скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Ф. Бродель о "мире-экономике". Вклад Дж. Робинсон в экономическую науку. Сущность экономической "шоковой терапии". Гомстед-Акт в США. Нобелевский лауреат 1984 года по экономике Ридард Стоун

Эпоха революции 1848 г., гражданская война в Канзасе в 1854 - 1856 гг. и гражданская война в США 1861-1865 гг. были тремя этапами билля о гомстеде. В период подъема рабочего и фермерского движения в США и огромного усиления эмиграции а США из Европы этот билль был внесен в конгресс. В период событий в Канзасе билль был отвергнут сенатом и центральной властью. Приход республиканцев к власти и контрреволюционный мятеж Юга, давление масс Севера сделали этот билль законом.

Рамки будущего гомстед-билля в основном уже были очерчены в конгрессе в 1844-1846 гг. В 1844 г. Томассон из Кентукки внес в палату представителей предложение исключить вопрос об общественных землях” из вопроса о бюджетных доходах. Его поддержал Смис из Иллинойса и ряд ораторов, предложивших продавать 160 акров каждому действительному поселенцу. В следующую сессию это предложение было развито Мак Кунелем из Алабамы, который внес в палату представителей билль “о даче главе семьи - мужчине, девушке или вдове - надела-гомстеда, не превышающего 160 акров общественной земли... без оценки этой земли и без уплаты за нее”. В основе этого плана лежало стремление ускорить заселение и развитие Запада.

Партия фрисойлеров выдвинула в 1848 г. платформу, утверждавшую, что бесплатное наделение землей поселенца уже оправдано теми затратами труда, которые понес пионер, расчищая участок земли, и рекомендовала американскому народу рассмотреть этот вопрос, указывая, что заселение новых районов будет в интересах всей страны. На базе этой программы фрисойлеры в 1848 г. дважды он был отвергнут.

В 1848 г. фрисойлеры, образовавшие национальную партию, повели под лозунгами гомстеда и ограниченная рабства кампанию за овладение центральной властью, но потерпели в этом неудачу. В 1849 г. в конгресс пытался внести проект редактор “Нью=Иорк дейли трибюн Гораций Грили, но также потерпели фиаско. Однако, несмотря на это, фрисойлеры продолжали борьбу за гомстед в обеих палатах, и в 1850 г., когда рабовладельцы перешли в наступление и провели закон о беглых рабах, фрисойлеры в качестве контрудара внесли в конгресс билль о гомстеде.

В петиции в сенат в январе 1850 г. фрисойлеры обращали внимание на то, что аренда низводит людей до стадии пауперизма, нищеты, порока и преступления, и указывали, что европейская аристократия приобретает земли в Америке в то время, когда американские республиканцы остаются безземельными.

Билль вызвал яростную оппозицию южан.

Начавшийся раскол демократов (демократов-фрисойлеров) были дальнейшим шагом в борьбе за гомстед. Вновь этот вопрос привлек внимание всей страны в 1854 г., в период “драки” в Канзасе. В этом году билль опять стоял в палате представителей, в сенате. В палате представителей он прошел и был внесен в упрощенном виде в сенат.

Основные положения билля о гомстедах, внесенного в сенат в июле 1854 г., были следующие: 1) “общественные земли” могут быть проданы по цене не ниже 5 долларов за акр и участками не свыше 300 акров в одни руки; 2) всякий гражданин США или заявивший о своем желании стать гражданином США может получить 40 акров земли для личного пользования в качестве надела (homestead), а также равное число акров для жены как ее надел. Кроме 40 или 80 акров (за женатым), признается право заявить притязание еще на 80 акров, причем право на это сохраняется в течение семи лет. За дополнительные 80 акров уплачивается по 1,25 доллара за акр.

Билль о гомстедах потерпел в 1854 г. неудачу, но в том же году был принят билль о градуировании, по которому цена на землю, уже ставившуюся на аукцион и непроданную, снижалась от 10 до 80%. По этому акту на землю, которая предлагалась на рынке в течение 10 лет и не была продана, делалась скидка в 25 центов, и она шла по 1 доллару за акр, при “стаже” в 15 лет земля шла по 75 центов, в 20 лет - по 50 центов, в 25 лет - по 25 центов, наконец при “стаже” в 30 лет и более - по 12,5 цента. Никакого ограничения в размерах продаваемого в одни руки участка установлено не было. Недостатком этого билля было то, что он одинаково опекал интересы как поселенцев, так и спекулянтов.

