Курсовая работа: Консультации больных с психосоматическим заболеванием
Один из двух последних вариантов ответов расценивается как свидетельствующий о высокой либо очень высокой значимости для данного больного влияния болезни на ту или иную условно выделенную сферу его социального статуса (соответствующую номеру вопроса):
1. Ограничение ощущения силы и энергии;
2. Ухудшение отношения к больному в семье;
3. Ограничение удовольствий;
4. Ухудшение отношения к больному на работе;
5. Ограничение свободного времени;
6. Ограничение карьеры;
7. Снижение физической привлекательности;
8. Формирование чувства ущербности;
9. Ограничение общения;
10. Материальный ущерб.
Приложение 2
Программа коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности
Музыкально-медитативные упражнения. Этот раздел содержит в себе конкретный методический материал для развития эмоциональной и когнитивной сферы личности, взятый из книги: Петрушина В. И. Музыкальная психотерапия [10]. На фоне соответствующим образом подобранной музыки психотерапевт произносит формулы внушения (или самовнушения), которые ведут к высокому изменению эмоционального состояния пациентов и коррекции его эмоциональных свойств.
Занятие 1. Развитие самопознания «зеркало»
Музыкальный материал: А. Бородин. Ноктюрн из струнного квартета; Ф. Шопен Концерт № 1 для ф-п с орк., II часть; Л. Бетховен — Концерт № 3 для ф-п с орк., II часть.
Используется одно из произведений на выбор.
• Удобно сели, закрыли глаза, расслабились и успокоились.
• Мысленно повторили про себя фразу «Я совершенно спокоен».
• Ваше дыхание ровное и безмятежное.
• Мысленно представляете перед собой чистый экран вашего сознания.
• Этот экран превращается в зеркало.
• Вы сосредоточиваетесь на ощущениях и образах вашего лица.
• Вы внимательно смотрите на себя в зеркало и видите свое лицо таким, каким оно обычно бывает.
• Постарайтесь посмотреть на себя, как на незнакомого человека.
• Смотрите на себя без предубеждения и внимательно изучайте себя.
• Внимательно всматривайтесь в самого себя и неторопливо пытайтесь ответить на вопросы:
Какое обычно выражение вашего лица?
Какое настроение стоит за ним?
Что несет миру этот взгляд?
Не кажетесь ли вы себе изможденным или старым?
Есть ли у вас морщины на шее?
Не потухли ли ваши глаза?
Как вы спали последнюю ночь?
Чувствуете ли вы себя счастливым?
• Внимательно смотрим на себя глазами умудренного жизнью человека, и от вашего взгляда ничто не может ускользнуть.
• Смотрим на себя спокойно и немножко отстраненно, не любуясь собой и не казня себя, просто наблюдаем и открываем в себе новые черты, не известные ранее. • Какими мы кажемся себе и какие мы есть на самом деле?
• Доходим до самих глубин своей души и смотрим на нее в упор.
• Сквозь плоскую полоску зеркала видим свою душу такой, какова она есть.
• Созерцаем свою собственную основу и отчетливо видим:
• На что нацелены ваши внутренние силы?
• Чего вы боитесь в жизни?
• Чему больше всего радуетесь?
• Из-за чего вы гневаетесь?
• Какие у вас есть отрицательные качества и привычки?
• От чего вам хотелось бы избавиться?
• Можете ли вы сказать про себя, что чем старше вы становитесь, тем моложе вы себя чувствуете?
• Каким бы человеком вы хотели стать?
• Сейчас вы увидели в зеркале себя таким, каким бы вам хотелось быть.
• Извлеките из глубин вашей души свои лучшие душевные силы и состояние и видите, как меняется и светлеет ваше лицо.
• Вы почувствовали возвышение вашей души и ваши глаза засветились по-иному весело и дружелюбно.
• Вы чувствуете в вашей душе необратимые изменения к лучшему.
• А теперь постарайтесь запомнить это состояние и выражение вашего лица, которое засветилось внутренним светом, и вы почувствовали себя необыкновенно благородным и красивым человеком.
• Повторите себе: «Я всегда хочу быть таким, как сейчас».
• Широко и светло улыбнитесь своему отражению в зеркале.
