скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Эмиграция трудовых ресурсов из стран Юго-Восточной Европы

После Второй мировой войны Германия с Австрией в частности, да и Европа в целом на время перестают быть центром притяжения трудовых мигрантов с Балкан. Это объясняется как минимум тремя причинами:

·          Европейские страны после войны сами находились в весьма тяжелом экономическом положении, для преодоления которого им даже потребовалась экономическая помощь США знаменитый "план Маршалла"

·          Изменилась внутриполитическая ситуация в странах Восточной Европы в целом; страны перешли на новую экономическую модель – построение социализма/коммунизма. В большинстве стран, в первую очередь ЮВЕ, установились тоталитарные (Албания, Югославия) или авторитарные режимы (Румыния, Болгария), которые взяли курс на ориентацию на СССР, что повлекло за собой прекращение ряда экономических контактов со странами Запада, в том числе по линии эмиграции трудовых ресурсов.

·          В отличие от Европы США вышли из войны экономически окрепшими, в стране ощущался экономический рост и нехватка рабочей силы, что стало причиной отмены введенных при президентах Д.Кулидже и Ф. Рузвельте иммиграционных законов, существенно ограничивавших поток иммиграции рабочей силы. Именно поэтому после войны для тех, кому удавалось уехать из стран ЮВЕ (а таких было первоначально немного) США становятся страной иммиграции.

Однако все меняется и к началу 1960-х приведенные выше условия меняются, что вызывает оживления потока эмиграции рабочей силы из ЮВЕ в страны Западной Европы. Во-первых, меняется экономическая ситуация в странах Западной Европы, которые преодолевают экономическую разруха и начинают делать первые, робкие шаги на пути строительства "единой Европы". Во-вторых, меняется внешнеполитическая ориентация ряда стран ЮВЕ: так, после 1948г. (идеологический конфликт Сталин-Тито), Югославия берет курс на постепенные отход от односторонней ориентации на СССР и налаживает отношения с Западом, что в итоге приводит к подписанию ряда важных экономических соглашений, в том числе, и в сфере регулирования миграции трудовых ресурсов (точнее эмиграции трудовых ресурсов из Югославии). Так, в августе 1961г закрытие германо-германской границы и возведение Берлинской стены привели к дальнейшему росту вербовки Западной Германией иностранной рабочей силы. Были заключены договора с Турцией (1961г.) и Югославией (1968г.). Причем с территории Югославии в Германию с целью трудоустройства ехали, в основном, из Словении и Хорватии. Со временем иммигранты из Турции и Югославии стали составлять основную часть иммиграционного потока в ФРГ. Иностранцам не разрешалось поселяться на долговременной основе. Однако мощный постоянный приток иммигрантов из Югославии и в большей степени Турции влиял на рынок труда европейских стран, прежде всего Австрии, Германии и Бельгии. В итоге большинство категорий трудоспособных иммигрантов потребовалось обеспечить рабочим местом, если не на постоянной, то хотя бы на временной основе. При этом только приток трудовых мигрантов было возможно в некоторой мере приводить в соответствие с количеством вакансий. Но и это удавалось далеко не всегда.

Интересно, что трудовые мигранты из республик бывшей Югославии (равно как и гастарбайтеры из Турции) представляли собой относительно дешевую и непритязательную рабочую силу, которая официально получала доступ на рынок труда только в тех сферах экономической деятельности, где не хотели работать европейцы, что наиболее очевидно на нашем примере с Германией. Разница в отраслевой структуре занятости в Германии была велика как между немцами и иностранцами, так и между различными группами иностранцев. Процент занятых в сельском хозяйстве был низок, и наибольшую долю составляли немцы, что связано с традициями фермерства.

Основная сфера приложения труда для иностранцев - работа в промышленности. В 1984 г. этой деятельностью занимались 67% турок и 46% югославов на территории Германии. Среди немцев доля занятых в промышленности тоже была высока (32%), но существенно ниже, чем среди иностранцев. При этом для немцев более привлекательной и более доступной была сфера услуг (39% работающих немцев). Доля занятых в этой сфере экономики ФРГ югославов составляла менее 20%, а турок только 10%. Таким образом, очевидно, что трудовые мигранты из Югославии (этот вывод сделан на примере Германии, хотя, естественно трудовые мигранты из Югославии эмигрировали и в другие страны, но и там ситуация была приблизительно та же) в основном были представлены в тех сферах производства, где была необходима определенная квалификация (см.таблицу), что позволяет нам говорить о том, что период с конца 1960-х по конец 1980-х являлся периодом эмиграции квалифицированной рабочей силы из Югославии (а по сути это была та же пресловутая "утечка мозгов", которая наблюдается сегодня), что было вызвано не самой благоприятной экономической конъюнктурой внутри этой страны.

