скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Исследование гендерных стереотипов и моделей поведения в конфликтных ситуациях

У мужчин на сегодня «женственность» и «власть» находятся на достаточно близких позициях, что говорит о признании мужчинами того факта, что женщина обладает властью, находится во власти и может стремиться к обладанию властью. Незначительные изменения во взглядах мужчин о предназначении женщин говорят о переплетении, сочетании традиционных взглядов с современными; о признании женских возможностей и мужских слабостей.

Таким образом, понятия «гендер» и «стереотип», несмотря на свою устойчивость, не являются неизменными во времени некоторые из качеств заменяют друг друга, но в то же время остаются и традиционные качества, приписываемые мужчинам и женщинам, и сегодня они особенно высоко оцениваются.

При этом в женском самосознании появились новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, то есть обладать некоторыми свойствами, которые традиционно составляли монополию мужчин.

Неоднозначен стал и образ мужчины. Раньше ему предназначалось быть сильным, агрессивным, а сегодня он должен быть умным, властным, красивым. То есть начинают цениться качества, которые считаются признаками женственности.

В связи с этим некоторые ученые говорят об угрозе феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Но это не совсем так. Социальные сдвиги, трансформация общества вызывают перемены в гендерных стереотипах, которые сегодня становятся менее отчетливыми и полярными, что идет на пользу как самим мужчинам и женщинам, так и всему обществу.

Хотя, попытка смены традиционных гендерных ролей приводит к проблеме отсутствия новых ценностных ориентиров для мужчин и женщин.

Например, в обществе Казахстана некоторые новые ценности, такие, как равноправие, плохо согласуются с патриархатными стереотипами относительно роли мужчины и женщины в обществе.

В любом обществе рано или поздно возникает необходимость пересмотра, изменения традиционных стереотипов, так как полностью отказаться от них невозможно.

У. Липпман, объяснял это тем, что «любое посягательство на стереотип представляется посягательством на основы мироздания». Именно поэтому смена, пересмотр традиционных гендерных стереотипов должны сопровождаться, как это ни парадоксально звучит, созданием новых стеореотипов.

В чем же негативная роль стереотипов?

По мнению ученых, стереотипы сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности мужчин и не пригодны для воспитания мальчиков. Стереотипы вредны, так как люди их не принимающие подвергаются общественному осуждению; те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие.

Дж. Плек, например, даже придерживается мнения, что, за исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не следует дифференцировать по характеру социальных ролей.

Стереотипы могут также играть роль увеличительного стекла, еще больше подчеркивая различия между полами.

Также известен факт разной интерпретации и оценки одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежал участник события.

Эффект гендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине – водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!» Здесь проявляется эффект пристрастного отношения к той группе, к которой принадлежит оценивающий.

Вильямс и Бест установили, что женщины неизменно демонстрировали по отношению к женщинам, чем-то, которое демонстрировали по отношению к женщинам мужчины, а мужчины в свою очередь также неизменно демонстрировали более позитивное, чем женщины, отношение к мужчинам.

Следующий отрицательный эффект гендерных стереотипов это торможение развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.

Считается, например, пишет Обозов, что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидят, она может и поплакать. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов.

Для лиц мужского пола прослезиться значит нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться фемифобия, т.е. страх перед проявлением у себя женственности. У взрослых мужчин проявление этого страха может быть обусловлено представлениями о том, что гомосексуализм присущ мужчинам с чертами женственности. Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то незачем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других. В результате природные различая между полами еще больше увеличиваются.

Несомненно, что господствующие иные полоролевые стереотипы причиняют вред обоим полам. Вместе с образом непрактичного и безответственного человека, который мужчины молчаливо принимают, они безропотно соглашаются и с доминированием женщин в домашнем быту.

На первый взгляд, сверхактивность и сверхзаботливость женщин освобождают мужчин от беспокойства о семье и от домашней работы. Но если взглянуть глубже, то такое охранительное поведение женщин воспитывает в характере мужчин свойство зависимости и не дает им почувствовать в себе уверенность, смелость, самоуважение, столь необходимые для того, чтобы противостоять давлению могущественных сил в других сферах общественной жизни.

В результате мужчины, которых описанные выше отношения женщин как бы уподобляют детям, оказываются не в состоянии ни сопротивляться неблагоприятным социальным условиям, ни работать в полную силу в своей собственной профессии. И вся власть мужчин в обществе на деле оказывается столь же иллюзорной и хрупкой, как и их власть и превосходство над женщинами.

