скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Гражданское общество и информационное оружие

Информационное оружие призвано обеспечить разрешение военных конфликтов на ранней стадии и исключить применение сил общего назначения. Стратегия применения информационного оружия носит исключительно наступательный характер. Однако есть понимание собственной уязвимости, особенно гражданского сектора, поэтому проблемы защиты от информационного оружия и информационного терроризма сегодня выходят на первый план. В условиях бурного развития международных открытых сетей типа Internet и присоединения к ним большинства стран кардинально меняется идеология ведения разведки, в которой основной акцент теперь делается на использовании новейших информационных технологий для добывания конфиденциальной информации.

 

3.1.2 Защита от информации

Учитывая вышеперечисленные факты, обозначилась проблема защиты личности от информации. Рассмотрим информационные способы воздействия на объект, непосредственно касающиеся понятия защиты от информации. К ним относятся:

·           манипулирование информацией (искажение, уничтожение дезинформация и т.д.);

·           использование средств массовой информации с позиций, противоречащих положению и интересам граждан.

Проблемы разработки, использования и защиты от информационного оружия уже сегодня стали высшими приоритетами в политике национальной безопасности западных стран, ориентированной на XXI век. Защита гражданского сектора должна осуществляться государством – это его прямая обязанность, даже если это не в его интересах.

Но человек в гражданском обществе должен полагаться в первую очередь не на государство, а сам должен «фильтровать» информацию. Общественная информационная безопасность порождается состоявшейся личностной информационной безопасностью множества людей. Человек должен уметь различать в каких случаях он отстранёно или предостерегающе созерцает негативный прогноз, а в каких случаях деятельно, возможно бездумно программирует бедственное дальнейшее течение событий.


3.2.1Способы самоуправления

В основе общественной в целом информационной безопасности лежит способность множества индивидов обеспечить свою собственную личностную информационную безопасность.

Исторически, реально существует концепция общественного устройства жизни, в которой люди с «демоническими» наклонностями норовят поставить себе на службу возможности окружающих их людей всеми доступными им средствами воздействия (в том числе и морально - психологическими). При этом они действуют предумышленно, или на основе бездумно воспринятых «автоматизмов поведения».

Стремление эксплуатировать других людей исторически массовое явление.

Многие процессы информационного обмена хорошо известные из кибернетики; теории и практики построения технических систем находят свои аналоги как при общении людей друг с другом, так и в процессе воздействия на каждого из них науки, техники, СМИ и других достижений культуры, понимаемой в качестве информации и не передаваемые генетически от поколения к поколению.

Психика любого человека является самоуправляющейся системой в объемлющих её подсистемах. В связи с этим мы имеем возможность организовать в ней выработку управленческих решений и алгоритмов поведения в среде несколькими способами.

Первый способ: Информация, поступающая из внешней среды, обладает наивысшим приоритетом и непосредственно подаётся на вход алгоритма выработки управленческого решения и поведения.

Второй способ: Информация, поступающая из внешней среды, загружается непосредственно в долговременную память, а алгоритм выработки управленческого решения черпает информацию из этой памяти, сравнивая с ней информационный поток, поступающий из внешней среды.

Третий способ: Информация, поступающая из внешней среды, загружается в «буферную» память временного хранения. Некий алгоритм, выполняя в данном варианте роль сторожа, анализирует информацию в буферной памяти, присваивая ей значения «ложь» - «истина» – «требует дополнительной проверки». Только после этого определения алгоритм – сторож перегружает информацию в долговременную память, информационная база которой обладает более высоким приоритетом для алгоритма выработки управленческого решения, по сравнению с информацией, поступившей в него непосредственно из внешней среды.

При прочих равных условиях, время реакции системы на поступление информации из внешней среды растёт от первого к третьему, т.е. быстродействие, оцениваемое по времени реакции системы на воздействие, падает. Однако, если в информационном потоке, поступающем в систему из внешней среды, присутствует помеха типа «бессмысленный шум», или типа «наваждение», то устойчивость процесса самоуправления растёт от первого к третьему. Это объясняется тем, что растёт помехозащищённость выработки управляющего воздействия, которое строится на основе стабильной или медленно изменяющейся информационной базы долговременной памяти в целом.

Названные помехи выражают целенаправленную попытку из вне изменить самоуправление нашей системы в соответствии с чуждой нам концепцией.

В первом способе выработки управленческого решения «шумонаваждение» является непосредственной базой выработки этого решения.

Во втором способе «шумонаваждение» включается в информационную базу выработки управленческого решения, по мере того, как им замусоривается долговременная память. Затем оно вовлекается в алгоритм выработки управленческого решения в качестве достоверной информации.

