Курсовая работа: Исследование образа педагога дополнительного образования в сознании подростков по методике СОЧИ
2. Выготский Л. Педагогическая психология, - М.: Люкс, 2008. – 349 с.
3. Дельгадо Х. Мозг и сознание.- М.: Мир, 1971. - 264 с.
4. Денет. Д. Виды психики. На пути к пониманию сознания. Перевод с англ. А.Веретенникова. - М.: ,Идея-Пресс, 2004.-184с.
5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. Спб., 2001. - 554 с.
6. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.- М. Наука, 1986. – 176 с.
7. Илюхина В. Учитель глазами своих учеников//Начальная школа. №11(646) 1-15.06.2008.
8. Крысько В. Психология и педагогика. Курс лекций. 3-е изд. М.: Омега, 2005 .— 336 с.
9. Куликов Л.В. Психология сознания. – Спб.: Питер, 2001. - 480 с.
10. Лазарев B.C. Системное развитие школы. -М. Наука, 2002. – 207 с.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2004. – 352 с.
12. Личко А. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977. – 385 с.
13. Любимов В.В. Психология восприятия. Учебник. – М.: Эксмо-Пресс, 2007.- 472 с.
14. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. – М.: Речь, 2004. – 392 с.
15. Обухова Л. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.
16. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432с.
17. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых, Ленинградский педагогический университет, Спб. Химииздат, 2001.
18. Титкова Л.С. Математические методы в психологии. Владивосток. Издательство дальневосточного университета, 2002.
19. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. Основы специальной педагогики и психологии. Спб: Питер, 2005. - 304 с.
20. Хухлаева О.В. Психология подростка. 3-е изд.- М.: ACADEMIA, 2008. – 160 с.
21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики. – 2005, - 349 с.
22. Щвецов А.Е., Швецова Е.В. Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие– Тамбов.: Издательство ТГТУ, 2003. – 80 с.
23. Юнг К. Г. Психологические типы. – М.: АСТ; 2008 г. - 761 с.
Протокол №2
Ф.И. – Фролов Б.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученик 5-в класса СОШ. Другие данные – 11 лет, живет с родителями, не участвует во внеклассных организациях, ударник.
№ п/п |
Определения |
Группа характеристик |
Модальность |
1 |
Учительница |
к, феминная |
= |
2 |
Ведет кружок |
д |
= |
3 |
Не ставит оценок |
д |
= |
4 |
Не очень строгая |
с |
= |
5 |
Мало рассказывает на уроке |
д, с |
- |
6 |
Показывает, как делать подделки |
д, с |
+ |
7 |
Общается с другими учителями |
с |
= |
8 |
Ее работа легче, чему других учителей |
д |
= |
9 |
Тихая |
и |
= |
10 |
Задумчивая |
п |
= |
11 |
Немолодая |
к |
= |
12 |
Многое умеет делать |
д, и |
+ |
13 |
Знает другие языки |
д, и |
+ |
14 |
Серьезная |
п |
= |
15 |
Умная |
и |
+ |
16 |
Организовывает походы |
д |
= |
17 |
Уделяет больше внимания |
с, в |
+ |
18 |
Редко повышает голос |
с |
+ |
19 |
Меньше задает |
с |
= |
20 |
Любит отличников |
с, э |
= |
Приложение 2
Протокол №3
Ф.И. – Макарова В.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученица 6-г класса СОШ. Другие данные – 12 лет, живет с матерью, посещает внеклассные занятия, ударница.
№ п/п |
Определения |
Группа характеристик |
Модальность |
1 |
Педагог, работает дополнительно |
к, д |
= |
2 |
Умный |
и |
+ |
3 |
Старательный |
в |
+ |
4 |
Эрудированный |
и |
+ |
5 |
Трудолюбивый |
д |
+ |
6 |
Хороший рассказчик |
с |
+ |
7 |
Чуткий |
э |
+ |
8 |
Внимательный |
в, э |
+ |
9 |
Усталый |
п |
- |
10 |
Похож на родителей |
п |
= |
11 |
Разбирается в разных науках |
и |
+ |
12 |
Помогает с домашним заданием |
д, с |
+ |
13 |
Дает советы |
с |
+ |
14 |
Может быть строгим |
с |
= |
15 |
Не имеет своей семьи |
п |
= |
16 |
Делает творческие выставки учеников |
д, с |
+ |
17 |
Справедливый |
с |
+ |
18 |
Гордится работой |
д, п |
+ |
19 |
Не оскорбляет учеников |
с |
+ |
20 |
Не жалуется родителям |
с |
= |
Приложение 3
Протокол №4
Ф.И.– Степанов Г.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученик 6-а класса СОШ. Другие данные – 12 лет, живет с родителями, посещает спортивную секцию, успеваемость удовлетворительная.
