скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: История Болгара, города в Казанском крае

Об осаде укреплений. Укрепления они завоевывают следующим способом. Если встретится такая крепость, они окружают ее; мало того, иногда они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или на ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким способом, то бросают на него греческий огонь[22]; мало того, они обычно берут иногда жир людей, которых убивают, и выливают его в растопленном виде на дома; и везде, где огонь попадает на этот жир, он горит так сказать, неугасимо… А если они одолевают таким образом, и этот город или крепость имеет реку, то они преграждают ее или делают другое русло и, если это можно, потопляют это укрепление. Если же сделать этого нельзя, то они делают подкоп под укрепление и под землею входят в него в оружии…

Но когда они уже стоят против укрепления, то ласково говорят с его жителями и много обещают им с той целью, чтобы те предались в их руки; а если те сдадутся им, то говорят: «Выйдите, чтобы сосчитать вас согласно нашему обычаю». А когда те выйдут к ним, то татары спрашивают, кто из них ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топором…

Надо знать, что они не заключают мира ни с какими людьми, если те им не подчинятся, потому что они имеют приказ от Чингисхана, чтобы, если можно, подчинить себе все народы… замысел татар состоит в том, чтобы покорить себе, если можно, весь мир…»

Рубрук Вильгельм де – фламандский путешественник, монах. В начале 50-х гг. Х111 в. путешествовал по Крыму, Причерноморью, Поволжью и Монголии, побывал в ставке Батыя, Каракоруме – столице Монгольской империи. В 1254 г. отправился в обратный путь. Свои впечатления изложил в труде «Путешествие в восточные страны» (1255): «…Итак, выехав из Солдайи[23], на третий день мы нашли татар. когда я вступил в их среду, мне совершенно представилось, будто я попал в какой-то другой мир…

Об одеяниях и платье их знайте, что из Катайи [Китая] и других восточных стран, а также из Персии и других южных стран им доставляют шелковые и золотые материи, а также ткани из хлопчатой бумаги, в которые они одеваются летом. Из великой Булгарии и из многих других стран с северной стороны, которые им повинуются, им привозят дорогие меха разного рода, которых я никогда не видал в наших странах и в которые они одеваются зимою…

Эта река [Этиль] превосходит своею величиною все, какие я видел; она течет с севера, направляясь из Великой Булгарии к югу и впадает в некое озеро [Каспийское море]…

А эти булгары самые злейшие саррацины[24] крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой»/

Биляр был сильно разрушен 1236 г. и, хотя он впоследствии частично был отстроен, но утратил былую мощь и политическое положение. Болгар же, благодаря расположению недалеко от слияния Волги и Камы, вновь стал важным центром и не только для самой Болгарии, но и для новообразованной Золотой Орды. Он имел древние традиции богатой городской культуры и был удобным опорным пунктом для сохранения власти завоевателей в Восточной Европе.

По персидскому сочинению «Ферхег – намэ» известно название города Болгара как «Золотого трона» («Алтын тахт») золотоордынских ханов.

Таким образом, исторические источники свидетельствуют о том, что на первых порах, в период отсутствия своих городов, монгольские правители пользовались старыми, домонгольскими, центрами завоеванных земель. Примером этого в Среднем Поволжье служит Болгар.

К Х1V столетию принадлежит также сичинение Ибн Батуты, арабского путешественника. В 1334 г. он побывал в Золотой Орде, жил в ставке хана Узбека. «Я слышал, говорит Ибн Батута, разговоры о г. Булгар и захотел туда отправится чтобы поверить собственным глазам, что рассказывается о нем, узнать чрезвычайную продолжительность ночи в этом городе и продолжительности дня в другое время. Между Булгаром и кочевкою султана было расстояние на 10 дней пути». Ибн Батута сопровождаемый спутником, данным ему самим ханом, отправился в Булгар, пробыл там трое суток, убедился в продолжительности дня и собрал сведения об особенностях путешествия оттуда в землю Мрака. Больше, к сожалению, Ибн Батута о Булгаре ничего не сообщает.

