скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Концепция ада и рая

Согласно легендам, Иерусалимский храм был построен на месте, где совершали богослужение изгнанные из рая прародители (Louis Ginzberg, The Legends of the Jews, vol. 5). Храм делился на три части - притвор, святилище и святое святых. Для отделки храма использовались драгоценные породы деревьев - кедр, кипарис и певг (2 Пар 2. 8). Эти деревья считались райскими (Иез 31. 8).

Символом райского сада был золотой семилампадник: "И сделал светильник из золота чистого, чеканный сделал светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его выходили из него; шесть ветвей выходило из боков его" ( Исх 25. 31-40; 37. 17-24).

О рае также напоминали изображенные на стенах храма херувимы, пальмы и цветы (3 Цар 6. 18, 29, 32, 35). Эти изображения были украшены золотом и драгоценными камнями: "Соломон сделал резных херувимов и пальмы, и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы… И вырезал херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе" (3 Цар 6. 32, 35); "И обложил дом Божий дорогими камнями для красоты" (2 Пар 3. 6).

Херувимы изображались с лицами человека, льва, тельца и орла: "Изображены были львы, волы и херувимы, а выше и ниже львов и волов - развесистые венки" (3 Цар 7. 29); "От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное; так сделано во всем храме кругом" (Иез 41. 17-19).

Вопрос о наличии изображений херувимов "снаружи", то есть на наружных стенах ветхозаветного храма, остается открытым для дискуссии. "Ни в одном из древних текстов Ветхого Завета, кроме принятой издателем А.Ральфсом в качестве основной, но мало распространенной редакции греческого текста, не говорится ни о каком наружном скульптурном декоре храма" (А.М.Высоцкий, Храм Иезекииля как источник наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII-XIII вв.: sic et non, Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира, XII век, СПб., 2002). Хотя текстологическое исследование показывает, что в большинстве редакций Ветхого Завета отсутствует текстовый вариант Септуагинты о резных украшениях фасадов храма, изображения херувимов с лицами животных входили в единую иконографическую программу внешней храмовой утвари. Образы быков, львов и херувимов украшали медное море (3 Цар 7. 23-25) и подставки умывальниц (3 Цар 7. 29, 36). Подобные изображения соответствовали представлениям о херувимах как стражах священной территории храма.

Лики херувимов были вышиты на завесе, закрывавшей вход в святое святых (Исх 26. 31-33). Святое святых охраняли позолоченные скульптуры херувимов, сделанные из масличного дерева (3 Цар 6. 23-28).

Чистое золото, сплошь покрывавшее святое святых (3 Цар 6. 20), являло образ сияния Славы Божией.

Древние символы рая унаследованы христианским церковным искусством. Православные храмы украшены мозаиками, фресками, иконами, резьбой и растительным декором.

Православная иконография включает райские пальмы, цветы и растительные орнаменты, ибо "праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего" (Пс 91. 13-14). Ветхозаветные описания изображений ангелов, пальм и цветов можно сопоставить, например, с византийскими мозаиками базилики святого Аполлинария Нуово в Равенне (VI век), представляющими процессии мучеников и мучениц в райском саду. Зеленые луга под ногами святых усеяны цветами лилий. Между фигурами христианских подвижников - пальмы, символизирующие вечную жизнь. В период иконоборческой ереси в Византии ветхозаветные символы рая изображались вместо икон, так что храмы, по свидетельствам современников, "превратились в сады, цветники и птичники".

Адам был призван "возделывать и хранить" Едемский сад (Быт 2. 15). После грехопадения людей хранителями рая стали херувимы: "И изгнал Бог Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт 3. 24). Священное Писание сравнивает херувимов со стражами, стоявшими у ворот храма: "И поставил Иодай священник привратников у ворот дома Господня, чтобы не мог входить нечистый почему-нибудь" (2 Пар 23. 18). В Новом Завете Первосвященник Господь Иисус Христос вверил ключи от райских врат Своей Церкви: "Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф 16. 18-19). Поэтому на стенах ранних византийских храмов между пальмами изображены святые, а не херувимы. Например, на одной из византийских мозаик Равенны святой апостол Петр, стоящий между пальмами, держит в руках ключи Царства Небесного.

Православная традиция также сохранила образы херувимов с лицами человека, льва, тельца и орла. В иконописи они указывают на четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луку и Иоанна.

