скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Ирак, кризис ООН

      Сегодня большинство стран уже пытается попасть в число тех «счастливчиков», кому Вашингтон позволит поучаствовать в послесаддамовском обустройстве Ирака. Тем более что уже стали известны первые компании, получившие подряды на восстановительные работы в Ираке. Никаких сенсаций здесь не произошло – это американские компании, к которым имели ранее и, видимо, продолжают иметь отношение некоторые высшие руководители США. Иностранных компаний в этом списке пока нет и скорее всего не будет. Более того, возможность прилично подзаработать - а собственно это и называется подрядом на восстановление чего-нибудь в Ираке - для Вашингтона априори была фактором сугубо политическим: этим вот можно чего-нибудь подкинуть, а вот вас здесь даже рядом не стояло. И Россия пока относится ко второй категории. Во всяком случае госсекретарь США Колин Пауэлл уже открыто пригрозил Москве, что российские экономические интересы и перспективы могут быть просто похоронены новым правительством Ирака.

      Следует напомнить, что вся стратегия и политика Вашингтона на Ближнем и Среднем Востоке со времени окончания второй мировой войны 1939-1945 гг. была направлена на расширение и закрепление экономических, политических и военно-стратегических позиций США в этих районах мира.

      Интерес США к этой стратегической зоне был предопределен логикой и стратегией глобального противостояния двух мировых военно-политических систем во главе с США и СССР, стремлением Вашингтона и его союзников сохранить контроль над местными политическими режимами и обеспечить беспрепятственный доступ Запада к нефтяным ресурсам зоны Персидского залива, т.е. государств Аравийского полуострова, Ирака и Ирана..

      Неожиданный и мощный удар по американским позициям и интересам в регионе, нанесенный исламской революцией 1979 г. в Иране, заставил Вашингтон в реализации своей политики на Ближнем и Среднем Востоке перейти от опоры на дружественные ему, но недостаточно устойчивые местные режимы к стратегии исключительного использования собственной силы. Именно с этой целью было сформировано и с 1 января 1983 г. начало функционировать Объединенное центральное командование (ОЦК, Centcom) вооруженных сил США, в зону оперативной ответственности которого были включены территории ряда государств Ближнего и Среднего Востока, Северной и Северо-Восточной Африки, а после распада СССР Закавказья и Центральной Азии. На счету ОЦК уже такие операции, как упомянутая выше «Буря в пустыне», не вполне удачная военная операция в Сомали, более 12 лет непрерывного воздушного контроля и ударов по объектам в т.н. «запретных» зонах на севере и юге Ирака, контроль морских коммуникаций с блокадными действиями в Персидском заливе и на подступах к нему.

      Можно выделить, как минимум пять групп стратегических интересов США в зоне ответственности ОЦК: недопущение расширения влияния и укрепления позиций СССР в регионе; сохранение свободного доступа США и их союзников к нефтяным ресурсам Ближнего и Среднего Востока; обеспечение свободного и безопасного вывоза добываемой в зоне Персидского залива нефти на западные рынки; гарантирование безопасности и стабильности стратегических союзников и дружественных США политических режимов (т.е. Израиля и нефтедобывающих арабских монархий Аравийского полуострова); недопущение дестабилизации ситуации в зоне ОЦК действиями т.н. экстремистских режимов (в первую очередь речь шла об Иране и исламских оппозиционных движениях в зоне Персидского залива). Заметим, что в то время не было и речи ни о терроризме, ни об угрозе со стороны Ирака. Более того, Ирак, как политический оппонент и военный противник Ирана, воспринимался Вашингтоном в качестве важной, если не главной, составляющей части антииранского блока в регионе, своего рода барьера на пути культивировавшейся в те годы Тегераном т.н. «исламской революции». В стратегическом плане в годы восьмилетней ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) арабские режимы Персидского залива и Соединенные Штаты были на стороне Ирака.

      С начала 90-х годов геостратегическая ситуация в мире и военно-политическая обстановка в районах Ближнего и Среднего Востока претерпела существенные изменения. Наиболее серьезным событием, создавшим угрозу для безопасности ряда государств этого региона и стратегическим интересам США, явился иракско-кувейтский кризис 1990 г., когда по причине и на фоне резкого обострения отношений Ирака с арабскими монархиями Аравийского полуострова Багдад, не добившись от кувейтского эмира финансовой компенсации за понесенные им потери в войне с Ираном, пошел на оккупацию Кувейта и объявление его своей южной провинцией. В дальнейшем была серия безуспешных попыток Совета безопасности ООН заставить Саддама Хусейна вывести свои войска с оккупированной кувейтской территории, создание под эгидой США антииракской коалиции и группировки многонациональных сил, и, наконец, «Буря в пустыне» - военная операция США и их союзников по освобождению территории Кувейта. В итоге военно-политическая обстановка в зоне Персидского залива и в целом на Ближнем и Среднем Востоке была надолго дестабилизирована.

      И вот сегодня мир столкнулся с очередным кризисом вокруг Ирака. Что явилось главным в мотивации действий США и их союзников, подготовивших новую военную операцию против Багдада?