В третьем способе «шумонаваждение» прежде чем войти в информационную базу, на основе которой строится управленческое решение и поведение системы, должны обмануть алгоритм – сторож. Алгоритм – сторож перегружает информацию из буферной памяти временного хранения в долговременную память. Это происходит после определения принадлежности информации к взаимно не пересекаемым категориям: «ложно», «истинно», «требует дополнительной проверки».

С точки зрения обеспечения информационной безопасности в смысле устойчивости самоуправления по определённой концепции в которой определены цели управления и средства их достижения нормальным является третий способ.

Первый способ управления допустим в чрезвычайных ситуациях, в которых предпочтительней хоть какое-то управление, чем отказ от управленческого воздействия на течение событий. Второй способ – это ущербный третий.

Человеческая психика, если это психика нормального человека, генетически настроена на осуществление третьего способа самоуправления, однако, по причине извращения нормальной генетической обусловленности исторически реальной культурой, в организации психики большинства людей в обыденной повседневности осуществляется первый способ управления.

Комбинация второго и третьего способов управления характеризуется вне чрезвычайных обстоятельств, но не в обыденной повседневности, а когда от человека требуется некоторое творчество.

Суета и истерика - нецелесообразные и не имеющие смысла - в человеческом поведении в чрезвычайных обстоятельствах являются выражением преобладания первого способа управления. Оцепенение и шок в чрезвычайных обстоятельствах есть торможение управления по первой схеме при возможности осуществить вторую или третью схемы.

В психике человека есть собственный алгоритм – сторож, есть внешние по отношению к ней сторожа, начиная от тех, кто защищает своей любовью и кончая Высшим Разумом, если идти по порядку расширения сфер заботы.

Одна из задач «демонизма», решение которой необходимо ему для эксплуатации возможностей других индивидов – это выведение психики личности из-под защиты всей совокупности «сторожей». Такое выведение тем более эффективно, чем в большей степени поражены ложью методологические стереотипы личности, лежащие в основе её собственных алгоритмов – сторожей и определяющих взаимодействие с внешними сторожами.

Именно поэтому личностная безопасность обеспечивается тем в большей степени, чем устойчивее психика человека в третьем способе выработки управленческих решений и чем более истинны воззрения человека, относящиеся к методологическому приоритету обобщённых средств управления.


4. Организационные, технические и правовые методы обеспечения морально – психологической информационной безопасности

Организационные методы и средства морально – психологической информационной безопасности можно разбить на две условные категории:

·           Осуществляющие контроль над используемой на объекте информацией, сведениями, сообщениями.

·           Осуществляющие контроль внешнего информационного поля и предупреждение нежелательных последствий со стороны каких-либо внешних информационных структур общества.

Необходимо заметить, что системы первого типа должны контролировать также и входящую и выходящую корреспонденцию.

Средства первого типа необходимы в первую очередь информационно-аналитическим системам (ИАС), осуществляющим управление за счет сбора и анализа информации (как внешней, так и внутренней). В данном случае необходимо уже в процессе разработки ИАС предусматривать защиту от применения целенаправленных воздействий на информацию и принимаемых на ее основе решений. Специфика функционирования ИАС такова, что к таким угрозам прежде всего должны быть отнесены возможность воздействия на интерпретацию информации и ее фальсификацию в системе управления. В целях нейтрализации угроз информационной безопасности поставлена задача создания информационно-телекоммуникационной системы специального назначения, которая также обеспечивает предупреждение информационного воздействия органов управления.

Для эффективного решения системы поставленных задач предлагается следующее:

а) создание системы независимых и несвязанных между собой источников информации с заданной для каждого источника функцией достоверности, отражающей вероятность истинности информации в различных разделах. Причем для успешного анализа необходимо также иметь источники с наихудшей функцией достоверности, а также заведомо дезинформирующие источники;

б) создание контролирующих источники структур, собирающих информацию о самих источниках, а также отслеживающих действия противников (конкурентов) в отношении источников и в общем плане;

в) создание сети изолированных друг от друга аналитических центров, осуществляющих анализ и обработку получаемой от источников (п.1, п.2) информации, с целью последующего составления отчетов. На основе сопоставления извлекается наиболее достоверная информация, на основе которой могут приниматься какие-либо решения;

г) желательно (а в некоторых случаях обязательно), чтобы все перечисленное в пунктах а), б), в) осуществлялось раздельно и не было совмещенных структур, а передача информации осуществлялась лицами, не связанными ни с одной из структур пунктах а), б), в). Такое повсеместное разделение предотвратит возможные угрозы от внутренних источников.

