скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Экономика промышленно-развитых стран

Прямое воздействие технологических инноваций США на научно-технический прогресс во всем мире, их глобальное проникновение в международную хозяйственную политику определяется динамикой технологического платежного баланса и масштабами экспортно-импортных операций в наукоемких отраслях. В оценке эффективности международного обмена технологиями решающее значение имеет коэффициент «технологической независимости» — соотношение технологических балансов платежей и доходов страны. За последние 10 лет этот коэффициент в США не опускался ниже 4. В тот же период в Германии, Японии, Великобритании его значение не превышало уровня 0,8 — 1,2. На международном рынке наукоемкими отраслями считаются аэрокосмическая, электронная, телекоммуникационная, фармацевтическая, производство электротехнического, машиностроительного, управленческого оборудования, ЭВМ.

Экспортно-импортная ориентация перечисленных отраслей отвечает как интересам научно-технической и промышленной политики государства, так и потребностям экономики. В условиях реализации доктрины открытости внутреннего рынка такая политика обеспечивает конкурентоспособность национальной науки, техники и промышленности и привлечение зарубежного научно-технического потенциала в те отрасли, где это наиболее рационально с точки зрения рыночного хозяйствования и национальных интересов государства.

Общий объем экспорта технологий из США для наукоемких отраслей промышленности за последние 10 лет составил более 600 млрд. долларов, в то время как импорт не превысил 500 млрд. долларов. Таким образом, США обеспечили себе лидирующее положение на рынке высоких технологий на ближайшие 20-30 лет.


Глава 2. Развитие экономики промышленно-развитых стран

2.1. Общая характеристика развития экономики промышленно-развитых стран

Группа стран с развитой рыночной экономикой к началу 21 в. насчитывает немногим менее 40 государств, расположенных в Западной Европе, Северной Америке, Азии, Австралии и Океании. 29 из них объединены в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Именно эти страны определяют как направления развития всей системы мирового хозяйства, так и тенденции социально-экономического прогресса во всех государствах и регионах мира.

Одним из основных показателей уровня экономического развития отдельных стран и их группировок является размер ВВП на душу населения. Развитые страны сконцентрировали на своей территории значительную часть мировою общественного производства. При численности населения в 840 млн. человек (14 % от общей численности жителей Земли) в 2004 г. они произвели ВВП стоимостью 18 млрд. долл. (52 % мирового объема).

В этих государствах закономерностью общественного воспроизводства является его циклический характер, т.е. периодические колебания уровней производства, занятости, цен.

На характер цикла в современных условиях влияют не только сроки обновления основного капитала, но и способность к быстрой реализации новшеств, а также превращение информации в один из главных ресурсов общественного производства.

Другой важной отличительной чертой экономики индустриальных стран является неравномерность социально-экономическою развития отдельных стран, их различных группировок в отдельные периоды, что непосредственно связано с цикличностью развития рыночной экономики. Она выражается в различных темпах роста общественного производства, производительности труда, различиях в уровне доходов на душу населения и т.д. Если в начале 19 в. лидером в мировой экономике была Англия, то к концу 19 в. она уступила свое первенство США, но продолжала сохранять ведущие позиции в Западной Европе. В начале 20 в. быстро укрепили свои позиции в мировой экономике Германия и Франция.

В последние десятилетия 20 столетия усилились процессы выравнивания уровней экономического развития. Этому способствовали освоение достижений НТР, развитие интеграционных процессов в Западной Европе и Северной Америке деятельность ТНК, создавших сеть зарубежных филиалов, по сути «вторую экономику». Эти 500 крупнейших  ТНК производят сегодня более 1/4 общемирового объема товаров и услуг, их доля в экспорте промышленной продукции равна 1/3, а в мировой торговле технологиями и управленческими услугами — 4/5.

Значительно отстают по уровню социально-экономического развития такие страны, относящиеся к развитым, как Испания, Португалия, Греция. Таким образом, проблема выравнивания уровней экономического развития остается актуальной для развитых стран на ближайшую перспективу.

Во второй половине 20 в. произошло существенное изменение структуры общественного производства развитых стран. В этой структуре выделяются три основных сектора: первичный — добывающие отрасли и сельское хозяйство; вторичный — обрабатывающая промышленность и третичный — сфера услуг.

На основе достижений второго этапа НТР (80—90-е годы), получившего название микроэлектронной революции, начался переход наиболее развитых стран к новой «информационной цивилизации», или постиндустриальному обществу. Его основной чертой является соединение достижений НТР со все более социально ориентированной рыночной экономикой, а главной движущей силой — производство и потребление не материальных благ, а различных информационных ценностей, бурное развитие информатики и телекоммуникаций, постоянное обновление и быстрое внедрение передовых технологий, Увеличение выпуска наукоемкой продукции, совершенствование системы организации и управления всеми сферами жизнедеятельности общества. Главным фактором развития становится человек с его интеллектом, высоким уровнем образования и профессиональной подготовки, деловой и общественной активности.

