скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Комплексное исследование предприятий малого бизнеса

Работники правоохранительных органов, по мнению респондентов, к МП относятся негативно (45%), либо безразлично (37%). Чуть меньше половины опрошенных (47%) считают, что различные союзы предпринимателей положительно относятся к деятельности МП, ровно половина опрошенных полагает, что с безразличием.


Рисунок 19 Распределение ответов на вопрос: Что необходимо сделать для улучшения работы земельного комитета?

6. Оценка собственного потенциала и перспектив развития МП

На протяжении нескольких лет предприниматели г. Набережные Челны (как, собственно, и подавляющее большинство предпринимателей в других городах) заявляют о слабом и неустойчивом развитии своих предприятий.

На вопрос “Удовлетворены ли вы итогами работы вашего предприятия за 2006 год?” 62% респондентов ответили скорее да”, и лишь 6% опрошенных дали твердый положительный ответ.

Тем не менее, необходимо отметить то положительное обстоятельство, что подавляющее большинство опрошенных (90 %) строят планы по расширению своей деятельности и уверены, что положение их предприятий в ближайшей перспективе изменится. 25 % опрошенных полагают, что в их деятельности изменений не намечается.

25 % опрошенных полагают, что в их деятельности изменений не намечается.

Будущее развитие бизнеса предприниматели связывают со следующими факторами конкурентоспособности (рисунок 20)


Рисунок 20 Факторы конкурентоспособности


7. Ресурсное обеспечение МП

Трудовые ресурсы

Одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности собственного предприятия являются, по мнению опрошенных, трудовые ресурсы. Необходимо отметить, что 82 % респондентов удовлетворены работой своего персонала. Интересными представляются ответы на вопросы о необходимости привлечения малыми предпринимателями новых работников. Половина опрошенных респондентов заявили об отсутствии необходимости привлечения каких - либо работников, причем, по мнению 65 % опрошенных, такой необходимости не возникнет в течении 3-х лет.

В настоящее время малые предприниматели больше всего нуждаются в продавцах и разнорабочих. Необходимость привлечения высококлассных специалистов отметили лишь 2 респондента (5 %).

Необходимо обозначить, какими критериями руководствуются предприниматели при устройстве новых сотрудников на работу (рисунок 21).

Рисунок 21 Факторы, влияющие на выбор предпринимателями новых работников, %


Выявлению личных качеств работника способствуют индивидуальное собеседование и мнение коллег, рекомендации. Поэтому при поиске новых сотрудников предприниматели предпочитают обращаться к собственным кадровым службам (55 % в случае поиска специалистов, 40% - в случае поиска новых рабочих), знакомым и друзьям (38% и 33%), и только 28 % (44% при поиске рабочих) опрошенных обращаются в специализированные организации (образовательные учреждения, центры занятости, кадровые агентства).

Финансовые ресурсы

Основным предпочтительным источником финансовых ресурсов опрошенные представители МП традиционно считают собственные средства предприятия, собственников предприятия (83%). Помимо этого предприниматели не прочь воспользоваться кредитом банка (53%), кредитом организации инфраструктуры поддержки МП (25%).

Необходимо отметить, крайне низкую популярность заимствований финансовых ресурсов у крупных предприятий. На наш взгляд это может быть объяснено как отсутствием контактов между МП, участвующими в исследовании и крупным бизнесом, так и нежеланием предпринимателей терять независимость.


Рисунок 22 Предпочтительные для субъектов МП источники финансовых ресурсов, %

Рынок земли

Рынок земельных участков России получил на сегодня достаточное развитие сформирована целая инфраструктура, почти завершена реформа законодательства в этой сфере. Однако в последнее время ситуация с обеспечением земельными участками предприятий и организаций становится не совсем определенной и предсказуемой – растут цены, планируются изменения налогового законодательства, затруднен вопрос с выделением земли в городах и поселках. 54% опрошенных респондентов не удовлетворены ситуацией, складывающейся на рынке земли г. Набережные Челны. Еще 33% затруднились дать свою оценку ситуации, и только 13% признали, что удовлетворены состоянием местного рынка земли. В числе негативных черт развития рынка земли предприниматели отметили чрезмерное влияние нерыночных факторов конкуренции (33%), необоснованный рост цен (25%).

Рисунок 23 Негативные черты рынка земли г. Набережные Челны

Рынок промышленных объектов

На вопрос: Удовлетворены ли вы ситуацией на рынке промышленных объектов? 67% респондентов затруднились ответить. С другой стороны, 58% смогли определить негативные черты данного рынка, то есть предприниматели знают чтО тормозит развитие рынка пром. объектов города, но не могут дать этому четкую оценку. Учитывая отраслевую структуру субъектов МП, принимавших участие в исследовании можно допустить, что большинство респондентов просто не сталкиваются с проблемами создания/приобретения пром. объектов.