Конец 1980-х гг. ознаменовал собой изменение внутриполитической ситуации во всей Восточной Европе, в том числе, и в регионе ЮВЕ. Крах соцлагеря и переход стран региона к структурному реформированию своих экономик на пути к капитализму, привел к определенному снижению уровня жизни в этих странах, что нашло выражение в первую очередь в росте уровня безработицы в них (так, например, если в Болгарии уровень безработицы в 1989г составлял 3,5%, то в 1992г он составил уже 15,3%, а в 1995 – 15, 7 % то же и для Румынии – 1989-3,1%, 1992 – 8,2%, 1995 – 8%.) и падения уровня зарплаты. В основном, увеличение уровня безработицы было связано с сокращением занятости в промышленном секторе. Так, для Болгарии в 1991г. характерно снижение занятости в промышленности на 17,9% по отношению к 1990г, и на 13,2% в 1992г по отношению к 1991г. (эта страна тогда лидировала по этому показателю среди стран ЮВЕ, несколько обогнав в 1991г Хорватию, с ее снижением на 17,2% в 1991г. но уступив ей "пальму первенства" в 1992-ом, когда в Хорватии занятость в промсекторе снизилась на 17,1%); в Румынии снижение составило 5% - 1991г и 13,2% - 1992г., а, например, в Македонии – 8,4% - 1991г. и 6,5% - 1992г. Уровень заработной платы в странах ЮВЕ также в течение нескольких лет снижался. Так, в Болгарии средняя зарплата в 1990г. составила 94% от показателя 1989г, в 1993 – 92% от уровня 1992г., 1996г. – 81% от уровня 1995г., а в 1997г. – 82% от средней з/п 1996г., причем подобная тенденция сохранялась вплоть до 1998г., когда стало отмечаться постепенное увеличение з/п уровень 1998г. составил 120% уровня 1997г. В других странах региона в рассматриваемый период зафиксированы лишь незначительные отличия от ситуации в Болгарии: так, в Словении, лишь 1990г. отметился спадом (однако спад был на 20% большим, чем в Болгарии) уровня заработной платы по отношению к 1989г - 74% от уровня 1989г., в 1993г. фиксируется уже рост зарплаты по отношению к предыдущему году – 111%, но ввиду предыдущего более резкого падения этот рост сходит на нет – уровень 1989г по зарплате был достигнут лишь в 1997г. Прибавим к этому рост инфляции, наблюдавшийся в рассматриваемый период во всех странах региона ЮВЕ, а также сокращение поддержки со стороны государства наиболее социально незащищенным слоям населения, и, прежде всего, пенсионерам, инвалидам и безработным старше 45 лет, и получаем вполне "справедливые" данные о уровне социальной дифференциации, известный как коэффициент Джини. Для Болгарии коэффициент Джини в дореформенный период (т.е до 1989г.) составлял 0,23, в период 1993-1995 – 0,38, а в 1996-1999 – 0,41 По данным на 2009г. коэффициент Джини для Болгарии равен 0,32.

К вполне поддающимся анализу экономическим причинам прибавим еще и политические неурядицы, связанные с распадом Югославии, которые вылились в широкомасштабную войну в Хорватии и БиГ, потеря СССР (да и в целом утрата существовавших в социалистический период торгово-экономических связей между соцстранами) как источника постоянной экономической помощи в виде дешевых кредитов и энергоносителей, а также как рынка сбыта продукции, что также привело к снижению уровня жизни населения ввиду увеличения безработицы (во многом именно потерей традиционных связей с СССР и другими странами Восточной Европы и не только в рамках СЭВ объясняется снижение занятости в промышленном секторе, что уже отмечалось выше), нехватку рабочих рук в соседних странах ЕС ввиду старения населения - и вот мы получили основные причины современной трудовой миграции из стран ЮВЕ.