В последние десятилетия наблюдается усиление социальной ориентации экономики развитых стран, так как человеческий фактор во многом определяет конкурентоспособность стран в Мировом хозяйстве.

Вместе с тем усиление социальной ориентации экономики связано с демографическими процессами в развитых странах, особенно западноевропейских. Речь идет о старении населения, которое выражается в увеличении относительной доли лиц пожилого возраста (старше 65 лет) в общей численности населения.

Последнее десятилетие в развитии экономики развитых стран характеризовалось стабилизацией социально-экономических процессов, прежде всего темпов экономического роста. После экономического спада начала 90-х годов в промышленно-развитых странах, начиная с 1994 г., продолжается беспрерывный экономический рост. Исключение составляет Япония, где в 1998 г. наблюдался новый спад после непродолжительного подъема 1995—1996 гг. Аналогичная динамика прослеживается в развитии промышленного производства. В 1998 г. беспрецедентный длительный период экономического подъема в США продолжился на основе растущего внутреннего спроса на потребительские товары и инвестиционного спроса. Подобная тенденция в 1998 г. отмечалась и в западноевропейских странах. Однако в конце 1998—1999гг. под влиянием ухудшения перспектив сбыта товаров за рубежом в ведущих странах Европы наметилось замедление экономического роста. Японская экономика находится под влиянием финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии. Японское правительство приняло программу стабилизации банковской системы, рассчитанную на вложение в нее около 500 млрд. долл., а также разработало систему мер по расширению налоговых льгот и увеличению объема общественных работ.

Сравнительно низкими темпами развиваются традиционные услуги — общественное питание, ремонт бытовой техники, одежды, обуви, прачечные. Преобладание в структуре услуг более сложных и наукоемких их видов способствовало развертыванию НТР в этой сфере, Формированию собственной научно-технической базы. Информационные технологии и компьютерная техника обеспечивают потребителям услуг широкий доступ к огромному массиву информации, создают условия для контактов на расстоянии участников торговых и финансовых операций, производителей и потребителей услуг образования и медицины, способствуют удешевлению новых видов услуг и повышению их качества.

Устойчивый экономический рост, бурное развитие сферы услуг, в первую очередь информационного сектора, в последнее десятилетие в развитых странах способствовали «рассасыванию» безработицы.

Несмотря на открытость экономик развитых стран, их правительства активно поддерживают своих экспортеров. Основными методами такой поддержки являются государственная гарантия экспортных кредитов, субсидирование экспорта, прежде всего сельскохозяйственной продукции и новейших высокотехнологических отраслей, пока они не достигли высокой конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке.

Индустриальные страны являются основными экспортерами и импортерами капитала как в предпринимательской, так и в ссудной форме.

В области международной миграции рабочей силы развитые страны являются в основном принимающей стороной. В США существует продолжительная традиция пополнения рабочей силы за счет иммигрантов, имеющих достаточно высокую квалификацию.

Все международные экономические отношения опосредуются движением финансовых потоков в форме валютного обмена. Для всех развитых стран характерна либеральная валютная политика, т.е. или крайне редко применяются или вовсе не применяются какие-либо валютные ограничения, характерные для развивающихся стран или стран с переходной экономикой. Регулирование валютных курсов осуществляется инструментами денежно-кредитной политики и валютными интервенциями центральных банков. Развитые страны доминируют в сфере международных валютных отношений. Это относится, прежде всего, к США.

Большое влияние на развитие экономики государство оказывает путем разработки и проведения научно-технической политики, главным инструментом которой являются средства государственного бюджета. Основная задача государственной научно-технической политики развитых стран — создание благоприятных условий для инновационной деятельности частнопредпринимательского сектора.

Активная политика льготного налогового стимулирования науки проводится всеми развитыми странами.

Одним из важнейших инструментов государственного воздействия на экономику развитых стран является денежно-кредитная политика. Ее проводят центральные банки государств, которые изменяют процентные ставки с помощью дисконтной политики; устанавливают нормы минимальных обязательных резервов частных банков, хранящихся на особых счетах Центрального банка; осуществляют операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и ценными бумагами негосударственных компаний и банков.

Налоговая политика служит рычагом стимулирования деловой активности предпринимательского сектора, структурной перестройки экономики и территориального размещения производства.

2.2. Развитие экономики в европейских странах

Принятые в большинстве континенталь­ных стран ЕС экономические модели радикально отличаются ряда иных и, прежде всего, от американс­кой и японской. Сейчас можно уже говорить о своеобразной общей экономической модели Европейского союза, значительно отличающейся от моделей США и Япо­нии[4].

Важнейшей особенностью экономик большинства стран ЕС является активная роль государства и довольно жесткое государственное регулирование рынка. Это проявляется в высокой доле бюджетных расходов в ВВП ЕС, который составляет около 50%.

В отличие от экономик США и Японии, в ВВП ЕС высок удельный вес государственного сектора. Государства стран ЕС выступают не только как регуляторы рынка, но и как активные предприниматели.