• Запомните эту улыбку и этот ваш прекрасный образ, который вы сотворили себе сами.
• Ничто в жизни вам не может помешать быть таким, каким вы сейчас являетесь.
• Весь ваш облик гармонирует с этой прекрасной музыкой, которую вы сейчас слышите.
• Постарайтесь и впредь внутренне походить на образ того человека, который вы сейчас видите перед собой.
• Ваше мысленное зеркало с каждым разом будет превращать вас в другого человека все лучше и эффективнее.
• Через все наносное в вашей жизни к вам пробьется свет ваших лучших духовных качеств.
• Вы должны жить, и вы уже живете той самой жизнью, которая приносит вам радость и удовлетворение. Чем лучше вы узнаете себя, тем легче вам будет этого добиться.
• Каждый вечер, засыпая, перед вашим внутренним зеркалом рисуйте себе образ, каким бы вы хотели быть, и перечисляйте свои желаемые качества.
• В конце концов вы обязательно станете таким, каким вы себя видите.
Любите и цените себя, и тогда другие будут тоже любить и ценить вас.
Занятие 2. Очищение от страданий
В основе упражнения лежит психоаналитический прием лечения невротических состояний, основанный на припоминании травмирующих жизненных ситуацийи их катарсическое отреагирование, чему помогает музыка.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский. Первая симфония. II часть «Угрюмый край»; Шестая симфония. I часть, фрагмент разработки; IV часть (финал); III часть — «Марш».
2.1 П. И. Чайковский. Первая симфония. II часть — «Угрюмый край»
• Приняли удобную позу.
• Наблюдаем за своим дыханием. Оно становится совершенно спокойным.
• Почувствовали расслабление в руках и ногах.
• Погружаетесь в состояние глубокого покоя и отдыха.
• Сосредоточились на своих внутренних ощущениях — тепле в ногах и руках, на ритме ровного биения сердца, на спокойном дыхании.
• Эта тихая приятная музыка успокаивает вас и наводит на воспоминания из вашей жизни.
• Так приятно дремать и вспоминать свою жизнь.
• Плывут, плывут Ваши воспоминания — далекие и близкие, светлые и темные, медленные и быстрые.
• Постепенно вы начинаете сосредоточиваться на грустных воспоминаниях вашей жизни.
• Грустной стала музыка и грустными становятся ваши воспоминания.
• Вспомните грустные моменты вашей жизни.
• Делайте это спокойно, не напрягаясь.
• Смотрите на ваши давние страдания и душевные метания как бы со стороны.
• Просто их спокойно наблюдаете.
• Как будто это было с другим человеком.
• В состоянии онемения и расслабления душа не чувствует прежней боли.
• Но у кого боль от прежних обид не прошла, тот может выплакать ее.
• Не будем стесняться этих слез. Это — самые чистые и святые слезы.
• А музыка утешает и с нею становится легче.
2.2 П. И.Чайковский. Шестая симфония, I часть (фрагмент разработки) • Вы вспомнили про самый тяжелый удар судьбы в вашей жизни
• Забегали и заметались ваши мысли. На душе стало тревожно и беспокойно.
• Отчетливо вспомните давнюю конфликтную ситуацию.
• Помните то место, где это произошло...
• Вспомните несправедливые слова, сказанные вам.
• Чувство обиды и возмущения переполняет вас.
• Вы отчаянно боретесь с судьбой, вы боретесь за справедливость.
• Полное напряжение всех душевных сил.
• Но силы зла наступают на вас. Судьба оказывается сильнее.
• Наступает трагическая развязка...
2.3 П. И. Чайковский. Шестая симфония, IV часть, финал
• Сейчас вы как бы оплакиваете свою судьбу и думаете о ее жестокости.
• Вы понимаете, что жизнь может быть жестока, ибо жизнь — борьба, а значит — не только победы, но и поражения...
• Вы ощущаете свою одинокость и изолированность от мира, ибо потеряли нечто ценное для себя.
• В жизни всегда, — горе и страдание, когда человек теряет то, что для него было ценным и к чему он привязался.
• Так бывало и с другими. Почему же вас должна миновать эта чаша?
