скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Конкуренция и корпорации в современной экономике Республики Беларусь

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря - это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливают два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части общества.

Так, монополистические объединения стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет устанавливать монопольно высокую цену, превышающую общественно необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В данном случае, монопольный доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за счет повышенных цен – одна из решающих причин инфляции.

Монополия стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.д.

Таким образом, существует множество определений конкуренции и монополии, выдвинутые различными учеными в различное время. Что свидетельствует о неоднозначности понятий монополии и конкуренции. Однако достижение чистой конкуренции в глазах многих ученых является неоспоримым благом. Для этого проводится антимонопольная политика государства. Подходы к ее реализации неоднозначны, существует две крупные модели регулирования американская и европейская. Они отличаются отношением к монополиям: американская модель не допускает присутствия монополий на своем рынке, когда европейская ограничивает их деятельность только в случае нанесения вреда экономике. Их успешная реализация зависит от степени точности определения влияния конкретного производителя на рынок для чего применяются индексы Лернера и Харфиндела-Хиршмана. Ввиду неоднозначности данного понятия индексы могут быть не редко завышены, однако проведения антимонопольной политики может быть не желательным, так как многие функции монополии являются позитивными для государства такие как,

Обострение конкуренции, сдерживание безработицы и др.


2. Анализ тенденций развития монополизма в Великобритании

Предпосылки формирования Великобритании были обусловлены ее особым положением на мировой арене вплоть до конца первой мировой войны. Ведущая мировая колониальная держава, с огромным количеством государственных монополий начала процесс демонополизации только после прихода к власти Маргарет Тэтчер. Для экономики Англии до середины XIX в. были характерны две особенности: громадные колониальные владения и монопольное положение на международном рынке. Главными особенностями экономического развития Англии конца XIX – начала XX в. стали: утрата промышленного первенства и господства на мировом рынке, рост капиталистических монополий, особенно колониальных и военно-промышленных, создание мощных банков и финансовой олигархии, возрастание роли экспорта капитала, в том числе в пределы Британской империи (колонии) и в зависимые страны, превращение колониальной монополии в решающий фактор экономического и политического положения Англии во всемирном хозяйстве. Плавно переходя к текущему положению дел можно заметить, что экономика страны высокомонополизирована: крупнейшие ТНК контролируют свыше 50 процентов выпуска промышленной продукции и внешней торговли. Основой экономики страны является промышленность, где производится около половины ВВП и 90 процентов экспорта. Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компани", в которых занято по 200 тыс. человек. Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии. Крупные монополии не являются единственными субъектами хозяйственной жизни Великобритании. В стране насчитывается свыше 1,3 млн. мелких и средних фирм. Из них 57 тыс. - промышленные, которые Последние играют относительно менее важную роль в национальной экономике, чем мелкие и средние фирмы Франции, Италии, ФРГ, Японии в экономической жизни своих стран. Мелкие фирмы функционируют сейчас практически во всех сферах экономики: в сфере промышленного производства, услуг, торговли. Особую роль мелкие и средние фирмы играют в Великобритании в развитии "наукоемких", или "высокотехнологичных", отраслей (электроники, биотехнологии, химии, приборостроения). "Венчурные", или внедренческие, фирмы, действующие в данных областях, занимаются разработкой новых видов технологий и продуктов, доведением новых идей до стадии внедрения в производство.

Многие отрасли, в которых Великобритания имеет неоспоримые конкурентные преимущества, связаны с предметами роскоши, развлечениями, досугом и богатством. Благодатные зерна в почву часто закладывает упреждающий и требовательный спрос. И Великобритания оказалась способна удержать преимущества в таких отраслях по ряду причин. Во-первых, многие из них представляют отрасли, в которых ранний приход имеет особое значение. В таких отраслях, как производство сигарет, фарфора, алкогольных напитков, шерстяных изделий, принадлежностей туалета и т.п., признанные торговые марки и известные поставщики дают преимущества, которые трудно одолеть. Некогда Великобритания пользовалась плодами объединения в кластеры, поскольку одна передовая отрасль была способна породить и усилить ряд других. Английские товары "тянули" за собой на заморские рынки услуги, и наоборот. Многонациональные компании создавали за границей лояльную рыночную среду. Сильный кластер финансовых услуг и связанных с торговлей отраслей был в высшей степени устойчивым и способным к развитию.