За предыдущий фискальный год с конца июня 1853 г. по 30 июня 1854 г. общее количество проданной “общественной земли” превысило 22 млн. акров.

Несмотря на все недостатки, закон о градуировании несколько облегчил поселенцу приобретение земли на Западе, но еще больше облегчил спекулянтам всевозможные махинации в земельных конторах. Борьба за гомстед, единственно радикальное с точки зрения фермерства средство разрешения земельного вопроса, продолжались настойчиво, но безуспешно до разрыва с Югом. Билль о гомстедах, внесенный в 1857 г., не прошел.

В 1859 г. он прошел в палате (1 февраля) 120 голосами против 76, причем все голоса, поданные против, принадлежали рабовладельцам, за исключением голосов трех делегатов от пограничных территорий.

В сенате, несмотря на то, что шесть северных демократов и два демократа из Теннесси нарушили дисциплину и голосовали за билль, он потерпел поражение. В мае 1860 г. билль прошел через обе палаты, но был отвергнут президентом Бьюкененом.

Пока рабовладельцы находились у власти, даже самые блестящие аргументы в пользу гомстеда не могли сдвинуть с места этот вопрос. Южные рабовладельцы находили множество аргументов против гомстеда, утверждая, что это великий обман, демагогия, неконституционный акт, потеря государством дохода, что это обесценит наградные земли за военную службу, вызовет переселение всех белых работников со старого Юга на Запад. Иначе вопрос был поставлен противником гомстеда Джоном Белч из Огайо, который указывал, что широкое заселение Запада уничтожит ренту на землях в старых штатах и что переселение на Запад повышает в 1,5 раза заработную плату рабочего на Западе по сравнению с рабочими Востока (75 и 50 центов) и что от этого происходит большой вред. В этих аргументах экономического порядка сочетается защита интересов всех групп, которые были против широкой колонизации Запада, - плантаторов Юга и крупных землевладельцев Севера и в известной мере буржуазии Северо-Востока.


Гомстед-билль

На третий же день сессии нового конгресса (еще старого состава) в декабре 1860 г. палата представителей значительным большинством приняла гомстед-билль. Сенат в 1860 г. похоронил его в комиссии, и только летом 1861 г., после первых поражений, понесенных Севером в гражданской войне, новый билль опять был внесен депутатом Олдричем из западного штата Миннесоты. Однако в конгрессе было еще много противников билля и после того, как явные сторонники рабства выбыли его из состава.

26 февраля 1862 г. билль был принят палатой депутатов 107 голосами против 17, 7 мая - в сенате. Неблагоприятные для закона поправки, принятые сенатом, были отвергнуты при переговорах между обеими палатами, и 20 мая 1862 г. текст гомстед-билля был подписан Линкольном.

Основные положения гомстед-акта были следующие:

Всякий гражданин Соединенных Штатов или заявивший о своем желании принять гражданство США, достигший 21 года, “не участвовавший в войне против США и не помогавший их врагам”, получал с 1 января 1863 г. право всупить во владение 160 акрами земли. При этом требовалась подписка, что получающий землю приобретает ее для поселения на ней, а не для непосредственной или косвенной пользы какого-либо другого лица или лиц, т.е. не для спекуляции. Для удостоверения всех этих обстоятельств требовалась только присяга поселенца.

После принесения присяги и уплаты сбора в 10 долларов поселенец мог вступить во владение участком, а по истечении пяти лет, если он мог удостоверить, что жил на участке и пользовался им для своих нужд, он получал его бесплатно в собственность. Если же поселенец хотел приобрести право безусловной собственности (а следовательно, и отчуждения) до истечения пятилетнего срока, он мог уплатить по 1,25 доллара за акр и таким образом досрочно стать полным собственником участка. Право заимки сохранилось, но теоретически поселенец мог занять больше 160 акров.

