скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Количественная и качественная определенность спроса, предложения и рыночного равновесия

чем выше цена, тем больше величина предложения, и наоборот, чем меньше цена, тем ниже величина предложения при прочих равных условиях.

Закон показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене. Почему? Это в основном также диктуется здравым смыслом. Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке. Рассмотрим предприятие в обрабатывающей промышленности. На каком-то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции. А поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену на производимый продукт. Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что определенные производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того как фирма наращивает количество более мобильных ресурсов – например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, - стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единице продукта возрастают. Для производства этих требующих больших издержек единиц продукта производители должны получить более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

 

2.2 Факторы изменения предложения.[13]

Изменение предложения означает сдвиг кривой предложения вправо - вверх при увеличении данного показателя и влево - вниз при его уменьшении. (рис 10). При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. А если одна из неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться. К основным неценовым факторам предложения относятся: 1) цены на ресурсы; 2)технология производства; 3)налоги и дотации; 4)цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке.

1)         Цены на ресурсы. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо (рис 11). Например, если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения овса. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. И рассмотрим этот вопрос на примере цены труда. Если заработная плата экономистов возросла, а инженеров осталась прежней, то молодежь будет стремиться поступать в экономические вузы (величина предложения экономистов возрастает), а конкурс в технические вузы упадет. В результате предложение инженеров снизится при той же цене труда (кривая предложения сместится влево).

2)         Технология производства. Совершенствование технологий означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. Если производство товара обходится изготовителю дешевле, чем раньше, то он, расходуя те же средства, может произвести больше и таким образом увеличить предложение, Если, наоборот, затраты на производство растут, то предложение сокращается. Ясно, что при снижении затрат кривая предложения сместится вправо (рис.11).

3)         Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение. Поскольку налог увеличивает затраты, а дотации их снижают, то в первом случае кривая предложения смещается влево, а во втором – вправо (рис 11).

4)         Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложения кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5)         Ожидания. Если производители ожидают, что цены на их товар в ближайшее время поднимутся, то они будут придерживать товар, продавая его меньше при нынешней цене. В результате кривая предложения сдвигается влево(рис 11).В случае ожиданий противоположного характера все будет наоборот. Например, ожидание существенного снижения цен на нефть заставляет нефтяные компании увеличивать текущее предложение.

6)         Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево. Например, образование новой профессиональной футбольной лиги увеличивает количество матчей между профессиональными футбольными командами.

Важное значение имеет фактор времени. Различают: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. В условиях краткосрочного рыночного периода повышение(понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения(рис12). В условиях среднесрочного периода повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. В условиях долгосрочного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

2.3 Эластичность предложения[14]

Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.

Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях. Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 13 кривая А — единичная эластичность; кривая В эластичное предложение; кривая С — неэластичное предложение). При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии.

Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.


Глава 3. Рыночное равновесие[15]

Реальная купля-продажа товаров возможна только при соединении спроса и предложения, то есть для того чтобы акт купли-продажи (обмена) состоялся, необходимо взаимодействие продавца и покупателя на рынке. Именно в ходе такого рыночного взаимодействия и формируются цены, по которым заключаются сделки. Ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товаров и по такой цене, сколько покупатель сможет и захочет купить за эту цену называется рыночным равновесием. Эта цена называется равновесной ценой, а соответствующий ей объем спроса (и предложения) – равновесным объемом. Если цена меньше равновесной цены, то предложение превышает спрос и имеет избыток предложения. Если цена меньше равновесной, то спрос превышает предложение и имеет место дефицит предложения (или избыток спроса). В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации спроса и предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения значительно превышает цену спроса (рис 14), а объем предложения не соответствует объему спроса (рис15). На рис. 14 покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спроса. На рис. 15 максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не выгодно поставлять товар в столь малых количествах. В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики.

Соединим кривые спроса и предложения на одном графике (рис 16). По оси Y отложим ценуP, а по оси X – количество товара Q (величины его спроса и предложения ). Точка равновесия обозначается E. В точке равновесия

PE=PS=PD  ,

где

PE – равновесная цена

PS – цена предложения

PD – цена спроса.

Это означает, что:  QE=QS=QD , где

QE – равновесный объем

QS - объем предложения

QD – объем спроса.

Только при рыночном равновесии продавцы (производители) и покупатели (потребители) готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

В случае, когда функции спроса и предложения заданы табличным способом, равновесную цену и равновесный объем легко определить, если при некоторой цене объем спроса совпадает с объемом предложения.

Простой случай определения равновесной цены:

Спрос Предложение
цена объем цена объем

10

14

18

40

30

24

12

14

16

15

30

43

В таблице представлен простой случай определения равновесной цены. Поскольку объемы спроса и предложения совпадают при цене 14, она и является равновесной.

Сложный случай определения равновесной цены:

Спрос Предложение
цена объем цена объем

10

14

18

52

30

20

12

14

16

20

36

48

В таблице представлен более сложный случай определения равновесной цены, поскольку нет пары равных значений спроса и предложения. Из таблицы следует, что равновесная цена больше 14, обозначим ее через p. Используя формулу

,

получим приближенное значение равновесного спроса:

(р-14)/4*20+(18-р)/4*40.

Используя ту же формулу, получим приближенное значение равновесного объема предложения:

(р-14)/2*48+(16-р)/2*36.

Приравнивая полученные два выражения, получим приближенное значение равновесной цены, равное 14,36. Равновесный объем продаж равен приблизительно 38,2.

3.1 Установление равновесной цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу.[16]

Существует два основных подхода к анализу установления цены: Вальраса и Маршалла. Рынок замечателен тем, что при любом отклонении от равновесия он стремится к нему возвратиться. И в ситуации дефицита, и в ситуации излишек спрос и предложение, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию (рис 15а). Если цена высока (P2) и устанавливается выше равновесной (PE), то величина предложения превышает величину спроса (QS> QD). Возникает избыточное предложение, эффект  перепроизводства товаров, поскольку по очень высокой цене многие хотели бы продать свой товар, но очень немногие согласны его купить. В такой ситуации продавцы начинают снижать цены в надежде распродать свои запасы. В результате спрос на товары постепенно увеличивается. При сохранении подобной тенденции величина спроса возрастает, а предложение, наоборот, уменьшается до тех пор, пока рынок не придет в равновесие.

Отсюда следует первый закон рыночного равновесия: избыточное предложение приводит к снижению цены. Если цена низка (P1) и устанавливается ниже равновесной (PE), то величина спроса превышает величину предложения (QD >QS), возникает дефицит товаров, неудовлетворенный спрос. Теперь уже покупатели конкурируют между собой за право приобрести товар по низкой цене. Для удовлетворения спроса продавцы увеличивают объем производства и повышают цены. Указанный процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, то есть пока дефицит не станет равным нулю. Исходя из подобной ситуации следует второй закон рыночного равновесия: дефицит товара действует в сторону повышения цены.

Рассмотренные процессы швейцарский экономист XIX веке Леон Вальрас назвал «нащупыванием» цены.

Главным в подходе Маршалла является разность цен P1  и  P2 . Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.