скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Кадровый менеджмент

– способность принимать решения: аргументация и оценочное сравнение – умение человека сопоставлять достоинства и недостатки различных вариантов развития событий или ситуаций, оценивать их соответствие поставленным целям, а также выделять условия и логику развития событий и ситуаций;

– коммерческая и деловая ориентация – установка человека на продуктивную деятельность по достижению результата (в том числе и коммерческого), умение видеть такие проблемы (интересы) партнеров (потребителей), на решение которых могут быть направлены новые проекты;

– умение работать с цифрами – способность производить быстрые примерные вычисления в уме, оперировать большими объемами числовой информации, переводить подобную, информацию из одной формы представления в другую;

– способность к обучению – способность человека к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками, умение самоорганизовывать процесс обучения;

– системное мышление – способность создавать новые варианты решения проблемы, понимать как структуры в целом, так и взаимосвязи между различными аспектами ситуации;

– упорство и целеустремленность – умение настоять на своем в ситуации противодействия со стороны партнеров или в обстановке затруднений с ресурсами, осознание собственных целей и следование им;

– решительность–способность человека выбирать один из нескольких возможных вариантов развития событий;

– самостоятельность, инициативность, деятельность умение индивидуально вырабатывать и реализовывать решения, активность, энергичность, источник инициативы;

– внутреннее «Я», а не внешние обстоятельства;

– самоорганизация и способность распределять время – умение человека спланировать собственную деятельность, исходя из задач, ресурсов, конкретных условий;

– готовность к изменениям и гибкость – желание и способность человека быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, адаптироваться к новым требованиям;

– организаторские способности – умение проектировать будущую деятельность группы, людей и реализовать разработанный вариант непосредственно в рамках совместной деятельности;

– коммуникативные способности – владение словом и неязыковыми средствами общения, а также умение вступать в контакт, вести беседу, слушать и понимать собеседника;

– склонность к убеждению и сотрудничеству – способность человека воздействовать на других путем убеждения, привлекать партнеров на свою сторону, работать в кооперации с другими людьми;

– способность к ведению переговоров – умение человека в потенциально конфликтных ситуациях найти максимально устраивающее обе стороны решение, владение конкретными навыками (задавание вопросов, понимание ответов) как инструментом ведения переговоров;

– межличностные контакты – способность человека производить благоприятное впечатление на партнера по взаимодействию, создавать привлекательный образ.

– знание английского языка – владение устной и письменной речью в объеме, достаточном для ведения беседы и составления письменных документов.

 

 


3. Формирование кадрового резерва

 

3.1 Виды кадрового резерва и принципы его формирования

Кадровый резерв это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.

Типы резерва

Можно выделить несколько типологий кадрового резерва (по виду деятельности, скорости замещения должностей, уровню подготовленности и т.д.). В зависимости от целей кадровой работы можно использовать либо одну, либо другую типологию.

По виду деятельности:

Резерв развития – группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры: профессиональную либо руководящую.

Резерв функционирования – группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.

По времени назначения:

группа А – кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;

группа В-кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года.

Принципы формирования и источники кадрового резерва

Принцип актуальности резерва – потребность в замещении должностей должна быть реальной.

Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва – требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.

Принцип перспективности кандидата – ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры1 в целом, состояние здоровья.

При отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей надо учитывать не только общие требования, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка, а также особенности требований к личности кандидата, основанные на анализе ситуации в подразделении, типе организационной культуры и т.д.

Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий, главные и ведущие специалисты, специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности, молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.

 

3.2 Этапы работы с резервом

Этап 1. Анализ потребности в резерве.

Прежде чем начать процедуры формирования резерва, следует:

·          спрогнозировать изменение структуры аппарата;

·          усовершенствовать продвижение работников по службе;

·          определить степень обеспеченности резервом номенклатурных должностей;

·          определить степень насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу).

В результате становится возможным определить текущую и перспективную потребность в резерве. Для определения оптимальной численности резерва кадров необходимо установить:

·          потребность предприятия в кадрах управления на ближайшую или более длительную перспективу (до пяти лет);

·          фактическую численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня;

·          примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных работников;

·          число высвобождающихся в результате изменения структуры управления руководящих работников, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках.

Эти вопросы решаются до формирования кадрового резерва и корректируются в течение всего периода работы с ним.

Для дальнейшего совершенствования работы по формированию резерва при составлении списков резерва необходимо учитывать следующие важнейшие моменты:

·          категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения:

·          возможность подбора заместителей группы руководителей;

·          персональную ответственность руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров.

Этап 2. Формирование и составление списка резерва включает формирование списка кандидатов в резерв и создание резерва на конкретные должности.

В процессе формирования резерва следует определить кого включить в списки кандидатов в резерв, кто из них должен пройти обучение, какую форму подготовки применить и перспективы использования кандидата на руководящей должности.

Для формирования списка резерва анализируются документальные данные, проводится беседа для выявления интересующих сведений и наблюдение за поведением работника в различных ситуациях, а также оцениваются результаты трудовой деятельности, которые затем сравниваются с требованиями должности того или иного ранга.

При формировании списков кандидатов в резерв учитываются такие факторы, как профессиональная характеристика специалиста, индивидуальные особенности кандидатов, выводы и рекомендации последней аттестации, мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, результаты оценки потенциала кандидата и др.

Наиболее весомыми факторами и критериями, подлежащими учету при формировании системы качеств руководителя в резервируемой должности, являются:

·          мотивация труда – интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора, ориентация на перспективу, успех и достижения, готовность к социальным конфликтам в интересах работников и дела, к обоснованному риску;

·  профессионализм и компетентность – образовательный и возрастной цензы, стаж работы, уровень профессиональной подготовленности, самостоятельность в принятии решений и умение их реализовать, умение вести переговоры аргументировать свою позицию, отстаивать ее и др.


