скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Экономический рост

Экономика здравоохранения является дисциплиной, которая должна помочь сделать правильный выбор в использовании ограниченных ресурсов, направляемых на здравоохранение. Это означает, что при принятии решений на уровнях от парламента до руководителей медицинских учреждений и лечащих врачей следует принимать в расчет получение максимальной выгоды при данных ограниченных ресурсах. Но в здравоохранении, в отличие от других отраслей, понятие “выгода” гораздо сложнее.

Что такое выгода” или “польза” в здравоохранении и как ее измерить?

Применимы ли рыночные отношения в здравоохранении?

Что такое справедливость и равенство в здравоохранении?

Как заинтересовать врачей в сохранении здоровья пациентов?

Что влияет на поведение врачей?

Какие выбрать программы помощи пожилым или профилактики заболеваний детей?

Как их сравнить?

На эти и многие другие вопросы призвана ответить экономика здравоохранения, изучающая природу “здоровья”, работу рынка медицинских услуг, выявляющая его достоинства и недостатки, исследующая понятие “справедливости” в здравоохранении, существующие системы финансирования здравоохранения с точки зрения различных критериев, а также занимающаяся анализом способов оплаты производителей медицинских услуг и формирования тарифов на медицинские услуги. Кроме того, в рамках данной науки происходит измерение влияния использования тех или иных медицинских технологий на общественное здоровье, помогаю сделать правильный выбор при принятии решения об использовании ограниченных ресурсов здравоохранения.

В настоящее время в нашей стране финансирование здравоохранения протекает за счет следующих источников:

бюджетное финансирование;

страховые взносы ОМС;

страховые взносы ДМС;

платные услуги;

доходы от ценных бумаг;

безвозмездные взносы и пожертвования;

иные источники, не запрещенные законодательством.

На данный момент средств из бюджета катастрофически не хватает. Бюджетное финансирование осуществляется не в полной мере, т.е. уровень средств очень низок, а список заболеваний, по которому происходит бюджетное финансирование, очень мал.

В частности это происходит из–за того, что не все юридические и физические лица вовремя и не в полном объёме платят налоги государству.

Для изменения ситуации следует либо выделять больше денег, либо уменьшать число медицинских учреждений и объёмы помощи, финансируемые таким образом.

Увеличение бюджетного финансирования возможно лишь за счёт усиления бремени налогов, что на данном этапе идёт вразрез с налоговой политикой правительства. Более того, восполнение потребностей учреждений здравоохранения в рамках данной модели носит не рыночных характер, и, следовательно, финансирование также должно ограничиваться уникальными областями медицины, где нет и не может быть рынка. Прежде всего это финансирование научных разработок, проводимых в научно исследовательских институтах, научных центрах Российской академии медицинских наук и Министерства здравоохранения России.

1.1. Обязательное медицинское страхование

В Законе РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 года определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Р.Ф. Этот Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан и новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан Р.Ф. на медицинскую помощь. Этим Законом в стране было введено медицинское страхование.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат в размере частичной или полной компенсации дорогих расходов застрахованного за медицинские услуги, включенные в программу медицинского страхования.

Его цель: гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим для населения Р.Ф. и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которое гарантирует объём и условия оказания медицинской, лекарственной помощи гражданам.

Целью введения ОМС было обеспечение всем гражданам Р.Ф. равных возможностей в получении медицинской и лекарственной помощи предоставляемой за счёт средств ОМС в объёмах соответствующих программ.

Введение ОМС означало появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования: бюджетно-страховой. В соответствии с этой системой бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными, в числе которых определяющими являются обязательные страховые взносы.

Формирование доходов фондов ОМС осуществляется за счёт страховых взносов предприятий, организаций и предпринимателей, а также средств государственного бюджета.

Субъекты медицинского страхования:

гражданин;

страхователь;

страховая медицинская организация;

медицинские учреждения.

