скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Древнегреческая цивилизация

Особое место в греческой религии занимали мистерии – обряды эзотерических (тайных) религиозных обществ, носившие закрытый характер: в ним могли участвовать лишь посвященные (мисты). Существовали как местные греческие мистериальные культы (Деметры, Диониса, орфический), так и принесенные с Востока (Аттиса, Кибелы, Митры, Исиды). Многие из них восходили к древним празднествам плодородия и носили оргиастический характер (культы Деметры и Диониса): в процессе священнодействия посвященные доводили себя до экстатического состояния, таким способом приближая себя к богу.

Элементами религиозного обряда в Греции являлись торжественные процессии, танцы, драматические представления (изображение мифической истории почитаемого божества), состязания атлетов и музыкантов. В ряде культовых центров утвердилась традиция регулярного (с интервалом в один год или несколько лет) проведения специальных спортивных и мусических игр в честь определенного бога: Пифийские игры (с 582 до н.э.) под Дельфами, посвященные Аполлону (раз в четыре годы), Истмийские игры (с 582 до н.э.) под Коринфом, посвященные Посейдону (раз в два года), Немейские игры (с 573 до н.э.) в Немейской долине, посвященные Зевсу (раз в два года). Самыми известными были Олимпийские игры (с 776 до н.э.) в Олимпии в честь Зевса (раз в четыре года), на время которых устанавливался священный мир. Такие игры способствовали осознанию греками своей этно-культурной и религиозной общности. [14]

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. [15]

2.5 Культура искусства

В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний. Победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя. Доблесть не есть личное качество победителя, она передается по наследству в знатных родах в силу их божественного происхождения.

С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. Большое развитие в этот период получают те литературные жанры, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом: продолжает развиваться красноречие и создается философский диалог.

V век до н. э. — время расцвета драматического искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и  комедия, чаще всего политическая. Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии — Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и, сосредоточив основное  внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлинную драму. Женские роли исполнялись мужчинами.

Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались по праздникам.

Архаическая эпоха — время становления греческой архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Характерная особенность греческой архитектуры — применение ордеров, т.е. особой системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает выразительность несущим и несомым элементам конструкции, выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих вертикальных опор — колонн, поддерживавших несомые части — антаблемент, который отражал конструкцию балочного перекрытия и крыши. Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм, ему жертвовали часть добычи, захваченной у врагов, оружие, подношения по случаю избавления от опасности и т.д. Значительную часть таких даров составляли произведения искусства.

В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и практику. Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений на афинском акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивался в течение всего V в. до н.э. Ансамбль Акрополя считается вершиной  древнегреческой архитектуры.

Скульптура и живопись Греции в V в. до н.э. развивали традиции предшествующего времени. Основными оставались изображения богов и героев — покровителей полиса и “идеальных” граждан. В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура — вид искусства, ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой изображения,  грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой костью и покрытые листами бронзы. Монументальная греческая живопись известна намного хуже, чем вазопись. В греческой вазописи V в. до н.э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания  фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. [16]

2.6 Мировоззрение людей древнегреческой цивилизации

В отличие от других древних культур, в Древней Греции эстетическая и художественная культура оказалась столь развитой (во всяком случае в классический период), что, во-первых, вся жизнь древнегреческих полисов была, так или иначе, пронизана ею, и, во-вторых, ее воздействие на культуру человечества продолжается до сих пор. Пытаться описать особенности античной эстетической и художественной культуры подробно в нашем случае невозможно, да и нецелесообразно. Но вполне возможно указать на некоторые общие черты, в которых выявилось эстетическое и художественное своеобразие культуры Древней Греции.

Прежде всего это усиленное стремление к упорядоченности, завершенности, цельности, гармоничности. Именно в связи с этим, мировоззрение древних греков эстетично по сути. Космос виделся ими как завершенное целое: гармоничное, прекрасное, звучащее. И не безмерное (как скажем в Древней Индии). Это была Человеческая Вселенная. В древнегреческих мифах создание мира представляется его гармонизацией. Греческие боги (олимпийские!) - прекрасны и гармоничны. Даже Судьба (Рок) при всей своей грозности, эстетична. Древнегреческий эпос естественно складывался в завершенные целостные поэмы (Илиада, Одиссея) и циклы сказаний. Древнегреческие трагедии и комедии стремились к совершенству своего построения. То же касалось и архитектуры, стремившейся к завершенности форм в человеческих масштабах. И скульптуры, в которой складывались каноны, более гибкие, чем древнеегипетские, а главное - антропометрические, математически и зрительно выверенные, основанные на пропорциях правильно сложенного человеческого тела. Это был "канон природы", но обработанной, ставший "каноном культуры". Ведь и живое человеческое тело обрабатывалось, оформлялось в занятиях гимнастикой. Человек оказался действительно "мерой всех вещей" (Протагор) во многих отношениях, и всегда - мерой совершенства. В этом плане древнегреческое искусство действительно классично. Но эта классичность его не была столь узкой, формальной, как позже в европейском классицизме, выросшем на основе греческих и римских образцов.