Рисунок 24 Распределение ответов на вопрос: Удовлетворены ли вы ситуацией на рынке промышленных объектов?

Отметим жалобы 35% респондентов на «влияние нерыночных факторов конкуренции», затрудняющих развитие рынка промышленных объектов. Кстати, и по рынкам других производственных ресурсов отмечается наличие таких факторов (по рынку оборудования 17%, по рынку сырья и материалов 20%).

Рынок оборудования

Как и с рынком промышленных объектов предприниматели в основном не удовлетворены ситуацией на рынке оборудования: 54% затруднились с ответом, а 23% заявили, что не удовлетворены ситуацией с обеспеченностью оборудованием.


Рисунок 25 Негативные черты рынка промышленных объектов г. Набережные Челны

Рисунок 26 Распределение ответов на вопрос: Удовлетворены ли вы ситуацией на рынке оборудования?

Распределение ответов на вопрос о негативных чертах местного рынка оборудования почти совпадает с ситуацией по рынку промышленных объектов: 17% - влияние нерыночных факторов конкуренции, 13% - немногочисленность участников рынка, 12% - необоснованный рост цен, 8% - монополизация рынка.

Рисунок 27 Негативные черты рынка оборудования

Рынок сырья и материалов

С учетом отраслевой структуры субъектов МП, принимавших участие в исследовании, очевидно, что они достаточно редко сталкиваются с необходимостью приобретения пром. объектов, оборудования или же рынки необходимого им оборудования достаточно развиты и процедуры приобретения оборудования достаточно просты (оргтехника, торговое оборудование, оборудование для сборки мебели и т.п.). По разнообразию ответов на вопросы о рынке сырья и материалов можно заключить, что эта тема более актуальна для респондентов. 70% предпринимателей, принимавших участие в исследовании, используют источники сырья, находящиеся в республике или г. Набережные Челны. Больше половины респондентов признали, что в целом удовлетворены ситуацией с обеспечением сырьем и материалами. 25% затруднились дать свою оценку местному рынку сырья и материалов.


Рисунок 28 Распределение ответов на вопрос о местонахождении источников сырья и материалов

Вместе с тем, отметим, что 32% предпринимателей озабочены необоснованным ростом цен на сырье и материалы, 20% считают, что здесь широко распространены нерыночные факторы конкуренции, 8% замечают процессы монополизации рынка сырья и материалов.

Рисунок 29 Распределение ответов на вопрос: Удовлетворены ли вы ситуацией на рынке сырья и материалов?


Рисунок 30 Негативные черты рынка сырья и материалов


Основные выводы исследования

1.         Данные статистического учета по МП в Набережных Челнах, а также результаты единовременных обследований часто расходятся с данными, публикуемыми статистической службой РТ.

2.         Анализ городских и республиканских программных и нормативных документов по развитию МП (Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Набережные Челны на 2000-2004 гг.; Программа поддержки малого предпринимательства в г. Наб. Челны на 2007-2011 гг. (ТПП); Отчет о выполнении мероприятий «Программы поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Набережные Челны на 2000-2004 гг.» и др.) показывает непроработанность и недостаточность мероприятий программ развития МП с точки зрения достижения конкретных результатов в развитии этой сферы. Более того, постоянно под мероприятиями поддержки МП подразумеваются мероприятия общего, социального характера, мероприятия, реализующиеся по иным программам (например, по Программе развития транспортной системы НЧ). Очевидна низкая методологическая, информационная и кадровая обеспеченность разработки таких серьезных документов как государственные программы.

3.         Данные по предыдущим обследованиям МП показывают неизменность проблем функционирования сектора, т.е. для реального усиления позиций МП необходимы принципиально новые подходы и мероприятия, которые позволят значительно расширить масштабы МП, оптимизировать его отраслевую структуру, повысить экономическую эффективность деятельности малых фирм.

4.         Малое предпринимательство в массе своей – это предприимчивые инициативные, решительные, но не всегда квалифицированные работники и руководители. Говорить о стимулировании инновационной деятельности существующих ныне субъектов МП (и в частности обследованных субъектов), о стимулировании их экспортной деятельности сложно. Учитывая это, необходимо формировать стратегию развития города и района на основе разработки мероприятий, в центре которых будут в первую очередь, сегодняшние школьники и студенты – прагматичные, расчетливые, уверенные в себе, но, к сожалению, не обладающие необходимыми для эффективной предпринимательской деятельности знаниями, навыками, умениями.

5.  В оценке результатов своей работы, текущей экономической ситуации и перспектив развития МП респонденты, как и прежде (как минимум ближайшие 10 лет), демонстрируют «слабо умеренный» оптимизм.

