скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Европейский парламент

Прямые выборы в Европарламент привнесли немало нового и в характеристику сообществ и Европейского союза. У них появился свой «народ», осуществляющий одну из важнейших функций — из-брание своих представителей в парламентское учреждение. Таким образом, упрочиваются, получают дополнительные основания госу-дарственные признаки Европейского союза, подобные отличающим государство в его классическом понимании. И хотя это пока только один из нескольких признаков и наряду с ним сохраняются многие другие признаки, свойственные международным организациям, пря-мые выборы депутатов Европарламента населением явно ободрили сторонников превращения Европейского союза в федеративный го-сударственный союз.

Депутаты Европарламента избираются на пять лет. Этот срок исчисляется с открытием первого после выборов заседания парла-мента. Очередные выборы проводятся в течение последнего года пятилетнего срока, на который избирается Европарламент. Если проведение очередных выборов в установленный срок окажется не-возможным, новая дата выборов должна быть определена единоглас-но Советом по предложению Европарламента.

Депутаты Европарламента осуществляют свою деятельность в соответствии с принципом «свободного мандата». Они не связаны ни с наказами избирателей, ни с указаниями фракций. В избиратель-ном законодательстве и в Регламенте Европарламента особо огова-ривается, что депутаты Европарламента голосуют лично и по отдель-ности. Они не обязаны выполнять ничьи поручения и инструкции. Нередко «свободный мандат» истолковывается более широко — как полное отсутствие зависимости депутатов от избирателей. Под-тверждение нередко ищется в известной формуле: депутат представ-ляет не только своих избирателей, но и весь народ. Однако эта фор-мула может быть оспорена даже в национальных масштабах и тем более не обязательна в рамках Европейского союза. Могут сказать, что парламентское право Европейского союза не предусматривает отзыва депутата, но столь же верно и то, что оно такой отзыв опреде-ленно не запрещает.

Избирательное право ЕС не ограничивается достаточно деталь-ным регулированием национальным правом государств-членов во-проса о возможности совмещения депутатом Европарламента этой должности с другими постами. В Акте о введении всеобщих и пря-мых выборов депутатов Европарламента содержатся подробные пра-вила на этот счет. Характерно, что, помимо общего стремления повы-сить авторитет и укрепить самостоятельность Европарламента, отчетливо проявляется идея разделения властей. Нет ограничений в занятии постов в представительных учреждениях государств-чле-нов, но поставлены жесткие барьеры на пути, ведущем к слиянию с другими властями, особенно с исполнительной властью. Так, депу-тат Европарламента может быть одновременно депутатом парламен-та государства-члена, но установлена несовместимость мандата де-путата Европарламента с занятием следующих должностей:

члена правительства государства-члена;

члена Комиссии;

судьи, генерального адвоката или канцлера Суда европейских сообществ;

члена Палаты аудиторов;

члена Консультативного комитета ЕОУС или члена Экономичес-кого и социального комитета ЕЭС и Евратома;

члена комитета или другого органа, который на основе учреди-тельных договоров ведает средствами сообщества или непосредст-венно выполняет долгосрочные управленческие задания;

члена Совета управляющих или Директората или служащего Ев-ропейского инвестиционного банка;

находящихся на активной службе служащих институтов или со-зданных при них специальных служб.

Все депутаты Европарламента обладают иммунитетом. Лишение иммунитета может последовать только в результате выполнения строгих процедурных правил. Каждое обращение компетентного ор-гана государства-члена к председателю Европарламента по поводу лишения депутата иммунитета доводится до сведения пленарного заседания Европарламента и передается в его соответствующий ко-митет. В своем заключении комитет предлагает принять или откло-нить обращение о лишении иммунитета. Это заключение выносится на ближайшее пленарное заседание в качестве первого пункта по-вестки дня. После рассмотрения вопроса Европарламент проводит только одно голосование, окончательно решающее дело.