Гендерные стереотипы могут изменяться в зависимости от социальных, экономических или политических изменений, но этот процесс происходит достаточно медленно. Стереотипы усваиваются очень рано, и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся. Как правило, человек не осознает или не хочет осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. Предрассудки складываются на основе искаженной или неполной информации.

В настоящее время, с одной стороны, многие предрассудки относительно женщин ослабевают, с другой - появляются новые. Говоря об источниках предрассудков, прежде всего, называют неравный статус: предрассудки помогают оправдывать экономическое и социальное превосходство тех, у кого в руках богатство и власть. Предрассудки и дискриминация находятся в отношениях взаимной поддержки: дискриминация поддерживает предрассудок, а предрассудок узаконивает дискриминацию.

1.2 Поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях

Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (А.Я. Анцупов, М. В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С. Сулимова, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зиммель и др.) Психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности. Каждая в той или иной мере присутствует в индивиде. Зато существует мужское и женское поведение, которое с ранних лет взращивают в ребенке.

Достаточно много моделей поведения, если не все, закладываются в раннем детстве. И. Таннен, наблюдая за стилями и формами общения мальчиков и девочек, вывела несколько интересных закономерностей, которые можно экстраполировать на поведение взрослых мужчин и женщин. Естественно, это не значит, что абсолютно все мальчики и девочки используют заложенные в детстве программы общения. Различий в стилях общения мальчиков и девочек много. Есть, однако, два основных, из которых вытекают все прочие:

1).Девочки сконцентрированы больше на важности общения, а мальчики на статусе общения.

2).Для девочек важен сам процесс общения, тогда как для мальчиков – его результат. Как следствие, девочки предпочитают избегать тех игр, в которых одна из них может быть лучше другой, и склонны выбирать те, в которых они все на равных. Они с большим удовольствием играют в маленьких группах или с одной лучшей подругой. Ведь именно при таком «камерном» общении можно наладить близкие дружеские отношения, поделиться секретами, обменяться впечатлениями. С раннего детства девочки знают, что если они будут звучать слишком самоуверенно, то не будут пользоваться успехом в своем кругу. Поэтому они учатся говорить таким образом, чтобы сбалансировать собственные интересы с интересами партнеров по общению.

Мальчики обычно играют в больших группах и не со всеми обращаются как с равными. Они подчеркивают, а не скрывают свой статус, как девочки. В своих группах они обязательно выделяют одного или нескольких лидеров. Причем все члены группы воспринимают это как должное и с удовольствием выполняют приказы своего вожака. Бывают, естественно, ситуации, когда в группе появляется неформальный лидер, который включается в борьбу за власть, что тоже нормально воспринимается всеми остальными. Фокусируясь на достижении результата, мальчики учатся говорить таким образом, чтобы отстаивать в первую очередь свои интересы. Ожидания же от общения во взрослой среде уже другие. Так уж получилось, что мир мужчин принимает «только свою единственно правильную модель поведения», игнорируя модель поведения женщин.

М. Дейч, исследуя менеджеров-мужчин и менеджеров-женщин, установил несколько закономерностей, как то:

- Женщины-менеджеры чаще имеют и демонстрируют реактивные, пассивные и неопределенные типы конфликтного поведения.

- Мужчины-руководители обычно придерживаются активного, реактивного и потенциально активного типов <поведения в <конфликтной ситуации.

При этом мужчины-руководители высшего управленческого уровня при разрешении служебных конфликтов чаще прибегают к тактике состязательности, низшего управленческого уровня - к тактике примирения интересов.

Различия в приспособлениях к изменяющимся условиям конфликтной ситуации заключаются в том, что у мужчин-руководителей они менее выраженные, у женщин-руководителей более совершенные. Женщины-менеджеры намного глубже мужчин-менеджеров реагируют на служебные конфликты, сильнее и тяжелее переживают социальные, семейные и личные конфликты.

Выявлено, что во всех конфликтных ситуациях, возникающих в семейном и домашнем кругу, женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов. У мужчин данная тенденция выражена слабо. В конфликтах мужчины чаще прибегают к инвективной лексике, «крепким» выражениям, ругательствам и нецензурной брани, а женщины скорее готовы заплакать. Однако со временем реакция изменяется и у некоторых женщин-руководителей (особенно у более опытных и старших по возрасту), проявляется та же тенденция, что и у мужчин, - к «крепким» выражениям.