6.  Оценка предпринимателями деятельности организаций инфраструктуры, мероприятий, проводимых государственными учреждениями – низкая, в том числе и из-за недостатка информации о результатах их работы.

7.  Представители малого бизнеса готовы идти на сотрудничество с государством (социальной, инвестиционной, инновационной направленности), но только при четко фиксированном порядке взаимоотношений.

8.  Большое количество отказов от ответа наводит на мысль о недопонимании предпринимателями многих специальных терминов и назначении некоторых организаций инфраструктуры поддержки МП (гарантийные фонды, ТПП, земельный комитет и т.д.). Это опять же может быть обусловлено либо недостатком информированности, либо низким уровнем образования.

9.  В своей оценке развития местных рынков производственных ресурсов предприниматели дружно заявляют о наличии нерыночных факторов конкуренции и необоснованном росте цен на ресурсы.

10.      В настоящее время при организации собственного дела предприниматели меньше всего (как и раньше) рассчитывают на поддержку государственных органов власти. Кроме того, респонденты считают поддержку администрации города недостаточной для решения проблем предпринимателей.


Основные предложения по решению существующих проблем в сфере малого предпринимательства

1.         Упорядочить статистический учет процессов, происходящих в социально-экономической сфере (в частности в сфере МП). К примеру, число малых предприятий (фактические данные из различных источников) в 2004г. составило 6084, 5760 или 2339, в 2005г. - 6227 или 7134, 2006г. - 6712 , количество индивидуальных предпринимателей в 2004 году, по различным оценкам – 30939, 37000, а также встречаются цифры 36799 и 36699, по этой же группе данные за 2005 г. – 22581, за 2006 г. – 24335. Подобная ситуация наблюдается и с прогнозами: в прогнозе социально-экономического развития до 2007 года по разделу "Развитие малого предпринимательства" по городу Набережные Челны обозначено, что общее количество субъектов малого предпринимательства составит 37215 (на 2007г.), другой прогноз дает цифру 26227. То же касается прогнозов относительно МП: по одним данным прогноз на 2007 год – 7234, по другим данным – 6500. Противоречивость представленных статистических данных не только искажает реальную ситуацию в сфере малого бизнеса, но и не дает возможность провести анализ динамики изменения количества предпринимателей с дальнейшим отображением причинно-следственных связей.

2.         Обращает на себя внимание и не может не настораживать общее количество ликвидированных субъектов малого предпринимательства в районе за 2005г., которое составило 15206 (для сравнения в 2004г. - 2340). Это, безусловно, вызвало ухудшение общей социально-экономической ситуации в районе, привело к увеличению уровня безработицы и дестабилизировало ситуацию в сфере МП. Для дальнейшего недопущения подобных резких изменений предпринимательской конъюнктуры властям города/района необходимо отслеживать негативную динамику и предпринимать усилия по предотвращению или смягчению выше обозначенных резких колебаний.

3.         Рассмотреть вопрос об обязательном вступлении субъектов малого предпринимательства в члены местной торгово-промышленной палаты (информационное обеспечение бизнеса, защита, открытость работы ТПП).

4.         Изучить системы оплаты труда работников (в первую очередь, руководителей) регистрационных, контролирующих и т.п. учреждений с тем, чтобы выявить – а заинтересованы ли они в повышении качества своей работы, в конечных результатах работы. Выяснить - возможно ли внедрить интегральные системы (на основе системы показателей социально-экономического развития города, района) оплаты и стимулирования труда ведущих руководителей города.

5.         Разработать комплексную и долгосрочную систему мероприятий по профессиональной ориентации нынешних школьников и студентов. Необходимо заинтересовать тех людей, которые через 4-5 лет будут трудоустраиваться. Институты могли бы выкладывать в оперативном порядке данные об успехах студентов на своих сайтах, а ТПП и подобные организации могли бы размещать заказы на проведение каких-либо исследований на кафедрах институтов. Студенты и школьники участвуя в этом, приобретают навыки, осознают необходимость получения знаний.

6.         Разработать долгосрочную программу по оптимизации отраслевой структуры МП, в которой должны быть мероприятия по кадровому обеспечению, стимулированию малых фирм к смене вида деятельности, использованию накопленного потенциала крупных компаний региона. Дело в том, что исследованные предприниматели трудятся в наиболее «простых» с точки зрения организации и управления видах деятельности (торговля, услуги по сборке мебели, юридические услуги, общепит). Освоение ими новых видов деятельности, таких, как производство – огромный риск, стресс для них; в силу отсутствия навыков и необходимого образования придется нанимать специалистов-менеджеров-производственников, которые могут потом «захватить» финансовые потоки, да и предприятие. Поэтому государство должно создать привлекательные условия для нынешних предпринимателей, чтобы они захотели заняться производством.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.