№ п/п |
Определения |
Группа характеристик |
Модальность |
1 |
Не очень старательный учитель |
д |
- |
2 |
Обучает легким предметам |
д, с |
= |
3 |
Ленив |
д |
- |
4 |
Неинтересно рассказывает |
д, с |
- |
5 |
Строгий |
с |
= |
6 |
Завышает оценки отличникам |
с |
- |
7 |
Рассеянный |
п |
- |
8 |
Любит тихих учеников |
с, э |
= |
9 |
Устраивает выставки |
д |
= |
10 |
Невнимателен |
в, э |
- |
11 |
Завидует другим учителям |
э |
- |
12 |
Организовывает самодеятельность |
д |
+ |
13 |
Часто берет больничный |
п |
= |
14 |
Редко хвалит |
с |
= |
15 |
Жалуется другим учителям |
с |
= |
16 |
Несмелый |
д, э |
- |
17 |
Забывчивый |
п |
- |
18 |
Немолодой |
к |
= |
19 |
Хитрый |
э |
- |
20 |
Не общительный |
с |
- |
Приложение 4
Протокол №5
Ф.И. – Кириллова Д.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученица 7-а класса СОШ. Другие данные – 12 лет, сирота, воспитывается в интернате, математический кружок, ударница.
№ п/п |
Определения |
Группа характеристик |
Модальность |
1 |
Работает после занятий |
д |
= |
2 |
Помогает углубленно изучать предметы |
д, с |
+ |
3 |
Ведет кружок или группу |
д |
= |
4 |
Умен |
и |
+ |
5 |
Много знает |
и |
+ |
6 |
Хорошо обучает |
д, с |
+ |
7 |
Образован |
п, и |
= |
8 |
Помогает советами |
с |
+ |
9 |
Может служить примером |
с |
+ |
10 |
Терпелив |
в |
+ |
11 |
Трудолюбив |
д |
+ |
12 |
Вынослив |
в |
+ |
13 |
Имеет силу воли |
в |
+ |
14 |
Проявляет творческий подход |
д, и |
+ |
15 |
Энергичен |
п |
+ |
16 |
Активен |
п |
+ |
17 |
Использует новые методы |
д |
+ |
18 |
Честный |
в, э |
+ |
19 |
Не любит лентяев |
с, э |
= |
20 |
Оптимист |
в, э |
+ |
Приложение 5
Протокол №6
Ф.И. – Алексеев И.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученик 7-д класса, гимназии. Другие данные – 12 лет, живет с бабушкой, посещает компьютерный кружок, отличник.
№ п/п |
Определения |
Группа характеристик |
Модальность |
1 |
Наставник |
к, мускулинная |
= |
2 |
Умелый |
и |
+ |
3 |
Много знающий |
и |
+ |
4 |
Целеустремленный |
в |
+ |
5 |
Серьезный |
п |
= |
6 |
Строгий |
с |
= |
7 |
Справедливый |
с |
+ |
8 |
Благородный |
с, в |
+ |
9 |
Очень занят |
п |
= |
10 |
Часто устает |
п |
= |
11 |
Увлечен работой |
д, э |
+ |
12 |
Небезразличен |
э |
+ |
13 |
Может поддержать |
э |
+ |
14 |
Старший друг |
к |
+ |
15 |
Молодой |
к |
= |
16 |
Положительный |
к, с |
+ |
17 |
Творческий |
и |
+ |
18 |
Знает иностранные языки |
и |
+ |
19 |
Работает на нескольких должностях |
д |
= |
20 |
Отстаивает свою точку зрения |
в, с |
+ |
Приложение 6
Протокол №7
Ф.И. – Романова К.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученица 7-б класса, ООШ. Другие данные – 13 лет, живет с родителями, не посещает дополнительные занятия, успеваемость удовлетворительная.
