скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Эволюция политического строя стран северной Европы в первой половине XX столетия

На выборах во вторую палату в сентябре 1902 г. либеральная партия получила впервые большинство (107 вместо 92), опередив консервативную партию. Успех социал-демократов, добившихся 4 мандатов вместо прежнего одного, был скромнее. В шведском обществе все более отчетливо происходило осознание необходимости политических реформ, что понимали и наиболее дальновидные консерваторы. Неудача на выборах заставила их изменить тактику и начать всерьез бороться за голоса избирателей. В 1904 г., следуя примеру либералов, они создали внепарламентскую массовую организацию «Всеобщий союз избирателей», и в том же 1904 г. находившийся у власти консервативный кабинет внес в риксдаг свой законопроект избирательной реформы. Консерваторы соглашались ввести всеобщее избирательное право, естественно с некоторыми ограничениями и изменить систему с мажоритарной на пропорциональную. Последнее было вызвано опасениями вообще лишиться представительства во второй палате при сохранении мажоритарной системы, за сохранение которой выступали теперь либералы и социал-демократы.

Новые выборы в сентябре 1905 г., проходившие на фоне разрыва унии с Норвегией и разгоравшейся в России революции, дали сторонника радикальных политических преобразований серьезную победу. Либералы получили 103 мандата, а социал-демократы — 13. Регент страны, наследный принц Густав (король Оскар II был тяжело болен) в ноябре 1905 г. дал лидеру Либеральной партии Карлу Стаафу поручение сформировать правительство.

Начался новый виток в политических баталиях за избирательную реформу. В феврале либеральное правительство предложило свой законопроект, фактически лишь ненамного демократичнее предложений консерваторов. Однако после того как первая палата провалила проект реформы, Карл Стааф ушел в отставку. Усилились и разногласия между либералами и социал-демократами, критиковавшими правительственный законопроект слева. Вновь в

Швеции к власти пришел весьма консервативный кабинет во главе с крупным предпринимателем и адмиралом запаса А. Лидманом. С одной стороны Лидман открыто провозгласил необходимость возрождения сильной королевской власти и борьбы с социал-демократией. С другой, будучи реалистом, он поспешил представить свой проект парламентской реформы, предложив реформировать верхнюю, первую палату. Суть проблемы была в том, что либералы и социал-демократы в качестве конечной цели видели вообще ее упразднение, а Лидман и другие трезвомыслящие консерваторы, наоборот, стремились сохранить эту палату в качестве оплота влияния верхушки общества. В 1907 г. риксдаг наконец то пришел к компромиссу правительственный проект был одобрен, хотя верхняя палата и не очень скрывала, что идет на его принятие как на меньшее зло. Для того, что проект стал законом, по конституции требовалось его одобрение следующим составом риксдага, что и произошло в 1909 г. Парадокс был в том, что против этой реформы голосовали с одной социал-демократы и некоторые левые либералы, считавшие ее недостаточной, а с другой наиболее твердолобые консерваторы, выступавшие вообще против всяких новинок.

Реформа вошла в силу с 1909 г. Теперь активное избирательное право было предоставлено всем мужчинам, но с некоторыми ограничениями. Был несколько повышен возрастной ценз (с 21 года до 24). Кроме того, вводились несколько условий для участия в выборах: уплата налогов в течение трех лет, сохранялся ценз оседлости. Этим от выборов были отстранены самые бедные слои общества. На выборах в обе палаты, а также в местные представительные органы — ландстинги и собрания городских уполномоченных в крупных городах — вводился пропорциональный принцип вместо прежнего, мажоритарного. Было сокращено неравенство при выборах коммунальных органов. Несколько был понижен имущественный ценз для избрания в первую палату. Этим численность избирателей выросла в Швеции почти вдвое.

Важным шагом на пути демократизации стали политические реформы в Дании 1908 г., которые ликвидировали сохранявшееся до сих пор неравенство на местных выборах и предоставившее право голоса женщинам и батракам. В 1913 г. умеренные «Венс-тре» уступили правительство радикалам, после того как те вместе с социал-демократами завоевали большинство в фолькетинге. Летом 1915 г. консерваторы «Хёйре» потеряли большинство в верхней палате, ландстинге. Это создало основу для конституционного закрепления демократии — 5 июня 1915 г. была принята 101 голосом против семи новая, пересмотренная в демократическом духе конституция Дании, острые дискуссии о чем велись с 1908 г. Окончательно упразднялись привилегии дворянства, было устранено всякое неравенство на выборах в верхнюю палату ландстинг, право голоса на выборах в обе палаты получили женщины и прислуга, возрастной ценз на выборах в нижнюю палату — фолькетинг — был снижен с 30 до 25 лет, но в верхнюю повышен — с 30 до 35 лет. При этом непрямой порядок выборов в верхнюю палату был сохранен. У короля было отнято право назначать 12 членов в состав ландстинга. Было увеличено число депутатов — фолькетинга с 114 до 140, а ландстинга — с 66 до 72. Был введен следующий порядок изменения представительных органов. Выборы в фолькетинг должны были проводиться раз в четыре года, а верхняя палата обновлялась постепенно в течение восьми лет.