В первой половине Х1V в. – в период могущества Золотой Орды – Болгар оставался центром болгарских земель, являясь одновременно одним из самых крупных городов в ордынских владениях на северо-западе.

Вследствие единства государственной религии (ислам), сходства литературного языка (поволжский тюрки) и многих элементов городской культуры Волжская Болгария была гораздо ближе Золотой Орде, чем некоторые не тюркские государства, например Русь. Исследователи отмечают, что в исламизации Орды видную роль сыграл Болгар.

Город Болгар в Х1V в. считался одним из лучших городов улуса Джучи. Ал-Омари, например, писал, что один из известнейших городов Золотой Орды – это Болгар. Факт чеканки джучинских монет в Болгаре от имени ханов Орды говорит о подчиненном положении этого города по отношению к центру – Сараю. В 30-х годах Х1V в. прекратилась монетная чеканка в Болгаре, а еще раньше – в Азаке и Крыму. Но болгарский денежный рынок в 1340-х годах еще сохранял некоторое своеобразие, связанное с чеканкой здесь до 1330-х годов местного дирмеха. В этом, возможно, проявились стремления к обособлению Болгара и его округи, которые усилились в последний период существования Золотой Орды.

Ходили в Волжскую Болгарию с походами и русские князья. Так, в 1370 г. Дмитрий Суздальский послал своего брата и сына с войском «на болгарского князя Асана» (в некоторых летописях Осан). Асан вышел к ним навстречу с челобитьем и дарами. Те приняли дары, а на княжение посадили «Салтана бакова сына». В 1376 великий князь Дмитрий Иванович и упомянутый Дмитрий Суздальский послали большое войско к Болгару. Болгары вышли из города навстречу русским, стреляли из «луков и самострелов, а инии гром пучащее с града, страшащее русское воинство; а инии выехоша на верблюдах, кони русские полошащее». Однако русские одолели. Князья Асан и Махмат Салтан били челом и выкуп за город 5000 рублей, а русские «дарагу» (даруга. – Р.Ф) и таможника посади на великого князя в Болгарах. Личности, упомянутые в летописях Асана и Махмата (Мамат, Маамат), «бакова сына», определены П.С. Савельевым: Асан – это малоизвестный Хасан хан, от имени которого чеканились монеты в Новом Сарае, бывший князем в Болгаре. Русские войска предприняли поход в Болгар по требованию Мамая для низвержения Хасана в пользу Махмата (Мухаммеда Булака).

Обратимся к некоторым деталям сообщений о событиях 1370-х годов, связанных с городом Болгаром. Известие «гром пучащее с града» представляет чрезвычайный интерес как первое упоминание огнестрельного оружия (очевидно, пищалей) не только в Волжской Булгарии, но и во всей Европе. Хотя вопрос о том, откуда взяли его булгары, остается открытым, но первое упоминание ими огнестрельного оружия свидетельствует о достаточно высоком уровне военного искусства, что выразилось и в создании мощных оборонительных укреплений.

В 60-х годах Х1V в. проявились некоторые стремления к обособлению Волжской Булгарии от Золотой Орды. В 1361 г. ордынский князь Булат-Тимур захватил Среднее Поволжье. Данный факт в ряде работ по истории Татарстана рассматривался как свидетельство полного разгрома Болгара и Болгарии или ее южных районов. Правильнее оценил его А.П. Смирнов: «Это нападение не сопровождалось разрушением Болгара, хотя несомненно, это город был взят и в какой-то мере пострадал, но у нас нет никаких оснований говорить о полном разрушении. Значительное число монет 60-х годов свидетельствует об интенсивной жизни Болгара в эту эпоху».

Проведем краткий анализ русских летописей, в которых содержаться сведения об этом событии 1361 г. Одни из них (Воскресенская, Никоновская, Рогожская, Симеоновская) сообщают следующее: «А Булат-Темир, князь ордынский, Болгары взял, и все грады на Волге и улусу поимал, и отня весь Волжский путь». Другие (Новгородская 1V, Софийская1, Летопись Авраамки), рассказывали о том же походе, не упоминая Болгара: «А Булат-Темир, князь ордынский, поима грады поволжские, волости вся». Конкретных сведений о разгроме болгарский городов ни одна летопись не содержит.

