скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Малый бизнес

По результатам проведенного анализа состояния малого предпринимательства в Москве и регионах РФ (в основном, в 2003 г.) могут быть сделаны следующие выводы:

1. Как и в прошлые годы, Москва продолжает оставаться лидером не только по количественным параметрам деятельности малого бизнеса, но и по ряду качественных. Удельный вес московского малого предпринимательства в российском составляет 21,6% в общей численности малых фирм; 23,6% в среднесписочной численности работников малого бизнеса; 22,4% в общем объеме произведенной МП продукции. Для столицы характерны опережающие показатели деятельности промышленных малых предприятий, предприятий сферы научного обслуживания, а также предприятий здравоохранения, физкультуры; компаний, функционирующих в сфере общей коммерческой деятельности.

2. Развитие малого предпринимательства как в столице, так и в других регионах РФ в целом происходит в рамках общей тенденции, характеризующейся преимущественным развитием предприятий торговли и общественного питания и некоторых других отраслей с высокой скоростью денежного обращения и минимальным уровнем требуемых капиталовложений (операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по функционированию рынка)

Именно за счет этих отраслей произошел в основном рост не только общего числа предприятий, но численности работников. Сохранение отмеченной тенденции может привести к образованию моноотраслевой торговой структуры малого бизнеса РФ уже в недалеком будущем.

3. Перед организациями, занимающимися поддержкой развития малого бизнеса РФ как в регионах, так и в столице, стоит задача принятия мер, направленных на поддержку отраслей, нынешний уровень развития которых несоизмерим с их значением в народном хозяйстве (промышленность, наука и научное обслуживание, ЖКХ, экология и т.д.). Из приведенных материалов вытекает необходимость сосредоточения главных усилий в поддержке малого бизнеса на оптимизации его отраслевой структуры с учетом социальной значимости, инновационного потенциала и приоритетности отраслей экономики для городского хозяйства.


5. Малый бизнес в Москве

Малый бизнес Москвы продолжает развиваться, а темпы роста количества малых предприятий (МП) возрастают.

Количество малых предприятий в 2007 году составило 234 тыс. (без учета индивидуальных предпринимателей) и превысило уровень прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг. более чем на 10 тыс. (см. таблица 1).Среднегодовой темп прироста по этому показателю более 3%. Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек. По состоянию на 01.07.2006 года создано 74,4 тыс. новых рабочих мест ( см. таблица 2). Прирост количества рабочих мест по сравнению с первым полугодием прошлого года составил 30 840 единиц, что превышает плановое задание Программы Правительства Москвы.

В Москве сегодня на одну тысячу жителей приходится 21 малое предприятие. Эта цифра соответствует показателям таких крупнейших мировых мегаполисов, как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Мехико. В столице работают более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек, что выше ожидаемых результатов на этап завершения Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг.

Малый бизнес формирует 30% городского бюджета Москвы.

Общий объем выручки малых фирм Москвы за первую половину 2006 года составил 4,3 трлн.руб., что относительно 2005 года составило прирост более 24% в сопоставимых ценах.

Снижение налогов, упрощение системы налогообложения, с одной стороны, привели к частичной легализации доходов МП, заработной платы их работников, а с другой стороны, в ряде отраслей наблюдаются признаки дробления МП в целях перехода на упрощенную систему налогообложения. Таким образом, приведенные данные Мосгоркомстата показывают, что в 2006 году в развитии малых предприятий Москвы наблюдались существенные положительные тенденции.

Таблица 1

Количество малых предприятий г. Москвы в 2005 – 2006 гг.

