скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века

Смольный монастырь — любимое детище императрицы    Елизаветы I, Смольный институт — императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. 
По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 1764 году в Петербурге при Воскресенском - Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институт для воспитания 200 "благородных девиц", получивший впоследствии название Смольного института.

Устав "Общества благородных девиц" был издан 5 мая 1764 года:

  О ДОЛЖНОСТЯХ ГОСПОДПОПЕЧИТЕЛЕЙ И О ПРИНЯТИИ В ОБЩЕЖИТИЕ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ

1

Кроме  госпожи начальницы надлежит быть еще четырем знатным особам из господ сенаторов или других именитых чинов, которые должность свою отправляют попеременно из одной чести и любви к ближнему, заседая в собрании как для совета и свидетельства дворянства молодых девиц, так и для экономии.

2

Число девиц первого приема состоять будет из 50, не свыше 5-ти 6-ти лет. По принятии же оных в первый год в следующие потом два года, хотя и убылые места случатся, ни единым более принимать не дозволяется, но оный прием возобновлять по прошествии трех лет.

3

При каждом приеме должны отцы и матери, а в случае сиротства сродники или свойственники помянутых молодых девиц прежде вступления их достоверно доказать в учрежденном совете воспитательного общества дворянства их, и сколь скоро доказательства их о том достаточными  признаны будут, то за подписанием господ, заседающих в собрании, дается им письменное в том утверждение.

4

Еще надлежит им о своем возрасте иметь свидетельство от священников, коими крещены, или от воспреемников с показанием имени, прозванья и лет, також чина и имени отцовского. А поелику сие учреждение более преимущество дает таким благородным девицам, коих отцы и матери пред прочими мало достаточны, то ежели похотят, прописывать могут отцовскую службу, был ли он ранен или и убит на войне и имени родителей.

5

Такое свидетельство о их состоянии не будет, однако ж, никому известно, кроме госпожи начальницы; а в случае какого-либо сомнительства довольно, когда оное утверждено будет подписанием кого из тамошнего дворянства или знатной в том городе или уезде особы.

6

По утверждении и признания дворянства девицы представляются госпоже начальнице, которая получа все потребные свидетельства о дворянстве, имени и прозвании принимаемой девицы; что она не старее шести лет и была ли на ней оспа, запечатает их печатью сего дома и, внеся оные в список принимаемых, имеет отдать с нумером в архив, которые в оном храниться будут до того времени, как воспитуемая девица из сего общества отпустится.

7

Принятая вышеписанным порядком девица тотчас преручится в ведомство учительницы назначенного ей класса и получает всю одежду сего дома.

8

Все оное разумеется о здоровых девицах; а увечные, слабые и тому подобное, тако же имеющие какую болезнь, которая другим вредить может, принимаемы не будут.

9

При вручении молодых девиц госпоже начальнице родители их или ближние родственники в то же время должны дать ей порядочное обязательство в том, что они по собственному своему произволению и видя будущую дочерям их и по сего воспитания пользу препоручают в опеку совершенно до 18-ти лет возраст, так что до исходу того двенадцатилетнего времени ни под каким видом обратно их требовать не станут.

10

Ежели иногда случится, что девица по прошествии урочных лет осиротеет или других каких ради причин в оном обществе сама остаться пожелает, оное ей дозволяется, но не более как на два или на три года, не в числе классных.

О РАЗДЕЛЕНИИ ПРИНИМАЕМЫХ ДЕВИЦ НА ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА

I Возраст от шести до девяти лет

Учение

1.    исполнение закона и катехизм

2.    все части воспитания и благонравия

3.    российский и

4.    иностранный языки

5.    арифметика

6.    рисование

7.    танцевание

8.    музыка вокальная и инструментальная

9.    шитье и вязание всякого рода

II Возраст от девяти до двенадцати лет

Учение

1.    география

2.    история

3.    некоторая часть экономии, или домостроительства

III Возраст от двенадцати до пятнадцати лет

Учение

Продолжение всего прежнего. При том

1.    словесные науки, к коим принадлежит чтение исторических и нравоучительных книг

2.    часть архитектуры и геральдики

3.    зачинают действительно вступать в экономию по очереди

IV Возраст от пятнадцати до восемнадцати лет

Учение

1.    знание совершенное закона

2.    все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости

3.    повторение всего прежнего, в чем совершенного знания еще не имеют

4.    во все части экономии вступают по очереди

О ГОСПОЖЕ НАЧАЛЬНИЦЕ

1

Как скоро госпожа начальница…определена будет, то и получает она от того часа всю власть в распоряжениях всего дома и над всеми в должностях при оном находящимися.

2

Она печется с крайним прилежанием о сохранении, наставлении воспитываемого младого стада… Поелику же она над всем оным обществом имеет полную власть, то и долженствует непременно верно и обстоятельно ведать о всем, что в нем ни происходит, не пренебрегая ни малейшей подробности, кроме разве таких случаев, в которых она положиться может на госпожу правительницу, коей исправность и неусыпное смотрение ей известны быть должны.