В конце 70-х годов Х1V столетия было временно восстановлено единство Золотой Орды. Все улусы Джучи, помимо Хорезма, снова были подчинены Сараю. Это единство еще более утвердилось в правление Тохтамыша. Некоторые русские источники называют его ханом Сарая и Болгара.

Последний поход на Болгар в Х1Vв. датируется 1395–1399 гг. Летописи сообщают, что суздальский князь Семен Дмитриевич, изгнанный великим князем Василием и нашедший убежище в Золотой Орде, пришел под Нижний Новгород и осадил его. С ним был и татарский царевич Ентяк во главе тысячного войска. Город был взят войском Ентяка и ограблен. В ответ на это русское войско под руководством великого князя взяло города Болгар, Жукотин, Казань и Керменчук и, воевав там три месяца, возвратились с большой добычей. Это событие упоминается под 1395 г. в Новгородская 1V, Софийская1 летописях, Русском хронографе, Западнорусских летописях, Никаноровской летописи, Сокращенных летописных сводах конца ХV в., Вологодско-Пермской летописи; под 1396 г. в Никоноровской летописи и Мазуринском летописце; под 1399 г. – в Троицкой, Софийской 11, Тверской, Воскресенской и Львовской летописях. В разных летописях имеются различные подробности этого похода. Одни из них добавляют, что Русь никогда еще «так далеко не воевала» татарскую (болгарскую) землю. Другие сообщают, что помимо названных, были взяты и другие города.

Таким образом, во второй половине Х1V в. для Волжской Булгарии и Болгара сложилась крайне неблагоприятная обстановка: бесконечные смуты в Золотой Орде и в связи с этим открытие дороги ушкуйникам, путь которых на Волгу после вятских лесов проходил по Каме через болгарскую землю, богатую городами и селениями. Не остались в стороне и русские князья. Такая обстановка оказала отрицательное воздействие на развитие экономики и на оборону Волжской Булгарии, особенно ее центральных земель и городов во главе с Болгаром. Болгар был не в состоянии дать необходимый отпор ни ушкуйникам, ни княжеским войскам. Западноевропейский путешественник И. Шильтбергер сообщал, что Едигей, прежде чем посадить на престол нового хана Пулата, «выступил в Болгарию, которая также им была завоевана».

Проходит только год, и русские летописи снова обращают внимание на события в Волжской Булгарии, что связано с походами ушкуйников и князей. Софийская 11 и Никоновская летописи сообщают, что новгородский посадник Анфал в 1409 г. с большими силами ходил на Болгар: сто насадов (судов) направилось по Каме, а полтораста – по Волге.

Под 1429 г. летописи описывают поход татар на Галич. Великий князь послал против них войско. Отряд под руководством Федора Пестрого и Федора Добрынского «угониша да их биша, татар и бесерман, и полон весь отняша». Это событие описывают Софийская1, Софийская11, Воскресенская, Вологодско-Пермская летописи, Пискаревский и Архангелогородский летописцы. Шпилевский под летописными «татарами» подразумевал болгар. По всей вероятности, он был прав. В 1431 г. Федор Пестрый совершил поход на болгар, «воева их и всю землю их отняша». Предпринятый по приказу Василия 11 поход Пестрого, как принято считать в историографии Волжской Болгарии, положил конец существованию Болгара. Роль политического, экономического и культурного центра края перешла к новому городу Казани.


Заключение

Современный Болгар – это обширное городище, окруженное валом и рвом длиной более 7 км, где расположены архитектурные памятники Х111 – Х1V веков, такие как «Соборная мечеть», три мавзолея, «Малый минарет», «Черная палата», бани – «Красная» и «Белая палаты» и многочисленные археологические объекты.

История Болгара – это страницы грандиозной Книги Памяти, в которой сконцентрирована история страны и народов в ней живущих. Многие известные историки и археологи не только были в Болгарах, но и занимались изучением его прошлого. Болгар был своего рода «визитной карточкой» средневековой истории Поволжья, символом истории края.