Наименование вида деятельности количество предприятий, ед. % к итогу изменение
2005 янв-июнь 2006 2005 янв-июнь 2006
Всего (по всем видам деятельности) 201 651 207 834 100,0 100,0 6 182
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 789 878 0,4 0,4 90
рыболовство, рыбоводство 61 78 0,0 0,0 17
добыча полезных ископаемых 495 688 0,2 0,3 194
обрабатывающие производства 19 660 20 439 9,7 9,8 779
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 364 563 0,2 0,3 199
Строительство 16 835 17 194 8,3 8,3 359
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 99 676 101 350 49,4 48,8 1 674
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 5 232 7 081 2,6 3,4 1 849
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 82 094 81 146 40,7 39,0 -948
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 12 350 13 123 6,1 6,3 773
гостиницы и рестораны 4 112 3 599 2,0 1,7 -513
транспорт и связь 7 607 9 069 3,8 4,4 1 462
финансовая деятельность 4 809 5 778 2,4 2,8 969
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 38 780 38 829 19,2 18,7 49
Образование 477 474 0,2 0,2 -3
здравоохранение и предоставление социальных услуг 2 163 2 124 1,1 1,0 -39
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 5 789 6 663 2,9 3,2 874

Таблица 2

Занятость на малых предприятиях г. Москвы в 2005-2006 гг.

Наименование вида деятельности Средняя численность работников - всего % к итогу среднее количество работников в расчете на 1 МП, ед.
2005 янв-июнь 2006 2005 янв-июнь 2006 2005 янв-июнь 2006
Всего (по всем видам деятельности) 1 987 757 2 001 840 100,0 100,0 9,9 9,6
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8 808 7 257 0,4 0,4 11,2 8,3
рыболовство, рыбоводство 303 658 0,0 0,0 5,0 8,5
добыча полезных ископаемых 2 095 2 080 0,1 0,1 4,2 3,0
обрабатывающие производства 293 547 333 485 14,8 16,7 14,9 16,3
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2 353 2 647 0,1 0,1 6,5 4,7
строительство 246 002 223 156 12,4 11,1 14,6 13,0
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 668 776 727 605 33,6 36,3 6,7 7,2
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 47 569 60 373 2,4 3,0 9,1 8,5
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 552 870 585 214 27,8 29,2 6,7 7,2
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 68 336 82 019 3,4 4,1 5,5 6,3
гостиницы и рестораны 38 736 20 948 1,9 1,0 9,4 5,8
транспорт и связь 61 856 69 556 3,1 3,5 8,1 7,7
финансовая деятельность 23 593 46 571 1,2 2,3 4,9 8,1
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 494 085 420 031 24,9 21,0 12,7 10,8
образование 2 183 1 468 0,1 0,1 4,6 3,1
здравоохранение и предоставление социальных услуг 38 934 43 887 2,0 2,2 18,0 20,7
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 106 361 102 063 5,4 5,1 18,4 15,3

6. Программы поддержки малого бизнеса

6.1 Государственные программы развития Малого бизнеса

 По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

 - нормативно-правовое;

 - финансово-кредитное;

 - информационно-техническое;

 - организационное;

 - кадровое и консультационное обеспечение;

 - внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.


6.2 Формы поддержки Малого бизнеса

Согласно Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Москве, среди приоритетных задач и направлений по поддержке малого предпринимательства в городе Москве – дальнейшее совершенствование системы городской, окружных и районных инфраструктур поддержки малого предпринимательства, расширение объемов предоставления субъектам малого предпринимательства интегральной финансово-имущественной поддержки, в том числе через механизм лизинга и предоставление грантов начинающим малым предприятиям на развитие промышленного и инновационного производства.

Поддержка субъектов малого предпринимательства Москвы осуществляется органами власти Москвы через:

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы

Комиссию правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства и организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

В январе 2006 года в Москве создана некоммерческая организация Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. № 35-ПП). Одним из видов деятельности Фонда является предоставление поручительств по кредитам, займам и лизинговым отношениям субъектов малого предпринимательства.

Постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 года № 1006-ПП Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы был включен в перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства города Москвы для выполнения Плана мероприятий Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. по результатам открытого конкурсного отбора, проведенного Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

Формы финансовой поддержки

 -Предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в следующих формах:

 - субвенций юридическим лицам;

 - субсидий физическим и юридическим лицам;

 - оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

 - средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий;

 - ассигнований на содержание бюджетных учреждений.