Однако в промышленных отраслях бизнеса происходило постепенное сужение кластеров, в которых оставались лишь отдельные элементы былых преимуществ. Английские фирмы опираются в большей степени на иностранные вложения и на иностранную технику. Например, в автомобильной промышленности были утрачены преимущества на рынке конечной продукции (кроме небольшой "ниши" роскошных машин, например "Ягуар", "Роллс-Ройс"), а вместе с этим шла эрозия отраслей - поставщиков разнообразных комплектующих автодеталей. То же самое и, пожалуй, в еще большей степени характерно и для производства потребительских товаров длительного пользования, таких как домашние технические средства и бытовая электроника.[3]

2.1 Регулирование деятельности корпораций

Несмотря на меры по повышению конкуренции, денационализированные публичные предприятия оставались монопольными (или почти монопольными) производителями товаров и услуг. Появилась необходимость определенного механизма, который не давал бы им использовать свое положение в ущерб обществу. Это выразилось в создании должности генерального директора (director-general), который назначался Государственным секретарем и обладал полномочиями по регулированию деятельности предприятия с учетом интересов потребителей. В его обязанности помимо этого входило способствовать эффективности и экономии производства, содействовать развитию конкуренции. Согласно положениям законов, каждый производитель обязан получить лицензию у Государственного секретаря или у директора (чаще у последнего). В лицензии оговариваются условия производства, некоторые из них могут содержаться также в распоряжениях директора. Напрямую нарушение этих условий ответственности не влечет, но зато позволяет потребителю требовать возмещения ущерба, полученного в результате подобного нарушения. Директор может передать любую деятельность производителя на рассмотрение Комиссии по слияниям и монополиям. В том случае, если отчет комиссии будет не в пользу предприятия, директор может регулировать деятельность предприятия с помощью изменения условий лицензии. Закон о конкуренции 1992 года значительно расширил полномочия директоров. Он снабдил их полномочиями устанавливать в своих инструкциях стандарты выполнения работ, при нарушении которых действовал тот же порядок, что и при нарушении условий лицензии. Кроме того, директор мог решать споры по поводу издержек, понесенных потребителем. Решение директора по этому поводу должно быть обоснованным. Закон также требовал, чтобы каждый производитель устанавливал процедуру обжалования. Директор обладает обширными полномочиями и не подотчетен кому-либо. Сместить его с должности может только Государственный секретарь в случае совершения проступка или неспособности выполнять свои обязанности. Действия директора могут быть пересмотрены в судебном порядке на основании закона.

2.2 Контроль за деятельностью корпораций

Корпорации, составляющие часть административной структуры управления социальными службами, обычно более придирчиво контролируются соответствующими министерствами, чем те корпорации, сфера деятельности которых изначально находилась в области промышленности и коммерции (Региональный больничный совет по Закону о национальной службе здравоохранения 1946 г. получает министерские инструкции по всем вопросам своей деятельности). Существуют также корпорации, к обладающие значительной степенью автономии. Так Британская корпорация радиовещания (ВВС) действует на основе статутной лицензии, которую получила от министра внутренних дел на основании Закона о радиовещании 1949 года. Правда лицензия содержит несколько ограничительных условий: члены корпорации назначаются Короной; от корпорации можно потребовать передачу каких-либо правительственных сообщений; Министр внутренних дел вправе требовать, чтобы корпорация воздерживалась от сообщений по определенному кругу вопросов. ВВС пользуется почти полной независимостью и только получает постоянные указания, которые запрещают давать собственные комментарии по происходящим событиям. Они также ограничивают партийные политические передачи и запрещают передачу высказываний членов и сторонников определенных террористических организаций. Министр внутренних дел, несмотря на широкие полномочия, обычно отвечает только за общие принципы работы корпорации. Существует немало публичных корпораций правительственного характера, которые действуют независимо (например, Управление гражданской авиации, Независимая телевизионная комиссия и др.)

2.3 Обзор газового рынка в Великобритании

Бритиш гэз был монопольным поставщиком газа на рынки до принятия в 1995 году акта о газе, который разделил компанию на два подразделения, отвечающие за добычу и поставку. В то время как остальные функции остались Бритиш гэз, которая теперь включала в себя отделения Трэнско. В 1997 Сентрика была отделена от Бритиш гэз. Сентрика это головная компания холдинга, который включает в себя Бритиш гэз трайдинг, Бритиш гэз сервис, центр по продаже газа, а также разработчика залежей на Морекабских полях. Бритиш гэз теперь включал Теско, а также право на разработку залежей, зарубежные поставки, НИР, и собственность. В октябре 2000 года, от БГ отделился Трэнско, который стал часть холдинга Лэтис Групп. Независимые поставщики вышли на рынок еще в 1990, но конкуренция на растущем потребительском рынке появилась только в 1995.газовый рынок был перестроен таким образом, что домохозяйства и частные фирмы могли выбирать поставщиков газа. К концу 2000 года, Бритиш гэз трайдинг занимала только 70-80 % рынка во многих регионах Великобритании. В июле 2001 Хьюстонская компания Динеджи скупила остатки Бритиш гэз за 590 миллионов долларов. Центральным регулирующим органом является специальный комитет по энергетике. СКЭ предложил ряд мер по изменению цен на энерго-носители, за счет приватизации отраслей. Данный процесс способствовал вытеснению угля как основного сырья для электростанций.[2]

