скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Малый бизнес в России

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в-четвертых налогоплательщика, в-пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В–третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения.

Таким образом, подробно рассмотрев теоретические аспекты малого бизнеса, можно сделать вывод о том, что малое предпринимательство в экономике играет огромную роль. Поэтому необходимо создать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Но в России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, поскольку он сталкивается с множеством различных проблем.


Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения

2.1 Состояние малого бизнеса на данном этапе

Современное состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. По данным Госкомстата России на 1 июля 2007 г. число зарегистрированных малых предприятий в России составило 1 133 800, что на 10,2% больше, чем на 1 июля 2006 г. На 100 000 жителей у нас приходится 790,2 малого предприятия — рост по сравнению с 1 июля 2006 г. на 72,9 единицы. Но это на порядок ниже, чем в развитых экономиках. Численность предпринимателей за 2003-2007 гг. отражена в таблице 4.

Таблица 4 Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах (на 1 января)[7]

Годы Тыс. человек
2003 4675,0
2004 4670,1
2005 2448,9
2006 2747,4
2007 2988,3

Вклад малого бизнеса в ВВП составляет всего 17% притом, что в развитых странах эта цифра превышает 50%. При этом доля инновационного бизнеса не достигает и 1%.

Правительство России озабочено тяжелым положением малого бизнеса. В очередной раз делается непростая попытка "хорошими" бюрократическими процедурами побороть "плохие" бюрократические процедуры.

На прошедшем недавно заседании госсовета Владимир Путин сокрушался по поводу проблем предпринимателей: "До сих пор ведь невозможно месяцами начать собственное дело. В каждое учреждение нужно ходить с взяткой: к пожарным, к санитарам - к кому только не нужно ходить, ужас какой-то просто!"[8] По поручению Путина Минэкономразвития и Минфин разрабатывают меры поддержки малого бизнеса. Премьер Виктор Зубков дважды поднимал эту тему на последних заседаниях правительства, поддержал инициативы "Опоры России" и создал совет по малому предпринимательству с вице-премьером Александром Жуковым во главе.

Список мер, над которыми работают чиновники, впечатляет: тут и сокращение времени и количества проверок, и упрощение системы налогообложения, и облегчение доступа к инфраструктуре (помещения и сети естественных монополий), и облегчение доступа к финансовым ресурсам институтов развития.

Прошлогоднее исследование делового климата в России показало, что важнейшие для малого бизнеса факторы предприниматели оценивают так: возможность создания бизнеса "с нуля" - 2,88 (по 7-балльной шкале), защищенность частной собственности - 2,94, свобода от коррупции - 3,03, законодательная база - 3,17, налоговое администрирование - 3,59, надзор и контроль - 3,63, деятельность региональных властей по развитию инфраструктуры - 3,73, отношение населения к предпринимателям - 3,86.[9]

Правительство России поставило перед собой задачу довести численность среднего класса к 2020 году до 60 - 70% , а малый бизнес как раз и является основой для расширения среднего класса. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.


2.2 Проблемы малого бизнеса и пути их решения

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина того, что малых предприятий у нас в стране, по сравнению с экономически развитыми странами, так мало - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в состоянии приступить к реальному производству продукции. Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но и экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей. Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в "коридорах власти", так и не получив "добро" на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам. Наиболее важные проблемы предпринимателей проиллюстрированы в таблице 5.

Таблица 5 Наиболее важные проблемы предпринимателей

2007 г.
Арендная плата 68%
Недостаток помещений 53%
Бюрократия 49%
Взятки и поборы, коррупция 47%
Налоговое бремя 35%
Нехватка финансов 35%
Несовершенство законодательства 34%

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Государственная политика должна быть развернута в сторону малого предпринимательства, что предполагает проведение комплекса мер по его поддержке, включающего:

·          разработку государственных программ развития малого бизнеса;

·          создание государственного банка гарантий и развития по поддержке инвестиционных проектов малого и среднего предпринимательства;

·          целевую поддержку отдельных общественно значимых видов предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства;

·          стимулирование научно-технического и инновационного потенциала малых предприятий;

·          включение предприятий малого бизнеса в систему производственных кооперационных связей с крупными предприятиями;

·          организация сети интеграционных объединений взаимосвязанных предприятий;

·          поддержку экспортно-ориентированных малых предприятий;

·          создание льготных условий для кредитования и инвестирования в малый бизнес;

·          предоставление малым предприятиям субсидий на создание новых рабочих мест;

·          оказание информационно-консультационной поддержки предприятиям малого бизнеса.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного- отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит. Величина инвестиций в основной капитал малых предприятий по видам экономической деятельности 2005-2006 гг. представлена в приложении.

Как свидетельствует мировой опыт, наиболее эффективно функции финансирования высокорисковых и низкорентабельных программ и проектов выполняют специализированные финансовые институты – банки развития. По мнению российских экспертов, именно этот механизм органично вписывается в рыночную экономику, сочетает в себе интересы государства и частного бизнеса. С его помощью выстраивается система взаимоотношений, которая позволяет ограничить риски и распределять ресурсы в приоритетные для страны сегменты экономики.

