скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Использование нормативного метода при принятии управленческого решения

Анализ факторов непосредственного окружения говорит о том, что положение предприятия на рынке характеризуется устойчивостью в связи с наличием позитивного сотрудничества с потребителями, поставщиками и конкурентами. Необходимо отметить, что при правильном учете факторов непосредственного окружения все они могут оказать благоприятное воздействие на деятельность предприятия.

Выше говорилось о том, что в центре внимания при рассмотрении внешней среды предприятия находятся конкуренты. Проанализируем конкурентную среду ЗАО «Белгородский цемент».

Как уже было сказано выше, ЗАО «Белгородский цемент» входит в состав холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», который является крупнейшим отечественным холдингом, специализирующийся на производстве и реализации цемента, мощности которого достигают 33 млн. т. в год.

В состав холдинга входят еще 14 цементных заводов:

·     «Мальцовский портландцемент» (Брянская обл.),

·     «Михайловцемент» (Рязанская обл.),

·     «Липецкцемент» (Липецкая обл.),

·     «Савинский цементный завод» (Архангельская обл.),

·     «Невьянский цементник» (Свердловская обл.),

·     «Катавский цемент» (Челябинская обл.),

·     «Кавказцемент» (Карачаево-Черкесия),

·     «Осколцемент» (Белгородская обл.),

·     «Пикалевский цемент» (Ленинградская обл.),

·     «Подгоренский цементник» (Воронежская обл.),

·     «Ульяновскцемент» (Ульяновская обл.),

·     «Жигулевские стройматериалы» (Самарская обл.),

·     «Краматорский цементный завод «Пушка» (Украина, Донецкая обл.),

·     «Балцем» (Украина, Харьковская обл.).

Естественно, что между продукцией этих цементных заводов идет жесткая конкуренция, которая определяется их различной технической оснащенностью, поскольку от нее зависит как качество цемента, так и цены на него.

Основными конкурентами ЗАО "Белгородский цемент" являются ОАО «Осколцемент», ОАО «Мальцовцемент» и ОАО «Себряковцемент». Проведем анализ конкуренции, результатом которого будет выявление сильных и слабых сторон предприятий – конкурентов (табл. 3.8).

Таблица 3.8

Сильные и слабые стороны предприятий – конкурентов

КОНКУРЕНТЫ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
ОАО «Осколцемент» Белгородская область, г. Старый Оскол

-           Более высокая производственная мощность;

-           Нет затрат на добычу сырья, т.к. предприятие работает на вскрыше Стойленского ГОКа;

-           Менее энергоемкое оборудование.

-           Неравномерный химический состав используемого сырья;

-           Отсутствие клинкерных складов замедляет процесс производства цемента;

-           Цех тарирования не отвечает требованиям;

-           Низкая скорость погрузки ж\д вагонов.

ОАО «Мальцовцемент» Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино

-           Географически ближе к строительному комплексу Москвы;

-           Ниже цена;

-           Более мощная производственная мощность.

-           В 1986 г. попал в зону Чернобыля;

-           Активность клинкера не позволяет выпускать цемент более высокой марки, чем ПЦ 500;

-           Проблемы с экспортом, т.к. цемент не соответствует европейскому стандарту (EN- 196).

ОАО «Себряковцемент» Волгоградская область, г. Михайловка

-           Большая печь полусухого способа производства, а значит меньше затрат на энергию;

-           Природная влажность сырья меньше;

-           Более высокая производственная мощность.

-           Удален от крупных городов, и, следовательно, и от основных рынков сбыта;

-           Полусухой способ дает большие затраты на ремонт и эксплуатацию оборудования.

Как было сказано выше, одним из основных конкурентов на рынке Европейской части России и основным конкурентом на рынке г. Белгорода и области является предприятие «Осколцемент». Преимуществом Оскольского завода является то, что он более новый, а, следовательно, более современный, а значит, оборудование имеет меньший износ и технология производства более современна (сухой способ). На заводе установлена финская упаковочная линия, позволяющая свести на нет потери при тарировании. Качество цемента производимого в Старом Осколе не выше Белгородского, но проигрывает в цене. Старооскольский завод в 1,5 раза мощней Белгородского.

Также наиболее близким и сильным конкурентом ЗАО «Белгородцемент» является ОАО «Липецкцемент», г. Липецк.

Таким образом, ЗАО «Белгородский цемент» довольно сильный конкурент ОАО «Осколцемент» и ОАО «Липецкцемент», это в большей степени обусловлено экспортом цемента, что, тем не менее, не опровергает сильную позицию предприятия.

В табл. 3.9 указаны доли и емкость как ЗАО «Белгородский цемент», так и его основных конкурентов.

Таблица 3. 9

Доли и емкость предприятий на цементном рынке России

Предприятие

Производство цемента

за 2004 г. (тыс. т.)

Доля в общем объеме, %
ЗАО «Белгородский цемент» 1712, 7 4, 54
ОАО «Осколцемент» 2218, 8 5, 88
ОАО «Мальцовцемент» 3591, 3 9, 5
ОАО «Себряковцемент» 1614, 0 4, 28
ОАО «Липецкцемент» 1487, 0 3, 9
Другие предприятия 27162, 5 72, 06
ВСЕГО 37690, 1 100


Для наглядного изображения построим диаграмму.

