скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Кадровый потенциал некоммерческих общественных организаций

Проведенное в 2008 г. исследование третьего сектора городских поселений свидетельствует, что большинство НКО можно отнести к финансово устойчивым организациям, которым хватает средств на поддержание своей жизнеспособности и ведение текущей работы. Однако лишь немногие из них (12%) обеспечены материально в полной мере, что позволяет их руководителям уверенно заявлять, что их организации «денег хватает». Большинство же НКО (61%) располагают средствами, которых хватает только на текущие расходы, тогда как долгосрочное планирование экономической деятельности является для них затруднительным.

Каждая третья НКО (34%) ведет борьбу за выживание, испытывая дефицит финансовых средств и минимизируя свои расходы, что, очевидно, не позволяет им реализовывать в полном объеме свою профильную деятельность. Наконец, каждая пятая НКО (21%) вследствие отсутствия денег находится на грани закрытия – их сотрудники работают, что называется «на голом энтузиазме».

Оценка материального положения НКО, 2008 г. (опрос руководителей НКО ПФО)

%
Деньги есть, но только на текущие расходы 61
Денег не хватает, обходимся минимумом расходов 34
Находимся на грани закрытия, работаем на энтузиазме 21
Денег не хватает 12

Подтверждением того, что значительная часть НКО испытывает сегодня серьезные финансовые трудности, мешающие их работе, являются данные о наличии у организаций офисов. Как показал опрос, почти четверть организаций (20%) не имеют офиса, хотя он им нужен.

Можно предположить наличие разницы в экономическом положении НКО в различных регионах страны: столичные организации располагают заметно большими финансовыми ресурсами, чем их «коллеги по цеху» в регионах. Однако даже столичные НКО сегодня не испытывают полной удовлетворенности своим финансовым положением. Большинство опрошенных группой ЦИРКОН представителей благотворительных организаций Москвы (53%) осторожно оценивают его как «среднее». Самооценки остальных НКО имеют положительный баланс (24% считают свое положение «хорошим», 16% «плохим» или «очень плохим»), однако уверенно оценить материальное положение своей организации как «отличное» среди опрошенных никто не смог.

Оценка финансового положения благотворительных организаций Москвы (Опрос представителей благотворительных НКО Москвы, ЦИРКОН, 2008).

%
Отличное 0
Хорошее 24
Среднее 53
Плохое 10
Очень плохое 6
Затрудняюсь ответить 6

Такие данные заставляют задуматься, так как по сравнению с Москвой и Центральным округом, потенциал НКО которых относится к развитым и имеющим хорошие перспективы развития[24], в целом ситуация в других округах оставляет желать лучшего. Стоит отметить, что Астраханская область относится к третьей группе регионов по развитости экономики и финансового состояния НКО (всего таких групп - четыре), что говорит о достаточной слабости астраханских НКО, в частности, их экономического положения.

Необходимо заметить, что, анализируя различные источники, пришлось убедиться, что многие статьи в них посвящены именно финансовому состоянию НКО, а также взаимодействию государства с НКО и регулированию законодательства в отношении некоммерческих организаций.

В частности, в статьях РИА «Новости» финансовый вопрос поднимается довольно часто[25] и настолько же часто ставится во главу угла. Так, президент РФ Дмитрий Медведев распорядился выделить некоммерческим общественным организациям, которые участвуют в развитии институтов гражданского общества, 1,2 миллиарда рублей на гранты для реализации социально значимых проектов. В 2008 году общий размер грантов составил 1,5 миллиарда рублей[26]. Неудивительно, что размер грантов уменьшился (это связано с кризисом). Но его уменьшение было незначительным, а это даёт шансы полагать, что правительство не будет сильно экономить на общественных объединениях, тем самым стимулируя гражданские инициативы.

Так же довольно много внимания финансированию НКО уделяется в статьях газеты «Ведомости»[27]. Поднимаются вопросы о налогообложении некоммерческих организаций, а также регулировании налоговой политики в отношении НКО[28].

Некоммерческие организации Минэкономразвития предлагает наделить статусом благотворительных и освободить от налога на прибыль поступающие взносы. Негосударственные НКО по подготовленному ведомством проекту поправок в законодательство освобождаются от уплаты НДС с оказываемых услуг; сейчас такую льготу имеют только организации с бюджетным финансированием. Таким образом, членские взносы будут приносить немногим больше прибыли НКО.

