скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Инновационный менеджмент

·          анализ существующего положения (видение будущего компании и проблемная диагностика);

·          принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;

·          разработка и проектирование инновации;

·          согласование и утверждение проекта инновации;

·          подготовка объекта к инновации;

·          внедрение инновации;

·          оценка фактической эффективности инновации.

Контроль перехода из одной стадии в другую является действенным инструментом управления процессом внедрения и строится в режиме реинжиниринга бизнес-процессов. Стадии – операции процесса внедрения удобно представлять в виде отдельных составляющих, входом в которые являются результаты предыдущих стадий, а выходом – собственно продукция данной стадии. Успешность внедрения в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по стадиям, особенно на их стыках, что зависит от согласованности смежных подразделений при переходе из стадии в стадию. Последняя обеспечивается за счет перехода от функциональной к процессной ориентации предприятия. Это является необходимым условием, предшествующим процессу формирования научно-технической политики предприятия.

Инновационная политика предприятия представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия.

Существуют два подхода к разработке и реализации научно-технической политики и процессу внедрения инновации на предприятии;

1. Когда движущими силами процесса являются фирмы-инноваторы, первыми внедряющие инновации на своих предприятиях; их действия стимулируются возможностью получения временных значительных прибылей. Данный подход связывает внедрение и последующее распространение инноваций с возможностью либо быстрого и существенного снижения издержек производства, либо скорого рыночного успеха, проявляющегося в резком росте спроса. При этом НТП представляет собой скачкообразное, прерывистое изменение технологии, замену прежних товаров новыми.

2. Когда процесс внедрения и последующего распространения инноваций связан, прежде всего, с возможностью первоначального обеспечения лишь какого-то небольшого сегмента рынка и получения минимальной прибыли на этой основе. В дальнейшем научно-техническая политика, совместно с политикой маркетинга, ориентируется на последующее завоевание, может быть, и долгое, значительно большей доли рынка, что должно соответственно привести в будущем к увеличению прибыли. Такая научно-техническая политика предполагает наличие у предприятия долгосрочной и устойчивой стратегии в области НТП. При этом в расчет принимается не только рынок конкретной инновации, но и возможность развертывания сопряженных производств (это особенно важно при внедрении принципиально нового продукта, воздействующего на широкий спектр производственных и личных потребностей). При таком подходе НТП (в рамках отдельного предприятия) рассматривается не как скачкообразный процесс, а скорее как непрерывный процесс[6, c. 139].

На практике при разработке научно-технической политики предприятия, как правило, выделяют 4 функциональные области управления инновациями:

1)исследования и разработки;

2)управление качеством и сертификации в соответствии с со-ставом и объемом элементов ГОСТ;

3) создание обновленной производственной базы;

4) освоение рынка инноваций.

В разделе исследования и разработки выделяются такие подразделы, как:

-           поисковые и фундаментальные исследования; прикладные исследования;

-           технические разработки (опытно-конструкторские, технологические, проектные и организационные) и опытное производство;

-           первое освоение инноваций (техническое и экономическое);

-           распространение и тиражирование инноваций.

Создание обновленной производственной базы представляет собой своеобразный план технического перевооружения, но составленный не в виде заявок на финансирование (как нередко делают по старинке наши предприятия), а в виде системы бизнес-планов инвестиционных проектов с контрольной фиксацией окупаемости, рентабельности, чистой приведенной стоимости и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану.

Наконец, освоение рынка инноваций выступает как система мероприятий, увязанная с соответствующими положениями маркетинговой политики. Каждый новый продукт можно рассматривать с двух точек зрения:

1)наличия в нем новых технических решений и их значимости;

2)воздействия нового продукта на рынок.

Продукт может содержать много технических новшеств и в то же время не иметь рыночной новизны, если он удовлетворяет те же потребности, что и традиционный. Цена при этом меняется незначительно, и он нерентабелен.

Вместе с тем рыночная новизна продукта может быть достигнута и без новых научно-технических решений, а за счет изменения внешнего вида, размеров, формы, цвета и т.д.