Второе, что характерно, - это впервые так глубоко осознаваемая и ощущаемая древними греками ценность красоты. В Благе, к которому, по мнению многих греческих мыслителей, должна была стремиться жизнь человека, красота занимала одну из ведущих позиций. Платон считал, что эллина прежде всего отличает именно любовь к прекрасному. И в этом утверждении была-таки доля истины. В. Татаркевич, рассматривая античную эстетику, отметил, что позднейшие архитекторы (Виолле-де-Дюк) предполагали наличие "абсолютного зрения" у древних греков. Если не все они, то очень многие могли оценить красоту архитектурных сооружений и скульптуры, которая не была музейной. Скульптурные изображения (богов, героев, победителей разных игр и конкурсов) ставились повсеместно. Украшенность жизненной среды, жизни вообще, - была поразительной. Это касалось не только архитектуры и скульптуры, но и одежды, вещей, обстановки, театральных представлений, празднеств, искусства слова.

Жизнь древнегреческого полиса была реально эстетичной во многих отношениях. Огромное множество произведений искусства изобразительного, предметов для эстетического созерцания. Гимнастика, спортивные состязания, которые были вполне обычными, частыми. Обнаженные, атлетически развитые, прекрасные тела постоянно созерцались и служили основой для ваяния. Поэзия участвовала в самых разных сторонах жизни, в том числе и в политической. Музыка понималась и применялась как средство врачевания, создания душевного настроя. Древнегреческий театр волновал зрителей, поднимая самые животрепещущие проблемы, порождая состояние "катарсиса" (очищения души), давая выход чувствам.

И все это было связано с ценностью свободы, не только собственно гражданской, но и свободы во владении телом, в одеяниях, в мысли и слове. Необычайно развилась риторика, ораторское искусство, логика. Свобода духа проявлялась в поиске красоты мысли, выражаемой образно, почти ничем не стесняемой, и гармонично, изящно оформленной.

Разумеется, это далеко не все из особенностей древнегреческой эстетической и художественной культуры. Но и этого достаточно, чтобы ее воздействие на мировую культуру было заметным через тысячелетия. Античная художественная классика выросла из убеждения в том, что высшая красота содержится в формах, пропорциях, масштабах живых существ и, прежде всего, - человека. Искусство, как считали греки, черпает красоту из природного источника. И целью художника было познание и выявление объективного совершенства через подражание (мимесис). Ибо природа, космос, - заключает в себе гармонию. При этом выше всего оказывалась красота в состоянии устойчивости и равновесия: и в природе, и в человеке, когда красота - это единство духовного и телесного, это - мера. Фукидид передавал слова вождя афинского общества Перикла, который говорил: мы любим красоту, соблюдая умеренность, любим мудрость, не впадая в слабость.[17]


Заключение

На протяжении многих лет ученые интересовались Древней Грецией, и все равно их интерес не угасал, потому что каждый год открывается что-то новое и неизученное в истории этой великой цивилизации.

В конце XVIII — первой половине XIX в. история Древней Греции приобретает важное значение в европейской исторической науке. Этому способствовало несколько обстоятельств. Одно из них — достижения классической филологии и методов источниковедческого анализа, получившие наиболее яркое выражение в работах англичанина Р. Бентли, немецких ученых Ф. Вольфа и Г. Б. Нибура. Они стали основателями историко-критического метода в европейском источниковедении. Их мастерский анализ структуры и содержания ряда сохранившихся источников (Бентли доказал подложность писем Фалариса, тирана Акраганта VI в. до н. э.; Вольф выявил различные хронологические слои гомеровских поэм, дал свое решение вопроса об авторстве, внутреннем единстве и противоречиях в поэмах, показал влияние устной традиции и время записи поэм; Нибур сумел обнаружить в римской поздней традиции следы ранних документов и по ним провел блестящее восстановление древнейшей римской истории) заложил основы научного источниковедения и сделал возможным полноценную разработку разных периодов греческой истории.