Рис. 3. 3. Доли предприятий на цементном рынке России

Характеризуя внешнюю среду предприятия, необходимо также проанализировать сбытовую деятельность предприятия.

ЗАО «Белгородский цемент» относится к трем ведущим предприятиям-экспортерам, обеспечивающих более 70% общероссийских поставок.

Крупнейшие предприятия-экспортеры цемента:

·     ОАО «Спасскцемент»

·     ЗАО «Белгородский цемент»

·     ОАО «Новоросцемент»

Основные страны-получатели цемента: Китай, Украина, Испания, Казахстан, Венгрия.

Выгодное географическое расположение предприятия (42 км от российско-украинской границы) позволяют успешно проводить экспортно-импортные операции. Кратчайший путь к портам Азовского и Черного морей, в Европу транзитом через Украину дает возможность экспортировать свою продукцию с наименьшими затратами по доставке партнерам. Налаженные производственные связи с экспедиторскими фирмами и портами дают нам возможность доставлять продукцию по требованию партнеров по всему миру.

Специалисты отдела маркетинга и внешнеэкономических связей и отдела сбыта оформляют все необходимые документы, связанные с отгрузкой и доставкой продукции по назначению.

Наиболее крупными потребителями цемента ЗАО «Белгородский цемент» являются белгородские предприятия, производящие строительные материалы на его основе.

Например, на ОАО «БелАЦИ» каждый год поставляются более 16% цемента. Также сбыт цемента осуществляется в Московский регион, Смоленскую, Курскую и др. области (таблица 3.10).

Таблица 3. 10

Наиболее крупные потребители цемента ЗАО «Белгородский цемент»

Предприятия Потребление, т. доля, %
ОАО «БелАЦИ», г. Белгород, ул. Мичурина 300000 16,5
ОАО «Белгородский завод ЖБК-1», ул. Коммунальная 5 20000 1,1
ОАО «Белгородстройдеталь», ул. Мичурина 15000 0,8
Мостотряд – 18, г. Москва ул. Земляной вал 10000 0,55
Мостотряд – 90, Московская область, г. Дмитров 8000 0,45
Дмитровский ЖБК, Московская область, г. Дмитров 9000 0,5
ЗАО «Смоленский завод ЖБИ-2», г. Смоленск 19000 1,04
ОАО «Курский завод КПД», г. Курск 8000 0,45
Магазин ЗАО «Белгородский цемент» 36000 2
Прочие 1399 800 76,6
Итого 1824 800 100

Продажа цемента частным лицам производится посредством ДО "Родничок" и ДО "Рекорд-Центр", непосредственно на площадке завода, через торговые сети г. Белгорода и области. Еще одним каналом сбыта является магазин «Белгородский цемент». Если потребителем является предприятие, то доставка цемента производится навалом в закрытых железнодорожных вагонах.

В ЗАО "Белгородский цемент" основными формами стимулирования сбыта являются средства массовой информации (газеты, местное телевидение), наглядная агитация (рекламные щиты) и участие в международных выставках.

 

3. 4 SWOT – анализ

Проведем оценку внешних и внутренних факторов, оказывающих наиболее существенное воздействие на предприятие методом SWOT-анализа. В рамках этого метода выявим и оценим собственные сильные и слабые стороны, а также определим возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде. Для этого необходимо построить таблицу 3. 11.

Таблица 3. 11

Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны

Возможности Угрозы

1.    Снижение затрат на производство;

2.    Расширение рынков сбыта;

3.    Инвестиции на обновление и модернизацию оборудования;

4.    Внедрение новых технологий;

5.    Повышение имиджа фирмы;

6.    Выход на новые рынки;

7.    Заинтересованность партнеров в сотрудничестве;

8. Развитие сервисных услуг.

1.    Организационно-экономические риски;

2.    Экономическая нестабильность, высокая инфляция по стране;

3.    Высокие налоги на результаты деятельности хозяйствующих субъектов;

4.    Слабая законодательная база;

5.    Ужесточение государственного регулирования;

6.    Демографический спад по стране;

7.    Падение потребительского спроса.

Сильные стороны

1.    Высокий объем выпуска;

2.    Большой ассортимент;

3.    Высокое качество продукции;

4. Выгодное географическое расположение;

5. Устойчивые связи с потребителями;

6. Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества;

7. Имеется собственная сырьевая база.

I II
Слабые стороны

1.    Высокая энергоемкость производства;

2.    Высокие цены;

3. Моральный и физический износ оборудования;

4. Недостаточные маркетинговые исследования;

5. Текучесть кадров;

6. Отрицательное влияние производства на экологию области;

7. Не очень высокий уровень мотивации труда.

III IV

Из имеющихся в SWOT-таблице данных, составим четыре блока стратегий, характеризующих взаимоувязку факторов внешней и внутренней среды предприятия:

I. Силы и возможности;                  

II. Силы и угрозы;       

III. Слабости и возможности;

IV. Слабости и угрозы.

Силы и возможности

1.         Предприятие ЗАО «Белгородский цемент» занимает большой удельный вес на цементном рынке области, кроме того, имеется возможность расширения рынков сбыта;

2.         Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества, кроме того, марки цемента предприятия сертифицированы в Украине, Венгрии, Польше, Словакии, Эстонии;

3.         Известность и надежность предприятия подкрепляется, кроме того, экономическим ростом в области и увеличением деловой активности;

4.         Продукция завода хорошо известна строительным компаниям России, кроме того, имеется заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.