На практике при формировании научно-технической политики предприятия принятие решений о необходимости реализации инновации и выпуске на ее основе нового изделия (переход на новую технологию) является трудной задачей. Даже при создании изделий с относительно небольшой степенью новизны возникают сложности при выборе наиболее предпочтительного варианта их изготовления и распространения. Еще труднее принимать решение о производстве принципиально нового продукта.

Каждая вновь появившаяся идея, как свидетельствует опыт, является результатом:

1)выявления новой потребности (возможности или проблемы), например идеи производства новой продукции или применения нового производственного процесса;

2)выявления способа, посредством которого может быть удовлетворена известная потребность или реализована имеющаяся возможность. И проблема, прежде всего, заключается не в оценке новых идей, а в стимулировании инициативы, предложений по новым идеям.

Весьма важно также учитывать и то, что в действительности для потенциального пользователя инновации важнейшим фактором является сокращение времени разрыва между открытием и инновацией.

Существуют 4 степени «скрытой потребности» в инновациях, которые целесообразно учитывать при формировании научно-технической политики предприятия.

1. Предвосхищаемая потребность, возникающая в случае, когда крайне необходимая и конкретная потребность ощущалась потенциальными пользователями до появления инновации и когда действия были направлены на сокращение временного разрыва.

2. Потребность, появившаяся только после открытия или изобретения (рентген, беспроводная связь, телеграф и др.).

3. Потребность, которая не возникала длительное время после открытия или изобретения (так, лазеры и оптимальный раскрой листа еще долго не использовались в российской практике после соответствующих открытий Басова и Канторовича).

4. Негативная потребность, или фактический отказ, появляющаяся в случае, когда одна из групп потенциальных пользователей отрицает потребность и задерживает инновацию (швейные машины и др.).

Следовательно, проблема выявления потребности в инновации значительно упрощается при использовании процессной ориентации предприятия. Это значит, что все разработки на предприятии координируются с соответствующими разработками, проводимыми на предприятиях-клиентах.


Глава 2. Модели, объясняющие темп роста научно-технического прогресса

2.1 Источники финансирования НТП

Прежде всего, это труд части работников науки. С одной стороны, со временем прирост необходимого продукта общества, созданный благодаря прикладной науке (достигнутый вследствие роста производительности общественного труда, включая лучшее использование природных ресурсов, который стал возможным после внедрения ее достижений), возмещает произведенные на науку затраты и превращается и самостоятельный источник дальнейшего выделения на нее средств, причем по мере налаживания системы внедрения прикладных научных результатов, увеличения их эффективности, превращает науку в самостоятельную сферу (отрасль) деятельности и хозяйствования. Труд остальной части работников науки (фундаментальной науки, прикладной науки для непроизводственной сферы), не формирует никакой части общественного продукта, откуда могут быть возмещены авансированные на его оплату и материально-техническое обеспечение средства[6, c. 82].

Переход к рыночной экономике, сопровождаемый различными мерами, призванными сформировать рыночную инфраструктуру, среди которых свертывание деятельности отраслевых министерств, превращение предприятий в главных, относительно свободных субъектов хозяйственной деятельности, приводит к активизации пересмотра политики предприятий в отношении научных организаций.

Преобладание краткосрочных интересов, связанное с выработанной в течение многих десятилетий привычкой к работе по плану, нежеланием рисковать, обновлять выпускаемую продукцию, приводит к тому, что предприятия не испытывают особой потребности в новых результатах НИОКР для освоения их у себя на производстве. Особенно это касается крупных работ с солидной исследовательской частью.

2.2 Модель растущего разнообразия товаров

Предполагается, что фирмы несут фиксированные издержки по производству нового товара, но затем получают постоянную монополию на этот товар. По-прежнему считается, что на инвестиции расходуется постоянная часть выпуска. Инвестиции тратятся на создание и внедрение новых товаров.

Производственная функция имеет вид

 (2.1)

где xit – затраты i-го промежуточного продукта в момент времени t;

mt – количество затрачиваемых промежуточных продуктов для производства выпуска в момент времени t;

А – уровень технологии.