В Византии на полах храмов изображались райские реки.

Знаменательно, что преподобный Ефрем Сирин сравнивает райские деревья с завесой ветхозаветных скинии и храма. В алтаре храма Бориса и Глеба в Кидекше были расчищены датированные XII веком изображения пелен, украшенных семисвечниками и деревьями (В.Н.Лазарев, Живопись Владимиро-Суздальской Руси. История русского искусства. том 1, М., 1953). По мнению М.А.Орловой пелены с семисвечниками и деревьями связаны с символикой завесы ветхозаветных скинии и храма: "Сохранившаяся часть изоборажения белого плата украшена с удивительной многозначностью. Связь с образом ветхозаветной скинии выявлялась и подчеркивалась представленными на нем семисвечниками, а изображение виноградной лозы напоминало об искупительной жертве" (М.А.Орлова, О фрагментах орнамента и некоторых декоративных приемах в росписях храмов Владимирского княжества. Дмитриевский собор во Владимире: к 800-летию создания, М., 1997). На фасадах Димитриевского собора во Владимире (XII век) аркатурно-колончатый пояс с пальмами и святыми создает символическую границу храма как Нового Иерусалима. Этот иконографический мотив обрел своеобразное воплощение в иконостасе. Иконостасы русских православных храмов объединяют образы завесы и райского сада. В иконостасах в общий мотив золотого чудесного сада, окружающего иконописные образы, вплетены виноградные грозди, листья и плоды райских деревьев, цветы (Ю.Н.Звездина, Растительный декор поздних русских иконостасов, "Иконостас. Происхождение - развитие - символика", М., 2000).

В русских иконостасах не допускались никакие скульптурные изображения, кроме резных позолоченных херувимов. Очевидно, это исключение было сделано под влиянием ветхозаветных скульптур херувимов, украшавших ковчег завета и святое святых храма.

Святитель Симеон Солунский отмечает, что в византийских храмах были многосвещники, имевшие форму райских растений и Неопалимой купины (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 108). Семисвечник или семилампадник в алтаре русского храма соответствует семи светильникам, которые видел святой Иоанн Богослов в храме Небесном на подобном же месте - между Горним местом (троном Господа) и престолом (жертвенником).

Золото фонов, нимбов, ассиста, драгоценные оклады икон показывают действие Божественного света, исходящего из Небесного святого святых и преображающего людей и природу. Господь Иисус Христос говорил о Себе: "Я свет миру" (Ин 8. 12), и о Своих учениках он говорил то же: "Вы - свет мира" (Мф 5. 14); "Праведники воссияют как солнце, в Царстве Отца их" (Мф 13. 43).

Иоанн Богослов свидетельствует, что в духовном Иерусалиме, сходящем с Небес на землю (Откр 21. 1-2), у Престола Бога и Агнца совершается богослужение, которому подобно богослужение Православной Церкви. Поэтому православный храм называют небом на земле и вратами рая. "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Мф 6. 10), - молится Церковь.

2.4. Концепция рая в Православии

Эде́м место первоначального обитания людей. Расположено на Востоке (Бытие 2:8). Обитающие в нём люди, Адам и Ева, были безгрешны, бессмертны, но ещё не совершенны - им только предстояло таковыми стать - совершенные уже не согрешают, так как уже сделали свой окончательный выбор. Однако соблазнённые змеем, они съели плод с запретного Дерева познания добра и зла, в результате чего они обрели смерть и страдание. По некоторым толкованиям, Бог налагал только временное ограничение на вкушение вожделенных плодов с Дерева познания добра и зла. Эти плоды приравниваются к евхаристическим Телу и Крови, Которые для богоуподобления необходимо всем людям вкушать, но с обязательной духовной подготовкой (которой ещё и не было). Поэтому с теми благодатными плодами прародители приняли в себя уже не Бога, а дьявола, получившего, при этом, над людьми значительную власть. Бог закрыл Рай для людей, поставив на страже Ангела херувима с пламенным мечом (Бытие 3:24).

