скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Экономическая политика Республики Беларусь

Модель Г.А. Фельдмана была основана на схемах расширенного воспроизводства К. Маркса и соответственно включала в себя производственные секторы, выпускающие средства производства и предметы потребления. Центральным звеном модели был механизм распределения инвестиций между двумя подразделениями общественного производства. Однако широкого применения на практике модели экономического роста в то время не нашли. Одна из причин состояла в переоценке возможностей экономического роста, определявшихся на базе этих моделей, что, в свою очередь, было вызвано недостаточной обоснованностью динамики технологических коэффициентов. Построение чрезмерно оптимистических прогнозов как в СССР, так и в странах Запада было связано с использованием разнородных данных, относящихся к нетипичным периодам развития.

В 30-е гг. экономическая политика стран Запада обретает более совершенные методы. Модели, более всего соответствующие целям планирования и анализа экономической политики, были построены Тинбергеном. Он использовал макроэкономические модели для оценки возможностей воздействия правительства на экономическое развитие. Разработка таких моделей после Второй мировой войны стала главным направлением деятельности Центрального планового бюро Нидерландов.

Я. Тинберген в книге «Теория экономической политики» представил логическую структуру моделей, содержащих как переменные, которые отражают цели или задачи экономической политики, так и переменные, описывающие инструменты экономической политики. Эти модели предназначались для прогнозирования на краткосрочный период. За разработку этих моделей Я. Тинберген и Р. Фриш были удостоены Нобелевской премии.

Методы построения экономического баланса страны, прогнозирования экономического роста стали важным инструментом экономической политики. В этой связи Э. Хансен писал, что «ни один президент Соединенных Штатов не может больше дать обзор «положения страны» или представить проект бюджета федерального правительства, или по-настоящему взвесить воздействие каких-либо мер государственной политики на экономику страны в целом, не столкнувшись с проблемой экономического баланса страны» (Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М., 1959. С. 168).

В конце XX в. методы экономической политики рассматривают как тождественные методам экономической теории, ее макроэкономического раздела.

 


3. Экономическая политика государства: издержки и выгоды

В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий. В своем вмешательстве государство использует методы прямого и косвенного регулирования экономики.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

·           определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

·           государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

·           нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции (стандартизация);

·           правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

·           лицензирование некоторых видов деятельности и внешнеторговых операций;

·           экологический контроль.[17]

Государственный заказ является общепринятой во многих странах формой регулирования экономики в условиях рынка. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для федеральных и региональных государственных нужд. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за обеспечение государственных нужд. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам, кредитам, целевые дотации, средства на капвложения. Хозяйственная деятельность предприятий регулируется на всех этапах от их учреждения до ликвидации.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Стандартизацией устанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Средствами защиты выступает обеспечение безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем развития науки и техники; единство измерений, экономия ресурсов. Государственное управление стандартизацией на основании нормативных документов (международных, государственных стандартов, правил, норм и т.д.). Он реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации.

Экологический контроль обеспечивает наблюдение за состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства. Государственный экологический контроль осуществляют органы власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также специально уполномоченные государственные органы охраны природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Службы наблюдения действуют в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.[17]

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют "правила игры" в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

·           налогообложение, его уровень и систему налоговых льгот;

·           регулирование цен, их уровень и соотношение;

·           платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

·           таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Одним из важных преимуществ экономических методов регулирования является то, что они содержат в себе элемент автоматизма, т.е. после того, как какой-либо экономический инструмент (налоговая ставка, штрафная санкция и т.д.) разработан и включен в хозяйственный механизм, органы управления в течение определенного периода времени могут непосредственно не участвовать в регулировании, так как эффект использования включенного в хозяйственный механизм инструмента должен автоматически воспроизводиться.

Однако экономические методы имеют и определенные недостатки.

Так, эффект использования экономических инструментов возникает, как правило, через достаточно длительный период времени. Помимо этого в результате включения экономических инструментов в хозяйственный механизм могут возникать побочные, отрицательные последствия (как предусмотренные, так и неожиданные, возникшие при неверном анализе ситуации либо при недостаточном прогнозировании). И эти отрицательные эффекты в значительной степени могут нейтрализовать, уменьшить или даже превысить положительный эффект.

Использование экономических инструментов в регулировании, как правило, требует обоснования расчетов, и одна из наиболее сложных задач в технологии применения и использования каких-либо экономических инструментов состоит в определении количественной меры использования конкретного экономического инструмента, например в обосновании уровня налоговой ставки. Последние годы в Российской Федерации государственные органы управления активно используют экономический налоговый инструмент в регулировании, и, несмотря на такой длительный период, до сих пор не найден оптимальный уровень налоговых ставок.

Административные методы, как и экономические, также имеют свои достоинства и недостатки.

Одно из преимуществ административных методов управления состоит в том, что эффект их применения, как правило, возникает через относительно короткий промежуток времени. Административные методы также относительно просты в использовании, они не требуют такого объема сложных расчетов и обоснований, как экономические, хотя применение административных методов, несомненно, требует анализа ситуации.