• Но ведь вы тоже — человек, и значит страдания не должны быть вам чужды. Будем помнить, что наши страдания — это всегда испытания, которые посылает нам судьба на звание человека.
• И как бы ни было тяжело страдание, но оно сплачивает нас с близкими нам по духу людьми.
• Как бы ни были тяжелы страдания, через них необходимо пройти, ибо в них человек закаляется. Он приучается надеяться не столько на везение, на других, сколько прежде всего на самого себя.
• Предвидение страдания удерживает человека рядом с любимыми и друзьями, оно удерживает нас от опрометчивого шага.
• И тот, кто нечувствителен к страданию, тот нравственный урод.
• Поэтому страдая, мы выявляем самое лучшее и человеческое в нас.
• Рано или поздно это страдание пройдет, ибо, как сказал Пушкин, «За благом вслед идут печали, печаль же радости залог. Природу вместе создавали Стрибог и мрачный Чернобог».
• Будем уметь ждать и научимся пить из горькой чаши, преподнесенной судьбой.
• Мир без страдания — это мир и без радости, без любви, без семьи и без друзей.
• Поэтому возлюбим и отнесемся с уважением к нашему страданию и страданию других людей, к которым мы можем испытывать сострадание.
2.4 П. Чайковский. Шестая симфония, III часть, «Марш»
• Оставляем наши грустные воспоминания.
• Выйдем из комнаты нашей печали и войдем в летний сад, в светлый цветущий сад жизни, где светит солнце и поют птицы.
• Мы глубоко вдыхаем свежий бодрящий воздух и смотрим, смотрим на голубое небо и яркое солнце.
• Почувствовали, как светлеет ваше настроение и как уходят прочь плохие мысли.
• Чувствуете, как в душе рождаются новые силы для борьбы.
• Пошли в активное наступление за свое место в жизни.
• Ощущаете радостный, победный подъем.
• Это ощущение ширится и растет, оно переполняет вас.
• Сказали себе: «Мы еще поборемся! Мы еще поживем!»
• Жизнеутверждающий ритм марша наполняет каждую клеточку энергией и силой.
• Смотрите на себя и воспринимайте себя хорошо!
• С оптимизмом смотрите в свое будущее, и музыка помогает вам это делать.
• Прочь всякое уныние!
• Прочь все жалобы и раздражительность!
• Несокрушимая вера в свои жизненные силы наполняет вас!
• Да здравствует вера в себя!
• Грудью идите на ваши жизненные препятствия и побеждайте их!
• Могучее чувство собственного достоинства не покидает Вас в вашей борьбе!
• Испытывайте святой гнев против препятствий, которые мешают вам!
• Ясно видите, как справляетесь со своими проблемами, разрешаете их.
• Отчетливо видите вашу светлую и радостную Победу!
• Запомните это ощущение — и с этой минуты вы начинаете жить светло, радостно и победно!
Занятие 3. Преодоление чувства стыда и застенчивости — «стремление к совершенству»
Музыкальный материал: И. Брамс. Четвертая симфония, I часть; И. С. Бах. Бранденбургские концерты (медленные части); Ф. Лист. Прелюды, финал.
3.1 И. Брамс. Четвертая симфония, I часть
• Сели ровно, прикрыли глаза, наблюдаем за дыханием.
• Под красивую музыку погружаемся в воспоминания нашей жизни.
• Вспоминаете ситуации ваших поражений в жизни.
• Вспомнили, как вы сделали что-то ошибочное в своей жизни, и вы тяжело и мучительно переживаете свою неудачу.
• Сейчас вам мучительно стыдно. Чувствуете себя как будто нагими, потерявшим свое достоинство.
• Переживаете, что другие люди отвергают вас из-за вашей некомпетентности.
• Чувствуете разочарование в себе и заслуженное порицание.
• У вас неприятно бьется сердце и учащается дыхание.
• Вы отчетливо вспоминаете ту ситуацию, когда вы были «не на высоте».
• Вы чувствуете как вы опускаете глаза, чтобы на вас никто не смотрел.
• В состоянии этой неудачи все ваше сознание заполняется вами самим.
• Мучительно ощущаете свою несостоятельность и некомпетентность.
