скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Экономическая характеристика США

2.3 Экономическое развитие США в начале XXI в

Современное состояние экономики США определяется двумя важнейшими группами факторов: во-первых, сложившимся экономическим и научно-техническим потенциалом страны и действующими механизмами расширенного воспроизводства, т.е. особенностями американской экономической модели, и, во-вторых, текущей внутри- и внешнеэкономической конъюнктурой. [2]

Несомненно, что на протяжении уже многих десятилетий, и особенно в последние годы, американская экономическая модель доказывает свою высокую эффективность по большинству макроэкономических показателей. Ее характеризует всемерное поощрение американским обществом и государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, относительно низкий уровень перераспределения ВВП через государственный бюджет (менее 17‑18% через федеральный и около 30% через консолидированный), относительно низкий удельный вес государства в произведенном ВВП (около 12%), более ограниченное, чем во многих других развитых странах, но весьма эффективное государственное вмешательство в экономику, высокая трудовая мораль.

В последние десятилетия важное значение приобретают новые черты экономической модели, связанные с развитием НТР. В частности, одной из важнейших черт экономического развития США является ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, основанное на распространении новых технологий на базе программируемой автоматизации и биоинженерии.

Принципиальной характеристикой современной американской экономики является повышение уровня ее наукоемкости. Объем затрат на НИОКР в США превысил в середине 2000‑х гг. 280 млрд. долл., что составляет 44% от общемировых расходов на НИОКР. Это огромный запас прочности американской экономики, обеспечивающий ее научно-техническое и экономическое лидерство на многие годы вперед.

Серьезные изменения, характеризующие современную американскую модель, произошли в отношениях собственности. В начале XXI в. около 90% всех доходов в стране создается в корпоративном секторе хозяйства, доля которого за последние 30 лет возросла на 20 процентных пунктов.

Изменилось и функционирование товарных рынков и динамика экономического цикла. Экономические спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики.

Таким образом, практически по всем показателям, характеризующим уровень экономического развития страны (ВВП на душу населения, структура экономики, показатели уровня жизни, показатели экономической эффективности – производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, капиталоемкость, энергоемкость экономики и т.д.) США являются лидером мировой экономики.

Одновременно на экономическое развитие США действуют многообразные внутриэкономические и внешнеэкономические факторы конъюнктурного характера.

Первые годы XXI в. прошла в США под влиянием очередного циклического спада, а также других факторов, осложнивших социально-экономическую обстановку в стране. Замедление темпов экономического роста началось с 2001 г. после наиболее длительного за всю послевоенную историю страны экономического подъема, продолжавшегося более 10 лет, и в третьем квартале 2001 г. вылилось в очередной циклический спад (сокращение ВВП составило 1,4%). Помимо этого, экономика США испытала шок от террористических атак 11 сентября 2001 г., которые привели к потерям в ВВП в более чем в 140 млрд. долл. Отрицательное влияние на деловую конъюнктуру в США оказали и корпоративные скандалы 2001‑2002 гг., обвал фондового рынка и продолжающаяся война в Ираке, заметно повлиявшая на рост бюджетного дефицита.

В результате всех этих негативных процессов безработица в стране возросла с 4% в 2000 г. до 6,3% в 2003 г., объем инвестиций в экономику сократился за это время более чем на 20%, масштабы личного потребления уменьшились на 22%, упали прибыли корпораций и после более 4-х лет профицитов в 2002 г. федеральный бюджет США был вновь сведен с дефицитом в 158 млрд. долл.

Однако в последующие годы экономика США в основном оправилась от кризисных явлений и вступила в период экономического подъема, впрочем не очень быстрого и не слишком стабильного. Темпы роста ВВП в США составили в 2005 г. 3%, в 2006 г. – 4,4%, в 2007 г. – 3,2% и за первые 3 квартала 2008 г. – 3,3%. [2]

 

2.4 Экспорт и импорт США в 2008 году

Структура экспорта США в 2008 году представлена на диаграмме.


Объём экспорта США в 2008 году, млрд. долл. [9]

Общая сумма Продукты и напитки автомобили Потребительские товары оборудование Сырьё и материалы Другие товары
924,5 50,8 102,8 124 417,2 200,2 36,9

Структура импорта США в 2008 году представлена на диаграмме.