Отсюда следует, что в Великобритании естественные регулируемые монополии (транспорт и распределение газа) отделены от сфер потенциальной конкуренции (добыча газа), т. е. в монопольной собственности и управлении находятся только газопроводы и газораспределительная сеть, а задачей реформ провозглашается повышение эффективности путем внедрения в функционирование естественных монополий рыночного механизма, для которого имеются соответствующие технические возможности. Эта би-монополия, не имеющая очерченных институциональных рамок и естественно возникшая, играет важную стабилизирующую роль в современных кризисных условиях при недостаточной оформлнености правовых, экономических и административных механизмов государственного управления. Однако декларируемые цели институциональных реформ нередко не совпадают с реальными. Например, приватизация отрасли - естественной монополии, находящейся в государственной собственности, проводимая с намерением повысить ее эффективность путем внедрения механизма конкуренции, заведомо не может достичь заявленной цели, если отрасль продается как единое предприятие. Так было и в Великобритании в 1986 г. Государственная монополия превращается в регулируемую частную монополию; при этом сфера регулирования расширяется, и трудности регулирования умножаются.

Одним из скрытых мотивов приватизации Бритиш гэз, можно считать стремление государства снизить меру своей прямой ответственности перед потребителями и переложить на них сложившиеся монопольные издержки отрасли. В Великобритании тарифное регулирование распространяется только на мелких потребителей газа, а промышленные потребители покупают газ по контрактам, завышенные издержки отрасли перекладываются на контрактных потребителей, и некоторые из них могут подвергаться ценовой дискриминации. Полное отделение монопольных сегментов от конкурентной деятельности сужает сферу негативного влияния регулирования на эффективность производства и обеспечивает альтернативные источники информации для регулирующего органа, что очень важно для действенности самого регулирования. В Великобритании принята следующая формула для внутренних цен на газ

где М, - максимальная средняя цена за терм (условная единица) в текущем году; RPI, - индекс прироста розничных цен; Х- предполагаемый темп снижения издержек транспорта газа (2%); PI-1 - цена газа на регулируемом рынке в предыдущем году за вычетом стоимости добычи; У,- издержки добычи газа в текущем году на один терм; К, - поправочный коэффициент, отражающий возможное снижение ценового ограничения в случае, если реальные цены существенно отклоняются от разрешенного максимума (т. е. издержки отрасли были завышены).

Эта формула предполагает разделение цены газа на две составляющие: издержки добычи и все остальные издержки (плюс надбавка). Издержки добычи рассматриваются как неизбежные - их рост, заложенный в цене, целиком перекладывается на потребителя. А динамика прочих издержек содержит фактор роста эффективности (отраженный величиной X). Чтобы удерживать прибыль на достигнутом уровне, компания Бритиш гэз должна либо добиваться сокращения издержек на Х% ежегодно либо этим же темпом наращивать продажу газа (эта компания только транспортирует газ по магистральным и распределительным сетям, покупая его у независимых производителей). Предусматривается также регулярный пересмотр формулы - раз в пять лет - и отдельное ограничение на постоянные издержки монополии. Обладая очевидным преимуществом перед слишком упрощенными подходами к установлению цен на продукцию естественной монополии, британская формула имеет собственные недостатки. Данная формула представляет транспорт газа как монопродуктовую отрасль, ограничивая максимальную выручку за проданный газ, независимо от условий его поставки. При отсутствии дифференциации тарифов такой способ агрегирования - приведение к общей единице измерения продукции - вполне оправдывает себя. При существенной дифференциации тарифов простое их усреднение в ограничивающей цены формуле может приводить к нежелательным сдвигам в структуре услуг максимизирующей прибыль монополии. И поэтому предпочтительнее использовать ограничение цен по тарифной корзине (где веса поставок разного вида соответствуют структуре базового года) применяемое, например, для британской телефонной сети. Другой всеми отмечаемый недостаток - то, что устанавливаемый формулой максимум цен на практике становится их минимальным уровнем, поскольку текущее ограничение цены каждый раз рассчитывается на базе цены предыдущего года, и, не доводя цену до максимума, регулируемая монополия тем самым ограничивает возможное увеличение цены в будущем. Следующий недостаток - прямое перенесение затрат на добычу газа на потребителей, которое при фактической монопсонии покупателя (транспортной корпорации) не создает достаточных стимулов для экономии этих затрат. И, наконец, принципиальное несовершенство британской формулы и других формул подобного рода заключается в том, что все они относятся к тому же семейству ценовых ограничений, что и ограничения нормы прибыли. Рекуррентное построение зависимости текущих цен от цен предыдущего года в совокупности с установлением нормативов роста эффективности (X) и удельных затрат на добычу (У) по фактически достигнутому уровню на практике означает гарантированное поддержание нормы прибыли

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.