Большим шагом вперёд отмечается законопроект в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля[29]. В частности, отмечается, что во-первых, будет предложено упорядочивание организационно-правовых форм благотворительных организаций — теперь число форм НКО, которые могут претендовать на статус благотворительных, значительно расширится. Во-вторых, вносится целый ряд поправок собственно налогового характера, касающихся как налогообложения НКО, так и налоговых вычетов для доноров — физических лиц и подоходного налога непосредственных получателей помощи. В-третьих, закон предусматривает целый ряд мер по совершенствованию механизмов общественного контроля. В первую очередь эти меры касаются расширения полномочий Общественной палаты в части проведения общественных слушаний, общественных расследований, экспертизы и т. п. Также вводится ответственность должностных лиц за непредоставление информации по запросу общественных организаций и Общественной палаты[30].

Несомненно, что предлагаемые изменения — это хорошая новость для НКО, их доноров и благополучателей. Законопроект открывает многочисленные конкретные возможности для деятельности НКО и упрощает жизнь в первую очередь тем организациям, которые оказывают помощь нуждающимся и, более широко, предоставляют социальные услуги. Кроме того, данная инициатива, возможно, станет первым шагом к поистине революционному преобразованию — введению в наше законодательство понятия организаций общественной пользы. Именно наличие такой ясно очерченной категории организации на Западе позволяет вводить систему налоговых льгот, не приводящую к злоупотреблениям и гарантирующую максимальную отдачу от деятельности этих НКО при сохранении над ними контроля со стороны общества. Отрадно, что теперь и в России эта идея находит законодательное воплощение.

При всех очевидных плюсах законопроект имеет и некоторые минусы. В первую очередь это традиционная для некоммерческого законодательства и не преодоленная и на этот раз сверхсложность самого текста закона. Несмотря на то что потенциальными потребителями закона являются широкие массы НКО, не всегда искушенные в юридических тонкостях, закон несоразмерно тяжеловесен и местами практически непроницаем. Объяснение этому простое — боясь злоупотреблений, авторы насытили документ разнообразными мелкими оговорками и ограничениями. Помимо этого, как обычно, ключевые положения налоговых поправок должны впоследствии подкрепляться правительственными списками и другими подзаконными актами, что отложит их полноценное введение в силу и потенциально может довольно серьезно ограничить сферу их применения.

Наиболее критично и довольно отрицательно относится к взаимодействию НКО, их финансированию, а также социальной базе «Независимая газета»[31].

В частности говорится о том, что  России рост сектора НКО происходит на фоне порой негативного отношения населения к деятельности подобного рода организаций, считающих данные организации средством для отмывания денег и обмана граждан. К формированию такого мнения порой причастны сами НКО, допускающие ошибки в организации подобной деятельности. Странно, что до сих пор не поднимался вопрос о том, что необходима подготовка профессиональных кадров – с учетом специфики деятельности НКО. По данным исследований Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), около 40% российских менеджеров НКО считают, что основные проблемы, с которыми они сталкиваются, связаны с недостатком профессиональных знаний. Кстати, аналогичные проблемы возникают и у специалистов, работающих над социальными и благотворительными проектами крупных коммерческих компаний[32].

Также часто говорится, что наряду с повышением финансирования и увеличения числа грантов, государство ставит множество препонов в работе НКО, а также их регистрации и деятельности[33], довольно проблемными становятся бумажная волокита, проблемы с отчётностью. Отмечается, что в Астраханской области было вынесено 1407 предупреждений при количестве НКО 1113.

Таким образом, можно сказать, что количество членов в некоммерческих организациях со временем выросло, но по-прежнему оставляет желать лучшего[34]. Довольно часто при этом приходится надеяться на добровольцев и их инициативы, потому как, несмотря на то, что государство постоянно выделяет определённую квоту денежных вливаний на проведение различных грантов, НКО часто испытывают трудности с финансированием и поддержанием материально-технической базы и потому остаются довольно слабым агентом в российском гражданском обществе.

Также, к сожалению, довольно мало внимания уделяется повышению квалификации штатных сотрудников НКО, их обучению специфике работы НКО в новых условиях, ассимилированных в нестандартных российских реалиях. Сами же руководители НКО довольно индифферентно относятся к необходимости привлечения новых сотрудников. Очевидно, что это связано с их плохим материальным положением, а потому и неспособностью вести равную борьбу за привлечение квалифицированных и талантливых сотрудников с теми же государственными органами или же бизнес-структурами.  Однако, работа в этом направлении необходима, иначе НКО в России ждёт застой, либо же постоянная зависимость от государства.