Экономическая модель ЕС имеет социально ориентированный харак­тер. Это значит, что в этих странах высок удельный вес различных социальных фон­дов (пенсионного и др.) в ВВП. Пенсии и пособия по безработице в ЕС высоки, что, с одной стороны, дает гражданам надежные социальные га­рантии, а с другой, снижает стимулы к скорейшему поиску новой работы и ложится тяжелым бременем на себестоимость продукции, уменьшая ее кон­курентоспособность на мировых рынках.

Для ЕС характерна своеобразная и эффективная внешнеэкономическая модель, которая во многом компенсирует неконкурентос­пособность европейских товаров на некоторых рынках[5].

Как известно, благополучие развитых стран, вступивших на путь постиндустриального развития, во многом основано на созданном за счет большого удельного веса услуг в ВВП очень емкого внутреннего рынка. Граждане этих стран обмениваются друг с другом дорогостоящими услугами и экспортируют дорогостоящие наукоемкие товары и технологии. Взамен они импортируют относительно дешевое сырье и товары массово­го производства.

При этом, естественно, необходимо как-то поддерживать должный жизненный уровень групп населения, производящих товары мас­сового производства, в частности, продукты питания, энергоносители и т.п. Для этого пригодны два средства: либо дотировать эти производства из бюджета страны, либо искусственно поднять цены внутреннего рынка так, чтобы доходы их производителей соответствовали уровню жизни этих стран.

ЕС широко использует государственную помощь сельскому хозяйству, добывающим отраслям и другим отраслям экономики, себестоимость про­дукции которых значительно превосходит мировые цены. Кроме того, в ЕС уже давно и успешно применяется совершенно необычная внешнеэко­номическая модель, позволяющая без вреда для экономики поддерживать высокий уровень цен на товары массового спроса на внутреннем рынке и одновременно успешно осуществлять экспорт товаров этих групп.

Суть этой модели в следующем. На границе ЕС с определенных групп импортируемых товаров взимаются компенсационные сборы. Их разме­ры таковы, что сумма цены импортируемых товаров и компенсационных сборов уравнивается с ценой внутреннего рынка. Таким образом, при ввозе товаров их цена увеличивается до высоких цен внутреннего рынка, устра­ивающих работающие в данной отрасли предприятия ЕС. Компенсацион­ные сборы, которые платят импортеры, поступают в специальный вне­бюджетный фонд. Если же предприятия этих отраслей экспортируют про­дукцию, то они получают из этого фонда выплаты, равные разности меж­ду ценой на внутреннем рынке и мировой ценой. Здесь очень важно, что взимаемые сборы поступают не в бюджет, а во внебюджетный фонд. Если бы платежи шли в бюджет, то они должны были быть приравнены к обыч­ным импортным пошлинам. А за их размерами внимательно следит ВТО. Компенсационные сборы на некоторые продукты превышают 300% от их цены, и, конечно, пошлины такого размера противоречат правилам ВТО. А вот не поступающие в бюджет компенсационные сборы не противоре­чат правилам ВТО. Во всяком случае, странам ЕС удалось убедить ВТО, что механизм компенсационных сборов вполне соответствует принципам ВТО[6].

Наглядно механизм компенсационных сборов можно представить себе в виде шлюза. Только вместо воды в нем поднимаются и опуска­ются цены. При импорте этот механизм поднимает цены от мировых до внутренних, а при экспорте опускает их от внутренних до мировых.

Конечно, для успешного действия такого механизма необходимо, что­бы сумма компенсационных сборов, поступающих от импортеров, равня­лась бы сумме выплат из фонда экспортерам. Для этого нужно внимательно следить за структурой экспорта и импорта. Преимуществами механизма ком­пенсационных сборов являются их чрезвычайная гибкость (размер сбора автоматически определяется как разница мировой и внутренней цены) и их, хотя и чисто формальное, признанное соответствие принципам ВТО.

В большинстве стран ЕС у власти находятся партии социальной ориен­тации (социалистические, социал-демократические и т.д.). В их програм­мах четко обозначены цели построения общества, где будут соблюдаться принципы социальной справедливости. Это не означает, конечно, что они собираются построить социализм советского типа. Западные социалисты убежденные сторонники рынка, но рынка социально ориентированного, с ведущей ролью государства в экономике.

Тем не менее, в современной ситуации большинство «левых» правительств стран ЕС начали и успешно осуществляют либеральные реформы, направленные на уменьшение роли государства и дерегулирование экономики.

Дело здесь в том, что западно­европейские социалисты отнюдь не «упертые» догматики. Они очень прагматичные и здравомыслящие люди, готовые гибко менять свою стра­тегию в зависимости от складывающихся обстоятельств. В современном глобальном мире, в постиндустриальных странах определенная либерали­зация экономики эффективна, и правящие социальные партии вполне ус­пешно проводят либеральные реформы.

Нужно научиться относиться к либерализации и усилению госрегули­рования, национализации и приватизации как к инструментам, выбор ко­торых зависит от складывающейся в стране экономической ситуации, зре­лости неформальных институтов, уровня коррупции и, главным образом, от доминирующих на данном историческом этапе технологий производ­ства и управления[7].

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.