Имущественная поддержка:

 - Льготы по аренде нежилых помещений

 - Льготы по аренде земельных участков

 - Аукционы по аренде помещений

 - Прочие конкурсы

 - Целевой фонд нежилых помещений

 - База свободных нежилых помещений Зеленоградского АО

Иные формы поддержки:

 - Льготы по доступу к сети ИНТЕРНЕТ

 - Льготы при получении дистанционного образования

 - Льготы по размещению рекламы в Московском метрополитене

 - Льготы по размещению информационных указателей

 - Льготы на размещение наружной рекламы


6.3 Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы

Учрежден в июне 1993 года. Юридический статус - государственное учреждение.

Цель деятельности Департамента - реализация политики Правительства Москвы в вопросах развития и государственной поддержки малого предпринимательства на территории г. Москвы для обеспечения: цивилизованных условий предпринимательской деятельности;

развития здоровой конкуренции производителей товаров и услуг, обусловленной антимонопольной политикой государства;

совершенствования структуры экономики города, направленной на формирование рыночных отношений в приоритетных направлениях городского хозяйства

Основные направления деятельности Департамента:

-разработка и реализация совместно с отраслевыми и территориальными подразделениями Мэрии и Правительства Москвы комплексных целевых программ и проектов развития малого предпринимательства;

-разработка и представление на утверждение Городской Думы, мэра и Правительства Москвы соответствующих проектов законодательных и распорядительных документов;

-координация деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города, а также общественных и некоммерческих организаций, расположенных на его территории, по вопросам развития малого предпринимательства и реализации совместных проектов и программ;

-развитие инфраструктуры малого бизнеса, ориентированное на создание целостной городской системы по оказанию предпринимателям консультационных, информационных, аудиторских и иных услуг, подготовке и переподготовке кадров, пропаганде идей рыночной экономики;

-организация выставок, конференций, семинаров и иных мероприятий в целях создания условий цивилизованной конкуренции производителей;

-ведение реестра малых предприятий, зарегистрированных на территории города;

-взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам малого предпринимательства;

-осуществление в пределах своей компетенции межрегиональных контактов с органами государственными субъектов РФ и государств-участников СНГ, участие в международном сотрудничестве и мероприятиях по обмену опытом работы;

разработка и внесение на рассмотрение Правительством Москвы предложений по размещению городского заказа на предприятиях и в организациях малого предпринимательства;

-разработка и реализация мер, направленных на устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства;

-работа с обращениями и жалобами предпринимателей и оказание помощи субъектам малого предпринимательства в решении проблем по различным аспектам ведения бизнеса.

В структуре Департамента действует Центр по координации контрольной деятельности на территории Москвы. В его функции входит ведение единого банка данных о проведении всех проверок малых предприятий и разработка, на основе анализа поступающей информации, механизмов оптимизации государственного контроля за предпринимательской деятельностью, а также защита прав предпринимателей при проведении контролирующими органами проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Департамент обеспечивает работу следующих Комиссий:

Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства;

Межведомственной Комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства;

Комиссии по координации выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;

Комиссии по развитию ремесленничества.


Заключение

В своей работе я сделала попытку охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком.

На сегодняшний день в нашей стране идет продолжается активная политика по внедрению малого бизнеса в экономику России. Поэтому развитие малого бизнеса - это лучший выход для России это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

Социальная значимость малый предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных каче­ственных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

- развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

 занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

 объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

 сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

 массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.


Список использованной литературы

1.          Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М., 1993, стр.80

2.          Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики,8/1999

3.          Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 1996, 7

4.         «Человек и труд» 9/2007 стр 67.

5.          Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе

6.         Горфинкель В.Я. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. М.,2001, стр. 5

7.         Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперации. М.,2004, стр. 6

8.         www.dmpmos.ru

9.         www.mbm.ru


[1] http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=000525

[2] http://www.comch.ru/~voronezh/htm/lows/baselow.htm

[3] http://www.mbm.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=112714


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.