В мае 2007 г. учрежден российский Банк развития, после долгих многолетних обсуждений и дискуссий о принципах его деятельности и месте в финансовой системе страны, что, несомненно, будет способствовать расширению долгосрочного кредитования общенациональных и региональных программ структурных преобразований в экономике, повышению в ее структуре удельного веса наукоемких отраслей.

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

·           нормативно-правовое;

·           финансово-кредитное;

·           обеспечение безопасности;

·           информационно-техническое;

·           организационное;

·           кадровое и консультационное обеспечение;

·           внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

2.3 Создание собственного дела

Какие следует иметь условия, необходимые для создания собственного дела?

В соответствии с гражданским законодательством дееспособный гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, или в установленном порядке создать собственное дело в определенной организационно-правовой форме.

Создание собственного дела является формой выражения экономической свободы и мотивации людей. Создание собственного дела в России осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах участников предпринимательской деятельности и нормативными актами, регулирующими весь процесс создания и функционирования предпринимательских организаций. Создание собственного дела в той или иной организационно-правовой форме предполагает наличие следующих предпосылок:

·          наличие имущества для формирования первоначального капитала;

·          наличие определенного объема финансовых средств, необходимых для формирования минимального размера уставного капитала;

·          наличие нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации и осуществления намеченных видов деятельности, или наличие возможностей для заключения договора аренды нежилых помещений;

·          предварительное изучение предполагаемого рынка, на который предприниматель будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности;

·          формирование команды квалифицированных учредителей (партнеров) собственного дела, хорошо знающих технологию осуществления определенных видов деятельности, ведение бухгалтерского и финансового учета и др.

Важно самому предпринимателю объективно ответить на следующий вопрос: Обладаю ли я всем необходимым, чтобы вести собственное дело? Поскольку предприниматель на своей фирме будет самым главным работником, ему необходимо дать своим положительным и отрицательным чертам объективную оценку. Вот несколько вопросов, которые он должен задать себе: Я сам начинаю дело? Насколько я умею ладить с людьми? Обладаю ли я достаточным запасом физических сил и эмоциональным потенциалом для успешного ведения дела? На сколько хорошо я планирую и организую свои дела? Достаточно сильно ли мое желание придерживаться намеченной цели? Как ведение бизнеса отразится на моей семье? Достаточно ли у меня знаний, чтобы заниматься данным видом бизнеса?

Но надо ответить и на вопрос, какой вид бизнеса следует выбрать? Обычно наилучшим видом бизнеса является тот, для ведения которого уже имеются определенные навыки. Он может проконсультироваться со службами поддержки предпринимательства о потенциальных возможностях различных видов бизнеса в своем районе. Соответствие его квалификации возможностям местного рынка увеличит шансы на успех.

Какими принципами следует руководствоваться при создании собственного дела?

Задумав создать собственное дело, будущий предприниматель должен ответить на ряд вопросов:

·          для кого будет работать его фирма, кто его будущие потребители (покупатели), есть ли для него место под "солнцем рынка". Поэтому процесс принятия предпринимательского решения должен начинаться с оформления идеи – для кого производить продукцию, товары, выполнять работу, кому оказывать услуги (в зависимости от вида и типа рынка);

·          что производить, какие конкретно товары, какие конкретно выполнять услуги, я затем уже определить, есть ли у него все условия и факторы для своей деятельности. При этом следует помнить, что предприниматели имеют право заниматься только законной и лицензируемой деятельностью;

·          как производить продукцию, выполнять работы, оказывать услуги, на какой технической и технологической основе, с какими качественными характеристиками, с какими издержками, с каким уровнем конкурентной способности. Поэтому очень важно знать, какое сложилось соотношение на рынке между спросом и предложением товара, который собирается предложить предприниматель (в любой сфере деятельности производственной, торгово-посреднической, финансово-кредитной) на рынке, причем не вообще на рынке, а на определенном территориальном рынке. Если спрос большой и устойчивый, то есть смысл создать собственное дело и производить данные товары.

Будущий предприниматель, планируя создать собственное дело, должен руководствоваться важнейшими рыночными принципами, среди которых можно выделить следующие:

- Во-первых, нужно найти потребность и удовлетворить ее, поскольку предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей. Предприниматель работает не для себя, а для удовлетворения конкретных потребностей, а сам, соответственно, получает прибыль.

- Во-вторых, производить товары следует с более низкими издержками (себестоимостью), иначе рынок может не признать эти товары, а предприниматель не сумеет их реализовать (продать) и получить планируемую прибыль.

- В-третьих, предприниматель, устанавливая цену на производимые товары, должен учитывать поведение конкурентов, покупательский спрос потребителей, уровень насыщения рынка. Завышенная оптовая цена не позволит своевременно продать товары, а заниженная – получить необходимый объем прибыли. Проблема ценообразования играет существенную роль в механизме создания и функционирования собственного дела, общий алгоритм которого можно выразить следующей краткой схемой: предпринимательская идея – цели предпринимателя – разработка предпринимательского проекта – реализация его в виде создания собственного дела функционирование организации.