В лице святых отцов, Православие призывает всех людей искать рай не где-либо в земном или космическом пространстве, а в своём сердце (в своей душе), т.е., в преображении своего внутреннего состояния. За основу берутся слова Иисуса "Царство Божие внутри вас", т.е., где святой человек, там и Царство Небесное (рай). Эдем - всего лишь прекрасный сад, где произрастало Дерево жизни, ставшее недоступным прародителям после их грехопадения - чтобы они не вечно мучались в своих грехах, но, спустя определённое время, умерли, и в аду ожидали своего спасения воплотившимся Сыном Божиим. До воскресения Христова души всех умерших людей, даже ветхозаветных праведников, попадали в ад. Но это не значит, что рай перестал существовать в момент грехопадения Адама и Евы, так как сонмы бесчисленных ангелов Божиих продолжали пребывать в райском блаженстве, т.е., с вездесущим Богом. Но даже в Ветхозаветное время два человека - Енох и Илья, - были живыми взяты на Небо (в рай), хотя им ещё предстояло вернуться на землю и, как умереть как обычные люди. Во время преображения на Фаворе, со Христом было два пророка: Моисей, как тогдашний представитель ада и Илья - представитель рая. После сошествия во ад Христа, из преисподней были выведены души всех праведников, живших по совести и уверовавших во Спасителя, и приняты в райские обители. Во время Страшного Суда эти души соединятся с прежними своими умершими и уже истлевшими телами и будут в полноте наслаждаться и утверждаться вечной жизнью в Боге. После наступления новозаветного времени, также 2 человека воцарились в раю вместе со своими воскресшими из мертвых, уже преображёнными земными телами - это Иисус Христос (новый Адам) и пресвятая Богородица (новая Ева)[13]. Бог для каждого человека и для каждого ангела приготовил неповторимые райские обители, многие из которых окажутся пустующими по причине добровольного отпадения от Бога части ангелов (бесов) и части людей (грешников). И это, конечно же, будет печалить и Бога и всех святых людей и ангелов, которые смогут радоваться уже не за всех, и не со всеми иметь радостное общение. Христос сказал, что после всеобщего воскресения люди уже не будут ни жениться, ни выходить замуж, ни размножаться (что в большей степени свойственно материальным телам), но будут как ангелы. Самым высшим наслаждением праведников в раю будет возможность непрестанного богообщения, славословия, молитвы, возрастания в добродетели и пр. Все ангелы и души всех людей призваны реализовать себя как неповторимые невесты Бога, чтобы навечно соединиться в раю с Самым прекрасным Женихом в неизреченной любви. Церковь учит, что не все праведники будут иметь в Раю равные блаженства, но кто - какое заслужил при своей земной жизни: «Иная слава солнцу (Христу), иная слава луне (Божией Матери), иная слава звёздам (ангелам, святым и всем спасённым), звезда от звезды различается в славе (величине и яркости)». «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.» (1Кор.2:9). Спасшихся людей и святых ангелов ждёт бесконечное обожение, т. е., богоуподобление, когда тварная человеческая природа, по дару от Бога, наделяется божественными свойствами (богообщением, всеведением, вездесущием, всемогуществом, всеблаженством, справедливостью, вечностью и др.), способностью быть невидимыми, проходить сквозь двери затворенные со своими преображёнными телами, и т. п. Иначе, все люди по благодати Бога должны стать богами (когда змий в Эдеме искушал Еву, он врал ей правдоподобно). По замыслу Бога люди творились Им чтобы «владычествовали они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.» (Быт.1:26). Кроме того, Христос обещает посадить апостолов на 12 престолов судить 12 колен израилевых.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи (людей)». Иными словами, если сердце человека стало храмом (обителью) Бога, то и внутри, и вокруг этого человека уже возникает рай, который привлекает к себе (точнее, к Богу) множество народа, контактирующего со святым. Только тот встретится с Богом после своей телесной смерти, кто видел Бога (чувствовал Его в своей душе) ещё при жизни земной.

Царство Небесное

Ца́рство Небе́сное (или Новый Иерусалим) — обитель праведников, воссоединённых с Богом после Конца Света для вечной жизни. В Откровении Иоанна Богослова оно представлено в виде огромного города, спускающегося с неба от Бога, с высокими стенами. "Длина и ширина и выстота его равны" (Откровение 21:16) и составляют 300 км (12 000 стадий). Толщина оболочки — 72 метра (144 локтя). Город имеет 12 ворот, подобных жемчужинам (по 3 с каждой стороны). Внутри города улицы, и истекающая от престола живая вода, которая питает дерево жизни. Вот как описывает его Иоанн Богослов: "Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец."