      Официальные обвинения и претензии Вашингтона к Ираку хорошо известны: обвинения Саддама Хусейна в поддержке им международного терроризма (что пока не доказано); обвинения Ирака в том, что он не выполняет решений Совета безопасности ООН относительно невозобновления работ по созданию химического, бактериологического и ядерного оружия и средств их доставки (инспекции ООН явных нарушений пока не выявили); создание Багдадом препятствий для деятельности контрольной миссии ООН в Ираке (все разрешено); несоблюдение Багдадом условий военной деятельности в т.н. «запретных зонах» на юге и севере Ирака; попытки иракского руководства несанкционированно обойти режим экономических санкций, наложенных ООН на Ирак еще по итогам кризиса 1990-1991 гг.; нарушение правящим баасистским режимом Ирака прав человека (якобы имевшее место применение правительственными войсками химического оружия против курдских повстанцев) и другие.

      Даже беглого взгляда на эти обвинения достаточно, чтобы увидеть всю их надуманность и неосновательность.

      Тогда каковы же реальные мотивы нового сценария действий США в отношении Ирака? Первое, на что необходимо обратить внимание, это то, что появление в лексике администрации Дж. Буша формулы «оси зла», на которую были «посажены» Ирак, Иран и КНДР, относится к периоду первого осмысления событий, произошедших на территории США 11 сентября 2001 г. Террористические акции, в результате которых были разрушены здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, нанесен ущерб зданию Пентагона в Вашингтоне и погибли тысячи американских и иностранных граждан, оказали шокирующее воздействие на американцев и вынудили администрацию Белого дома разработать и осуществить экстренный план реагирования на этот вызов.

      Второй момент, который следует внимательно рассмотреть, это очень удобное и многообещающее вписывание идеи «оси зла» в общую стратегию Вашингтона по усилению американского политического, военного и экономического присутствия в Черноморско-Каспийском регионе, водородные ресурсы которого представляют для США и в целом Запада несомненный, более того - стратегический интерес.

      Не менее важным представляется и третий вполне реальный мотив атак на Ирак. На Ближнем Востоке между палестинцами и Израилем уже несколько лет идет ожесточенная борьба не на жизнь, а на смерть. Нанесение нокаутирующего удара по Ираку с последующей сменой правящего режима в этой стране, являющейся непримиримым противником еврейского государства, отвечает интересам как самого Израиля, так и США, где существует мощное произраильское лобби.

      Все эти события поставили человечество перед совершенно новыми реалиями, а проще говоря - перед перспективой мировой войны. Высока вероятность того, что последняя может быстро перерасти в новую стадию или фазу, которая уже получила в военной конфликтологии наименование «мятеж-война», или «мировая гражданская война».

2.2.Позиция России как государства-члена ООН в разрешении
иракского кризиса

      Весь период военных действий в Ираке российское руководство проводило последовательную политику сдерживания и неприменения военной силы против Ирака. Для российского руководства и военных аналитиков, знакомых с военно-политической и международно-правовой историей иракско-кувейтского кризиса 1990 г., а особенно с военной стороной подготовки и ходом операции американских войск и их союзников «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта в январе-феврале 1991 г., изначально было достаточно ясно, что содержание и масштабы уже проведенных США и Великобританией по состоянию на начало марта 2003 г. военных приготовлений, а также направленность и характер продолжающихся с их стороны политико-дипломатических шагов по обеспечению реализации общего стратегического и оперативного замысла уже спланированной и подготовленной военной операции «Шок и трепет» вышли на такой уровень, когда удар американской военной машины по Ираку становится практически неизбежным. Помешать этому могли бы только некие совсем уж экстраординарные обстоятельства.

      После того как началась война в Ираке В.Путин сделал заявление, где, в частности говорилось: «Целый регион оказался под угрозой крупномасштабной гуманитарной и экологической катастрофы. Сразу же подчеркну: военные действия осуществляются вопреки мировому общественному мнению, вопреки принципам и нормам международного права и Уставу ООН. Эта военная акция ничем не может быть оправдана - ни обвинениями Ирака в поддержке международного терроризма (информации подобного рода у нас никогда не было и нет), ни желанием сменить в этой стране политический режим, что прямо противоречит международному праву и должно определяться только гражданами того или иного государства…независимо от того, как будет складываться ситуация вокруг Ирака, я от имени России как государства - постоянного члена Совета Безопасности ООН - хочу обратиться к Генеральному секретарю ООН и международным инспекторам. Хочу обратиться к ним со словами признательности и благодарности. Они честно и ответственно исполнили свой долг, проявили при этом высокий профессионализм и мужество. Уверен, что институт международных инспекторов еще будет востребован мировым сообществом…И мы по-прежнему уверены: центральная роль в решении кризисных ситуаций в мире, в том числе и вокруг Ирака, должна принадлежать Совету Безопасности ООН»[16].