Важнейшие изменения произошли в Финляндии, которая вплоть до 1917 г. входила в состав Российской империи. В конце концов, в ходе новой российской революции, уже после большевистского переворота, 6 декабря 1917 г. парламент Финляндии провозгласил полную независимость страны. На рубеже 1917-1918 года. Совнарком признал независимость Финляндии.

Предполагалось ввести республиканскую форму правления. Однако положение в Финляндии осложнилось в конце января 1918 г., когда здесь началась рабочая революция. Власть в столице и южной части страны перешла в руки левых социал-демократов и контролируемой ими Красной гвардии. С Финляндии началась гражданская война. После того как революция была подавлена финскими белогвардейцами и немецкими интервентами, чаша весов склонилась в пользу монархии. Парламент Финляндии, откуда были исключены составлявшие почти половину депутаты от СДПФ, выступил за то, чтобы на основе еще Формы правления 1772 г. избрать короля. Сначала выбор пал на младшего сына германского императора Вильгельма II, но после переговоров с немцами кандидатом на вновь создаваемы финляндский трон стал женатый на сестре кайзера принц Гессенский Фридрих Карл, которого парламент в начале октября 1918 г. даже успел избрать королем. Однако поражение Германии осенью 1918 г. побудило Фридриха Карла отказаться от предложенной ему короны, и летом 1918 г. избранный вновь парламент одобрил республиканскую форму правления с сильным президентом и сильным парламентом. После обретения Финляндией независимости в конце 1917 и подавления рабочей революции в феврале-апреле 1918, произошла перестройка финляндской партийной структуры. Внутри Шведской народной партии, оформилось левое крыло. Финская партия (старофинны), консервативное крыло Младофинской партии образовали консервативную Национальную коалиционную партию. Основная же часть Младофинской партии, к которой примкнула Народная партия, сформировала Национальную прогрессивную партию. Аграрный союз, партия крестьянства и отчасти средних слоев всей Финляндии, не только сохранился, но значительно усилился.

Однако демократический строй в Финляндии оказался несколько урезанным. Дело в том, что леворадикальные силы, левое крыло Социал-демократической партии, возглавлявшие революцию, создали в Москве в августе 1918 г. Коммунистическую партию Финляндии, провозгласившую своей целью свержение демократического строя и установление «диктатуры пролетариата». Партия, проводившая свою деятельность с территории Советского Союза, пользовалась некоторым влиянием, особенно среди рабочей молодежи, создав разветвленную подпольную сеть внутри страны. Это потребовало ограничение демократических порядков, что существенно влияло на всю внутриполитическую жизнь в стране, и это положение просуществовало вплоть до конца второй мировой войны.

Важнейшей ступенью в модернизации политического строя стран Северной Европы стали демократические преобразования 1917-1920-х годов, происходившие не без влияния революционных событий в Восточной и Центральной Европе — крушения Российской, а затем Германской и Австро-Венгерской империй. Если в Дании новая конституция была принята как бы в превентивном порядке, в 1915 г., то для Норвегии и в значительно большей степени для Швеции эти бурные годы оказались временем важных политических перемен.

В декабре 1918 г. по инициативе социал-демократов чрезвычайная сессия шведского риксдага приняла правительственный законопроект о демократизации избирательного права. С 1921 г. в Швеции наконец вводилось всеобщее и равное избирательное право, причем женщины, у который уже было право участвовать в коммунальных выборах, теперь получили возможность избирать и быть избранными в парламент. Вводилось равенство избирателей на выборах в коммунальные органы власти вне зависимости от размеров имущества. Уступкой консерваторам стало повышение возрастного ценза на коммунальных выборах (с 21 до 23), а на выборах в ландстинги — до 27 лет. Лишались избирательных прав лица, получавшие пособия по бедности, находившиеся под опекой, банкроты и т.п. Был также сохранен высокий имущественный ценз для кандидатов в депутаты первой палаты риксдага, что было отменено только в 1933 г. Исландия, которая пользовалась с 1874 г. автономией под властью Дании, с 1918 г. была объявлена суверенным королевством, находящимся в личной унии с Данией.