Приведенные выше положения должны с высокой степенью достоверности обеспечить правдоподобность информации и защищенность ИАС от искажения и ложной информации.

Рассмотрим аспекты защиты, связанные с понятием «вредная информация» как фактора поражающего действия информационных систем (в том числе и систем защиты от информации). К данной категории можно отнести различного рода компьютерные вирусы, программы-закладки, а также любые программы, нарушающие нормальное функционирования информационной (в конкретном случае) системы. Для предупреждения такого вида угроз следует воспользоваться методами защиты от не санкционированного доступа и вредоносного программного обеспечения, а также создавать собственный (или воспользоваться государственным) сертификационный центр, занимающийся тестированием аппаратно-программных средств на предмет обнаружения закладок.

Не менее действенными методами информационной защиты являются правовые аспекты информационной безопасности.

Непосредственное отношение к проблеме имеют законодательные акты, связанные с созданием и распространением вредоносного програмного обеспечения манипулированием информацией, хищением и нарушением информации и технологии обработки, прав на частную собственность и свободу слова.

В совокупности, перечисленные выше методы первого типа (организационные, технические и правовые) должны обеспечить приемлемый уровень контроля защиты ИАС.

Совокупность средств, используемых для контроля за внешним информационным полем пока практически не определена, но, тем не менее, можно выделить в основную группу правовые методы.

Появление средств воздействия на общественное сознание через глобальные информационные системы государственного и военного управления путем дистанционного и скрытного нарушения функционирования телекоммуникационных и информационных сетей выдвигает на первый план проблемы развития международных нормативно-правовых основ формирования глобального информационного пространства, предотвращающего применение информационного оружия.

Нельзя забывать о том, что даже наличие международных договоров и соглашений о запрещении деструктивного воздействия на информационные системы, соответствующих нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней не снижает остроты проблем разработки средств и методов информационной инфраструктуры и обеспечения информационной безопасности. В настоящее время имеет силу федеральный закон «О средствах массовой информации» (приложение А). Закон ограничивает распространение эротических программ, регулирует осуществление благотворительной и особенности рекламной деятельности в СМИ.

Законопроект вменяет в обязанность СМИ не разглашать данные предварительного следствия, не распространять информацию, нарушающую презумпцию невиновности, не разглашать информацию о частной жизни лица, его персональных данных без его согласия.

Необходимо также наличие юридической и уголовной ответственности за объявление и распространение ложной информации.[5]


Заключение

Обеспечение безопасности – как личности, так и общества в целом при достаточно глубокой проработке, выявляет необходимость комплексного подхода к решению проблемы. Понятие комплексного подхода подразумевает глубокую проработку всех смежных аспектов проблемы. В данной курсовой работе была поверхностно рассмотрена только одна сторона проблемы «Гражданского общества и информационного оружия»: влияние морально – психологических средств и методов, как видов информационного оружия, на личность и гражданское общество в целом.

Воздействовать на ум и поведение человека можно различными путями, одни из которых требуют лишь специфичной подготовленности специалиста, а другие - еще и специальной аппаратуры. Методы прицельного влияния могут быть щадящими и изощренными, трудноуловимыми и дополняющими.

Нападение может быть совершено на любого человека, или даже на общество в целом. Результат же (удалась, или нет попытка нападения) будет зависеть конкретно от личностных качеств подвергшегося нападению и от его осознания самой попытки нападения, но, как правило, человек зачастую не подозревает о происходящих в его сознании изменениях. Но немаловажным является и тот факт, помогает ли кто-нибудь человеку в борьбе с атакой на его психику, защищают ли его от подобных нападений.

И поэтому овладеть навыками психологической защиты может только человек, знакомый с техникой атаки. Первоочередная задача в этом направлении подготовка людей в области морально – психологической защиты.


Список использованных источников

1. Терминология в области защиты информации. Справочник. – М.: ВНИИстандарт, 1993.

2. Данченко В. Принципы современной психической самозащиты. Электронный вариант.

3. Пимкин Д.Е. Морально-психологические средства и методы обеспечения информационной безопасности. Журнал "БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" 1998г. 1/3

4. Левин А.А. Секрет фирмы. – М.: Сириус, 1992.

5. Ивонин М. В. Средства и методы защиты от информации. Журнал "БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" 1998г. 1/3

6. Кулагин Ю. В. Доклад на 2-й Северо-Западной международной конференции "Бизнес и безопасность", 22 октября, Санкт-Петербург.

7. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. – СПб.: Издательство "Питер", 2000.-160 с.


Приложение А

(справочное)

Выдержка из закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1"О средствах массовой информации" (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г.)

Федеральным законом от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ в статью 4 настоящего Закона были внесены изменения:

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.