• Вы становитесь неуклюжим. Ваше лицо изображает гримасу отчаяния.
• Вы теряете присутствие духа и говорите нелепые вещи.
• Чувствуете, как ваша слабость выставлена на всеобщее обозрение, и от этого на душе противно и горько.
• Вы просто сходите с ума от своей беспомощности и неумелости.
• Вам так хочется провалиться сквозь землю и бежать в одиночество.
• Вы испытываете серьезные сомнения в своей ценности.
• Из глубины отчаяния вы чувствуете, как начинает расти чувство протеста против той ситуации, в которой вы оказались.
3.2 И. С. Бах. Бранденбургские концерты (медленные части)
• Начинаем внимательно анализировать, почему вы смогли оказаться в такой ситуации. • Отчетливо видите свою слабость, которая привела вас к поражению. Просто наблюдаете ее, но не казните себя при этом.
• Начинаете искать пути к тому, чтобы преодолеть вашу слабость.
• Направляете все свои силы на ваше нравственное или профессиональное самосовершенствование.
• Ваше стремление к совершенству ширится и растет.
• Жажда реванша переполняет ваше сердце.
• Направляете все силы на восстановление и укрепление своего «Я».
3.3 Ф. Лист. Прелюды, финал
• Начиняете мысленно проигрывать ситуацию так, как бы вам хотелось, чтобы она произошла.
• Ясно ощущаете чувство успеха, и музыка помогает вам в этом.
• Еще больше направляете ваши силы на совершенствование ваших способностей.
• Решаете направить ваши силы на укрепление здоровья и начать заниматься спортом.
• Овладеваете навыками антистрессового дыхания и расслабления в моменты переживания стресса.
• Под влиянием работы над собой начинаете ощущать себя все более сильным и могущественным.
• Отчетливо представляете себе ваш будущий триумф Победы.
• Смело и решительно вы уходите от переживания стыда к сильной, независимой и самостоятельной личности.
• Чувствуете, что вы теперь будете устойчиво стоять на ногах, и ничто не может вас вышибить из седла.
• В вашей душе рождаются отклики на идеи прогресса, и вы забываете о себе и своих тягостных переживаниях.
• Чувствуете рождение в душе огромной симпатии к миру, к другим людям и желание оказывать им помощь.
• Запомните, что стыд способствует развитию в людях социальной ответственности. • Движение к совершенству невозможно без первоначального переживания чувства стыда.
• Полюбим наше чувство стыда, которое толкает нас к совершенству и заставляет нас развивать наши способности.
• Почувствовали себя разогнувшим спину.
• Вы теперь — человек, который понимает свои проблемы и знает, как их надо решить.
• Запомните это состояние и начинайте жить вместе с ним по-новому, победно и ярко, именно так, как вам хочется этого в глубине души.
Занятие 4. Избавление от чувства вины — «самосознание»
Музыкальный материал: И. С. Бах. Хоральные прелюдии; духовные произведения П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Бортнянского, П. Чеснокова, А. Архангельского.
Исполняется одно из перечисленных произведений.
• Сели удобно, закрыли глаза и понаблюдали за дыханием.
• Дыхание совершенно свободное, ровное.
• Мышцы тела приятно расслаблены.
• Концентрируете ваше внимание в точке между бровями.
• Мысленно прослеживаете основные события вашей жизни.
• Вспомните ситуации, когда вы переживали чувство вины по отношению к вашим близким.
• Вы чувствуете огорчение ваших близких как свое собственное.
• Вы порицаете себя за те страдания, которые вы принесли другим.
• Вы ощущаете, как вас лишают любви.
• Вы мучительно осознаете, что вы удовлетворяли свои желания за счет других.
• Отчетливо представляете себе лица ваших близких, которые огорчены вашим проступком.
• Мысленно говорите каждому из них: «Простите меня, простите меня».
• Ваше раскаяние чистосердечно и искренне. Даете себе слово больше так не поступать.
• Даете себе обет сделать доброе дело для другого человека, которого вы нечаянно обидели.
• Надо знать, что как бы ни было тяжело чувство вины, но оно усиливает чувство по ответственности по отношению к другим людям.
• Там, где нет чувства вины, нет ни этики, ни морали.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8