№ п/п |
Определения |
Группа характеристик |
Модальность |
1 |
Организатор внеклассных занятий |
д |
= |
2 |
Учитель-практик |
к, мускулинная |
= |
3 |
Много знает |
и |
+ |
4 |
Обладает широким кругозором |
и |
+ |
5 |
Компетентен |
и, с |
+ |
6 |
Не всегда интересен |
с |
- |
7 |
Не интересуется мнением учеников |
с |
- |
8 |
Непостоянен |
э |
- |
9 |
Тщеславен |
э |
- |
10 |
Творческая личность |
и |
+ |
11 |
Хороший рассказчик |
д, с |
+ |
12 |
Плохой слушатель |
с |
- |
13 |
Невнимателен |
в, э |
- |
14 |
Делает поблажки |
с |
= |
15 |
Иногда замещает других преподавателей |
д |
= |
16 |
Действует быстро |
д |
= |
17 |
Не поощряет учеников |
с |
- |
18 |
Непунктуален |
п |
- |
19 |
Приветлив |
э |
+ |
20 |
Пассивен |
п |
- |
Протокол №8
Ф.И. – Дмитриев Л.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученик 7-г класса, ООШ. Другие данные – 13 лет, живет с родителями, занимается в группе самодеятельности, ударник.
№ п/п |
Определения |
Группа характеристик |
Модальность |
1 |
Учитель не специальных предметов |
к, мускулинная |
= |
2 |
Учит рукоделию, творчеству |
д |
+ |
3 |
Разбирается в психологии |
д, и |
+ |
4 |
Современен |
п |
+ |
5 |
Энергичен |
п |
+ |
6 |
Умен |
и |
+ |
7 |
Предъявляет повышенные требования |
с |
- |
8 |
Бывает строг |
с |
= |
9 |
Непонятно рассказывает |
с, д |
- |
10 |
Активен |
п |
+ |
11 |
Общителен |
с |
+ |
12 |
Располагает к себе |
с, э |
+ |
13 |
Авторитет |
с |
+ |
14 |
Имеет хобби |
п |
+ |
15 |
Весел |
э |
+ |
16 |
Чаще молод |
к |
= |
17 |
Умеет дисциплинировать |
с, в |
+ |
18 |
Много читает |
и, п |
+ |
19 |
Путешествует |
п |
= |
20 |
Занимается спортом |
п |
= |
Приложение 8
Протокол №9
Ф.И. – Павлова М.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученица 7-а класса, ООШ. Другие данные – 14 лет, живет с отцом, полусирота, не посещает внеклассные занятия, неуспевающая.
№ п/п |
Определения |
Группа характеристик |
Модальность |
1 |
Женщина |
к, феминная |
= |
2 |
Учительница |
к, феминная |
= |
3 |
Строгая |
с |
= |
4 |
Преподает в кружке |
д |
= |
5 |
Не умеет рассказывать |
д, с |
- |
6 |
Раздражительна |
э |
- |
7 |
Нетерпелива |
э, в |
- |
8 |
Несимпатичная |
п, т |
- |
9 |
Плохо одета |
п |
= |
10 |
Менее сообразительна, чем другие учителя |
и |
- |
11 |
Не любит свою работу |
д |
- |
12 |
Заносчивая |
э |
- |
13 |
Не очень требовательная |
с |
= |
14 |
Не опаздывает |
п |
+ |
15 |
Не попускает занятия |
п |
+ |
16 |
Чаще занимается с отличниками |
д |
- |
17 |
Подменяет других учителей |
д |
= |
18 |
Повышает квалификацию |
д |
+ |
19 |
Медлительная |
п |
= |
20 |
Серьезная |
п |
= |
Приложение 9
Протокол №10
Ф.И. – Федоров Н.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученик 7-д класса, ООШ. Другие данные – 14 лет, живет с родителями, посещает дополнительные занятия по геометрии и истории, ударник.