Производственная функция (2.1) описывает экономику с постоянной отдачей от масштаба по труду и промежуточным продуктам. Трудовые ресурсы и, соответственно, реальная заработная плата неизменны во времени. Поэтому задача максимизации прибыли решается следующим образом:

 (2.2)

где  - реальная цена промежуточного продукта i;

w – реальная ставка заработной платы.

Необходимые условия имеют вид:

 для каждого i; (2.3)

 (2.4)

Условие (2.3) описывает спрос на i- товар. Предположим, что производство i-го товара вознаграждается монополией на его выпуск, а издержки связанные с производством единицы этого товара, равны . Тогда задача максимизации прибыли монополиста будет выглядеть следующим образом:

Решение этой задачи состоит в нахождении

и подстановке полученного оптимального значения  в (2.3).

Решение задачи монополиста, таким образом, носит узнаваемый характер и состоит в назначении надбавки к предельным издержкам в размере:

 (2.5)

Так как издержки для всех производителей одинаковы, то и цены также будут равными. Тогда для определения предложения каждого товара в равновесии подставим (2.5) в (2.3).


 откуда  (2.6)

Таким образом, предложение каждого товара одинаково. Подставив (2.6) в (2.1), получим производственную функцию вида:

 где  (2.7)

Предположим, что создание нового продукта требует издержек ресурсов в размере  для его разработки и развития. Таким образом, если доля дохода s тратиться на инвестиции для создания и производства промежуточных продуктов, то

 (2.8)

 (2.9)

Выражение (2.9) показывает, что инвестиции возмещают издержки на создание новых продуктов и производство уже существующих.

Из (2.7) вытекает, что темпы роста в экономике

совпадают с темпом роста количества промежуточных продуктов.

Из (2.8) и (2.9)


 откуда

 (2.10)

Выразим из (2.10)

Из (2.6) следует, что

 

и, с учетом (2.7),

Таким образом,

откуда темп экономического роста равен

 (2.11)


В случае  наблюдается устойчивый экономический рост.

В этой модели темпы роста тем выше, чем ниже уровень издержек , необходимых для осуществления исследований и разработок по вводу нового продукта, а также чем ниже издержки производства уже существующих . Таким образом, модель непосредственно отражает технический прогресс, состоящий в разработке новых товаров и совершенствовании изготовления уже существующих . Причем темпы экономического роста связаны с издержками по его осуществлению. В представленной модели наблюдается тот же эффект, что и в модели Ромера, — темпы роста зависят от размера рабочей силы L, т. е. от размера экономики. Эти выводы не нашли эмпирического подтверждения, анализ межстрановых данных не выявил связи между темпами роста выпуска и численностью населения. Однако приведенная модель больше всего подходит для описания развитых экономик, которые осуществляют значительные инвестиции в R&D. Подобные экономики экспортируют свою продукцию, поэтому, возможно, в качестве размера рынка для них правильнее использовать не численность их населения, а население тех стран, в которые они осуществляют экспорт. Поэтому модель можно использовать для анализа последствий мировой торговли[7, c. 217]. Из (1.11) следует, что модель не предполагает ни абсолютной, ни условной конвергенции. Это происходит потому, что в ней устойчивый эндогенный рост возникает благодаря тому, что в процессе производства новых товаров не используются ограниченные факторы производства, поэтому запас продуктов может неограниченно возрастать. Другими словами, в модель не заложены механизмы, вызывающие снижение темпов расширения запаса продуктов по мере его увеличения. Для того чтобы в этом случае устойчивый экономический рост, тем не менее, наблюдался, предполагается, что издержки разработки нового товара падают с увеличением существующего запаса товаров (mt). В такой постановке уже появляется возможность условной конвергенции.


2.3 Модель ступенек качества

В модели растущего разнообразия товаров не предусмотрена возможность замены старых продуктов вновь разработанными. На практике зачастую новые продукты заменяют старые. Например, лампочки заменили свечи, компьютер счетные и печатные машинки и т. п.

Будем, как и ранее, считать, что инвестиции составляют постоянную часть выпуска. С введением нового товара старый перестает производиться, поэтому уровень разнообразия товаров остается неизменным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.