В двадцатых — тридцатых годах в странах Северной Европы были довольно активны как леворадикальные, так праворадикальные течения (коммунисты, анархисты, фашисты, национал-социалисты), однако нигде, даже в Финляндии, их влияние не было значительным.

Важную роль здесь сыграла социал-демократия, представители которой пришли к власти в Швеции, Дании и Норвегии в середине 1930-х гг. Первый социал-демократический кабинет под руководством А.М.Т. Стаунинга функционировал в Дании в 1924-1926 гг. В 1929 г. Стаунинг вновь вернулся к власти, сохраняя пост премьер-министра вплоть до своей кончины в 1942 г. С мая 1945 г., после освобождения Дании от немецкой оккупации, в стране было социал-демократическое правительство (премьер В.Буль), но уже в ноябре СДПШ утратила правительственную власть. Вернуться к власти датским социал-демократам удалось лишь в 1947 г., да и то только до 1950 г. Кабинет возглавил социал-демократический лидер Х.Хедтофт.

В Швеции социал-демократы вошли в правительство страны еще в 1917-1920 г., затем в том же 1920 г. лидер СДРГГШ Ялмар Брантинг возглавил кабинет. Позже в 20-х гг. дважды, в 1921-1923 гг. и в 1924-1925 гг. он снова становился премьер-министром. В 1925 г. после кончины Брантинга, его сменил на этом посту Риккард Сандлер, сохранявший власть вплоть до 1926 г. Вернулись социал-демократы к власти лишь в кризисном 1932 г., когда премьером стал Пер Альбин Ханссон. Он был руководителем шведского правительства, с кратким перерывом в 1936 г., вплоть до своей кончины в 1945 г. В 1936-1939 г. социал-демократы руководили правительством в коалиции с Крестьянским союзом, а с началом второй мировой войны в Швеции было создано коалиционное правительство, куда вошли все серьезные политические партии, кроме коммунистов. После войны социал-демократы единолично входили в правительство, возглавлявшееся теперь Таге Эрландером.

В Норвегии, где Норвежская рабочая партия была гораздо более радикальной, чем социал-демократы Швеции и Дании, первый их кабинет был сформировано только в 1927 г., да и то на несколько недель. Окончательно НРП пришла к власти в 1935 г., когда был сформирован кабинет Юхана Нюгорсволла. В апреле 1940 г., когда страна подвергалась нападению Германии, в Норвегии был сформирован коалиционный кабинет (премьер Ю.Нюгорсволл), который после оккупации страны эмигрировал в Лондон, где действовал как законное правительство Норвегии вплоть до окончания войны и оккупации. В июне 1945 г. в освобожденной Норвегии было сформировано новое коалиционное правительство, куда вошли даже представители норвежской компартии и которое возглавил новый руководитель НРП Эйнар Герхардсен, остававшимся премьером вплоть до 1951 г. Уже в конце 1945 г. коммунисты оставили правительство, которое теперь было однопартийным.

В 1920-х во всех странах Северной Европы, как и в других европейских странах, появляются и активно действуют праворадикальные движения, которые часто можно охарактеризовать как фашистские, нацистские. Эти движения выступают, как правило, с патриотической и националистической, иногда расистской демагогической риторикой, с антидемократических, антипарламентских позиций. Моделями для североевропейских фашистских и нацистских движений и партий служат как итальянский фашизм, так позже германский национал-социализм. Эти движения и партии часто перенимают и внешнюю фашистско-нацистскую атрибутику: военную униформу, знак свастики или близкие символы, как у норвежских нацистов, древний викинговский знак солнца. Несмотря на то, что в иногда, прежде всего в Норвегии и Финляндии первой половины 1930-х годов, эти партии и движения добивались некоторого влияния, в целом же их политических вес оставался незначительным. Везде они были раздробленными, и часто враждовали друг с другом. Ни в одной стране, за исключением Норвегии периода второй мировой войны (см. ниже), эти фашистские и нацистские движения и партии не получили сколько-нибудь серьезной поддержки граждан страны. Правда, временами спекуляция на действительных проблемах, вызванных кризисом, и популистские предложения их решения приносили этим партиям и движению некоторые голоса на выборах, как это было в Финляндии в 1936 г. Демократические традиции уже настолько укрепились в странах Северной Европы, что нигде праворадикальным и фашистским движениям не удавалось сколько-нибудь прочно закрепиться в политических структурах, В частности, все выборы демонстрировали незначительную электоральную поддержку правым радикалам. Приход Гитлера к власти, развязанный в Германии нацистский террор нанесли сильный удар по репутации нацистских единомышленников в странах Северной Европы, где к середине 1930-х гг. они фактически оказались вытесненными из политической жизни.