Основным недостатком административных методов является то, что их использование не предусматривает учет интересов исполнителей и поэтому интересы субъекта и объекта управления могут не совпадать и быть противоречивыми. Такое противоречие интересов отрицательно отражается на эффективности использования административных методов, на качестве выполнения соответствующих управленческих действий. Поэтому, как правило, требуется частое и регулярное повторение определенных административных регулирующих действий, постоянного контроля, т.е. элемент автоматизма отсутствует.

В теории и практике использования экономических и административных методов очень важной и достаточно трудной проблемой является установление достижения оптимального соотношения использования экономических и административных методов в государственном регулировании. Необходимость достижения такого оптимального соотношения обусловливается тем, что многие экономические процессы возможно регулировать посредством как экономических, так и административных методов, но эффективность регулирования их, как правило, не одинакова, т.е. есть экономические процессы, которые целесообразно регулировать исключительно экономическими методами (при возможности регулирования административными), а есть процессы, регулирование которых административными методами принесет больший эффект. [17]

В условиях становления рыночных форм хозяйствования и преимущественного действия рынка как регулятора интеграционных процессов, в том числе и межрегиональном аспекте, наиболее существенной представляется та сторона экономического механизма федеративных отношений, которая нацелена на использование этого механизма для формирования наиболее благоприятных условий функционирования всех рыночных агентов, прежде всего, представляющих частный капитал и частное предпринимательство.

Практика наглядно подтвердила необходимость разработки мер регулирования социально-экономической жизни в регионе. В настоящее время обязательной стадией работы по управлению социально-экономическим развитием региона является стратегическое планирование, которое может успешно использоваться при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, при управлении масштабными инфраструктурными проектами, при осуществлении инвестиций, а также при составлении комплексных планов социально-экономического развития регионов. Приемы стратегического планирования, формализованные в бизнес-планировании, уже часто применяются в практике региональных органов управления. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы администраций городов и регионов. Начало стратегического планирования начинается с определения целей развития.

Формулируются краткие общие цели развития региона, критерии его развития и система задач, которые должны быть измеримыми, поддерживающими друг друга, ориентированными во времени и достижимыми. Цели должны характеризовать необходимое состояние развития региона на определенное время, быть четкими и относительно краткими. К выработке целей развития региона желательно привлечь всех, кто будет их осуществлять: работников администрации, представителей экономических агентов данного региона, населения.

В рамках стратегического планирования в обязательном порядке должно предусматриваться использование имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры). Основной упор делается на создание новых местных преимуществ: рыночной инфраструктуры, наличия коммуникационных линий, безопасности (личной и бизнеса), институтов, поддерживающих бизнес, квалифицированных кадров, благоприятных условий для инвестиций.

Основой управления социально-экономическим развитием региона являются целевые планы, в которых предусмотрена комбинация всех инструментов и методов воздействия. В основе таких планов должна лежать концепция развития региона, включающая в себя цели, факторы, этапы, основные направления. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана развития могут стать:

·           управление региональной собственностью, в том числе природными ресурсами и землей, в частности, меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере, страхование жилья и прав собственности;

·           формирование дополнительных источников финансирования развития региона, в частности, меры по повышению эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, контроля эффективности по всем направлениям работы администрации, управлению региональными финансовыми потоками, развитию проектного финансирования, созданию региональных гарантий фондов, привлечению международных источников финансирования, развитию налоговой базы, в том числе путем реструктуризации предприятий;

·           меры по поддержке малого предпринимательства, в частности, развитие проектного финансирования на конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компании, гарантийного фонда, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, обучения и тренинга;

·           осуществление реформ в жилищно-коммунальной сфере, развитие конкуренции в городском хозяйстве;

·           законодательные меры осуществления промышленной и инвестиционной политики;

·           меры по развитию рыночной инфраструктуры;

·           маркетинг региона.

Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает постоянный мониторинг социально-экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития.

Таким образом, регулирование экономики государством имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны государство упорядочивает экономическую жизнь страны и региона, не превращая экономику в абсолютно саморегулирующийся механизм, что с одной стороны хорошо, так как снижается социальная напряженность, а с другой – плохо, так как возникают диспропорции в экономике.


4. Экономическая политика Республики Беларусь

4.1 Основные положения экономической политики РБ в переходный период

Основные направления, цели и задачи экономической политики государства представлены в системе государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективы.

Опыт, накопленный Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии поведения государства (рис. 4.1).[8, c. 640]

Первая стратегическая линия определяется тем, что государство уходит из тех сфер социально-экономической жизни, где доказаны неэффективность и нецелесообразность его присутствия (деэтатизация). Место государства на данном направлении занимают рыночное саморегулирование и экономическое самоуправление институтов гражданского общества.

Рис. 4.1 Основные стратегические линии поведения государства в переходный период

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.