Таким образом, акт о гомстедах должен был передать землю только тому, кто ее обрабатывает, сделать землевладение “трудовым”. В акте имелся пункт, который являлся в самом законе contradicto in adjecto. Гомстед мыслился как трудовой надел, но через пять лет пользование гомстедом его владелец мог коммутировать владение, т.е. получал документ на владение землей и становился абсолютным ее собственником, после чего мог отчуждать ее кому угодно. Если же владелец хотел воспользоваться льготой, предоставленной льготой о земле, то он имел возможность досрочно уплатить выкупную стоимость земли по казенной расценке (1,25 доллара за акр) и тотчас перепродать участок. Таким образом, положение о гомстеде никоим образом не являлось преградой, которая могла бы предотвратить концентрацию земельных участков. Кроме того, поскольку проверить это обстоятельство было трудно или почти невозможно, поселенец мог закрепить за собой путем заявки на гомстед один участок, затем приобрести путем заимки другой, а после издания закона о лесных гомстедах (1877 г.) и третий, чтобы затем продать все три.

Капитализация сельского хозяйства и коммутация гомстедов

После гражданской войны и гомстед-акта продажа “общественных земель”, замедленная сначала гражданской войной, убылью населения и разрухой в ходе войны, к концу 60-х годов быстро возрастает. К этому времени количество заселяемых гомстедерами участков общественных земель” достигает почти 3 млн. в год (1869). Оно несколько падает в 70-х годах и увеличивается в 80-х годах (максимум в 1888 г.). несмотря на истощение фондов, удобных для земледелия “общественных земель”, в колонизации Запада наблюдается еще сильный подъем в период кризиса 1908-1911 гг.

Спекуляция гомстедами, получившая чрезвычайно большое распространение, не исключала в то же время насаждения мелкой и относительно мелкой собственности.

Спекулянтские компании (за исключением горных компаний, скупавших участки земли с залежами ископаемых для эксплуатации) проводили дороги, орошали земли и т.п., а то и просто ожидали, пока земля поднимется в цене, и перепродавали участки земли второй волне поселенцев, желавших приобрести землю для обработки. Закон о гомстедах не уничтожил спекуляции в США. Если верны те данные, которые сообщает комиссия по общественным землям в своем докладе, то основная масса первой волны гомстедеров оказывалась агентурой капитала, вложенного в земельную спекуляцию.

Критическим периодом в распространении передовой черты поселений на запад, моментом, когда сплошная пограничная полоса поселений исчезла, и вместо нее оказались отдельные островки незанятых “общественных земель”, когда к тому же был исчерпан в основном весь фонд “общественных земель”, пригодных для экстенсивной обработки, были 90-е годы. Фронтир с двух сторон - с запада и востока - надвинулся на Скалистые горы, а война с племенами сиу сломила последнее сопротивление индейцев. В тот же период в связи с наступлением аграрного кризиса, сделавшего временно невыгодной обработку засушливой и малоплодородной области горного района, а также в связи с быстрым развитием в США фабричной промышленности и ростом больших городов начался отлив населения из горных штатов на Восток и на дальний Запад.

В ходе заселения Запада действовали две тенденции. С одной стороны, имело место увеличение числа мелких хозяйств вследствие приобретения гомстедов или покупки земли мелкими участками у слекулящов. В то же время увеличение количества иммигрантов и естественный рост населения также в немалой мере способствовали дроблению земельных наделов.

Вместе с тем в силу законов капиталистической концентрации, роста применения наемного труда, введения в сельское хозяйство машинной техники и т.д., а также вследствие особенно усилившегося в 90-х годах отлива сельскохозяйственного населения в города происходит укрупнение и сокращение числа земельных владений.

В 1860 г. было обработано всего 6 %, а под фермами занято 15 % площади США. Данные о всей площади ферм и об отношении ее ко всей земельной площади страны за 1850-1900 гг. и о соотношении обработанной и необработанной площадей ферм говорят не только об увеличении общей площади ферм, но и о том, что внутри них в 1850 г. необработанная часть преобладала над обработанной, а в 1900 г. наблюдалось обратное положение. Некоторое уменьшение среднего размера ферм за тот же период и огромный рост стоимости ферм говорят о значительной интенсификации хозяйства ферм, а также о капитализации сельского хозяйства.