4. Миграция трудовых ресурсов из стран ЮВЕ на современном этапе. Влияние расширения ЕС-2004 и 2007

Следует отметить, что на протяжении всех 20 лет после распада социалистической системы опять-таки именно Германия остается главной страной миграции для стран ЮВЕ в целом по абсолютным показателям, на нее сегодня приходится 64,4% от всех эмигрантов из стран ЮВЕ, несмотря даже на то, что, начиная с конца 1980-х, страна ужесточает свое миграционное законодательство. В первую тройку стран наряду с Германией входят Швейцария и Австрия (попеременно делят второе место), эти три страны принимают 76,9% всех мигрантов ЮВЕ, затем идут Италия (сюда в основном едут трудовые мигранты из Румынии и Албании) и Франция.

В ходе беспрецедентное расширение Европейского Союза: на 10 стран ( EU 10) — в мае 2004 г. , и еще на 2 страны (EU 2) — в январе 2007 г., (т.н. "балканское расширение", когда в ЕС вступили Болгария и Румыния) —не только значительно увеличилась численность жителей единого европейского пространства, но и значительно упростилась процедура въезда в страны "Старой Европы", ввиду чего старые страны-члены опасались значительных пертурбаций на рынке труда, появились страхи перед т.н. "польским сантехником Николаем" и "словенской сиделкой Теей". Усугублялись эти страхи и тем, что новые страны еще проходили (да и сейчас проходят) период социально-экономической трансформации, то есть масштабы безработицы в этих странах были, по европейским меркам, велики,

Для ряда стран первой волны расширения ЕС, в первую очередь нас интересует Словения как единственная представительница региона ЮВЕ в рамках расширения-2004, был установлен переходный период продолжительностью в семь лет. Тогда, в 2004 г. свои рынки труда полностью открыли только Ирландия, Швеция и Великобритания. Австрия и Германия же, напротив, упростив процедуры, приняли решение сохранить меры адаптационного периода для "новичков" вплоть до 2011 г. с возможностью последующего продолжения "карантина". В 2007-м г свои рынки для рабочих из Болгарии и Румынии открыли только Чехия, Польша, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Кипр (в общем, недавно вступившие – в ходе расширения 2004 – в ЕС страны) + Финляндия и Швеция. Другие страны, хотя и намерены открыть свои рынки труда, сделают это намного позже, что свидетельствует о сохранении ряда сложностей для трудовых мигрантов из ЮВЕ в ЕС. Интересно, что и после 2004 г., и после 2007 г. наблюдалось увеличение миграционных потоков — из недавно присоединившихся стран на Запад. Доля работников из Словении, равно как и из стран EU 10 в целом заметно возросла в Ирландии, Великобритании и Люксембурге — из-за политики свободного перемещения рабочей силы. В свою очередь же мигранты из EU 2 – из Румынии и Болгарии, большей частью перемещаются в Италию и Испанию, прежде всего, ввиду довольно облегченного режима въезда, чего не скажешь о возможности их въезда в Германию и Австрию, которые хотя и географически ближе им, но пока не намерены полностью открыть для трудовых мигрантов из этих стран свои рынки труда, несмотря, кстати, и на проблему старения населения, с которой эти страны тоже столкнулись.


Заключение

Последствия миграции трудовых ресурсов из ЮВЕ в ЕС для самих стран региона и для стран-реципиентов.

На основании вышеизложенного материала можно утверждать, что основой для миграционного оттока из региона ЮВЕ являются "получающие страны старого ядра" (Франция, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия и Скандинавские страны) или "локомотивы ЕС". Они начали формирование экономического и политического единого пространств со свободным передвижением, рынком труда и гражданством Евросоюза особенно после Маастрихтского договора.

Зона "периферии стран старого ядра" (юг Западной Европы — страны средиземноморского побережья) присоединилась к ЕС позже и длительное время сами были источником гастарбайтеров для стран "ядра" - Италия, Испания, Португалия. Эта традиция сохраняется в целом до сих пор, хотя и в меньшей степени, поскольку с выравниванием экономического развития стран ЕС "периферийная зона" в настоящее время переживает иммиграционный бум. В последние три года в них наблюдается наибольший миграционный прирост (до полумиллиона человек в год). Данные страны являются также транзитными странами для мигрантов, желающих попасть в страны "старого ядра ЕС".

