скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Культура и искусство речи

Курсовая работа: Культура и искусство речи

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ)

Институт дополнительных творческих профессий


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Тема: Культура и искусство речи

Выполнила: студентка 2 курса

заочной формы обучения

специальность ПО «Э и У» ППИ

гр. 204

Прыткова Татьяна Николаевна

Научный руководитель:

Федорова Валентина Николаевна

Челябинск – 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Культура делового общения: какой ей быть

1.1   Деловое общение людей как приоритетная социально-психологическая проблема

1.2   Основные психологические характеристики культуры делового общения

1.3   Культура речи и языка в деловом общении

1.4   Технология развития культуры делового общения

Глава II. Разработка тематического планирования элективного курса «Культура делового общения» для учащихся старших классов общеобразовательной школы

Заключение

Библиографический список


Введение

Культура и искусство речи всегда была предметом особого внимания, ведь, чтобы добиться успеха, надо, прежде всего, научиться общаться. Это уже стало аксиомой для многих. Но не для всех.

Главное в деловом общении- искусство взаимодействия собеседников. Деловые люди постоянно сталкиваются с самыми различными проблемами межличностного общения при организации совместной деятельности. Многие серьезные проблемы возникают из-за неумения партнеров правильно организовать общение со своими коллегами

Структура бизнеса насчитывает, по мнению психологов, более 350 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение. Только через живое и непосредственное общение осуществляется процесс взаимодействия между партнерами.

Техника делового общения должна быть освоена каждым. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия «зарабатывают» только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им деловым общением.

Основные задачи, которые решаются в процессе делового общения- образовательная, воспитательная и развивающая.

При решении образовательных задач деловое общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт собеседников; сформировывать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.

При решении воспитательных задач с помощью делового общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и обучающимися, что во многом способствует успешности учебной (деловой) деятельности; формируется познавательная направленность личности; преодолеваются психологические барьеры; формируются межличностные отношения между партнерами.

При решении развивающих задач через деловое общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:

- преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и др.);

- создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей обучающихся (собеседников);

- осуществляется социально- психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и др).

Таков диапазон делового общения в системе коммуникации. Деловой человек должен владеть основами управления инициативой в общении. Если он умеет делать, то влияние будет более эффективным.

К наиболее эффективным способам управления инициативой в делом общении относятся следующие:

- оперативность в организации изначального контакта с собеседником;

- интенсивность перехода от организационных процедур (приветствие, пожатие руки и т.п.) к деловому, личному общению;

- оперативность в достижении психологического единства с собеседником, формирование чувства «мы»;

- постановка задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать собеседника;

- обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;

- реализация речевых и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, умение транслировать собственную расположенность к собеседнику, дружественность.

Таким образом, деловое общение сегодня- один из надежных инструментов совместного поиска оптимального решения разнообразных задач. Как пользоваться словом, извлекая с его помощью соответствующий деловой эффект, сегодня волнует многих.

Исходя из этого я поставила перед собой задачу: с одной стороны, достаточно популярно рассказать о достижениях современной социальной и педагогической психологии в области общения людей, с другой стороны, на основе научных знаний и практического опыта создать тематическое планирование элективного курса «Культура делового общения» для обучающихся старших классов общеобразовательной школы.


Глава I. Культура делового общения: какой ей быть

1.1 Деловое общение людей как приоритетная социально-психологическая проблема

В психолого-педагогической литературе среди факторов, формирующих личность, выделяют труд, познание и общение. Последнему уделяется все большее внимание, так как во всех сферах жизнедеятельности людей наблюдается огромный дефицит общения, и прежде всего — делового.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата. Здесь деловое общение выступает как органическая часть деятельности.

Можно сказать, что деловое общение направлено на установление психического контакта между людьми с помощью специфических средств (языка, эмоций, чувств и др.), позволяющих людям вступать во взаимодействие и добиваться влияния на знания, мнения, установления взаимопонимания.

Язык — объективно существующее социально-психологическое явление в духовной жизни человеческого общества. Он является основой системы знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

С помощью языка как системы знаков осуществляется взаимодействие людей в процессе познания мира, деятельности по созданию предметов, в обучении, спорте и др. Вся совокупность процессов духовного и материального производства, общественных отношений между людьми определяет развитие языка как специфически социального средства хранения и передачи информации, а также средства управления человеческим поведением.

Древний японский мыслитель Ф. Каниззи указывал на то, что язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Развитие языка началось более миллиона лет тому назад, когда возник труд, связанный с изготовлением, сохранением орудий груда и необходимостью передачи опыта по их использованию и воссозданию. Одним из непосредственных естественных проявлений языка явилась речь- звукословесное общение.

Одна из основных функций языка (прежде всего речи) — коммуникативная, или функция общения. Всякая коммуникация представляет собой обмен информацией в человеческом общении: обмен представлениями, идеями, ценностными ориентациями, настроениями, чувствами и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности (Л. В. Петровский).

Вторая функция языка — знаковая. Язык человека представляет собой систему знаков. Знаки замещают собой реальные предметы и явления для обозначения и хранения информации об этих предметах и явлениях. Благодаря знакам речь становится средством и формой выражения мыслей: обозначает предметы, явления, действия, качества и т.д. Усваивая язык как фиксированную знаковую систему, человек учится мыслить не только образами, но и знаками. Знаки используются как орудия психических действий и преобразуют всю человеческую психику, подобно тому, как материальные орудия, созданные руками человека, преобразуют его естественную природу. Общаясь, люди обмениваются знаками и организуют совместную деятельность на уровне знаковых умственных операций.