Столь же маловлиятельными были здесь и леворадикальные силы — коммунисты, левые социалисты, анархисты. Определенными исключениями здесь были Финляндия и Норвегия. В Финляндии даже после разгрома в 1918 г. революционного движения, созданная в 1918 гг. Коммунистическая партия продолжала пользоваться определенным авторитетом среди части рабочего класса, но постепенно ее влияние уменьшилось. Партией рабочего класса страны во все большей степени становилась воссозданная в том же 1918 г. умеренными социал-демократами во главе с Вяйно Таннером Социал-демократическая партия Финляндии. Норвежская рабочая партия была наиболее левой среди скандинавских социал-демократов. В 1918 г. к руководству НРП пришли радикальные силы. На следующий, 1919 год партия даже вступила в Коммунистический Интернационал, членом которого оставалась до декабря 1923 г., когда большинство партии, недовольное диктатом из Москвы и строгой дисциплиной, на съезде приняло решение выйти из Коминтерна, а меньшинство провозгласило создание Коммунистической партии. В Швеции еще в 1917 г. из рядов СДРПШ выделилась Социал-демократическая левая партия Швеции. В 1918 г. она вступила в Коминтерн, переименовавшись в 1921 в компартию. В Дании, где были сильны синдикалисты, леворадикальные силы делали попытки консолидироваться в 1918 г. В апреле была образована небольшая Социалистическая рабочая партия, очень скоро распавшаяся. В ноябре — Социалистическая партия Дании, которая в 1920 г. вступила в Коминтерн. Скандинавские компартии, кроме Норвегии, да и то лишь в середине 1920-х г., были небольшими по численности, маловлиятельными, подверженными постоянным расколам, сменой руководства и внутренней борьбой. Социальной базой компартий Дании, Швеции и Норвегии были как маргинальные и малоквалифицированные слои рабочего класса, так и леворадикальные представители интеллектуальной элиты скандинавских стран, оппозиционно настроенные к существующим капиталистическим порядкам. Определенным мотивом прокоммунистических настроений у части интеллигенции были сначала экономический кризис начала 1930-х годов, а затем приход к власти в Германии нацистов. Молодые интеллектуалы видели альтернативу в Советском Союзе. Сильный удар по этим просоветским настроениям наносили сначала коллективизация с ее страшными последствиями, затем «великий террор» 1936-1938 гг., сближение Сталина с Гитлером в августе 1939 г. и, наконец, советско-финская зимняя война 1939-1940 гг. Компартия Финляндии, действовавшая в значительной степени в эмиграции, в Советском Союзе, оказалась жертвой сталинского террора 1936-1938 гг., когда почти все ее руководящие деятели, кроме нескольких человек, были репрессированы. К началу второй мировой войны эти партии превратились в малозначительные секты. Лишь участие коммунистов в движении сопротивления, когда в их ряды влились молодые силы, превратило их в определенный политический фактор на несколько послевоенных лет, до начала холодной войны \

Скандинавская демократия выдержала испытания во второй мировой войне, когда Дания и Норвегия были оккупированы немцами, а Швеции удалось сохранить нейтралитет. Как уже говорилось, социал-демократы смогли в целом сохранить правительственную власть. В нейтральной Швеции удалось создать и сохранить общенациональный демократический консенсус.