Организация и порядок деятельности. Европарламент работает в сессионном порядке. Сессии, как правило, продолжаются в течение года. Сессию следует отличать от заседания Европарламента: заседа-ние в большинстве случаев — это проводимое ежемесячно общее собрание депутатов. Оно может продолжаться несколько дней. Евро-парламент собирается без официального созыва во второй вторник марта каждого года и самостоятельно определяет продолжитель-ность сессии и перерывы в ней. Как показывает практика, Европар-ламент работает большей частью по одной неделе в месяц, а всего 12 недель в году.

Регламент Европарламента устанавливает, что пленарные засе-дания самого парламента, а также заседания его комитетов прово-дятся в заранее определенном месте его пребывания. Таким местом является г. Страсбург (Франция). В исключительных случаях по ре-шению большинства депутатов одно или несколько пленарных засе-даний Европарламента могут состояться в другом месте. Это прави-ло было введено в расчете на то, что Европарламент станет заседать в г. Брюсселе, являющемся практически столицей сначала сооб-ществ, а потом Европейского союза. Страсбург выдержал нелегкую конкуренцию и сохранил за собой место проведения сессий Евро-парламента. Но его комитеты большей частью заседают в Брюсселе или в других городах государств-членов. Что же касается секрета-риата и многих иных служб Европарламента, то они размещаются в Люксембурге. Лишь небольшая часть из почти 4 тыс. служащих Ев-ропарламента работает в Брюсселе и других местах.

Вопрос о местопребывании Европарламента и его подразделений не раз оказывался предметом острых споров, доходивших даже до Суда сообществ. Еще в 1985 г. Европарламент принял резолюцию о строительстве здания для своих сессий в Брюсселе, имея в виду в дальнейшем перенести сюда проведение большинства сессий. Фран-ция опротестовала эту резолюцию в Суде, на что он ответил, что строительство может вестись, если это делается для проведения до-полнительных и специальных сессий. Но спор до сих пор не решен. Обращает на себя внимание то, что в Регламент Европарламента было внесено разъяснение, позволяющее решать вопросы проведе-ния сессий в Брюсселе простым большинством голосов.

Структура Европарламента также строится и развивается по классическим парламентским образцам. Первое заседание открыва-ет старейший депутат, а затем руководство берет в свои руки вновь избранный председатель. Он, а также его заместители и квесторы избираются путем тайного голосования. Кандидатуры на эти долж-ности предлагаются только от имени фракции или группы, насчиты-вающей не менее 29 депутатов. Только в том случае, если число кандидатов не превышает числа избираемых должностных лиц, до-пускается свободное выдвижение кандидатов. В Регламенте Евро-парламента отмечается, что при формировании органов необходимо принимать во внимание интересы справедливого представительства государств-членов и политических течений.

Председатель Европарламента в соответствии с Регламентом ру-ководит работой парламента и его органов. Он наделяется всеми полномочиями, необходимыми для того, чтобы председательствовать на заседаниях парламента и обеспечивать его деятельность. Председатель открывает, прерывает и закрывает заседания. Он сле-дит за соблюдением Регламента, обеспечивает порядок, предостав-ляет слово, прекращает обсуждение вопроса, объявляет голосование сообщает о его результатах. Председатель передает в комитеты ин-формацию, касающуюся их деятельности.

Регламент отделяет выполнение председателем должностных функций от его обычной депутатской деятельности. Он может брать слово во время обсуждения как председатель только для того, чтобы пояснить положение дел и вернуть участников к сути вопроса. Если же он захочет принять участие в дискуссии по существу дела, то должен отказаться от председательствования и вернуться к нему только после завершения своего выступления или иного участия в дискуссии.

В настоящее время Европарламент имеет 14 вице-председателей. Если председатель отсутствует или принимает непосредственное участие в дискуссии, его обязанности временно исполняет один из его заместителей.

Европарламент избирает из своем среды также пять квесторов. Их назначение состоит в том, чтобы в соответствии с указаниями Европарламента заниматься административными и финансовыми делами. Вместе с председателем и вице-председателями квесторы входят в Президиум Европарламента, но в отличие от них имеют только право совещательного голоса. При равенстве голосов в Пре-зидиуме решающим становится голос председателя.