Плодотворное воздействие на разработку греческой истории имела также возможность введения в научный оборот все большего количества источников, прежде всего археологических и эпиграфических. После освобождения территории Греции от турецкого ига и образования независимого греческого государства (в 1830 г.) в Грецию были направлены многочисленные и щедро финансируемые археологические экспедиции ряда стран Европы (особенную активность проявляли Франция и Германия), которые занимались описанием сохранившихся руин — важнейших центров древнегреческой культуры — и в ряде мест приступили к их раскопкам.

Наиболее интенсивная разработка истории Древней Греции в XIX в. шла в Германии. Основы научной истории античного искусства были заложены немецким ученым И. Винкельманом, который в 1764 г. выпустил выдающийся труд «История искусства древности». В этой работе памятники античного, прежде всего греческого, искусства были изучены, классифицированы по различным историческим периодам, выявлена история разных стилей. Винкельман рассматривал искусство как органическую часть греческого общества.

Заметный след в европейской науке оставил И. Дройзен, который первым обратился к систематическому исследованию последнего периода древнегреческой истории, начавшегося после походов Александра Македонского на Восток и продолжавшегося до I в. до н, э. Он назвал его эллинистическим («История эллинизма». В 3 т. 1833—1843). Тем самым были раздвинуты рамки греческой истории почти на три столетия (с конца IV по конец I в. до н. э.).

В середине XIX в. была создана оригинальная концепция древнегреческой истории и культуры К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они рассматривали историю древнегреческого и древнеримского общества с позиций материалистического истолкования истории — как общество, проходящее стадию общественно-экономической формации, развитие которой определяется рабовладельческим способом производства классического типа. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли тщательному анализу центральную проблему греческой истории—проблему полиса (города-государства). Они показали особенности античной формы собственности, социальную структуру полиса, специфику аграрных отношений, его государственного и военного устройства. Античный 'полис, по их мнению, это особый социально-экономический организм, основанный на античной форме собственности, отличной как от древневосточной, так и германской форм. Это вместе с тем и община земельных собственников, которые в то же время являются полноправными гражданами и воинами. Античная форма собственности представляет собой сосуществование двух видов собственности: частной собственности граждан и общинной (государственной) собственности, принадлежащей всему коллективу граждан.

К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли исследованию и другую основную проблему древней истории — проблему рабства, его экономические, социальные и политические аспекты. Они показали структуру рабовладельческого хозяйства, его возможности и ограниченность, характер орудий труда и технического прогресса, особенности раба как работника.

Принципиальное значение имело использование новых этнографических данных. Американский ученый Л. Морган ввел в свое исследование («Древнее общество», 1877) новые материалы о североамериканских индейцах и гомеровском эпосе. Благодаря этим новым данным греческая история не только была отодвинута более чем на тысячелетие, но и с материалистических позиций были объяснены запутанные проблемы формирования классового общества и древнейшей государственности в Греции.

Большой резонанс в европейской науке второй половины XIX в. имели исследования античной (и прежде всего греческой) гражданской общины или полиса, которые проводил французский историк Фюстель де Куланж («Античная гражданская община», 1864). Он решительно выступил против начинающейся модернизации древности и рассматривал гражданскую общину как важнейшую основу всей античной (в том числе и греческой) цивилизации, покоящейся на рабстве и глубоко отличной от капиталистических отношений. Фюстель де Куланж объяснял сущность античного полиса, исходя из религиозных воззрений греков. В капитальном труде А. Валлона «История рабства в античном мире» (1849, 1879) получила разработку кардинальная и новая для того времени проблема о большой роли рабства в общественных отношениях древности, о глубоком и притом отрицательном влиянии рабовладельческих отношений на весь строй греко-римской цивилизации.

Наиболее ярким образцом культурно- исторического направления европейской историографии 70—80-х годов XIX в. является исследование греческой цивилизации как сложного культурно-религиозного комплекса, проведенное швейцарским историком Я. Буркхардом («История греческой культуры», 1893—1902, т. I—IV). В отличие от большинства историков XIX в., считающих определяющей силой исторического развития государство, политические учреждения, Я. Буркхард выдвигал на первый план историю духовной культуры. Основу греческой цивилизации, ее движущую силу он видит в особенностях «греческого духа», носителями которого являются великие личности, «цивилизаторы» народа.