Земля булгар, далеких предков современных татар, сегодня стала местом паломничества и мусульманской святыней. Далеко с Волги видны силуэты белокаменных построек, навевающие воспоминания о великолепных восточных дворцах, мечетях, мавзолеях, когда-то украшавшие Великий Болгар. Это остатки древнего города Великие Булгары. Сегодня на территории древнего города село Болгары и обширное городище.

С наступлением погожих дней сюда приезжают туристы изо всех уголков мира. Каждого ждет встреча со своим Болгаром. Какой он Болгар?

Биографы государя пишут, что ко времени посещения Болгара Петром 1, на городище сохранялось около 70 каменных зданий; через 46 лет Екатерина 11 после посещения городища упоминает в письме графу Н. Панину об оставшихся 44 каменных строениях. Сегодня экскурсионный маршрут предполагает осмотр 9 памятников архитектуры Болгара. Однако будем благодарны судьбе и за эти сбереженные временем исторические места.

Сравнялись с землей умиротворявшие ряды могильных холмиков, восполнявшие пустоту пространства вокруг минарета после того, как потерялась в тревожной суете дней его спутница мечеть. Легко узнаваемый одинокий силуэт Малого минарета. Осталась легкость арочной плетенки входа в обрамлении пышного растительного ажура и загадка богато декорированной резной ниши.

Материалы об этом уникальном памятнике, несомненно являются исключительными в археологии нашего региона и количество публикаций о нем будет расти из года в год…



Использованная литература

1.   Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. «Великие Болгары», Татарское книжное издательство, 1983.

2.   Гарзавина А.В. «Знаменитые люди о Казанском крае» Казань: «Жиен» 2005 г. – 423 с.

3.   Давлетшин Г.М., Хузин Ф.Ш., Измайлов И.Л. «Рассказы по истории Татарстана» Казань: Магариф, 1994 г. – 271 с.

4.   «История и культура родного края» учебное пособие-хрестоматия. Казань. Магариф 1993

5.   Симашева Р.Р. «Болгарское городище музей под открытым небом»

6.   Фахрутдинов Р.Г. «Мелодия камней» Казань: Татарское книжное издательство 1986 г.

7.   Федоров-Давыдов Г.А. «Город Болгар. Очерки истории и культуры» Москва: Наука 1987 г.

8.   Хрестоматия по истории Татарстана: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2 томах. – Казань: ТаРИХ, 2003 – 479 с.

9.   Шпилевский С.М. «Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской Губернии». Казань, в университетской типографии 1877 г.


[1] Муэдзин священнослужитель, провозглашающий азан (призыв к молитве)

[2] Имам – глава мусульманской общины, обычно руководит общей молитвой в мечети

[3] Дирхем – старинная серебряная монета.

[4]Джарамсан - Река  Большой Черемшан

[5] Уран - река Урень

[6] Урам – река Урым

[7] Байнах – река Майна

[8] Ватыг – река Утка

[9] Нийасна -  река Неясловка

[10] Джавшыз – возможно, река Гаушерма в районе Чистополя.

[11] Ибн Фадлан под словом «цари» подразумевает князей

[12] т.е. от Хорезма в Средней Азии

[13] скверной, далее поясняет Ибн Фадлан, из-за условий хранения

[14] Халандж - береза

[15] Атыл - Волга

[16] Ховарезм – Хорезм, государство в Средней Азии со столицей в Ургенче

[17] Мера веса от 800 г до 1,5 – 2 кг.

[18] 1/6 дирхема. Дирхем около 3г серебра

[19] Мусульманские географы делили весь обитаемый мир на 7 широтных поясов, «климатов», иногда этот термин обозначал также большие географические области.

[20] Подушная подать немусульман, знак зависимости.

[21] Поземельный налог в мусульманских странах, взимавшийся  и с мусульман, и с иноверцев.

[22] Греческий огонь зажигательная смесь

[23] Солдайя – итальянское название города Судака, главного порта в Крыму в середине Х111 в.

[24] Сарацины (сарацины) здесь: народы, придерживающиеся другой, нехристианской, религии


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.