Возрастание стоимости земельной собственности идет много быстрее, чем увеличение площади обрабатываемой земли.

Всего в Соединенных штатах было 4 008 907 собственников земельных владений. Из этого числа на 2984 тыс. собственников и управляющих приходилось 1024 тыс. арендаторов, из которых 322 тыс. арендовали за наличные деньги, а остальные 702 тыс. арендовали из доли и путем смешанной аренды (уплата из доли урожая и наличными), - это преимущественно негры кроплеры южных штатов. За десятилетие с 1880 по 1890 г. число земельных владений в США возросло на 13,9%, причем число собственников земельных владений и управляющих - на 9,6%, арендаторов -на 26%, в том числе издольщиков - на 19,7, арендаторов за наличные - на 41%.

В США в 1890 г. из 8,6 млн. лиц, занятых производительным трудом в сельском хозяйстве, лишь 2,2 млн. были самостоятельными, независимыми хозяевами, что составляло около 25 %. Остальные - арендаторы, безземельные и заложившие свою землю фермеры, сельскохозяйственные рабочие - в той или иной форме находились в зависимом положении от капиталистов, землевладельцев, банкиров и самих капиталистических фермеров. Из насчитывавшихся всего 5,3 млн. фермеров 3,2 млн. (58%) являлись безземельными или заложившими свою землю фермерами и арендаторами. В конце XIX наблюдался огромный рост аренды и залога ферм.

Таким образом, при вступлении США в монополистическую стадию развития почти 3/5 фермеров оказались, по данным официальной статистики, в зависимости от финансового капитала.


5.         Нобелевский лауреат 1984 года по экономике Ричард Стоун

Известный английский экономист Ричард Стоун родился в 1913 г. в Лондоне. Окончив в 1935 г. Кингс-колледж Кембриджского университета, Р. Стоун занялся практической деятельностью, много и плодотворно занимаясь экономической статистикой.

В начале второй мировой войны (осень 1939 г.) Р. Стоун был приглашен на работу в Министерство военной экономики Великобритании, где руководил отделом статистики морских перевозок и поставок нефти. В 1940 г., перейдя в Службу централизованной экономической информации Управления секретариата Военного кабинета, он встретился там с Дж. Кейнсом и Дж. Мидом. Совместными усилиями они составили обзор экономического и финансового положения Великобритании. Обзор - система таблиц, отражавших показатели национального дохода и расходов за 1938 г. и 1940 г., личных доходов, расходов и сбережений населения, дававших оценки возможностей частного сектора в оказании помощи правительству в войне.

Р. Стоун и Дж. Мид впервые дали оценку счетов национального дохода. В 1944 г. они издали книгу “Национальный доход и расходные статьи национального бюджета”.

Национальные счета представляют собой систему таблиц в форме бухгалтерских счетов, характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования совокупного общественного продукта и национального дохода за год. Как и в бухгалтерских счетах, здесь строятся балансы доходов и расходов различных хозяйственных агентов, участвующих в экономической деятельности. В совокупности эти счета фиксируют все экономические операции по передаче стоимости в той или иной форме от одного агента к другому. В результате получаются сводные данные о доходах, потреблении, капиталовложениях и других аспектах хозяйственной жизни страны. Поэтому всю систему таких счетов иногда называют национальным счетоводством. Существует целый ряд систем национальных счетов, среди которых наиболее известны норвежская и английская, разработанная Р. Стоуном.

Система Р. Стоуна отличается тем, что она открыто включает национальный доход в рамки двойной бухгалтерии, в которой учитываются данные о доходах и расходах в домашнем хозяйстве, частном секторе и на государственном уровне. Это позволяет осуществить сравнительный анализ результатов хозяйственной деятельности в различных секторах экономики одной страны и в разных странах. Поэтому Р. Стоуна нередко и называют “отцом исчисления национального дохода”.

В книге “Метод затраты - выпуск и национальные счета” 1961, русский перевод 1964 г.) и ряде других публикаций Р. Стоун определил источники увеличения национального дохода, пути его распределения, размещения и использования в различных отраслях экономики. При исследовании проблем национального дохода он исходил из того, что рост налогообложения в большинстве стран мира должен привести к уменьшению прибыльности производства, подобно тому, как повышение итоговых ставок ведет к снижению общей суммы налогов.