Лишь в Норвегии во время немецкой оккупации произошло возрождение норвежского нацизма, когда Гитлер после некоторых колебаний поставил у власти в стране Видкуна Квислинга и его партию "Нашунал Самлинг" (НС). Немцы напали на Норвегию 9 апреля 1940 г., и к началу июня вся территория страны была оккупирована. Законное правительство Норвегии во главе с премьером Нюгорсволлом, и король Хокон VII эвакуировались в Англию, где действовали на протяжении всей войны, до мая 1945 г. Видкун Квислинг провозгласил свою власть в Норвегии сразу же после захвата немецкими войсками Осло. После того как выявилась его полная непопулярность, гитлеровцы пошли на создание из умеренны коллаборационистов Административный совет для управления оккупированными территориями. В конце апреля 1940 г. в Осло прибыли в качестве рейхскомиссара видный функционер НСДАП, бывший гауляйтер Рейнской области в Германии, И. Тербовен. Первое время гитлеровцы не спешили распространять на Норвегию "новый порядок" и поддерживали довольно мягкий режим. В стране легально продолжали действовать политические партии. В течение лета оккупанты вели переговоры с президиумом стортинга о формировании коллаборационистского правительства и низложении короля Хокона VII. Однако после ставшего очевидным провала переговоров немцы начали демонтировать сохранявшиеся остатки демократического строя. Они начали с запрета 16 августа Коммунистической партии Норвегии, руководство которой стремилось вписаться в политическую реальность оккупации, надеясь на советско-германский пакт, и даже выдвинуло идею создания рабоче-крестьянского правительства Норвегии. 25 сентября Тербовен объявил о низложении Хокона VII, о роспуске Административного совета, о прекращении переговоров с представителями стортинга, о запрете всех политических партий, за исключением НС. Для управления страной создавался Совет Комиссаров в составе 13 человек, из которых 9 были членами НС. Квислинг в это "правительство" формально не вошел, но был провозглашен "вождем нации". Фактически в Норвегии создавалось тоталитарное нацистское государство. Через год комиссары были переименованы в "министров", а в начале февраля 1942 г. Квислинг был провозглашен "министром-президентом", т.е. главой правительства. Державшаяся на немецких штыках партия Квислинга, оставшаяся после 25 августа 1940 г. единственной легальной партией страны, сумела приобрести некоторую базу — уже к концу 1940 г. в ней уже состояло около 24 тыс. человек, а за всю войну в рядах НС было около 60 тыс. Правительство Квислинга лишь внешне обладало суверенитетом, признанным только Германией и ее союзниками, а фактически это правительство и его органы власти были лишь составной частью немецкой оккупационной машины. Настоящим правительством Норвегии оставалось в течение всей войны правительство Нюгорсволла, руководившее борьбой норвежского народа против оккупантов и представлявшее Норвегии в мире.

Наиболее крупным шагом по дальнейшему усовершенствованию демократического строя было принятие в Дании новой конституции в 1952-1953 г., которая вводила однопалатный парламент и устраняла сохранявшиеся еще пережитки прежних порядков. Возрастной ценз был снижен до 23 лет. Новая конституция была принята на общенародном референдуме 28 мая 1953 г. За проект конституции проголосовали 46,76% избирателей, тогда как для принятия требовалось 45%.

Одной из важных особенностей политического развития в странах Скандинавии (кроме Финляндии и Исландии) было сохранение старинного института монархии. Если еще в начале и в первые десятилетия века и в Швеции, и в Дании, и в Норвегии были политические силы, выступавшие за смену монархической формы правления на республиканскую, то к середине столетия они практически исчезли. Скандинавы видели в монархии стабилизирующий фактор. Впервые это проявилось в Норвегии в 1905 г., когда одобренного всенародным голосованием разрыва унии со Швецией на решение референдума был поставлен вопрос о форме правления — монархия или республика. За республику выступали радикальные либералы «венстре» и быстро набиравшая силу Норвежская рабочая партия. Тем не менее, на проведенном в ноябре 1905 г. плебисците за монархию было отдано 259 536 голосов, а за республику только 69 264. Тревожные мгновения пережили скандинавские монархи в революционные, 1917-1920, годы, когда рухнули империи в России и Германии, когда распалась Австро-Венгрия, и возникающих новых государствах, как в Центральной Европе, так и в Прибалтике создавались, как правило, республики.

В конце концов, республиканский строй победил и в Финляндии, о чем уже говорилось выше.

В 20-30 годах республиканские настроения оставались довольно сильными на левом фланге политической арены скандинавских стран, но они медленно слабели. О выдвижения республиканских лозунгов постепенно отказывались социал-демократы, все более и более интегрировавшиеся в государственную власть во всех скандинавских странах, завоевывавших все больший и больший электорат и к середине 1930-х гг. возглавивших правительства во всех трех скандинавских странах. Окончательно черту под спорами о той или иной форме правления поставила вторая мировая война. И в нейтральной Швеции, и в оккупированных гитлеровцами Дании и Норвегии институт монархии, лично короли, играли роль объединяющего нацию символа перед лицом нацистской Германии. Правда, происходило это по-разному.