Успешный американский предприниматель М.Смолл сформулировал пять правил достижения цели (идеи).

1.         Примите решение: я могу делать деньги. В наше время в нашей стране человек может стать богатым.

2.         Для того чтобы зарабатывать деньги, вы должны думать об этом постоянно – во время еды, прогулки и даже ночью, когда спите.

3.         Существует много областей деятельности, в которых вы можете добиться успеха. Ищите и вы найдете их.

4.         Вы будете ошибаться. Но не падайте духом. Учитесь на своих и чужих ошибках. Начинайте снова с того момента, где вы споткнулись. Идите вперед!

5.         Когда вы остановитесь на какой-либо идее, постоянно продумывайте ее, развивайте и не оставляйте до тех пор, пока не достигните цели.

Без поставленной ближайшей (тактической) и отдаленной (стратегической) цели нечего и думать пускаться в плавание по морю, называемому предпринимательством, где вас ожидают рифы и штормы (риски), а может накрыть и "девятый вал" (банкротство).

Итак, если мы имеем предпринимательскую идею, четко сформулированную цель, теперь можно смело приступать к созданию собственного дела!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и проанализировать основные и наиболее острые его проблемы.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Развитие малого бизнеса имеет не только экономическое, но и социальное значение. Именно поэтому в последнее время вопрос поддержки малого бизнеса вышел на первый план в государственной политике правительства. За последнее время в этом направлении было сделано очень многое. Наблюдается значительное увеличение малых предприятий по сравнению с предыдущими годами. Но это на порядок ниже, чем в экономически развитых странах. Поэтому одним из ведущих направлений государственной политики является разработка комплекса мер по расширению и развитию предприятий малого бизнеса в нашей стране. Это и облегчение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, и льготы по налогообложению, и сокращение времени и количества проверок надзорных органов, снижение коррупционного давления и др. Ведь только так можно достичь одну из основных целей стратегии развития страны до 2020 года, предусматривающей кратное увеличение граждан со средним достатком - до 70 % от всех россиян. Именно такова доля представителей малого и среднего бизнеса в развитых державах.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Володин В. Большие проблемы малого бизнеса // Ведомости. 11.03. 2008. - №43.

2. Гражданский кодекс РФ: Федеральный закон от 26.11.2001 N 51-ФЗ //Консультант плюс.

3. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: учебное пособие / М.Г. Лапуста – М.: НОРМА, 1997.

4. Малое предпринимательство//Российский статистический ежегодник: стат. сб. /Госкомстат России. - М., 2006.

5. Маслов Д. Миллион для малого бизнеса // Огонёк. – 11.06.2007 – №24.

6. Саляхова Н. О комиссии по малому и среднему бизнесу // Итоги. 20.02.2008 - №6.

7. .Ясин Е.Г. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и Будущее / Е.Г.Ясин, С.Н. Чепуренко – М.: Новое издательство, 2004.

8. Альянс Медиа //http://www.allmedia.ru/

9. Газеты.ру // http://gazeta.ru/

10. Деловая пресса - портал электронных средств массовой информации для предпринимателей // http://businesspress.ru/

11. Федеральная служба государственной статистики //http://www.gks.ru/

12. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства //http://www.nisse.ru/


Приложение

ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.[10]

2005 2006
Млн. руб. В процентах к итогу Млн. руб. В процентах к итогу
Всего 120469,1 100 171321,7 100
из них:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3253,8 2,7 5921,4 3,5
рыболовство, рыбоводство 295,2 0,2 336,1 0,2
добыча полезных ископаемых 2795,4 2,3 7005,3 4,1
обрабатывающие производства 20857,2 17,3 23310,2 13,6
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 470,3 0,4 262,1 0,2
строительство 31050,2 25,8 53929,1 31,5
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 22621,0 18,8 22774,8 13,3
гостиницы и рестораны 2007,0 1,7 1293,5 0,8
транспорт и связь 6798,9 5,6 10815,8 6,3
в том числе связь 1664,1 1,4 1192,4 0,7
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 27514,8 22,8 40933,5 23,9
образование 20,7 0,0 27,8 0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг 264,1 0,2 1101,2 0,6
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2403,8 2,0 3495,3 2,0

[1] «Премьер и президент поддерживают малый бизнес» ИА "Альянс Медиа" по материалам РБК 26.04.2007. http://www.allmedia.ru/

[2] Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. – М., 2004. С.137.

[3] Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. – М., 2004. С.141.

[4] «Малое предпринимательство». Российский статистический ежегодник 2007 г // http://www.gks.ru.

[5] Часть 3 п.1 ст.2 ГК РФ.

[6] Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. – М., 2004. С.10.

[7] «Мнение предпринимательского сообщества о состоянии и проблемах развития МБМ в 2007 г.» //http://www.nisse.ru/

[8] «Ведомости» №43 (2065), 11 марта 2008.

[9] «Бизнес-демография». - 2008 г //http://www.nisse.ru/

[10]  «Малое предпринимательство». Российский статистический ежегодник 2007 г // http://www.gks.ru.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.