скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Дидактическое обеспечение курса фриволите

Дидактические средства включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуется учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования. Использование дидактических средств в организации факультативного курса представляется необходимым условием учебно-воспитательного процесса

Благодаря различным дидактическим средствам учитель получает возможность концентрировать внимание учащихся на процессах недоступных непосредственному наблюдателю, демонстрировать предметы с близкого расстояния, показывать процесс в выбранном темпе. Учащиеся лучше усваивают новый материал, технологию изготовления различных изделий. Факультативный курс будет интереснее и надолго запомнится учащимся.

1.6. Выводы по главе 1.

 В первой главе данной курсовой работы был рассмотрен такой важный параметр внеучебной деятельности, как ее дидактическое обеспечение. Раскрыто содержание и сущность понятий «Дидактическое обеспечение» и «Дидактические средства» в контексте общепедагогической проблемы дидактического обеспечения внеучебной деятельности.

Также в главе первой данной курсовой работы показана педагогическая классификация дидактических средств, рассмотрены формы и виды внеучебной деятельности как основополагающие параметры педагогического процесса. Выявлены принципы внеучебной деятельности, и, в качестве итога, показана роль дидактического обеспечения в факультативном курсе.


Глава 2. Разработка программы факультативного курса по фриволите для 10 класса.

2.1. Роль и место дидактического обеспечения в курсе фриволите для 10 класса.

Внеучебная работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Факультативные занятия дают преподавателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности учащихся в той или иной области, воспитывающие у них интерес и любовь к творчеству. При организации внеучебной работы преподаватель должен соблюдать следующие принципы:

- обеспечивать добровольность выбора учащимися содержания занятий с учётом личных склонностей учащихся;

- опираться на самостоятельную творческую инициативу учащихся;

- знакомить учащихся с новыми видами творчества.

Основное внимание на занятиях по курсу фриволите целесообразно уделять формированию практических умений и навыков работы, выполнению элементов украшения для изделий, правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.

Руководителю занятий необходимо учитывать возрастные особенности и специфику внеклассной работы, которая организуется после активного умственного труда учащихся на уроках. Обычно новую информацию нужно сообщать небольшими порциями, вновь полученные знания сразу закрепляют практическими умениями, повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку (начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда, старились работать так, чтобы в каждом новом изделии учащиеся могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку при выборе отделки, рисунка изделия и т.д.).

На вводном занятии целесообразно обобщить представления школьников о технике фриволите, инструментах и материалах, из которых плетут в домашних условиях; дать общие сведения о подборе инструментов для различных нитей, показать образцы нитей, образцы изделий, которые учащиеся могут плести на занятиях.

Вводное занятие можно построить в виде беседы, в процессе которой руководитель факультатива выясняет, что учащиеся уже знают, и дополняют эти знания. Готовясь к такому занятию, важно продумать ряд вопросов к учащимся: из чего плетут кружева? Из какого материала делают челнок? Чем отличается процесс вязания изделия от процесса плетения изделия?

Можно подготовить небольшой рассказ о технике фриволите, который заинтересует учащихся, показать самодельные плетеные вещи.

В содержание кружковых занятий целесообразно включить работу над изделиями, которые не дублируются с теми, что учащиеся изготовляют на уроках трудового воспитания. Поэтому преподавателю факультатива следует быть в постоянном творческом поиске, фантазировать, вносить что-либо новое.

2.2. Программа курса фриволите.

Необходимо:

·           челнок;

·           нитки;

·           тонкий крючок для фриволите;

·           ножницы.

Челнок. Плетение выполняется одним или двумя челноками в зависимости от схемы.

Материалы и инструменты для фриволите

Челнок можно сделать самим, используя для этого пластмассу, оргстекло, полистирол, металл, дерево и другие материалы. Он представляет собой две изогнутые пластины, соединенные между собой так, чтобы их концы соприкасались, и намотанная нить не проскальзывала между ними и не смогла самопроизвольно разматываться во время работы. При намотке нити и при разматывании ее должен раздаваться легкий щелчок. Размеры челнока - от 6 до 8 сантиметров по длине от 1,5 до 2 сантиметров по высоте. На рисунке даны, на мой взгляд, самые удобные для женских рук размеры челнока. И еще один совет: постарайтесь на пластинах сделать небольшое углубление, чтобы во время работы челнок не выскальзывал из ваших рук. [6]

Нитки. Ирис, гарус, камея, мак, снежинка или хлопчатобумажные № 10, 20.

Крючок для фриволите. Вам потребуется вязальный крючок №0,5 - №1,5 для соединения элементов во время плетения кружева. Чем толще нить, тем более крупный потребуется крючок.

