скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Экономическая политика в условиях безработицы

7. Снижение налоговых поступлений.

Не смотря на то, что безработица – это форма нарушения макроэкономического равновесия, у нее есть и положительные стороны:

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Наиболее значимыми отрицательными социальными последствиями являются:

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

К положительным сторонам безработицы в социальной сфере относятся:

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение свободного личного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости.


2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ

2.1 Государственное регулирование безработицы. Основные пути решения проблем

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.

Решением проблем безработицы в рыночной экономике занимается государство, регулирующее отношения на рынке труда с помощью законодательных, организационных и экономических мер.

Есть два пути решения проблем безработицы: прямой и косвенный.

Прямой путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный - это административное или законодательное регулирование занятости, что значит:

1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

2. Использование альтернативных форм занятости.

3. Развитие системы страхования от безработицы:

а) повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;

б) использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании участвует и сам работник;

в) финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда - попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

г) адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;

д) упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

2.2 Цели и задачи федеральной политики занятости

Государственная политика занятости, степень ее реалистичности и регулирующего влияния на сферу занятости и рынок труда и программы содействия занятости зависят от учета двух исходных положений: направленности общей стратегии занятости и характера ее адаптированности к специфическим условиям развития на определенном этапе. Учет общей стратегии занятости, зафиксированной в законе «О занятости населения РФ»[5], показывает общую направленность действий, которую следует учесть в конкретной политике занятости на определенный период времени. Это позволит добиться того, чтобы меры государственной политики краткосрочного действия не противоречили объективным тенденциям развития занятости и становления рынка труда, рассчитанным на многие годы.

Поэтому схема разработки государственной политики на ближайшие годы заключается в переходе от общей формулировки политики занятости к ее формулировкам. Затем выбираются приоритетные целевые установки для политики на рынке труда и содействия занятости.

Государственная политика занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, которая нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала и его развитие.

Политика занятости направлена на обеспечение социально-приемлемого уровня занятости при активном содействии переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда, при максимально возможной социальной поддержке безработных.

Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

Современная государственная политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.

При таком понимании роли социальной и экономической составляющих развития безработица не может рассматриваться как экономически оправданная. Сокращается покупательная способность населения, бюджеты теряют налогоплательщиков, а предприятия - кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится непременным условием социальной и экономической стабильности, устойчивости развития, успеха проведения реформ.

Состояние рынка труда является результатом влияния множества экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация безработицы может достигаться в более широком контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики. В частности, тесная связь занятости и экономики крайне необходима для обеспечения стабильного роста производства и занятости.

Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономического роста, позитивно влияет на возможности стабилизации развития. Соответственно, чем более успешной будет политика, направленная на поддержание безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.


2.3 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:

1. трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);

2. стимулирование образования гибкого рынка труда;

3. социальная защита от безработицы.

Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:

1. активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях);

2. пассивный (выплата пособий безработным).

Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и мн. др.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума». Социальная помощь безработным является наиболее распространенной во многих странах. Она осуществляет тремя путями.

Во-первых, выплачиваются пособия по безработице. Это наиболее крупная материальная помощь, составляющая в США в среднем 50% заработка, в ФРГ 63-68 %, во Франции – 40 %, в Японии – 80-60 %. Его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие стаж работы и, кроме того, вносившие определенное время взносы в фонд по безработице. Сроки выплаты пособия по безработице повсюду ограничены. В 2008 г. среднемесячная численность безработных граждан, получающих пособие по безработице, составила около 1,8 млн. человек (из них 29,1% - пособие из расчета средней заработной платы по последнему месту работы и 70,9% - пособие в минимальном размере). Среднемесячная численность безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, которым оказывалась материальная помощь, составила 5,8 тыс. человек.[6]

Помощь по безработице – это второй этап финансовой помощи не имеющим работы. В одних странах она составляет твердую ставку, в других странах, как и пособие по безработице, - долю заработка. В других странах, в частности в США и Японии, помощи по безработице в отличие от пособия по безработице не существует.

И, наконец, если тот или иной трудящийся не работает и не может по какой-либо причине получать пособие или помощь по безработице или уже кончил их получать, а работы по независящим от него обстоятельствам, найти так и не удается, государство выделяет ему и его семье некоторые денежные средства и оплачивает пользование некоторыми коммунальными услугами. Эта помощь меньше, чем пособие или помощь по безработице, но зато она выделяется без ограничения срока.

Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

Создание новых рабочих мест – важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечивать экономический рост без увеличения занятости.

Реализация активной политики занятости на рынке труда, включающая проведение мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в свободное от учебы время) обеспечивает временную занятость несовершеннолетним гражданам, влияет на сокращение уровня подростковой преступности и позволяет оказывать материальную поддержку детям из малообеспеченных семей.

Государственные услуги по организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет оказаны 687 тыс. подросткам, которые были трудоустроены и принимали участие в благоустройстве и озеленении населенных пунктов, в сельскохозяйственных и лесопосадочных работах, доставке корреспонденции, помощи лицам пенсионного возраста и инвалидам.

Общественные работы (в отраслях жилищно-коммунального и сельского хозяйства, социальной сфере, организациях бытового обслуживания населения и распространения печатных изданий) позволили обеспечить занятость около 621 тыс. человек (90,8% к показателю 2008 г).

Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновение других. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.

Услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации были предоставлены около 353,6 тыс. безработным гражданам, или 5,5% общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости.

Также службы занятости проводят политику по подготовке предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий. Федеральная миграционная служба (ФМС) предлагает утвердить на 2009 год квоту на привлечение 3,97 млн. трудовых мигрантов, что почти вдвое выше аналогичной квоты на 2008 год. Такой приток гастарбайтеров, несмотря на кризис и возможные сокращения в стройкомплексе и на предприятиях, не окажет серьезного влияния на безработицу и не приведет к усилению социальной напряженности. [7]

Видное место на сегодняшний день в регулировании рынка занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли - продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Основными функциями бирж труда являются:

1. учет безработных и оказание помощи в их трудоустройстве;

2. контроль над установлением права на получение пособия по безработице и его утратой;

3. обучение, переобучение и повышение квалификации безработных;

4. изучение спроса и предложения рабочей силы и распространение информации об уровне занятости в разрезе профессий и территорий;

5. другие функции.

Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется институциализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда - ассоциаций предпринимателей с одной стороны и профсоюзов - с другой.

В широком смысле механизм государственного регулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

Состояние рынка труда является результатом влияния многих экономических и социальных факторов, также как и рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация безработицы может достигаться в более широком контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики (см. приложение В, таблица В.1 , С.38)

Тесная связь занятости и экономики необходима для обеспечения стабильного роста производства и занятости. Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономического роста, позитивно влияет на возможности стабилизации развития. Чем более успешной будет политика, которая направлена на поддержание безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С точки зрения влияния на занятость, эффективность экономической политики должна определяться ее позитивным воздействием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, и тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Федеральный закон « О занятости населения РФ» от 19.04.1991 №1-32-1 (ред. от 22.08.2004)

2.         «Человек и труд», Журнал, 2008 г. №6

3.         http://www.sociocom.ru/2009/04/23/rosstat-bezrabot/ Данные Федеральной службы государственной статистики.

4.         http://www.ng.ru/tag/bezrabotitsa/

5.         Архипов, А.И., «Экономика: Учебник». – М.: Изд-во Проспект, 2005.

6.         Волгина, Ю.Г., «Экономика труда: социально-трудовые отношения». - М.: ЭКЗАМЕН, 2004г.

7.         Грязнова, А.Г., Соколинский, В.М.,» Экономическая теория: Учебное пособие». - М.: КНОРУС, 2008.

8.         Камаева В.Д., «Экономическая теория: учебник». – М. Изд. ИМПЭ, 2005г.

9. Кибанов А.Я. «Экономика и социология труда: Учебник». – М.: ИНФРА-М, 2004.

10.      Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю, «Экономикс, принципы, проблемы и политика». Издательство «Республика», г.Москва, 2004 г.

11.      Липсиц И.В., «Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л, 2006.

12.      Николаева И.П., «Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

13.      Носова, С.С. , Экономическая теория: Учебное пособие». – М.: ВЛАДОС, 2004.

14.      Октябрьский П.Я., «Статистика: Учебник». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

15.      Остапенко Ю.М. «Экономика труда: Учеб. пособие». – М.: ИНФРА-М, 2006г.

16.      http://www.severinform.ru/ - Информационное агентство "СеверИнформ"// Статьи// Капелюшников Р. «Российский рынок труда: проблемы безработицы»

17.      Чепурин М.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической теории: учебник». – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица В.1 - Направления государственной политики, влияющей на стабильность рынка труда и занятости

Направления политики

Направления действий

Экономические возможности для занятости

- антиинфляционная политика;

- налоговая политика;

- поддержка инвестиционной активности;

- промышленная политика;

- региональная политика развития рабочих мест;

- внешнеэкономическая политика

Защита труда

- наем и увольнение;

- рабочее время;

- заработная плата;

- управление персоналом;

- безопасность труда;

- нейтрализация дискриминации;

- коллективные соглашения и договоры

Социальное страхование и социальная помощь

- социальная помощь;

- льготы для семей;

- помощь инвалидам;

- помощь малообеспеченным;

- социальное страхование: от несчастных случаев; пенсионное; на случай болезни

Образование и профессиональное обучение

- общее образование

- профессиональное первичное стационарное образование; профессиональное дополнительное образование; обучение на производстве


1 Носова, С.С. , Экономическая теория: Учебное пособие / С.С. Носова – М. : ВЛАДОС, 2004. С. 222.

2 Грязнова, А.Г., Соколинский, В.М., Экономическая теория: Учебное пособие / В.М. Соколинский, А.Г. Грязнова – М. : КНОРУС, 2008. С. 288 – 289.

3 Архипов, А.И., Экономика: Учебник / А.И. Архипов, А.К. Большаков. – М. : Изд-во Проспект, 2005. – С. 350-353.

4 По данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.sociocom.ru/2009/04/23/rosstat-bezrabot/)

[5] Федеральный закон « О занятости населения РФ» от 19.04.1991 №1-32-1 (ред. от 22.08.2004)

[6] Статистические данные из журнала «Человек и труд» 2008 г. №6

[7] http://www.ng.ru/tag/bezrabotitsa/


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.