4. Обучение. Подготовка кадров и повышение квалификации

Ключевая проблема для абсолютного большинства российских предприятий – проблема кадров. Именно сейчас наступает время, когда необходимо уделять более пристальное внимание планомерной подготовке, и, особенно, переподготовке квалифицированных специалистов. Это позволит быстрее и эффективнее реагировать на изменения в стране и на денежном рынке, усилить в рыночной деятельности элементы стабильности. Без сомнения, вопрос о кадрах носит стратегический характер, как для крупных преуспевающих, так и для мелких фирм. Но, к сожалению, пока очень мало российских фирм, которые подготовку и постоянное повышение квалификации кадров ставят в ранг приоритетных задач.

 

4.1 Виды и способы обучения

Обучение может включать несколько видов:

– вводное обучение для новых сотрудников;

– производственное обучение для овладения в кратчайший срок необходимыми методами работы;

—  наблюдающее обучение для улучшения знаний технических и административных аспектов работ;

—  управленческое обучение для планомерного приобщения кадров к большей ответственности;

—  обучение должностных лиц для совершенствования управленческих навыков и повышения эффективности работы действующих специалистов.

Основные требования, обеспечивающие эффективность освоения программ обучения, сводится к следующему:

-           для работающих руководителей предприятия должны создать условия, благоприятные для обучения;

-           если навыки, приобретаемые в процессе обучения, сложны, то этот процесс нужно разбить на последовательные этапы;

-           для обучения нужна мотивация. Мотивация – это основания, средства, источники и стимулы развития людей. Люди должны понимать цели обучения.

Многочисленные теории приводят к убеждению, что человек напрягает свои усилия для достижения какоё-либо цели только тогда, когда он уверен в большой степени удовлетворения за этот счёт своих потребностей или достижения личных целей.

Американский психолог Маслоу предположил, что человек мотивирует гарантией удовлетворения серии потребностей, встроенных в иерархию или пирамиду. Существуют различные классификации потребностей, но наиболее полное представление о них дает распределение на 5 основных категорий.

Первичные: 1. Физиологические необходимы для выживания (потребности в еде, воде, убежище и удовлетворении сексуальных инстинктов).

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.

Вторичные: 3. Социальные включают принадлежность к чему или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении личных достижений, компетентности со стороны окружающих.

5. Потребности в самовыражении, т.е. реализации своих возможностей, и росте как личности.

Обучение позволяет совершенствовать знания, которые могут помочь в продвижении по карьерной лестнице, получив уважение окружающих, и реализации своего творческого потенциала.

Для осуществления обучения используются различные технические способы и приемы. Среди них:

—  рабочие инструкции для работ, не требующих специального и длительного изучения;

—  переходное обучение на курсах с использованием тренажеров;

—  имитация-аналогия или воспроизводство фактической системы, если обучение сопряжено с опасностью или отличается большой сложностью (например, подготовка летчиков);

—  ролевые игры;

—  обучение принципам взаимодействия внутри коллектива;

—  изучение прецедентов расширения кругозора и активизации мыслительного процесса;

—  фильмы, телепередачи, лекции, дискуссии;

—  ротация – временное использование кадров на других постах (важна для работы с резервом кадров на выдвижение);

—  обучение по собственным программам;

—  использование персонала, особенно менеджеров, для работы в других отраслях и сферах.

В ходе учебной работы необходимо учить слушателей мыслить, дисциплинировать разум, упражнять волю, вырабатывать самостоятельное творческое мышление. Учебный материал следует подавать в виде проблем с широким использованием различных управленческих ситуаций. Очень важно, чтобы в процессе организации такой учебы менеджер испытывал состояния как начальника, так и подчиненного. Благодаря этому будет формироваться соответствующая психология реагирования на процесс управления, команды, распоряжения как со стороны того, кто их издает, так и со стороны исполнителя.

На практике широко используются различные формы проведения теоретических и практических занятий, например конференции, когда группа делится на несколько подгрупп, каждой из которых ставится общая задача, определяется время, и в процессе заслушивания, полемики слушатели приходят к общности позиций.

Способ выступлений используется для обучения и отработки навыков публичного выступления. Критериями положительной оценки являются занимательность выступления, общее впечатление от него, соответствие речи исходной информации, конкретность и четкость, восприимчивость для слушателей.

Способ воспроизведения преследует цель повторить пройденный материал. После изложения учебного материала в целом или какого-либо раздела преподаватель просит закрыть конспект, вспомнить только что прослушанную информацию, максимально быстро и лаконично повторить ее, ответить на вопросы.

Способ конкретизации обстановки. Информация представляется в виде производственного задания, для реализации которого следует предложить несколько вариантов и выбрать самый оптимальный. При этом слушатель может затребовать дополнительную информацию, продемонстрировать самостоятельность при решении проблемы, убедительно обосновать и защитить свою точку зрения.

Способ сравнительных оценок. Здесь исходной информацией служат данные, характеризующие деятельность предприятия, которые надо оценить по пятибалльной системе. На основании средней суммы баллов слушателей можно распределить на две категории: недооценивающих положение; переоценивающих положение.

Способ инсценировки по сценарию позволяет наглядно продемонстрировать слушателям ситуацию из деятельности предприятия, приближенную к реальности. Для этого из числа слушателей избираются исполнители, которым выдается соответствующая информация, а остальные наделяются соответствующими полномочиями того или иного должностного лица или коллектива. Вопросы или возражения высказываются не от себя лично, а с позиции той роли, которая определена сценарием.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.