3

…она…при выпуске их из сего общества дает им свидетельства об их поведении…

4

Паче всего старается она содержать предписанный в уставе порядок, которому прочие госпожи в воспитании и наставлении молодых девиц без всякой отмены следовать должны. Чего ради часто в разные и неожиданные времена посещает классы, дабы присутствием своим тем надежнее содержать каждую при своей должности.

О ГОСПОЖАХ НАДЗИРАТЕЛЬНИЦАХ

1

Госпож надзирательниц для двухсот девиц определяется четыре: в каждом классе по одной. Должность их состоит в том, чтобы прилежно смотреть за девицами ее класса при всех случаях; и если которая из них в чем преступит, то поправлять ее с благопристойною кротостию, а сверх сего, долженствуют они вспомоществовать госпожам учительницам в преподаваемых ими наставлениях. А буде которая за болезнью или для другой какой законной причины при классе быть не может, тогда надзирательница занимает на то время ее место.

2

В сем случае госпожи надзирательницы следуют в обучении девиц тому же порядку, какому следовали учительницы, и для того держатся они и всех прочих до того принадлежащих правил, не отлучаясь уже от девиц ни во время учения, ни во время отдохновения, но исполняют во всем должность учительницы.

3

Имеют они преимущество над учительницами, но ограниченное. Главная их должность непрестанно быть при них и смотреть, чтоб благопристойность, во всем надлежащий порядок, успехи, чистота и учтивость наблюдаемы были в высшей степени, приобучая к тому девиц таким образом, что они сделанную в таких нежных летах привычку не покинут до глубокой старости.

4

Сего ради неусыпным трудолюбием каждая в своем классе приводить оное в совершенство старается. От ее глаз и примечания не должны скрываться и малейшие подробности.

О ВОСПИТАНИИ ВООБЩЕ

2

…Светские же добродетели суть: «Повиновение начальствующим, взаимная учтивость, кротость, воздержание, равенственное в благонравии поведение, чистое, ко добру склонное и праводушное сердце, а напоследок благородным особам приличная скромность и великодушие, и одним словом удаление от всего того, что гордостию и самолюбием называться может». Сие краткое многих важных качеств наименование, добрым оных употреблением и слиянием, долженствует произвести совершенное молодых девиц воспитание…

5

О учении. Надлежит им истолковать ясно по летам и по нежности естественного сложения, рассуждая и по незрелому их уму, все части закона, то есть катехизм, догматы православной веры и все, что касается до прямого содержания оной.

6

Сверх сего, должно их обучать российскому и чужестранным языкам, дабы на оных исправно читать, писать и говорить умели;  арифметике, географии, истории, стихотворству и отчасти архитектуре и геральдике, а в художествах наставлять рисованию, миниатюре, танцеванию, музыке вокальной и инструментальной, шитью всякого рода, вязанию и плетению шелковому, нитяному, шерстяному и бумажному, а к сему присовокупить надлежит и все части экономии.

7

Сверх предписанного здесь вообще обучения наукам и художествам, третьего возраста по две девицы ежедневно по очереди присматриваться должны на поварнях ко всем работам, какие на они приближаясь к часу своего выпуска, уже неотменно иметь должны, наипаче содержать всегда в твердой памяти, что от самого юношества и до возраста приучаемы были к добродетелям, к учтивости, ласковым и приятным разговорам не токмо с равными но и с самыми последними, какого б звания кто ни был. Чрез такое доброе поведение и поступки при первом их в свет вступлении учинятся они отличными в обществе; благоразумными ж в сем возрасте размышлениями, воспитанием подкрепляемыми, получат себе для переду как в науках, так и в честном обхождении руководство. Одним словом в сие время надлежит им стараться о приобретении всего, чего иногда к совершенству их воспитания и обучения еще недостает…

11

Весьма натурально, чтоб девицы сего возраста чрез воспитание и полученные в науках знания приобретали себе должную честь и почтение; то посему и от самых госпож начальниц справедливо предпочтены быть должны прочим особливыми уважениями. Первые же знаки отмен, принадлежащих им в гражданском обществе, состоять будут в особливых награждениях по достоинствам и успехам каждой… А для большей привычки к честному обхождению, то есть чтоб придать девицам надлежащую и приличную смелость в поведениях, необходимо установить должно в сем обществе по праздничным или воскресным дням собрания для приезжающих из города дам и кавалеров и других почтительных люде с дозволения госпожи начальницы. Сии собрания назначены будут: одно - для концерта, девицами составленного, другое для какой ни есть драматической или пасторальной игры, ими ж представляемой, а третье – для обыкновенных собраний. При всех оных девицы двух последних классов хозяйствуют и стараются показать всем надлежащее удовольствие, будучи украшением и приятностию оных, дабы через то навыкнуть могли к непринужденному и учтивому поведению, какое честной природе и доброму воспитанию особливо приличествует, то есть не иметь застенчивости и в случае о всем пристойно и благородно изъясняться…

15

Госпожи надзирательницы и учительницы должны девицам указывать приемы, как при столе порядочно и часто кушать, також приличную осанку и приятную между собою в словах учтивость, чтоб они ласковыми поступками умели снисходить и к самым служащим своим.