 

Объём импорта США в 2008 году, млрд. долл. [9]

Общая сумма Продукты и напитки автомобили Потребительские товары оборудование Сырьё и материалы Другие товары
1622,5 64,8 247,1 440,5 459,9 366,9 54,7

 

2.5 Государство в экономике

В экономике США на долю государства приходится 28% ВВП. Остальные 72% занимает частный сектор. Однако согласно данным 2004 г. доля государственного сектора экономики в % от национального дохода составила 47%. Результатом финансово-экономического кризиса и осуществления политики количественного смягчения станет увеличение доли государственного сектора экономики до 50% и более.

Характерная черта государственного регулирования экономики начала XXI в. – все большая ориентация бюджета на решение социально-экономических задач. Доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование, превысила в 2005 г. 60%; доля таких расходов в консолидированном бюджете еще выше. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и общей достаточно низкой долей перераспределения национального дохода как через федеральный, так и консолидированный бюджет на самом деле отражает достижение некоего оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации – использованием прежде всего рыночных механизмов для создания ВВП, социальной ответственностью государства за производство общественных благ и активными мерами по их обеспечению.

Констатируя весьма высокую эффективность современного государственного регулирования в США, необходимо отметить его качественно новую черту – стремление найти оптимальную пропорцию между рынком и государственным вмешательством, не взирая на различия идеологических и политических взглядов той или иной американской администрации. [6] Очевидно, что в начале XXI в., несмотря на продолжающиеся политические дискуссии, которые подчеркивают различия между либеральными и консервативными ценностями, в реальной жизни наблюдается явное сближение социально-экономической политики администраций демократической и республиканской партий США. С одной стороны, республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а с другой – демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала республиканцев. Это показывают как социально-экономические платформы двух главных партий США на выборах 2000 и 2004 гг., так и практическая деятельность последних демократических и республиканских администраций.


3. Российско-американские экономические отношения: состояние и перспективы

Дипломатические отношения России и США были установлены в 1807 году, тогда как первый официальный контакт с одной из американских колоний (будущая Пенсильвания) произошёл в 1698 году. [3]

После Октябрьской революции 1917 года США признали СССР лишь в 1933 году. Во время Второй мировой войны СССР и США стали союзниками по Антигитлеровской коалиции. Сразу же по окончании войны, однако, США и СССР, как две сверхдержавы, вступили в ожесточённое стратегическое соперничество за влияние в мире (так называемая «холодная война»), определявшее развитие мировых процессов в течение полувека.

В настоящее время отношения между Россией и США развиваются в таких областях как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, космические исследования.

 

3.1 История [8]

История российско-американских отношений уходит корнями в конец XVII века, когда независимого американского государства ещё не существовало. В 1698 Пётр I встречался в Лондоне с Уильямом Пенном, основателем британской колонии, ставшей впоследствии штатом Пенсильвания. Это был первый двусторонний политический контакт.

В первой половине XVIII века начинается активная колонизация Америки русскими торговцами. Множество российских поселений было основано на Алеутских островах, на континентальной Аляске, на территории современных канадских провинций Юкон и Британская Колумбия и американских штатов Вашингтон, Орегон и Калифорния. Постепенно разрозненные российские колонии-поселения были оформлены юридически, над территорией, занятой русскими поселенцами был провозглашен суверенитет Российской империи. Столицей Русской Америки стал город Новоархангельск (ныне – Ситка).

В 1775 в 13 британских колониях вспыхнуло восстание против экономического угнетения со стороны Великобритании. Георг III обратился к российской императрице Екатерине II с просьбой содействовать британским войскам в подавлении восстания, на что был получен отказ. 4 июля 1776 в Филадельфии была провозглашена независимость колоний. Формально Россия не признала этот акт, однако поддерживала стремление колоний к самостоятельности. В 1780, в разгар войны за независимость, Россия объявила о вооруженном нейтралитете, означавшем фактическую поддержку колоний.

В 1807 Россия и США обменялись послами, положив начало дипломатическим отношениям. Первым послом США в России стал Джон Куинси Адамс, первым послом России в США – Андрей Дашков.

В XIX веке дипломатические отношения США и России сводились в основном к вопросам, связанным с Аляской и некоторыми другими владениями России в Северной Америке. В 1867 все российские владения к востоку от Берингова пролива были проданы США за 7,2 миллиона долларов. Кроме самой Аляски к ним относился весь Алеутский архипелаг и некоторые острова в Тихом океане. Однако в середине века правительство Николая I привлекало американских инженеров к своим проектам модернизации империи. Так, специалисты из США сыграли важнейшую роль в строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом и оснащении ее подвижным составом, проведении первых линий телеграфа и перевооружении армии после Крымской войны.