      Политика президента В.Путина и действия МИД России по разрешению иракского кризиса на сегодня следует признать в основном правильными: Россия не может и не должна конфронтировать с США, но в то же время обязана твердо придерживаться своей позиции на политическое разрешение всех претензий, предъявляемых Багдаду Соединенными Штатами и их союзниками. Следует отметить, что в мире, в том числе и особенно в арабском, в отношении России сегодня присутствуют большие ожидания в том плане, что именно она, благодаря своей нынешней политике и потенциалу, может стать определенным препятствием на пути утверждения гегемонии одной державы. России следует твердо заявить о своих национальных интересах в Ираке, быть очень аккуратной и избирательной в вопросах сотрудничества с США (так, как это делает Вашингтон в отношении России) в сфере борьбы с международным терроризмом, не допуская того, чтобы под этим предлогом ее втягивали в сомнительные для ее национальных интересов и безопасности кампании. Руководству страны сегодня следует активно задействовать весь национальный информационный потенциал как для объективного информирования общества о состоянии и перспективах российско-иракских отношений и сотрудничества, так и в интересах повышения авторитета и укрепления политических и моральных позиций России в мире.

ГЛАВА 3. РОЛЬ ООН В ПОСЛЕВОЕННОМ УСТРОЙСТВЕ ИРАКА

3.1.Ирак: модели послевоенного устройства

      Иракская оппозиция рассматривает разные варианты построения новой государственности в своей стране. С одной стороны, во избежание религиозных распрей после возможной войны обсуждается так называемая модель конфессионализма по типу ливанской, когда высшие государственные посты пропорционально распределяются между представителями ведущих конфессий. С другой стороны, данная модель может завести в тупик, как это случилось в том же Ливане. Но даже если в Ираке будет избран такой вариант, этому должны предшествовать новая перепись населения и составление соответствующего общественного межконфессионального договора, который будет необходимо внести в Конституцию.

      В то же время в Сирии, например, межконфессионального согласия удалось достичь практически на неофициальной основе. Ряд заместителей министров в сирийском правительстве - христиане, среди высших чиновников есть даже евреи. Последнее неудивительно. Еще во времена Хафеза Асада, когда на волне антиизраильских настроений в Сирии были предприняты попытки еврейских погромов, глава государства сурово предупредил население о необходимости сохранить межконфессиональный мир. Погромщиков ожидали самые жестокие репрессии. Поэтому и не произошло массового исхода сирийских евреев в Израиль, как это было с иранскими и йеменскими евреями, когда те стали подвергаться гонениям со стороны властей.

      Крайне мало информации о современной религиозной жизни в Ираке. За последние 10 лет ни в России, ни за рубежом практически не было серьезных аналитических материалов по иракской экономике. Еще в 1989 г. Садам издал указ - за несанкционированную публикацию статистических сведений об Ираке виновные подлежат смертной казни[17].

      Правящая партия «Баас» стремилась привлечь верующих на свою сторону. До недавнего времени иракский флаг предельно напоминал сирийский, отличаясь только количеством звездочек. Но на иракском флаге примерно три года назад появилась надпись «Аллах Акбар».

      Баасистский режим в Ираке во многом был ориентирован на советскую модель с ее принципом однопартийности, с жестким подчинением по властной вертикали. При этом для внешнего имиджа власти декларировалась толерантность в религиозной сфере, в национальном вопросе. Ведь иракцы учились в нашей стране в совпартшколах, и принципы советского социализма весьма удачно переносились на баасистскую почву в Ираке.

      В то же время говорить о том, что Ирак (равно как и Сирия или Египет) - совершенно светская страна, было бы не правильно. Ислам тем и отличается от христианства, что он регламентирует нормы не только духовного поведения, но и повседневной жизни. Богословы (улемы) собираются и рассматривают сферы, где воля Аллаха жестко выражена, то есть известно, что разрешено и что запрещено, а также третью область, где воля Аллаха выражена неясно. Например, Коран запрещает изображения людей и животных, как идолопоклонничество. Поэтому долгое время арабские газеты выходили без фотографий и рисунков. В конце концов, улемы приняли решение не считать их «изображением людей и животных». На разрешение телевидения тоже потребовалась специальная фетва.

      Ни одна мусульманская страна, в том числе светский Ирак, не свободна от таких проблем, которые европейцам часто кажутся надуманными. Однако без знания особенностей религиозной и светской жизни арабских стран у политиков, в том числе в ООН велик риск совершения ошибок, на исправление которых, как правило, приходится затрачивать немалые усилия.

      Развитие ситуации в Ираке после отстранения Саддама Хусейна и его соратников от власти трудно прогнозировать. Как известно, большинство населения Ирака – 60% - это мусульмане-шииты, в то время как правящая партия БААС и ее лидеры представляют меньшинство - 40% населения – мусульман-суннитов. Часть населяющих южные и центральные провинции Ирака шиитов и их духовных лидеров традиционно тяготеют к Ирану, и уже одно это постоянно вызывало трения в межгосударственных отношениях. Роль шиитского фактора в расчетах Вашингтона и Лондона не может быть существенной. Шиитам Ирака вряд ли позволят даже надеяться на то, что их оппозиционность к Багдаду будет достаточно вознаграждена. События просто могут расчленить иракскую шиитскую общину на две-три части: антисаддамовскую, проиракскую и проиранскую со всеми вытекающими из этого последствиями.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.