Немецкий ученый Эд. Мейер выдвинул теорию циклического развития европейского общества. По его мнению, европейская история прошла два цикла развития: один в античности — первобытное состояние, средние века, капитализм, упадок в результате внутренних смут (падение Древнего Рима) — и новый цикл развития — от средних веков к капитализму. С точки зрения Эд. Мейера, античный (греческий) и современный капитализм — понятия в целом идентичные, оба являются высшим этапом в развитии культуры внутри своего цикла.

Изучение истории Древней Греции в России началось еще в XVIII в. Знатоками греческой истории были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, которые часто использовали в своих трудах многие сведения древнегреческих авторов. Большое увлечение античной, прежде всего древнегреческой, историей и культурой в России наблюдается в первой половине XIX в. И. Мартынов в 20-х годах XIX в. издал в 26 томах в переводе на русский язык многих древнегреческих авторов. Н. Гнедич и В. Жуковский подарили русской публике великолепные переводы замечательных поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». В первой половине XIX в. начались раскопки некоторых греческих колоний на юге России (особенно удачными были раскопки курганов в районе Керчи). Основоположником русской профессиональной школы по изучению истории Древней Греции стал профессор Санкт-Петербургского университета М.С. Куторга. Сферой его научных интересов было изучение Аттики, прежде всего афинской демократии в архаический и классический периоды. Сторон ник критического метода в использовании источников, Куторга в 30—50-х годах провел глубокое исследование важнейших проблем афинской истории: древнейшей племенной организации и возникновения первых сословий, социальной структуры афинского общества, в том числе положения рабов и отпущенников, он показал связь политического развития и социально- экономического прогресса в Аттике. Еще до Фюстеля де Куланжа Куторга предпринял изучение афинского полиса как гражданской общины. Работы Куторги были переведены на французский и немецкий языки, они заложили основы научной истории Древней Греции и стали выдающимся событием европейской историографии.

Разносторонним исследователем был С.А. Жебелев. Его главные труды посвящены изучению тех периодов греческой истории, которые не получили достаточного отражения в литературной традиции. Ему пришлось восстанавливать их по разрозненным надписям и всем имеющимся источникам. Именно по этим скудным материалам он воссоздал историю эллинистических Афин (1898) и историю Балканской Греции в римское время I—III вв. н. э. (1903).[18]

С малых лет Древняя Греции имела на меня особое влияние. Я с детства зачитывалась мифами Древней Греции, порой и сейчас люблю отдохнуть над этой книгой. Я считаю, что древнегреческая цивилизация – одна из великих цивилизаций за все времена. Она дала нам много нового, интересного. Это и их философия, и изобретения, и легенды, и опыт жизни. Я уверена, что ученые разгадали еще не все тайны, которыми полна Великая Древняя Греция.


Список использованной литературы:

1.         В.М. Хачатурян. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. 10-11 классы. Москва, издательский дом «Дрофа», 1999

2.         В.П. Буданова. История мировых цивилизаций. Учебник. Москва, "Высшая школа", 2000

3.         В.И.Кузищин. История Древней Греции. Издание второе, переработанное и дополненное. Москва, "Высшая школа", 1996

4.         Государство и Право Древней Греции и Древнего Рима. Юридический портал. http://www.interlaw.dax.ru/student/7/T2.htm

5.         М.И. Коссе. Культура Древней Греции. Реферат, Таганрог, 1999

6.         Журнал «Наука и техника». «Древние греки обладали высокими технологиями». 04.12.2006

7.         Древняя Греция. Энциклопедия «Кругосвет». http://www.krugosvet.ru/articles/108/1010856/1010856a14.htm

8.         Античная наука: география, математика, астрономия. http://www.antic-info.com/

9.         О.В.Жукова. Культура эпохи античности (Древняя Греция, Рим). Реферат, Москва, 2004г

10.      В.П. Большаков, Л.Ф. Новицкая. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения). Государство и право, социология, история, политика. http://gosprav.ru/bolshakov_culture/23/d/

11.      Александра Фиада. Эти странные греки. Эгмонт Россия Лтд.; Москва, 2000

12.      А.В.Пастернак. Хрестоматия по истории Древней Греции и Древнего Рима. Второе издание, исправленное и дополненное. Москва, 2000

13.      Елизаров Е.Д. - Античный город. Москва, 2000

14.      М.Н.Ботвинник, Г.А.Стратановский. Знаменитые греки. Жизнеописания выдающихся деятелей Древней Греции, составленные по Плутарху. «Просвещение», издание второе, 1968

15.      Р. Грейвс. Мифы Древней Греции. «Античность», Москва, 1996

16.      Н.Кун. Легенды и мифы Древней Греции. http://ellada.spb.ru/?p=301

17.      Древняя Греция. Культура, история, искусство, мифы и личности. http://ellada.spb.ru/

18.      К.Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима. http://www.centant.pu.ru/sno/lib/kumanec/index.htm

19.      Цивилизация Древней Греции. http://www.examen.ru/

20.      Библиотека Гумер – История Античности и древнего мира. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Antigue.php

21.      Библиотека Гумер – Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Eras/index.php

22.      А.Дж.Тойнби «Постижение истории» http://www.kulichki.com/~gumilev/Toynbee/index.html

23.      Лаборатория альтернативной истории. http://www.lah.ru/

24.      В.И.Уколова, Л.П.Маринович. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. http://www.ancienthistory.spb.ru/book/

25.      А.Княжеский, С.Хурумов. Древний мир. Мировая художественная культура от первобытности до Рима. Учебник для 5 класса. http://www.mhk.spb.ru/book/

26.      М.А.Бададин. Древни цивилизации и пророки. http://antiqu.narod.ru/

27.      Хронологические таблицы. http://www.hrono.ru/map.html

28.      История и культура античного мира. (Сборник). http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/

29.      Древняя Греция. http://www.coolsoch.ru/arh/history/dr.htm

30.      Исторические источники в Интернете. http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm

31.      Древний мир. Страны и племена. Греция. http://ancient.gerodot.ru/topics/data/greece/index.htm

32.      Древнегреческая цивилизация – История античной культуры. Библиотека по культурологии. http://www.countries.ru/library/ant/grciv.htm

33.      Н.Аллилуева. Греция в IV веке до н.э. http://www.hrono.ru/_300grek.html

34.      Греция. http://antiqu.narod.ru/6.htm


[1] В.П. Буданова. История мировых цивилизаций. Учебник. Москва, "Высшая школа", 2000

[2] В.И.Кузищин. История Древней Греции. Глава 1. Издание второе, переработанное и дополненное. Москва, "Высшая школа", 1996

[3] В.М. Хачатурян.  История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. 10-11 классы. Москва, издательский дом «Дрофа», 1999, стр 46

[4] В.П. Буданова. История мировых цивилизаций. Учебник. Москва, "Высшая школа", 2000

[5]  В.И.Кузищин. История Древней Греции. Глава 12. Издание второе, переработанное и дополненное. Москва, "Высшая школа", 1996, стр.158-168

[6] В.И.Кузищин. История Древней Греции. Глава 12. Издание второе, переработанное и дополненное. Москва, "Высшая школа", 1996, стр. 162-163

[7] В.И.Кузищин. История Древней Греции. Глава 11. Издание второе, переработанное и дополненное. Москва, "Высшая школа", 1996, стр. 146-157

[8] Государство и Право Древней Греции и Древнего Рима. Юридический портал. http://www.interlaw.dax.ru/student/7/T2.htm

[9] М.И. Коссе. Культура Древней Греции. Реферат, Таганрог, 1999

[10] Античная наука: география, математика, астрономия. http://www.antic-info.com/

[11] Античная наука: география, математика, астрономия. http://www.antic-info.com/

[12] Журнал «Наука и техника». «Древние греки обладали высокими технологиями». 04.12.2006

[13] В.И.Кузищин. История Древней Греции. Глава 11. Издание второе, переработанное и дополненное. Москва, "Высшая школа", 1996, стр. 151

[14] Древняя Греция. Энциклопедия «Кругосвет».http://www.krugosvet.ru/articles/108/1010856/1010856a14.htm

[15] О.В.Жукова. Культура эпохи античности (Древняя Греция, Рим). Реферат, Москва, 2004г

[16] О.В.Жукова. Культура эпохи античности (Древняя Греция, Рим). Реферат, Москва, 2004г

[17] В.П. Большаков, Л.Ф. Новицкая. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения). Государство и право, социология, история, политика. http://gosprav.ru/bolshakov_culture/23/d/

[18]  В.И.Кузищин. История Древней Греции. Глава 2. Издание второе, переработанное и дополненное. Москва, "Высшая школа", 1996, стр. 19-35


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.