Курсовая работа: Формирование системы знаний о животных у детей старшей группы
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
• Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1-2 и рис.1.
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе
Имя ребенка | Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение |
Средняя оценка в баллах | Общий уровень | |||||||||
о мире |
о растительном мире | о неживой природе | о временах года | ||||||||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | ||||
Таня В. | 8 | С | 7 | Н | 9 | С | 11 | С | 9 | С | 8,8 | С | |
Женя К. | 10 | С | 8 | С | 11 | С | 13 | В | 9 | С | 10,6 | С | |
Света К. | 6 | Н | 5 | Н | 8 | С | 10 | С | 7 | Н | 7,2 | Н | |
Оля Г. | 12 | С | 13 | В | 13 | В | 12 | С | 12 | С | 12,4 | С | |
Алеша Д. | 8 | С | 7 | Н | 10 | С | 11 | С | 8 | С | 8,8 | С | |
Марат М. | 9 | С | 8 | С | 13 | В | 13 | В | 9 | С | 10,4 | С | |
Саша Л. | 10 | С | 8 | С | 11 | С | 12 | С | 8 | С | 9,8 | С | |
Маша С. | 13 | В | 12 | С | 13 | В | 13 | В | 13 | В | 12,8 | В | |
Галя Ф. | 6 | Н | 7 | Н | 7 | Н | 7 | Н | 6 | Н | 6,6 | Н | |
Артур З. | 13 | В | 11 | С | 14 | В | 14 | В | 13 | В | 13,0 | В | |
В среднем по гр. | 9,5 | С | 8,6 | С | 10,9 | С | 11,6 | С | 9,4 | С | 10,0 | С | |
Таблица 2
Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе
Имя ребенка | Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение |
Средняя оценка в баллах | Общий уровень | ||||||||||||||
о мире |
о растительном мире | о неживой природе | о временах года | |||||||||||||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | |||||||||
Катя Ш. | 8 | С | 10 | С | 12 | С | 13 | В | 8 | С | 10,2 | С | ||||||
Эльвира М. | 9 | С | 9 | С | 10 | С | 11 | С | 9 | С | 9,6 | С | ||||||
Вова К. | 7 | Н | 5 | Н | 8 | С | 8 | С | 6 | Н | 6,8 | Н | ||||||
Петя М. | 10 | С | 8 | С | 9 | С | 10 | С | 8 | С | 9,0 | С | ||||||
Олег С. | 9 | С | 8 | С | 11 | С | 11 | С | 10 | С | 11,8 | С | ||||||
Миша А. | 13 | В | 10 | С | 13 | В | 13 | В | 13 | В | 12,4 | С | ||||||
Катя У. | 7 | Н | 9 | С | 7 | Н | 10 | С | 8 | С | 8,2 | С | ||||||
Галя И. | 7 | Н | 8 | С | 8 | С | 9 | С | 7 | Н | 7,8 | С | ||||||
Марина П. | 12 | С | 13 | В | 13 | В | 13 | В | 14 | В | 13,0 | В |
|
|||||
Вадим Б. | 13 | В | 10 | С | 13 | В | 13 | В | 12 | В | 12,2 | С |
|
|||||
В среднем по гр. | 9,5 | С | 9,0 | С | 10,4 | С | 11,1 | С | 9,5 | С | 9,9 | С |
|
|||||
Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Рис.1. - Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы (в баллах)
Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп (табл. 1-2, рис.1), констатируем:
1. Дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы - соответственно 10,0 и 9,9 баллов.
2. Уровень знания дошкольников экспериментальной и контрольной групп о мире животных одинаков - 9,5 балла.
3. Уровень знания о растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной группы соответственно на 0,4 и 0,1 балла.
4. Уровень знаний о неживой природе и временах года у дошкольников экспериментальной группы выше, чем у дошкольников контрольной группы на 0,5 балла.
Кроме того, сравнивая распределение оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении (табл. 3), приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников из экспериментальной группы более "разбросаны", у них больше, чем у дошкольников контрольной группы как высоких, так и низких оценок, что усложняет работу с группой.
Таблица 3
Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной и контрольной групп в констатирующем эксперименте (в %)
Уровни | Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение |
Общий уровень по группе | |||||||||
о мире |
о растительном мире | о неживой природе | о временах года | |||||||||
Эксп. гр. | Контр. гр. | Эксп. гр. | Контр. гр. | Эксп. гр. | Контр. гр. | Эксп. гр. | Контр. гр. | Эксп. гр. | Контр. гр. | Эксп. гр. | Контр. гр. | |
Высокий уровень | 20 | 20 | 10 | 10 | 40 | 20 | 40 | 40 | 20 | 20 | 20 | 10 |
Средний уровень | 60 | 50 | 50 | 80 | 50 | 70 | 50 | 60 | 60 | 60 | 60 | 80 |
Низкий уровень | 20 | 30 | 40 | 10 | 10 | 10 | 10 | 0 | 20 | 20 | 20 | 10 |
2.2. Формирующий эксперимент
Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи формирующего эксперимента:
1) разработать комплекс мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников с помощью формирования на занятиях системы знаний о животных.
2) апробировать разработанный мной комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.
При разработке комплекса мероприятий - на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников - я опиралась на следующие источники: