городского хозяйства
Основные направления деятельности Департамента:
-разработка и реализация совместно с отраслевыми и территориальными подразделениями Мэрии и Правительства Москвы комплексных целевых программ и проектов развития малого предпринимательства;
-разработка и представление на утверждение Городской Думы, мэра и Правительства Москвы соответствующих проектов законодательных и распорядительных документов;
-координация деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города, а также общественных и некоммерческих организаций, расположенных на его территории, по вопросам развития малого предпринимательства и реализации совместных проектов и программ;
-развитие инфраструктуры малого бизнеса, ориентированное на создание целостной городской системы по оказанию предпринимателям консультационных, информационных, аудиторских и иных услуг, подготовке и переподготовке кадров, пропаганде идей рыночной экономики;
-организация выставок, конференций, семинаров и иных мероприятий в целях создания условий цивилизованной конкуренции производителей;
-ведение реестра малых предприятий, зарегистрированных на территории города;
-взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам малого предпринимательства;
-осуществление в пределах своей компетенции межрегиональных контактов с органами государственными субъектов РФ и государств-участников СНГ, участие в международном сотрудничестве и мероприятиях по обмену опытом работы;
разработка и внесение на рассмотрение Правительством Москвы предложений по размещению городского заказа на предприятиях и в организациях малого предпринимательства;
-разработка и реализация мер, направленных на устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства;
-работа с обращениями и жалобами предпринимателей и оказание помощи субъектам малого предпринимательства в решении проблем по различным аспектам ведения бизнеса.
В структуре Департамента действует Центр по координации контрольной деятельности на территории Москвы. В его функции входит ведение единого банка данных о проведении всех проверок малых предприятий и разработка, на основе анализа поступающей информации, механизмов оптимизации государственного контроля за предпринимательской деятельностью, а также защита прав предпринимателей при проведении контролирующими органами проверок субъектов предпринимательской деятельности.
Департамент обеспечивает работу следующих Комиссий:
Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства;
Межведомственной Комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства;
Комиссии по координации выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;
Комиссии по развитию ремесленничества.
Заключение
В своей работе я сделала попытку охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком.
На сегодняшний день в нашей стране идет продолжается активная политика по внедрению малого бизнеса в экономику России. Поэтому развитие малого бизнеса - это лучший выход для России это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
Социальная значимость малый предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
- развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Список использованной литературы
1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М., 1993, стр.80
2. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики,8/1999
3. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 1996, 7
4. «Человек и труд» 9/2007 стр 67.
5. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе
6. Горфинкель В.Я. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. М.,2001, стр. 5
7. Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперации. М.,2004, стр. 6
8. www.dmpmos.ru
9. www.mbm.ru
[1] http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=000525
[2] http://www.comch.ru/~voronezh/htm/lows/baselow.htm
[3] http://www.mbm.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=112714