Установлено, что эмоционально-ориентированные формы с возрастом утрачивают популярность, сохраняя высокую частоту использования лишь у 10 лиц с ярко выраженной фемининностыо, а проблемно-ориентированные формы конфликтного поведения, напротив, используются чаще, но их применение сильно зависит от рода проблем, с которыми сталкивается субъект. Показано, что не только возраст влияет на выбор той или иной формы противостояния конфликтным ситуациям,- не меньшую роль играет и принадлежность человека к большому и малому социуму - этнической группе и социальному слою, принятие им определенной социальной роли, а также приобретенный социальный опыт.

Обнаружено, что женщины ожидают и переживают неприятности, связанные с конфликтными ситуациями, значительно чаще, чем мужчины; последние предпочитают активное воздействие на проблемно-конфликтные ситуации, тогда как женщины - эмоционально-экспрессивные формы воздействия; в конфликтных ситуациях женщины средних лет и более старшего возраста чаще ориентируются на поддержку семьи, а не друзей; последнее более характерно для мужчин и молодых женщин. В процессе конфликта женщины чаще вспоминают прошлые обиды, «старые грехи» и ошибки, допущенные в прошлом. Мужчины же в конфликтной ситуации нечасто вспоминают прошлые промахи, а больше придерживаются проблемы, из-за которой произошел конфликт.

Показано, что при разрешении конфликтов женщины-руководители больше ориентируются на чужое мнение и прислушиваются к нему, что придает большую значимость роли посредника в разрешении конфликта с участием женщин.

Мужчины-руководители выбирают посредника по его деловым и статусным параметрам без учета внешних данных, а женщины-руководители придают значение и внешности посредника.

Отмечаются взаимосвязи между выбираемыми руководителями и персоналом стратегиями конфликтного взаимодействия и половыми, гендерными особенностями. Поведение мужчин-руководителей в конфликтах во многом зависит от пола оппонента и меняется в зависимости от него. Женщинам при реализации своих первоначальных задач свойственна более выраженная установка на активизацию других людей, чем мужчинам, которые в аналогичной ситуации чаще склоняются к более пассивному поведению. Мужчины более четко рассматривают и различают конфликтные ситуации, чем женщины, и дифференцируют свое поведение в зависимости от сферы конфликта.

Получены данные о том, что женщины-менеджеры чаще используют личностно-эмоциональную и деловую сферу разрешения конфликтов, тогда как мужчины-менеджеры - инструментальную и деловую.

При преодолении конфликтов у мужчин-руководителей более явно в отличие от женщин-руководителей выражены конкуренция и особенно компромиссы. У женщин-руководителей - сотрудничество и приспособление. Стратегия избегания (уклонения) используется в одинаковой степени часто и мужчинами, и женщинами-руководителями.

Склонность личности к конфликтным взаимодействиям может быть связана не только с возрастом, определяющим выбор той или иной формы противостояния конфликтным ситуациям, но и профессиональным стажем, характером профессиональной деятельности, принадлежностью человека к мужской или женской половой группе, к большому или малому социуму - этнической группе и социальному слою, принятию им определенной социальной роли, а также с социальным опытом в целом.

Р.А. Березовская, И.В. Грошев пишут: «Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты».

Ильин пишет: «Женщины испытывают подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Эта реакция приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору. Мужчины наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируюсь на чем-то другом, например, осуществляя физическую активность, чтобы таким способ разрядить возникшее негативное напряжение.

И.В. Грошев тоже выявил, что мужчины и женщины по-разному разрешают конфликтные ситуации, возникающие в семейном и домашнем кругу. Женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов. Мужчины в этой ситуации чаще прибегают к «крепким» выражениям и ругательствам, а женщины скорее готовы заплакать.

М.А. Круглова, изучая стратегии поведения при психологической защите, выявила, что у женщин разрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия или миролюбие) минимален, в то время как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие выражено у них значительно меньше чем у женщин.

Чуйкова Ю.М. пишет, что при преодолении конфликтов у мужчины больше выражены, чем у женщин, соперничество и особенно компромиссы, а у женщин - приспособление и сотрудничество. Стратегия избегания по ее данным выражена и у мужчин и у женщин одинаково.

Половые различия в производственных конфликтах, по данным Грошева, выражаются в следующем: мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с трудовой деятельностью. Для женщин характерна тенденция к большей частоте конфликтов в связи с их личными потребностями.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.