скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Коммерческий расчет и рентабельность отраслевых предприятий

Одним из вариантов анализа лимита рентабельности является оценка перекрытия ликвидности. В этом случае издержки предприятия подразделяются на денежные расходы и те, которые с ними не связаны, например, амортизация. Точка пересечения кривой части стоимости, соответствующая денежным расходам с кривой оборота показывает величину минимального оборота, необходимого для сокращения ликвидности.

При помощи регрессионного распределения минимального оборота можно установить зависимость между плановой прибылью и товарооборотом и получить предельную прибыль.

На предстоящий период можно рассчитать и по источникам образования.

Так, прибыль от реализации товаров, работ и услуг определяется как разница между суммой валового дохода от реализации, рассчитанной на предстоящий период, и суммой издержек обращения.

После определения плановых величин прибыли из отдельных источников составляется сводный план прибыли. Затем разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, с одобрения трудового коллектива, сметы расходования фонда накопления и фонда потребления.

Основными методами планирования на предприятии являются:

1.    Метод прямого счета. Прибыль планируется на основе предварительно спрогнозированного валовых доходов и издержек обращения, как разница между ними. Сложность заключается в экономически обоснованном планировании этих исходных показателей валового дохода и издержек обращения. При планировании издержек обращения применяется постатейный расчет издержек обращения и планирования общего уровня с использованием математических методов корреляционной зависимости издержек, товарооборота.

2.    Экстраполяции на основе анализа показателей динамики и рентабельности и факторного анализа прибыли, и на основе установления тесноты связей прибыли с соответствующими факторами с использованием математического уравнения гиперболы.

3.    Аналитический метод применяется для планирования прибыли на промышленных предприятиях, применяемый при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравниваемой продукции в целом.

При планировании валового дохода необходим системный подход, то есть должна быть обеспечена взаимная увязка всех показателей плана предприятия. Он строго увязывается с рассчитанными на плановый период объемом товарооборота и прибыли.

В процессе составления плана валового дохода вносят небольшие коррективы в плановую структуру товарооборота в целях повышения размера валового дохода, или пересматривается смета издержек обращения в целях изыскания возможностей по сокращению отдельных расходов для обеспечения рассчитанного размера прибыли.

Валовой доход предприятия исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем валового дохода является его сумма (размер), а относительным – уровень (процентное отношение суммы валового дохода к товарообороту).

Планирование валового дохода можно произвести методом технико-экономических расчетов и экономико-статистическим методом. При технико-экономическом расчете плановая сумма валового дохода от реализации определяется на основе объема и структуры (при необходимости и внутри ассортиментной структуре) планового задания по товарообороту и установленных размеров торговых надбавок. Сумма торговых надбавок по каждой товарной группе рассчитывается умножением объема товарооборота по каждой товарной группе на размер надбавки и делением полученного результата на 100. Общий валовой доход от реализации по предприятию определяется путем суммирования валового дохода по отдельным товарным группам. Деление общей суммы на товарооборот и умножением на 100 рассчитывается средний уровень валового дохода в процентах к товарообороту.

Если в планируемом году структура товарооборота существенно не изменится, и не предполагаются большие изменения в условиях закупки товаров, то валовые доходы по плану могут определяться исходя из установленного объема товарооборота на будущий год и среднего их уровня за текущий и прошлые годы, то есть экономико-статистическим методом.

Планируемая сумма прибыли находится в обратной зависимости от издержек обращения. Чем ниже издержки обращения, тем выше прибыль. Поэтому при планировании предприятия стремятся к получению оптимального размера издержек обращения.

Планируя издержки обращения, предприятие самостоятельно утверждает план и доводит его до структурных подразделений. Планирование издержек обращения имеет связь с прибылью, валовым доходом, оборотными средствами, банковскими кредитами.

При планировании руководствуются различными методами:

1.   С использованием технико-экономических нормативов.

2.   Экономико-математическое моделирование.

Технико-экономические нормативы применяются при определении затрат труда, расходов на транспорт, на содержание помещений и инвентаря, расходов по таре и другое. Если требуется определить расходы по перевозке грузов, необходимо учесть: объем грузооборота на норму тарифов за погрузоразгрузочные работы.

Вариантные расчеты при выполнении плана издержек обращения делятся на несколько вариантов расчетов, в основу которых берутся прогрессивные нормативы, и следует выбрать оптимальный вариант.

Экономико-математическое моделирование осуществляется с помощью математических расчетов и персональных компьютеров. Устанавливаются определенные соотношения между объемом и структурой оборота и издержками обращения, транспортными расходами и другими затратами.

Экономико-математическое моделирование позволяет использовать в комплексе методы возможных и технологических расчетов.

План по издержкам обращения представляет собой смету расходов, в которой указана общая сумма расходов и общий уровень издержек обращения, а также сумму и уровень расходов по каждой статье издержек обращения.

Планирование издержек обращения по отдельным статьям.

Статья «Транспортные расходы». Расходы по перевозке товаров – эти затраты исчисляются по видам перевозок железнодорожным транспортом, водным транспортом, автотранспортом. В основном перевозки осуществляются железнодорожным транспортом на условиях цены франко-станции назначения. Поэтому расходы по перевозке планируют только на ту часть товаров, которые будут доставлены на условиях цены франко станции отправления.

Статья «Расходы на аренду помещений». Планируют исходя из размера площади арендованных помещений и ставок арендной платы.

Статья «Расходы по амортизации основных фондов». Исчисляют исходя из их стоимости и норм амортизационных отчислений.

Статья «Расходы на оплату труда». В основу планирования берется штатное расписание, в котором прогнозируется численность работников, месячные оклады и на их основе фонд заработной платы.