Заключение

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно заявить, что развитие НКО в России если и происходит, то очень медленными темпами. Различные трудности как то: несовершенство законодательства по отношению к некоммерческим организациям, недоверие со стороны общества, не самое стабильное материальное состояние многих НКО, плохое взаимодействие со СМИ и между собою, зависимость от властей всё это в последние годы не самым лучшим образом сказывалось на развитии кадрового потенциала некоммерческих организаций. Квалификация, профессионализм, образование с учётом специфики НКО, их работы, направления деятельности и особенностей функционирования – всё это необходимые и крайне важные элементы реализации кадрового потенциала всех без исключения некоммерческих организаций, будь то фонды благотворительности, религиозные учреждения, клубы по интересам, либо иные общественные объединения и начинания.

Но не стоит говорить о том, что кадровые возможности НКО совершенно минимальны и бесперспективны, это не так. Развитие «третьего сектора» сейчас затрагивается на высшем государственном уровне, власти заинтересованы в их развитии. Во многом это связано, конечно, с экономическим кризисом, так как появляется возможность решения проблемы безработицы с помощью «третьего сектора», куда возможен приток новой рабочей силы. С этим безусловно связано особое отношение законодательных мер к политике налогообложения по отношению к НКО, которую собираются смягчать и, тем самым, давая возможности для развития некоммерческого сектора в России.


Приложение 1

Количество членов организации (для НКО в %, членами которых является указанное число физических лиц).

Приложение 2

Оценка квалификации сотрудников организаций.


Приложение 3

Распределение НКО по количеству занятых на постоянной основе (База данных НКО ОП РФ).

Приложение 4

Распределение НКО по количеству привлекаемых добровольцев на постоянной основе (База данных НКО ОП РФ, в % от всех).


Приложение 5 - карта контент-анализа

РИА «Новости»

Смысловые 16.04.2008 23.04.2008 04.12.2008 18.03.2009 15.04.2009
единицы «+» «-» «+» «-» «+» «-» «+» «-» «+» «-»
1.Количество членов организации - - 1 - 1 - - - - -
2.Степень квалификации сотрудников - - - - - - - - - -
3.Финансовое состояние НКО 3 - 3 - - - 2 - - 1
4.Количество добровольцев - - - - 1 - - - 1 -
5.Привлечение в НКО - - - - 1 - - - 1 -

Приложение 6 - карта контент-анализа

«Ведомости»

Смысловые 07.06.2007 08.04.2009 17.04.2009
единицы «+» «-» «+» «-» «+» «-»
1.Количество членов организации - 1 - - - -
2.Степень квалификации сотрудников - - - - - -
3.Финансовое состояние НКО 2 - 2 - 2 -
4.Количество добровольцев 1 - - - 1 -
5.Привлечение в НКО - - 1 - - -

Приложение 7 - карта контент-анализа

«Независимая газета»

Смысловые 16.02.2007 11.09.2007 28.12.2007 21.03.2008 17.04.2008
единицы «+» «-» «+» «-» «+» «-» «+» «-» «+» «-»
1.Количество членов организации - 1 - 1 - 2 - 1 - 1
2.Степень квалификации сотрудников - 1 - - - - - - - -
3.Финансовое состояние НКО - - - 2 - 1 - - 1 1
4.Количество добровольцев - - - - - - - - - -
5.Привлечение в НКО - 1 - - - - - - - 1

Приложение 8 - сводная карта контент-анализа

Смысловые РИА «Новости» «Ведомости» «Независимая газета» Итого
единицы «+» «-» «+» «-» «+» «-» «+» «-»
1.Количество членов организации 2 - - 1 - 6 2 7
2.Степень квалификации сотрудников - - - - - 1 - 1
3.Финансовое состояние НКО 8 1 6 - 1 4 15 5
4.Количество добровольцев 3 - 2 - - - 5 -

Список литературы

1)    Распоряжение Президента Российской Федерации №192-рп от 14.04.09 г.

2)    Федеральный закон «О внесении поправок в некоторые законодательные акты РФ»

3)    «Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России – 2006», аналитический обзор №1, АНО «Социологическая мастерская Задорина» (исследовательская группа ЦИРКОН), 2006 г.

4)    «Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России – 2007», аналитический обзор «2, АНО «Социологическая мастерская Задорина» (исследовательская группа ЦИРКОН), 2007 - 2008 гг.

5)    «Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России – 2006», аналитический обзор №3, АНО «Социологическая мастерская Задорина» (исследовательская группа ЦИРКОН), 2008 г.