В Швеции король Густав V поддерживал деятельность правительства, сформированного из представителей всех крупных политических партий и возглавляемого лидером социал-демократов Пером-Альбином Ханссоном, которого поставило себе главной целью сохранение любой ценой шведского нейтралитета.

В Норвегии, подвергшейся немецкой агрессии 9 апреля 1940 г., король Хокон VII в качестве формального главнокомандующего возглавил военное сопротивления, продолжавшегося почти два месяцы, а затем, в начале июня 1940 г., вместе с правительством отправился в эмиграцию в Великобританию, где и оставался до конца войны. Имя короля стало символом сопротивления норвежцев оккупантам и их марионеткам, норвежским нацистам Видкуна Квислинга. Регулярные выступления Хокона VII по «Би-Би-Си» для норвежцев становились своего рода руководством боровшимся норвежским патриотам. Семидесятилетний юбилей короля в 1942 г. отмечала тайком и оккупированная Норвегия. Не случайно, в первые дни после нападения гитлеровцы несколько раз пытались захватить короля, и в первые месяцы оккупации, особенно летом 1940 г., вынашивали планы с помощью умеренных коллаборационистов формально низложить Хокона VII. Авторитет монархии в годы войны очень вырос, чему способствовало и то, что летом 1944 г. семидесятидвухлетнего Хокона VII на посту главнокомандующего всеми вооруженными силами Норвегии сменил его сын, деятельный наследный принц Улаф, будущий король Улаф V. Триумфальное возвращение королевской семьи в освобожденную Норвегию 7 июня 1945 г. окончательно сняло с повестки дня вопрос о судьбе монархии в Норвегии. Приветствуя возвратившегося короля лидер Норвежской рабочей партии, в тот момент мэр Осло, а вскоре многолетний премьер-министр страны Эйнар Герхардсен заявил: «В годы нужды и борьбы король нашей страны был самой мощной сплачивающей силой. Он шел во главе своего сражающегося народа, он представлял правовое государство, у него никогда не было места сомнениям. Он всегда был тверд в своих взглядах, мудр и мужественен... Сегодня весь народ приветствует своего короля, республиканец и революционер вместе с монархистом и консервативным бюргером».

Судьба Дании сложилась несколько иначе. Если Норвегия оказала вооруженное сопротивление вторгшимся нацистам, то датская армия капитулировала, и страна за один день была оккупирована. Немцы проводили здесь поначалу весьма осторожную политику, не трогая национальные институты страны и формально не меняя даже демократический политический строй. Внешне все оставалось как бы по-прежнему: главой государства оставался король Кристиан X, заседал парламент — фолькетинг, страной управляло сформированное им правительство. Открыто продолжали действовать политические партии, даже коммунистическая (правда, до 22 июня 1941 г.) Хотя остававшийся в Дании король, в отличие от своего брата, короля Норвегии, вел себя довольно осторожно, допуская уступки оккупантам, его имя стало символом датской государственности и даже Сопротивления, чему способствовали его антинемецкие демонстрации, например, прогулки верхом по Копенгагену, собиравшие восторженные толпы настроенный патриотически людей. 26 сентября 1940 г. вся Дания в пику оккупантам отметила день семидесятилетия короля, как общенациональный праздник, чего не было раньше. Особенно известным стал так называемый «телеграфный кризис» в сентябре 1942 г. Кристиан X получил ко дню своего рождения поздравление от Гитлера. Вместо полагавшейся по протоколу многословной ответной телеграммы он ограничился сухой благодарностью, чем вызвал настоящий гнев фюрера. В 1943 г. король все больше стал оказываться идти навстречу оккупантам, из-за чего оказался фактически под домашним арестом. Так в октябре 1943 г. Кристиан X протестовал против депортации гитлеровцами датских евреев. В послевоенные годы личная популярность и Кристиана X, и его сына Фредерика IX, сменившего отца на троне в 1947 г. короля была очень высока при том, что реальная власть монарха была ограничена. Это ограничение было закреплено и в новой конституции 1952 г., где в отношении института монархии было введено одно, очень символичное для XX века изменение, принятое, кстати, вопреки воле короля. Был изменен порядок престолонаследия, которое теперь могло передаваться не только по мужской, но и по женской линии.

Таким образом, первая половина XX столетия стала для стран Северной Европы периодом совершенствования демократического строя, укрепления демократических традиций, развития и расширения народовластия, когда все большие слои населения принимали участие в формировании управления своими странами. Это был период укрепления политической культуры основной массы населения.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.