Третья функция языка — передача и усвоение общественно-исторического опыта, который человек получает, прежде всего, при помощи языка. Язык выступает как средство устной передачи информации о делах давно минувших дней в мифах, легендах и былинах, как хранитель информации с помощью печатного слова. В общении усваивается опыт предшествующих поколений и осуществляется его передача.

Четвертая функция языка — планирующая. Человеческая деятельность характеризуется тем, что изначально планируется. Планирование человек осуществляет в соответствии с требованиями к решению поставленной задачи и в расчете на то, что другие поймут, оценят и примут его решения. Планирование всегда предвосхищает исполнительные действия.

Пятая функция языка — экспрессивная. Она соединена с коммуникативной и выражает отношение человека к сообщению. В ее основе — непосредственные врожденные реакции, выражающие расположение или агрессию. В общении эмоционально развитых людей — это такая же управляемая и контролируемая функция языка, как и все остальные. Экспрессивная функция придает выразительность человеческой речи, делает ее более доступной для понимания. Кроме того, она выражает состояние человека и его отношение к той информации, которую он сообщает. Эта функция речи может, как усиливать значение информации, так и обесценивать ее. Экспрессивная функция, оказывая существенное влияние на отношения людей, может использоваться как средство воспитательного воздействия.

Все функции языка представляют собой единство, которое разделяется лишь условно для понимания природы языка. Процесс использования языка для общения называется речевой деятельностью. Различают следующие виды речевой деятельности: устную, внутреннюю, письменную.

Речевое общение осуществляется по законам mm или иного языка (русского, немецкого, английского и т.п.). Каждый язык представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Речевая деятельность людей организуется так же, как и другие виды деятельности. В ней есть фаза предварительной ориентировки, которая осуществляется с помощью ориентировочных действий, фаза планирования, фаза осуществления (в ней используются исполнительские действия) и фаза контроля. Речевая деятельность осуществляется под контролем мышления, внимания, восприятия, памяти и воображения каждого из участников общения. Поэтому за процесс развития речевой деятельности и качество самой речи ответственны обе стороны: тот, кто берет на себя инициативу речевого общения, и тот, на кого направлена эта речь. Таким образом, развитие речевой деятельности человека — приоритетная основа культуры делового общения.

1.2 Основные психологические характеристики культуры делового общения

Реализация потребности в общении или, напротив, неудовлетворенность общением вызывают соответствующие эмоции и чувства.

Эмоции — особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Эмоции человека — продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, неудовольствия, страха и т.д. Благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение. Эмоции имеют и специальную функцию — выступают средством общения.

Высший продукт развития эмоций человека чувства.

Чувства устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности (социальным и природным). Чувства порождаются объективной действительностью, но при этом они субъективны, поскольку одни и те, же явления для разных людей могут иметь различное значение. Чувство может реализовываться в различных эмоциях. Например, чувство любви к другому человеку включает эмоции радости, ревности, гнева, отчаяния. Чувство — будь то любовь или ненависть, восхищение или отвращение — всегда направлено на объект. В общении людей чувства определяют характер устанавливаемых отношений. По силе и качеству чувств человека мы можем судить о том, каков уровень его развития: высокий или примитивный. Чувства человека высокого уровня развития всегда проникши интеллектом, поскольку обязательно включают оценки, ценностные ориентации, объясняющие социальный смысл этих чувств.

Исходя из объекта чувств, представленного в сфере социальных явлений, их подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные, практические.

Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентации, выработанных обществом. Такие чувства возникают при наличии у него не только представлений о долге, но и потребности соответствовать нравственным нормам общества, когда нравственные ценности стали сущностью самой личности. Развитое чувство долга способствует формированию нравственной ответственности за свое поведение перед другими людьми, обществом.

Предметом моральных чувств является сам человек. К области моральных чувств относится все тo, что определяет общение людей: отношение к самому себе, к другим. Сюда относятся: сочувствие (сорадость, сопереживание), чувство доверия и расположения к людям, чувство товарищества, дружбы.

К моральным чувствам относятся и чувства национальной гордости, интернациональные чувства, любовь к Отечеству и к людям, представляющим другие культуры и традиции.

Среди моральных чувств выделяются морально правовые чувства. К ним относятся: переживания, связанные с эмоциональным отношением человека к государству, строю, экономическому положению и т.д. Моральные чувства переживаются индивидуально каждым человеком, но такого рода переживания при совпадении нравственных ценностей объединяют людей и дают им «чувства локтя», солидарности — единое нравственное «мы», возвышающее человека в его отношении к другому человеку. Но есть нюанс в человеческих отношениях, который оформляется словами: «как все», «не лучше и не хуже, чем все». Такие постулаты ставят человека в пассивную и безответственную позицию, он как бы снимает с себя нравственную ответственность.

Очень важно, чтобы человек умел отстаивать во взаимоотношениях с другими людьми свое нравственное «я» и при этом солидаризироваться, обретать чувство «мы» с теми, кто придерживается ценностных ориентации, имеющих общественную значимость.

Эстетические чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения эстетических ценностей, выработанных человечеством на протяжении всей истории и представленных многообразием национального и художественного творчества. Человечество ввело в свой духовный обиход понятие прекрасного. Прекрасное как ценность создает соответствующие ориентации людей на эстетические чувства.

Предметом эстетических чувств могут быть явления социальной жизни, природа, художественные произведения (картины, литература, музыка и др.) и сам человек.

Люди в своей культуре вырабатывают эстетические эталоны поведения человека в общении с другими, его внешнего вида, его эмоциональных состояний. Наряду с нравственными требованиями к человеку предъявляем ему и эстетические требования, чтобы в человеке все было прекрасно.

Эстетическое отношение человека к природе -это отношение к ней как к объекту созерцания, а не только как к объекту практической деятельности, предмету биологических потребностей людей. Природа в эстетическом отношении выступает как нечто значимое само по себе.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.