Третья зона — "присоединившиеся" к Евросоюзу в 2004 и 2007 годах страны (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Кипр, Румыния и Болгария). Сейчас они, равно как и пока недошедшие в ЕС оставшиеся страны ЮВЕ – Хорватия, Македония, Сербия, Черногория, БиГ, Албания в основном теряют свое население, как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока. По отношению к развитым экономикам Евросоюза "присоединившиеся" и пока еще "неприсоединившиеся" страны из региона ЮВЕ пока являются донорами рабочей силы, которая позволяет им поддерживать рост их экономик. Однако, по прогнозам ряда аналитиков поток рабочей силы из ЮВЕ в ближайшие несколько десятилетий иссякнет. Так, например, Клаус Циммерман, директор Института экономики труда (Бонн), в своем докладе для Европейской комиссии "2010 — Год демографического разворота на европейском рынке труда" отмечает, что по сравнению с 2002г, когда из региона ЮВЕ эмигрировало 145,2 тыс. человек: причем 65% – в Германию, а 12,1% в Австрию, в 2010 г. эмиграционный поток снизится до 106,9 тыс., а к 2035 г. он будет составлять всего 2,4 тыс. человек. Причин тому две: повышение уровня жизни в этих странах (в странах ЮВЕ) и естественное сокращение населения ввиду увеличения и без того высокой доли пожилых.

Таким образом, очевидно, что страны ЮВЕ в итоге ожидает сокращение трудовой миграции. Однако на современном этапе эти страны терпят значительный урон от эмиграции трудовых ресурсов как в "живой силе" так и с точки зрения возможности в будущем создать собственную, конкурентоспособные и независимые от благотворительной помощи лидирующих стран ЕС экономики, которые бы по своему уровню не уступали развитым экономикам ЕС (в чем, памятуя о примере Испании, Италии и Португалии многие экономисты сомневаются). Уже сегодня наблюдаются признаки определенного структурного кризиса в Румынии, Болгарии, Хорватии и Сербии где "утечка мозгов" и отсутствие реальной помощи из Брюсселя привели к тому, что правительства этих стран не могут выработать четкой стратегии развития экономики в условиях кризиса. К тому же, в перспективе страны ЮВЕ через несколько десятилетий окажутся в ситуации, когда старение населения в этих странах примет угрожающие масштабы. В перспективе окажется, что страны ЮВЕ да и ЦВЕ в целом будут вынуждены конкурировать с ведущими экономиками ЕС и с Россией за трудовые ресурсы стран СНГ, в частности они будут заинтересованы в Украине, Молдове и Белоруссии, причем страны Закавказья тоже не исключаются. Прибавим к этому еще и миграционные потоки из Африки и Азии только теперь это будет не наполовину европеизованный Алжир или Марокко, а Бенин, Чад, ЦАР. Страны ЮВЕ, которым не только не удалось за годы реформ создать эффективный производственный сектор, но которые умудрились растерять большую часть социалистического наследия, не смогут конкурировать с ведущими экономиками ЕС в притоке квалифицированной рабочей силы, а будут довольствоваться "остатками", что, безусловно, будет только консервировать экономическую отсталость региона. К тому же, перераспределение потоков трудовых ресурсов в Европе рискует подорвать и весьма существенный приток иностранной рабочей силы из Азии и Африки, что может в перспективе угрожать внутриполитической стабильности стран ЮВЕ, являющихся сравнительно небольшими как по размеру территории, так и по численности. Иными словами, проблема неподконтрольной исламизации, о которой много говорят в Париже и Лондоне может быть гораздо опаснее для малых стран ЮВЕ.


Приложение

Таблица 1. Численность населения европейских стран, млн. человек

Порядковый номер Страна Население в 2009 году Страна Население в 2050 году
1 Россия 141,8 Россия 116,9
2 Германия 82,0 Великобритания 76,9
3 Франция 62,6 Германия 71,4
4 Великобритания 61,8 Франция 70,0
5 Италия 60,3 Италия 61,7
6 Испания 46,9 Испания 43,9
7 Украина 46,0 Украина 35,3
8 Польша 38,1 Польша 31,8
9 Румыния 21,5 Румыния 18,1
10 Нидерланды 16,5 Нидерланды 17,3

Источник: 2009 World Population Data Sheet. Population Reference Bureau. Washington, DC. 19 p.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.