16

Они же наблюдать долженствуют, чтоб девицы после кушанья руки умывали, а особливо во рте б полоскали. Одним словом, начальницы всевозможное старание прилагать обязаны о чистоте и опрятности молодых девиц.

17

Столовое белье потому же во всякой чистоте и исправности содержать должно, и оное ежедневно переменять, а для последних двух классов во время обеда и ужина.

18

Впрочем всякая излишняя нега из сего общества вовсе изгнана быть долженствует, поелику оное единственно в том намерении учреждено, чтоб молодых девиц порядочно и совершенно воспитать; следовательно, все тому противное весьма отрешается; противопоставляемая для девиц пища и всякое кушанье иметь быть самое здоровое и в таком количестве, чтоб для удовольствия всех было достаточно, и ничего съестного на поварню прежде не отпускать, пока прилежно одною из госпож надзирательниц или госпожею правительницею осмотрено не будет, о чем так, как и о прочем содержании, в особливых экономических наставлениях в своем месте пространнее показано будет.

19

Когда определенное число девиц наполнится и оные, как выше сказано, на четыре возраста разделятся, тогда для отличия каждого надлежит делать одежду особливого цвета, а именно: первого возраста девицам – кофейного или коричневого, второго – голубого, третьего сероватого, а четвертого – белого цветов, который возраст и качеством отличен будет.

20

Обыкновенное для учебных дней платье будет камлотное, а для воскресных и праздничных такого же цвета шелковое, по рассуждению госпожи начальницы, так, как и прочие уборы девиц на ее же волю оставляются.

21

Весьма нужно, чтобы девицы прогуливаясь в садах, питалися свежим и здоровым воздухом, особливо когда время к тому удобно; ибо ничто не пользует их здравие, того как скоро оное настанет, довольствоваться тем имеют; а в худое время в особливых к тому устроенных местах.

22

Для всего воспитываемого общества не меньше нужны невинные забавы, которые в удовольствие их стараться изыскивать, а от благорассмотрения госпожи начальницы зависит оные так учреждать, чтоб по склонностям и по времени изобретаемы были.

23

Между тем госпожи надзирательницы и учительницы от девиц хотя не отлучаются, однако ж отнюдь ни в чем не препятствуют, паче же при всех их непорочных играх и забавах являются, будто бы оных и не примечают…

25

Сколь скоро девицы в общество приняты будут, то с того часа до самого выступления их из оного как родители, так и прочие сродственники чрез все время пребывания их в воспитательном обществе от всякого о них попечения свободны.

26

Чтоб воспитание девиц с надлежащим порядком всегда происходило и отнюдь бы ни в чем препятствуемо не было в рассуждении обучения и прочих упражнений, то для сего родители посещать их могут только в назначенные дни с позволения госпожи начальницы, в присутствии самой или которой-нибудь из подчиненных е, а во время обучения в классах или других упражнений приходить им совсем не дозволяется.

27

Дабы спальные комнаты всегда были под непременным надзиранием, надлежит учредить каждый класс между покоями госпож надзирательниц и учительниц.

28

В оных комнатах, для впускания свежего воздуха весьма нужны и полезны отдушины и камины, что разумеется о временах, в которых окон отворять не способно. Також и топить должно с умеренностию и по термометру, ибо великая теплота и жар во всякое время здоровью вредительны, а наипаче во время сна…

30

Наконец, распределить должно и время, как долго девицам спать надлежит, смотря по различию лет их. Для сего первому детскому классу спать дозволить 9 часов, второму – 8, третьему – 7 ½, а четвертому – 6 ½ . и хотя все оне вставать должны в одно время, но спать ложиться по классам часом ранее.

31

Употребление мыльни нужно; почему и должно иметь оную для всех девиц и госпож начальниц. Поелику же сложение одной бывает противно сложению другой, то в сем случае надлежит полагаться на искусство и предписания определенных доктора и лекаря, когда и каким образом мыльни с пользою употребляемы быть могут и обыкновенным ли образом или с какою отменою.

32

Когда предписанные…средства к сохранению здоровья прилежно наблюдаемы будут, то  надеяться можно, что труды господ и лекаря, також и иждивение, употребляемое на лекарство, нарочито убавятся.

33

Однако ж для случающихся в сем обществе больных отведено будет особливое место, которое бы наиболее способствовало к облегчению их болезни, близ сада или имеющее положение к какому-либо другому увеселительному виду.

34

Как скоро которая из девиц действительно заболеет, то оная тотчас со всякою осторожностию туда относится и пользуется тамо во все время ее болезни с крайним рачением, не щадя ни трудов, ни иждивения… А прочие девицы ни под каким видом в оное место не допускаемы и отнюдь никакого сообщения с больными иметь не будут, наипаче если болезни таковы, что и к другим приставать могут…

35

Оным должно быть двоим, кои, наподобие швейцаров, живут подле ворот и никого ни в дом, ни обратно из оного не пропускают без особливого приказа от госпожи начальницы или в небытность ее госпожи правительницы.

36

Как скоро назначенной час ударит, то содержат они ворота на запоре и за замком, ибо за все сами ответствовать должны.*

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.