Страхователями при ОМС являются:

для неработающего населения - органы государственного управления;

для работающего - предприятия, учреждения, организации, иными словами, - работодатели.

Страховые медицинские организации - это юридические лица любой формы собственности, имеющие соответствующую лицензию. Медицинские учреждения в системе медицинского страхования – лечебно профилактические и другие учреждения, имеющие соответствующую лицензию на оказание медицинской помощи.

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Страховая медицинская организация в соответствии с договором, заключённым со страхователем, обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определённого объёма и качества по программам ОМС.

Финансовая основа государственной системы ОМС – отчисления страхователей на ОМС и бюджетные платежи за ОМС неработающего населения.

Следующий элемент в системе ОМС – страховая медицинская организация. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих ОМС (Постановление Правительства Р.Ф. от 11.10.93. г. №1018), на них возложены следующие основные функции:

организация и финансирование ОМС путём оплаты медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой и договорами ОМС;

осуществление контроля над объёмами, сроками и качеством оказываемых медицинских услуг.

Средства, поступившие от территориального фонда ОМС носят целевой характер.

Конечным получателем средств являются медицинские учреждения, которые оказывают медицинские услуги населению. Порядок оказания медицинской помощи населению, финансируемой за счёт средств ОМС, определяется совместно территориальными органами управления здравоохранения и фондами ОМС.

Медицинские учреждения ведут учёт услуг, оказанных застрахованным, и предоставляют страховым медицинским организациям и фонду сведения по установленным формам отчётности. Расчёты с медицинскими учреждениями производятся путём оплаты их счетов.

1.2. Добровольное медицинское страхование

Второй вид медицинского страхования - это добровольное медицинское страхование.

Добровольного медицинского страхования выступает дополнительным источником финансирования здравоохранения.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ ДМС и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ ОМС.

Страхователями при ДМС могут быть:

-отдельные дееспособные граждане;

-предприятия, представляющие интерес граждан.

ДМС осуществляется в рамках договора между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии, с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному лицу медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ДМС.

По ДМС помощь оказывается только тем лицам, которые заключили договор и своевременно платят страховые суммы. Размер страховых взносов определяется страховщиком исходя из состояния здоровья страхователя и тарифов, установленных медицинскими организациями на медицинские услуги.

В нашей стране договор ДМС в основном заключают предприятия и организации в отношении своих работников.

Добровольное медицинское страхование не распространяется на медицинские услуги, которые осуществляются за счет средств ОМС.

В нашей стране договор ДМС заключается на срок не более 1 года, но целесообразнее заключать такие договоры на длительные сроки.

1.3. Фонды медицинского страхования

Экономическую основу медицинского страхования составляют государственные фонды здравоохранения и фонды ОМС.

Фонды ОМС Р.Ф. созданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.

Фонды ОМС являются самостоятельными государственными и некоммерческими финансово кредитными учреждениями.

С начала 1993 г. фонды функционируют в режиме формирования и расходования средств в соответствии с Положением о федеральном фонде ОМС и Положением о территориальных фондах ОМС.

Федеральный фонд ОМС, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

выравнивания условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС;

финансирования целевых программ в рамках ОМС;

осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств ОМС.

Финансовые средства федерального фонда ОМС образуются за счёт:

части средств предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на ОМС в размерах, установленных федеральным законом;

взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС;

добровольных взносов юридических и физических лиц;

доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;

нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.

Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, подотчётным Правительству Р.Ф. Основные задачи этого фонда состоят в:

1. обеспечении предусмотренных законодательством Р.Ф. прав граждан в системе ОМС,

2. достижении социальной справедливости, равенства всех граждан в системе ОМС,

3. разработке и осуществлении комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС

4. созданию условий для выравнивания объёма и качества медицинской помощи, предоставляемой на всей территории Р.Ф.

Финансовые средства федерального фонда находятся в федеральной собственности в Р.Ф., являются целевыми, не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не подлежат.