В 1900 Россия и США сыграли решающую роль в подавлении Боксёрского восстания в Китае.

Регулярно (каждые десять дней) в Нью-Йорк прибывали пассажирские пароходы «Русско-американской линии».

В Первую мировую войну Россия и США вступили союзниками. Переломным для отношений двух стран стал 1917 год. После того, как в России произошла революция, США отказались признавать Советское правительство. В 1918–1920 годы американские войска приняли участие в иностранной интервенции, оказав поддержку Белой армии.

США стали одним из последних государств, признавших СССР. С 1919 г. в США была развёрнута борьба против коммунистического и социалистического движения – запрещалась деятельность организаций левого толка, из страны выдворялись опасные, по мнению властей, лица. Дипломатические отношения между Советским Союзом и Соединёнными Штатами были установлены 16 ноября 1933 года. Из других событий этого периода, важных для двусторонних отношений можно отметить участие американцев в спасении «Челюскина» в 1934 году (два американских авиамеханика были удостоены за это Ордена Ленина), а также перелет Валерия Чкалова через Северный полюс из Москвы в Ванкувер в 1937 году.

В ходе Второй мировой войны отношения США и СССР оставались хорошими. Германское нападение 22 июня 1941 на Советский Союз вызвало среди американского народа волну уважения и сочувствия к Советскому Союзу, практически в одиночку противостоявшему фашистской агрессии. После того, как в декабре 1941 года и сами США подверглись нападению со стороны Японии, между СССР и США был подписан союзнический договор и начато осуществление уникальной программы ленд-лиза, в рамках которой в Советский Союз поставлялась американская военная техника, имущество и продовольствие. Договорённости между членами Антигитлеровской коалиции, достигнутые в ходе и после окончания войны, определили создание биполярного мира, в котором объединённый Запад при лидерстве США противостоял блоку социалистических стран, сплотившемуся вокруг Советского Союза.

По окончании Второй мировой войны СССР превратился в мощную сверхдержаву, чьё влияние распространялось от Западной Европы до Тихого океана. Установление в государствах Восточной Европы просоветских коммунистических режимов привело к резкому ухудшению отношений между СССР и США. Американское руководство пыталось предотвратить распространение советского влияния и левых идей (чему способствовала победа СССР в войне) дальше на Запад, в Латинской Америке, Азии и Африке. В самих США началась антикоммунистическая истерия – так называемая «Охота на ведьм».

Очень скоро борьба двух идеологий вышла за пределы дипломатических отношений и переросла в глобальное противостояние систем с то и дело вспыхивающими вооружёнными конфликтами по всему миру – Корейская война, Вьетнамская война, многочисленные арабо-израильские войны, войны в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке.

Важным фактором в отношениях Советского Союза и США стала гонка вооружений. С августа 1945 Соединенные Штаты считали себя монополистом на обладание атомным оружием и пытались использовать этот козырь против СССР. Но в 1949 Советский Союз тоже обзавёлся атомным, а в 1953  термоядерным оружием, а затем – и средствами доставки этого оружия к целям на территории своего потенциального противника (баллистическими ракетами). Обе страны вкладывали колоссальные средства в военную промышленность; совокупный ядерный арсенал за несколько десятилетий вырос настолько, что его хватило бы для того, чтобы уничтожить планету не один десяток раз.

Уже в начале 1960-х годов США и Советский Союз оказались на грани ядерной войны, когда СССР в ответ на размещение в Турции американских ракет средней дальности разместил свои собственные ядерные ракеты на Кубе, что привело к Карибскому кризису 1962 года. К счастью, благодаря политической воле Джона Кеннеди и Никиты Хрущёва, военного конфликта удалось избежать. Но кроме опасности ядерной войны, гонка вооружений несла угрозу экономикам США и СССР. Постоянное, по сути бессмысленное, увеличение вооружённых сил угрожало экономическим коллапсом обеим сторонам. В этой обстановке и был подписан ряд двусторонних договоров, ограничивающих накопление ядерного оружия.

В 1970-х гг. были проведены переговоры об ограничении стратегических вооружений, в результате которых были подписаны договоры ОСВ-I (1972), включавший Договор по ПРО и ОСВ-II (1979) по ограничению пусковых установок.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.