Президиум Европарламента выполняет задачи, возложенные на него Регламентом. Он может также решать определенные финансо-вые, организационные и административные дела депутатов, органи-заций при парламенте, его секретариата и других органов. Президи-ум решает, далее, вопросы, связанные с проведением заседаний, ус-танавливает штатное расписание для Генерального секретариата Ев-ропарламента, разрабатывает проект бюджета Европарламента, дает от имени Европарламента указания квесторам, назначает генераль-ного секретаря Европарламента и т.д.

Важную роль в Европарламенте играет Конференция председате-лей. В нее входят председатель Европарламента и председатели фракций (председателя фракции может представлять ее член). Де-путаты, не входящие ни в одну из фракций, направляют из своей среды двух представителей на заседания Конференции председате-лей. Эти представители не получают, однако, права голоса. В основу деятельности Конференции председателей положена идея достижения консенсуса. Если его не удается достичь, проводится голосова-ние с учетом количества депутатов фракций.

Конкретные задачи Конференции председателей определены в регламенте Европарламента. В частности, Конференция принимает решения по вопросам организации работы парламента и по вопросам планирования законодательства. К ее ведению относятся вопросы, связанные с отношениями Европарламента с другими органами и институтами Европейского союза, а также с национальными парла-ментами государств-членов. Конференция решает, далее, вопросы, касающиеся отношений с третьми странами, равно как и с институ-тами и организациями вне Европейского союза. Она представляет свой проект повестки дня заседаний парламента. Особо следует от-метить, что Конференция наделена правами, позволяющими ей оп-ределять состав и компетенцию комитетов, временных следствен-ных комиссий, Смешанного парламентского комитета. Конферен-ция решает многие другие вопросы, а кроме того, представляет Пре-зидиуму Европарламента предложения фракций по решению адми-нистративных и бюджетных вопросов.

Еще один орган Европарламента — это Конференция председа-телей комитетов. В нее входят председатели всех комитетов Евро-парламента — как постоянных, так и временных. Конференция само-стоятельно избирает своего председателя. Самое важное в ее дея-тельности заключается, пожалуй, в разработке предложений по во-просам, касающимся как комитетов, так и повестки дня пленарных заседаний Европарламента. Эти предложения представляются Кон-ференции председателей. Президиум Европарламента, а также Кон-ференция председателей могут поручать Конференции председате-лей комитетов выполнение отдельных задач.

В числе органов Европарламента есть также Конференция пред-седателей межпарламентских групп. Подобно Конференции предсе-дателей комитетов она сама избирает своего председателя. Схожа и их деятельность. Конференция председателей межпарламентских групп подготавливает для Конференции председателей предложе-ния по вопросам работы межпарламентских групп. Президиум Евро-парламента и Конференция председателей вправе давать определен-ные поручения Конференции председателей межпарламентских групп.

Особого внимания заслуживает вопрос о фракциях Европарла-мента. Даже размещение депутатов в зале заседаний осуществляется не по странам, а по фракциям. Не случайно места для депутатов определяются не секретариатом и даже не Президиумом, а Конференцией председателей. Если следовать Регламенту, то фракция ~ это объединение депутатов по их партийной принадлежности (п. 1 ст. 29). При этом депутат может состоять только в одной пар-тии. Установлено, далее, что для образования фракции из депутатов одного государства необходимо иметь 29 членов. Если речь идет о депутатах из двух государств, то минимальное число членов снижа-ется до 23 депутатов, из трех государств — до 18 депутатов, из четы-рех и более государств — до 14 депутатов. Это сделано для того, чтобы поддержать депутатов, состоящих в партиях, хотя и неболь-ших, но действующих в нескольких странах.