Территориальный фонд ОМС, создаваемый представительной властью субъектов Федерации, осуществляет:

финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договор ОМС по дифференцированным среднедушевым нормативам;

финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;

выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС;

предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС;

контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на ОМС граждан.

Финансовые средства территориальных фондов находятся в федеральной собственности Р.Ф., не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат.

Источниками доходов территориального фонда являются:

страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога;

страховые платежи на неработающее население из бюджетов субъектов Р. Ф.;

доходы от использования временно свободных финансовых средств фонда;

нормированные страховые запасы финансовых средств территориального фонда.

Территориальный фонд создаётся по решению органов государственной власти субъектов Федерации для реализации государственной политики в области ОМС как составной части системы государственного социального страхования. В числе основных задач территориального фонда - обеспечение законодательных прав граждан в системе ОМС, обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и др.

Для выполнения своих задач и функций территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы. Эти филиалы осуществляют контроль за сбором страховых взносов со всех страхователей-плательщиков, передают финансовые средства в соответствии с дифференцированным среднедушевым нормативом страховщикам, осуществляющим медицинское страхование местных граждан, в установленном порядке отчисляют финансовые средства в Территориальный фонд.

Всем гражданам Р.Ф. по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно гарантированный объём медицинских услуг. В этот объём входит как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.


2. Рынок медицинских услуг

В классическом рынке пациент покупает медицинские услуги по рыночным ценам, выбирая любого устраивающего его производителя. Совершая эту покупку (например, массаж), он руководствуется собственными соображениями о ценности для него этой покупки по сравнению, например, с посещением плавательного бассейна. Его выбор будет определяться и ценой на услуги. Чем ниже цена, тем больше услуг готов оплатить пациент (например, 15, а не 10 сеансов). Поэтому кривая спроса - падающая (слева направо). На графике по оси ординат отложена цена на медицинские услуги, по оси абсцисс - количество медицинских услуг в единицу времени.

В классической рыночной модели принято, что, в свою очередь, производители медицинских услуг могут неограниченно увеличить количество услуг (при появлении спроса на массаж или мануальную терапию растет число лиц, обучающихся этим услугам). Количество предлагаемых услуг будет тем больше, чем выше цена на эти услуги. То есть кривая предложения возрастает слева направо.

При увеличении спроса на какие-либо услуги производители увеличивают количество производимых услуг и одновременно взвинчивают цены. Но покупатели отрицательно на это реагируют - они начинают думать, что мануальная терапия - это не всегда хорошо, лучше и безопаснее поплавать в бассейне. Спрос падает, производители начинают снижать цены, часть мануальных терапевтов срочно меняет специализацию, то есть уходит с рынка мануальных терапевтов. В какой-то момент при цене Ре количество предлагаемых и покупаемых услуг совпадает. Эта точка называется точкой равновесия. Она неустойчива, поскольку производители продолжают повышать цены, спрос же начинает падать, рынок выходит из точки равновесия, чтобы вернуться в нее через некоторое время. Таким образом, в классическом рынке цены и количество предлагаемых услуг колеблются вокруг точки равновесия.

Такая модель является недостижимым золотым стандартом. Действительно, все желающие могут получить какие-либо медицинские услуги без всякой очереди и по тем ценам, за которые они могут купить эти услуги без дополнительных расходов государства.

К сожалению, такая модель действует только на идеальных рынках, для которых должны соблюдаться следующие условия:

определенность;

отсутствие внешних эффектов;

полные знания;

свобода потребителей от советов докторов, имеющих собственные интересы;

действие на рынке большого числа мелких производителей.


3. Характеристики рынка медицинских услуг

Рынок медицинских услуг обладает следующими характеристиками:

· риск и неопределенность, которые в нерегулируемом рынке приводят к развитию страхования и последующим проблемам неэкономичности множества мелких страховых компаний, перепотреблению медицинской помощи и отбору рисков;

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.