 
Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что  представление о бессмертной душе, которая остается после смерти и, словно через дверь, ведущую в иную жизнь, отправляется в рай или ад, не исходит из Библии. Наоборот, слово Бога учит, что человек сам является душой, что на самом деле его душа - это он сам со всеми своими физическими и умственными качествами (Быт.2:7; Второзаконие 27:25; Притчи 2:10), а также: "Душа согрешающая, та умрет" (Иезекииль 18:4), и нигде не сказано, что человек имеет бессмертную душу, которая останется после смерти тела. Воскрешенный Иисусом Лазарь ничего не говорил о том, что он был в раю или в аду мучений, что сделал бы, если бы там был, - мертвый Лазарь был полностью в бессознательном состоянии и остался бы в таковом до "воскресения, в последний день", не верни его Иисус к жизни.


Список литературы

1.  Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Слова на двунадесятые и великие праздники. Издательство Московской Патриархии, 1997.

2.  Борос. Жизнь после смерти. – М., 1990; Уотсон Лайэлл. Ошибка Ромео: Размышления о жизни после жизни // Днепровская панорама. – 1991. – 26, 29, 31 окт., 2, 5, 6, 7, 13, 14, 18, 21, 23 ноябр. и др.

3.  Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М.: Искусство, 1989.

4.  Дерябин С. Следы сознания // Если. – 1996. - № 12.

5.  Легенда о докторе Фаусте (пер. Р.Френкель). – Л.: Наука, 1978. – Гл.12.
Манн Томас. Доктор Фаустус (пер. С.Апта и Н.Ман) // Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. Т.5. – М.: Худ. лит., 1960.

6.  Любовь Романчук. Аспекты потусторонности и концепция Спасения // Порог. - 2003. - №10.

7.  Мухин Ю. Душа бессмертна // Свое мнение. – 2002. - 20.11, 27.11, 04.12 2002.

8.  Сведенборг Эмануэль. О небесах, о мире духов и об аде. - Киев: "Украина", 1993. - №548.

9.  Швайдак Ю., Фурдуй Р. Прелесть тайны. Киев: Лыбидь, 1992.

10.                  Шелли П.Б. О Дьяволе и дьяволах // Письма. Статьи. Фрагменты. – М.: Наука, 1972.

11.                  Юм Д. Соч. в 2 т. - М., 1965. - Т.2,


[1] Юм Д. Соч. в 2 т. - М., 1965. - Т.2, c.800.

[2] Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М.: Искусство, 1989, c.72-94.

[3] Легенда о докторе Фаусте (пер. Р.Френкель). – Л.: Наука, 1978. – Гл.12, c.47.

[4] Манн Томас. Доктор Фаустус (пер. С.Апта и Н.Ман) // Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. Т.5. М.: Худ. лит., 1960, c.245.

[5] Шелли П.Б. О Дьяволе и дьяволах // Письма. Статьи. Фрагменты. – М.: Наука, 1972, c.408-409.



[6] Борос. Жизнь после смерти. – М., 1990; Уотсон Лайэлл. Ошибка Ромео: Размышления о жизни после жизни // Днепровская панорама. – 1991. – 26, 29, 31 окт., 2, 5, 6, 7, 13, 14, 18, 21, 23 ноябр. и др.



[7] Дерябин С. Следы сознания // Если. – 1996. - № 12.



[8] В аду, описанном Д. Андреевым в «Розе мира» (сер. ХХ в.) - нерегламентированном, непредсказуе-мом, где царит случайность, а физические муки зачастую заменены духовными, - имеет место один неточный нюанс: он отводит существованию, пусть и все более ограничиваемому по мере опускания в уровни ада, такую же бесконечность, как и в раю. Существование же в аду ограничено и конечно.

[9] Сведенборг Эмануэль. О небесах, о мире духов и об аде. - Киев: "Украина", 1993. - №548.

[10] Мухин Ю. Душа бессмертна // Свое мнение. – 2002. - 20.11, 27.11, 04.12 2002.



[11] Швайдак Ю., Фурдуй Р. Прелесть тайны. – Киев: Лыбидь, 1992, c.157-185.

[12] Любовь Романчук. Аспекты потусторонности и концепция Спасения // Порог. - 2003. - №10. - С.25-31

[13]Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Слова на двунадесятые и великие праздники. Издательство Московской Патриархии, 1997.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.