Образование фракции внешне выглядит как довольно простой процесс: нужно только официально заявить об этом председателю Европарламента. В заявлении следует указать название фракции, ее состав и состав Президиума. Но на практике образование фракции далеко не простое дело. Ведь в Европарламенте представлено очень много различных политических партий. После выборов 1989 г. их было 66. Многие из них состоят всего из нескольких депутатов. Нет ни одной партии, которая имела бы большинство в Европарламенте. Поэтому партии объединяются друг с другом, заключая зачастую «брак по расчету». Идеологические и политические разногласия вы-нужденно отступают на задний план: главной является проблема — быть или не быть.

Баланс сил в Европарламенте определяется, в основном, группи-ровкой политических партий. После выборов 1994 г. сложились сле-дующие группы.

Партия европейских социалистов. Эта самая многочисленная группа насчитывала после выборов 1984 г. 165 депутатов, после выборов 1989 г. — 180 депутатов. После выборов 1994 г. в ней состоят 198 депутатов. Группа объединяет депутатов от всех госу-дарств-членов, но самая большая часть их — лейбористы Велико-британии.

Европейская народная партия. Это самая большая группа правых депутатов и вторая по численности (после социалистов) фракция Европарламента. Она медленно, но верно растет: 1984 г. — 115 депу-татов, 1989 г. - 121, 1994 г. - 157 депутатов.

Либеральная, демократическая и реформистская группа. По своему политическому направлению это центристская группа, с небольшим уклоном вправо. После выборов 1984 г. она имела 44 де-путата, после выборов 1989 г. — 49, а после выборов 1994 г. в ней осталось 43 депутата.

Объединение левых Европы (ОЛЕ). В него входят главным обра-зом депутаты от коммунистических партий (названия меняются) Испании, Франции и Италии.

Предшественники ОЛЕ — коммунисты имели после выборов 1984 г. 48 мест. «Левое единство» после выборов 1989 г. имело 14 мест, а после выборов 1994 г. нынешняя группа объединяет 28 де-путатов.

Европейский демократический союз (ЕДС). Он объединяет прежде всего французских и ирландских консерваторов. Эта группа имеет право-центристскую направленность. Результаты выборов:

1984 г. — 29 депутатов, 1989 г. — 22, 1994 г. — 26 депутатов.

Группа зеленых. В 1989 г. она имела 29 депутатов, а в 1994 г. — 23 депутата.

Европейский радикальный альянс. Он состоит в основном из левых французских депутатов, не входящих в другие группы. В со-ставе Альянса всего 19 депутатов.

Группа «Европа наций». Она создана французскими депутатами, покинувшими ЕДС из-за несогласия с Маастрихтским договором. Выборы 1994 г. дали ей 19 депутатов.

В Европарламенте имеются также депутаты, не примкнувшие ни к одной из фракций. Их статус и парламентские права определяются Президиумом Европарламента. Обслуживает этих депутатов секре-тариат Европарламента. Обычно число «беспартийных» возрастает сразу же после выборов, но затем многие депутаты предпочитают приписаться к какой-либо из фракций. В 1984 г. было 15 беспартий-ных депутатов, в 1989 г. — 10, в 1994 г. — 271. Следует учитывать, что после выборов 1994 г. численность Европарламента была увеличена с 518 депутатов до 567, а в начале 1995 г. до 625 депутатов.

Европарламент образовал; 2р комитет: по иностранным делам, безопасности и оборонной политике; по сельскому хозяйству и сель-скому развитию; по бюджету; по хозяйству, финансам и промышлен-ной политике; по исследованиям, технологическому развитию и энергии; по внешнеэкономическим отношениям; по праву и гражданским правам;. по социальным вопросам и занятости; по регио-нальной политике; по транспорту и туризму; по вопросам окружаю-щей среды, народного здоровья и защиты потребителя; по культуре, молодежи, образованию и массовым средствам информации; по раз-витию и сотрудничеству; по основным свободам и внутренним делам; по контролю за бюджетом; по институционным делам; по рыболовству; по регламенту, проверке мандатов и вопросам имму-нитета; по правам женщин; по петициям; временный комитет по занятости.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.