Статья «Отчисления на социальные нужды». До 01.01.2001г, то есть до вступления в силу ч. 2. Налогового Кодекса гл. 24 «Единый социальный налог». Планируются 38,5% от спрогнозированного фонда оплаты в фонды:

-           социальное государственное страхование;

-           пенсионный фонд;

-           государственный фонд занятости;

-           фонд медицинского страхования.

Статья «Расходы на ремонт основных средств». Включает расходы на проведение всех видов ремонта основных производственных средств, в том числе расходов по ремонту арендованных основных средств. Для расчета составляется смета расходов по ремонту основных средств.

При планировании предпочтительно делать прогноз на основе данных анализа предыдущих лет (особенно для организаций с простой организационной структурой), этот способ прост, так как не требует отвлечения от работы специалистов для проведения более глубокого анализа каким-либо другим способом. Кроме того, при этом способе виден процесс развития предприятия в динамике. Хотя есть и недостаток, в случае если в предыдущие годы были негативные моменты в деятельности организации, то и прогноз будет некачественен, и даже ошибочным.


Глава 3. Оценка показателей рентабельности на примере ЗАО «Санаторий «Актер»»

Для анализа были взяты документы за три отчетных года – 2001, 2002, 2003 (Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»). Содержит сведения о текущих финансовых результатах предприятия за отчетный период. Здесь показаны величины бухгалтерской (балансовой) прибыли или убытка и слагаемые для этого показателя: прибыль (убыток) от реализации продукции, финансовый результат от прочей реализации (от реализации основных средств и нематериальных активов) и других финансовых операций, доходы и расходы от прочих внереализационных операций (штрафы, убытки от безнадежных долгов и т.п.).

Рентабельность относительный показатель эффективности производства, выражающий степень доходности выпускаемой продукции.

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они изменяют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

K1r = Pp / N,

где N- выручка от реализации продукции (работ, услуг);

 Pp – прибыль от реализации продукции (работ, услуг).

 Рентабельность продаж рассчитывается по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» стр. 050 (Прибыль (убыток) от продаж) / стр. 010 (Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)).

Данный показатель показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение рентабельности продаж свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия.

Динамика рентабельности продаж и предприятия представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика рентабельности продаж и предприятия

На 01.01.2002 г. На 01.01.2003 г. На 01.01.2004 г.
Тыс. руб. Тыс. руб. Изменение по сравнению с предыдущей датой Тыс. руб. Изменение по сравнению с предыдущей датой
Тыс. руб. % Тыс. руб. %
1. Рентабельность продаж [форма №2 стр. 050 : стр. 010 * 100%] 17,3 32,2 + 14,9 86,12 77,02 + 44,8 139,19
2. Рентабельность предприятия [по бухгалтерской отчетности за 2001 г. стр. 140 ф. №2 : стр. (399 - 390) ф. №1 * 100%); по бухгалтерской отчетности с 2002 г. стр. 140 ф. №2 / стр. 300 ф. №1 * 100%] 9,8 21,9 + 12,1 123,46 3,1 - 18,8 85,84

Как видно из таблицы 1, рентабельность продаж с 2001 года повышалась, чего нельзя сказать о рентабельности самого санатория, который в 2003 году стал заметно снижать свою рентабельность. Таким образом, предприятие не имело балансовых убытков, но при этом рентабельность продаж в 2001 году составила 17,3%, в 2002 – 32,2%, в 2003 77,02%.


Заключение

Представляя собой конечный результат, прибыль является основным показателем в системе целей предприятия. Вместе с тем прибыль представляет собой сложную экономическую категорию, поэтому возможны различные определения, интерпретации, представления.

Прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами, с экономической точки зрения. С хозяйственной точки зрения прибыль – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и вначале отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2. общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций.

Рентабельность продаж с 2001 года повышалась, чего нельзя сказать о рентабельности самого санатория, который в 2003 году стал заметно снижать свою рентабельность. Таким образом, предприятие не имело балансовых убытков, но при этом рентабельность продаж в 2001 году составила 17,3%, в 2002 – 32,2%, в 2003 – 77,02%.

Проанализировав все полученные данные можно сделать основной вывод, что из трех представленных отчетных периодов (2001, 2002, 2003 года) самым лучшим с финансовой точки зрения был 2002 год, а следовавший за ним 2003 – самым худшим.

Это можно объяснить спецификой туристического рынка, на котором работает санаторий «Актер», который подвержен сильным колебаниям, веяньям моды и экономической и политической ситуации как в стране, так и в мире в целом.

Кроме того, санаторий «Актер» является учреждением Союза Театральных Деятелей Российской Федерации, то есть не коммерческой организацией. Он полностью зависит от финансирования и не оставляет прибыль в своем распоряжении.


Список использованной литературы

1.         Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: Издательство «ПРИОР», 2000.

2.         Вейс Г., Деринг У. Введение в общую экономику и организацию производства.- Красноярск: Дело, 2001. -.280.

3.         Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Дело, 2003.-с.383.

4.         Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки.-М.:Дис,2004.-с.224.

5.         Мелентьева В. Анализ рентабельности торговых предприятий // Аудитор. – 1999. - №9.

6.         Мордовцев А.А., Чуприн А. Н. и др. Рекомендации по организации внутрихозяйственного коммерческого расчета. Воронеж: тип. НИИ ЭО АПК ЦЧР РФ, 2002.

7.         Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент в предприятиях и коммерческих организациях. Управление денежным оборотом. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 392с.

8.         Трубилин И.Т. и др. Государственное регулирование экономики / И.Т. Трубилин, В.В. Сидоренко, Н.Ф. Попов – Краснодар; КубГАУ, 2002.

9.         Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. Теория управления.- М.: Экономика, 2003.-с.576.

10.       Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 2003. - 196с.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.