Р. Стоун считал, что вопрос этот должен решаться исходя из равнения уровня налогов с объемом национального дохода. Как он подчеркивал, точный подсчет общенациональных экономических величин не имеет ничего общего с планируемой экономикой социалистического типа, поскольку такой подсчет не зависит от характера собственности. Исходя из американской теории национального дохода, которая считала национальный доход наиболее значимой переменной величиной, он пришел к выводу, что в обеспечении благосостояния населения более важную роль играет увеличение объема национального дохода, чем его распределение, и что изменение размеров национального дохода зависят от характера экономической политики.

Р. Стоун скрупулезно анализирует два типа потребления - продовольственное и непродовольственное, - а также общие затраты и проводит подсчет потребительских затрат с 1900 по 1955 г. по 10 основным товарным группам. При этом указывает, что треть расходов приходится на продовольственные товары. Экономическая политика, - пишет Р. Стоун, - в особенности ныне, в период активного участия и вмешательства правительства в экономические отношения, требует большого количества знаний о функционировании экономической системы”.

Модель национальных счетов, разработанную для Великобритании, Р. Стоун применил при анализе экономик других стран и создал стандартную систему национальных счетов. В этой области он работал по заданию Европейского экономического сообщества и Организации Объединенных Наций (“Количественные и ценовые показатели национальных счетов”, 1956). Его система расчетов национального дохода на основе новых показателей в сочетании с методом двойной бухгалтерии (равенство между доходом и расходом, когда все произведенное должно быть потреблено, а все потребленное - вновь произведено) стала значительным явлением в макроэкономической теории.

Стоуновский метод национальных счетов дал толчок к построению экономических моделей, а сами счета образовали основу для сбора соответствующих статистических данных и тестирования их последовательности.

Стоун был удостоен в 1984 г. Премии памяти Альфреда Нобеля по экономике "за фундаментальный вклад в разработку системы национальных счетов и существенное усовершенствование основ эмпирического экономического анализа".

Основные труды:

The Construction of Tables of National Income, Expenditure, Savings and Investement (совм. с Д. Мидом)//Тhе Economic Journal. 1941. Vol. LI, N 202-203, pp. 216-231; National Income and Expenditure. Oxford, 1944 (совм. с Д. Мидом); The Role of Measurement in Economics. Cambridge /Eng./, 1951; Quantify and Price Indexes in National Accounts. Paris, 1956; Social Accounting and Economic Models. Ankara, 1956 (совм. с Д. Крофт-Мюррей, на турецком яз.); Input-Output and National Accounts. Paris, 1966; Mathematics in the Social Sciences and Other Essays. London, 1966; Mathematical Models of the Economy and Other Essays. London, 1970; Demographic Accounting and Model Building. Paris, 1971; Aspects of Economic and Social Modelling. Geneva, 1981.

На русском языке:

Моделирование экономических систем//Экономика и математические методы. Т. 1. Вып. 4. М., 1965; Метод "затраты-выпуск" и национальные счета. М., 1966; Применение метода баланса к статистике населения как средстве планирования народного образования//Экономика и математические методы. Т. 3. Вып. 3. М., 1967; Экономические и демографические счета и распределение доходов//Там же. Т. 7. Вып. 5. М., 1971.


Список использованной литературы

1. «Семинар молодых экономистов», вып. 6, март 1998, с. 62-76.

 А. В. Петров, 1998 2 “Мир-экономика в социологических концепциях”.

2. История экономической мысли. Курс лекций. Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.

3. Супян В. Б. Экономика зарубежных стран. Питер,2003.

4. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Новая история. М.,2000.

5. Иванян Э. А. История США: хрестоматия. Питер,2005.

6. Согрин В. В. История США. Питер,2003.

7. Андреев А.И. Экономическая история США. М.,1999.

8. Соколов Н. Н. Новая история стран Европы и Америки. Томск, 2002.

9. Е.Ф. Борисов. Хрестоматия по экономической теории

10. Википедия — свободная энциклопедия


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.