6)    «НКО и власть», П. Чиков «Тезисы выступления на гражданских слушаниях, декабрь 2007»

7)    Уральский центр поддержки НГО. «Опрос руководителей НКО ПФО», 2008 г.

8)    «Ведомости» 07.06.2007 г. №103, статья «НКО: закон об общественной пользе»

9)    «Ведомости», 17.04.2009 г. №69, статья «Помощь без налогов»

10) «Ведомости» 08.04.2009 №62, статья «Сам себе меценат»

11) «Независимая газета» 16.02.2007, статья «Кто организует волонтёров?»

12) «Независимая газета» 11. 09. 2007, статья «Страсти по НКО»

13) «Независимая газета» 28.12.2007, статья «Исход НКО»

14) «Независимая газета» 21.03.2008, статья «НКО» утопят в бумажной волоките

15) «Независимая газета» 17.04.2008 г., статья «НКО отправили на конкурс»

16) http://www.jhu.edu/~cnp/research/compdata.html

17) http://www.mosblago.ru/groups/page-9.htm

18) http://www.newpeople.ru/svd/cnt/poslednie_aktsii/v_astrakhani_namechaetsya_otkrytie_tsentra_razvitiya_nekommercheskikh_organizatsii

19) http://www.regnum.ru/news/1151595.html

20) http://www.rian.ru/politics/20090415/168220915.html

21) http://www.rian.ru/society/20090318/165275514.htm

22) http://www.rian.ru/society/20080416/105204109.html

23) http://www.rian.ru/society/20080423/105709231.html

24) http://www.rian.ru/society/20081204/156507460.html


[1] Далее - НКО

[2] База данных НКО Общественной палаты РФ, 2008 г.

[3]«НКО и власть», П. Чиков «Тезисы выступления на гражданских слушаниях, декабрь 2007»

[4] «Независимая газета» 28 декабря 2007 г.

[5] См.: Аналитический отчёт по результатам исследования, ЦИРКОН, март 2007 г. «Власть и благотворительные организации в регионах: проблемы взаимодействия», http://www.zircon.ru/russian/publication/5_4.htm

[6] См.: «Третий сектор» России: оценка влиятельности». Аналитический отчёт по результатам экспертного опроса, 2007 г.

[7] См. Приложение 1

[8] ЦИРКОН, проект КВАРТА, декабрь 2008 г.

[9]http://www.newpeople.ru/svd/cnt/poslednie_aktsii/v_astrakhani_namechaetsya_otkrytie_tsentra_razvitiya_nekommercheskikh_organizatsii

[10] http://www.astrobl.ru/Default.aspx?id=19&item=216

[11] См.: Уральский центр поддержки НГО. «Опрос руководителей НКО ПФО», 2008 г.

[12] См.: http://www.regnum.ru/news/1151595.html

[13] См.: http://www.mosblago.ru/groups/page-9.htm

[14] См. Приложение 2

[15] Проект «Мониторинг состояния некоммерческого сектора в России»

Аналитический обзор «Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России» (v1.0 от 03.03.09)

[16] Оценить занятость в других сегментах некоммерческого сектора затруднительно ввиду отсутствия статистических данных.

[17] Данные центра изучения гражданского общества, Институт Джона Хопкинса, http://www.jhu.edu/~cnp/research/compdata.html

[18] Распоряжение Президента Российской Федерации №192-рп от 14.04.09 г.

[19] В данном случае речь идёт об исследованиях группы ЦИРКОН, АНО «Социологическая мастерская Задорина». На сегодняшний момент этой группой проведено три аналитических исследования.

[20] Доклад ОП РФ о состоянии гражданского общества в РФ, 2009 г.; http://www.socpolitika.ru/rus/ngo/activity/document252.shtml

[21] См. Приложение 3

[22] Аналитический обзор «Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России»

[23] См. Приложение 4

[24] Доклад ОП РФ о состоянии гражданского общества РФ, 2008 г.

[25] См. Приложение 5

[26] http://www.rian.ru/society/20090318/165275514.html

[27] См. Приложение 6

[28] «Ведомости», 17.04.2009 г. №69, статья «Помощь без налогов»

[29] Федеральный закон «О внесении поправок в некоторые законодательные акты РФ»

[30] «Ведомости» 07.06.2007 г. №103, статья «НКО: закон об общественной пользе»

[31] См. Приложение 7

[32] «Независимая газета» 16.02.2007, статья «Кто организует волонтёров?»

[33] «Независимая газета» 17.04.2008 г., статья «НКО отправили на конкурс»

[34] См. Приложение 8


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.