№ п/п |
Определения |
Группа характеристик |
Модальность |
1 |
Руководитель кружка внеклассных занятий |
к, д |
= |
2 |
Очень образован |
и |
+ |
3 |
Начитан |
и |
+ |
4 |
Эрудирован |
и |
+ |
5 |
С развитым мировоззрением |
и |
+ |
6 |
Интересуется психологией и философией |
и |
+ |
7 |
Амбициозен |
э |
= |
8 |
Педантичен |
п |
= |
9 |
Серьезен |
п |
= |
10 |
Обладает силой воли |
в |
+ |
11 |
Проявляет научный подход |
и, д |
+ |
12 |
Умеет анализировать |
п |
+ |
13 |
Грамотен как пользователь ПК |
и, с |
+ |
14 |
Знает иностранный язык |
и |
+ |
15 |
Обладает хорошими манерами |
с |
+ |
16 |
«Растет» карьерно |
д |
= |
17 |
Интересно преподает |
д, с |
+ |
18 |
Требователен |
с |
= |
19 |
Спокоен |
п |
= |
20 |
Справедлив |
с |
+ |
Приложение 10
Протокол №11
Ф.И. – Гаврилова О.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученица 9-з класса, ООШ. Другие данные – 15 лет, живет с родителями, занимается в музыкальной школе, успеваемость удовлетворительная.
№ п/п |
Определения |
Группа характеристик |
Модальность |
1 |
Учитель |
к, мускулинная |
= |
2 |
Или социальный работник |
к |
= |
3 |
Умелый |
и |
+ |
4 |
Компетентный |
и, с |
+ |
5 |
Интеллектуал |
и |
+ |
6 |
Разбирается в психологии |
и |
+ |
7 |
Современен |
п |
+ |
8 |
Интересный собеседник |
с, э |
+ |
9 |
Новатор |
к |
+ |
10 |
Не ханжа |
к |
+ |
11 |
Приветливый |
э |
+ |
12 |
Веселый |
э |
+ |
13 |
Энергичный |
п |
+ |
14 |
Увлеченный |
э, п |
+ |
15 |
Опытный |
п |
+ |
16 |
Трудолюбивый |
д |
+ |
17 |
Усердный |
в |
+ |
18 |
Творческая натура |
и |
+ |
19 |
Активный |
п |
+ |
20 |
С сильным характером |
в |
+ |
Протокол №12
Ф.И. – Протасов П.
Дата тестирования – 10 июня 2008 года.
Класс – ученик 9-б класса, ООШ. Другие данные – 15 лет, живет с родителями, занимается в кружке технического образования, ударник.
№ п/п |
Определения |
Группа характеристик |
Модальность |
1 |
Лидер для учеников |
к, с |
= |
2 |
Сильный |
в |
+ |
3 |
Компетентный |
и, с |
+ |
4 |
Чрезмерно требовательный |
с |
- |
5 |
Тщеславный |
э |
- |
6 |
Карьерист |
д |
= |
7 |
Хитрый |
э |
- |
8 |
Целеустремленный |
в |
+ |
9 |
Энергичный |
п |
+ |
10 |
Много работает |
п, д |
+ |
11 |
Может заинтересовать учеников |
с |
+ |
12 |
Хороший психолог |
с, к |
+ |
13 |
Эрудирован |
и |
+ |
14 |
Разбирается в политике |
п, и |
+ |
15 |
Волевой |
в |
+ |
16 |
Угнетает слабых учеников |
с, в |
- |
17 |
Выделяет любимцев |
с, э |
- |
18 |
Пунктуален |
п |
+ |
19 |
Уверен в себе |
э, в |
+ |
20 |
Не эмоционален |
э |
= |
Тексты раздаточных заданий методики СОЧ(И)
Задание 1:
Представьте себе, что Вы встретились с человеком, хорошо владеющим русским языком, но не знающим только одного понятия - "педагог дополнительного образования", и только Вы можете объяснить ему значение этого слова. Для того, чтобы у него сложилось наиболее точное и полное представление об этом педагоге, требуется дать ему не более (но и не менее) 20 определений этого понятия. Это могут быть простые или сложные снова, развернутые определения, состоящие из нескольких слов, но в любом случае каждое определение должно раскрывать только одно свойство. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности или важности, правильности или неправильности. Пишите быстро, поскольку Ваше время ограничено. Итак, 20 определений...
Задание 2:
Перед Вами нарисованы пять различных фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Представьте себе, что это не фигуры, а "портреты" различных людей – педагогов дополнительного образования, в них передана внутренняя сущность этих людей.
Посмотрите на эти "портреты " и найдите тот, который больше других похож на Ваш образ педагог дополнительного образования. Запишите в строке "Результат" номер, которым обозначена выбранная Вами фигура. Снова посмотрите на "портреты "и из оставшихся четырех снова выберите тот, который более других похож на Ваш образ и запишите в строке "Результат" его номер. Повторите эту процедуру до конца, включая пятый "портрет"- того, кто меньше всего или совсем не похож на Ваш образ педагога.