Ножницы для обрезания концов нити - достаточно маникюрных, желательно с тупыми концами.

Дополнительно: игла швейная или для вышивания потребуется для распускания узлов при обнаружении брака и для заделки концов ниток.
Бисер и бусины применяют для плетения и оформления изделий из кружева.

Учащиеся должны знать:

- требования к оборудованию рабочего места;

- правила безопасной работы с ручными инструментами, с приспособлениями, с электронагревательными приборами;

- о технологических процессах производства волокон, пряжи, нитей, тканей, основные приемы чистки, стирки, влажно-тепловой обработки изделий из натуральных и химических волокон, условные обозначения на маркировке изделий (по волокнистому составу, по режиму влажно-тепловой обработки, химической чистки), положительные и отрицательные качества нитей из натуральных и химических волокон, отличия нитей по внешнему виду;

- правила работы с инструментами и способы устранения неполадок;

- историю фриволите, словарь техники;

- системы технологии изделий (расчетно-графическая и муляжная), основные требования к изделиям (эксплуатационные, гигиенические, эстетические);

- основы композиции изделий (нить, цвет, силуэт, пропорции, ритм);

- технологию выполнения деталей и узлов и последовательность изготовления изделий, требования к качеству готовых изделий.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать нить для изделия, определять дефекты нити;

- выполнять различные виды узлов и применять предметные и графические технологические карты, проводить примерку изделий, исправлять дефекты и корректировать изделия при примерках, производить отделку и влажно-тепловую обработку;

- соблюдать последовательность технологической обработки изделий;

- выполнять эскизы изделий, их ремонт, рассчитывать себестоимость изделия.[9]

Тематический план программы курса фриволите для 10 класса.

Разделы и темы Количество учебных часов по классам
5 6 7 8 9
Введение 2/2 2/2 2/2 2/2 2/2
Материаловедение 4/4 2/2 2/2 2/2 — /—
Инструментоведение 4/2 2/— 2/— 2/— — /—
Технология выполнения узлов и изделий 14/6 16/6 16/6 16/6 6/—
Выполнение эскизов и художественное моделирование изделий 8/2 10/4 8/4 8/4 4/2
Художественная обработка и отделка изделия — /— — /— — /— — /— 12/8
Индивидуальный стиль — /— — /— — /— — /— 6/2
Выполнение творческого проекта 14/8 18/10 20/10 20/10 20/10
Культура дома 4/— — /— — /— — /— — /—
Защита творческих проектов 2/2 2/2 2/2 2/2 2/2
Итого 52/26 52/26 52/26 52/26 52/26

 Примечание. В числителе — продолжительность занятий при полном варианте плана; в знаменателе — при сокращенном варианте плана.

2.3. План-конспект занятия курса.

В процессе занятия преподаватель использует практические и словесные методы. Вначале занятия преподаватель провёл беседу, где под его руководством учащиеся осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения шапочки. Т.к. целью преподавателя является развить индивидуальные возможности школьников, то в практической части делается акцент на эвристический метод. Суть его заключается в том, что учащимся не даётся конкретное решение задачи занятия. В данном случае это включает выбор узора фриволите, отделки изделия. Поэтому преподавателем был использован следующий приём: учащиеся работали с технологическими картами без подробнейшего описания операции и приёмов работы. При составлении технологических карт умышленно упущено описание узора шапочки.[8]

В разработке занятия преподаватель применил программированный метод, который осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Этот метод следует рассматривать как осуществление новой формы самостоятельной работы учащихся. Для средних и сильных учащихся даётся задание более сложное, т.е. для изготовления шапочки преподаватель предлагает образцы более сложного плетения. Учащиеся работают самостоятельно, прибегая к помощи технологических карт и таблиц. Основная задача учителя заключается в организации работы по изготовлению шапочки и оказании индивидуальной помощи отстающим ученикам.

Изготовление шапочки рассчитано на два занятия по два часа. Тема для занятия подобрана с учётом возраста учащихся, их возможностей и желаний.

Тема: “Плетение шапочки”.

Цель: познакомить учащихся с разновидностями фриволите, начать выполнение шапочки.

Оборудование и материалы: нитки, челнок, ножницы, сантиметровая лента, игла, крючок, булавка, бумага, карандаш.

Методы:

словесный (беседа, объяснение)

наглядный (образцы, иллюстративный материал, технологические карты)

практический (упражнения)

эвристический (продумывание будущей работы)

Ход занятия:

1.         Организационный момент

Здравствуйте! На сегодняшнем занятии мы научимся делать новые узоры и начнём изготовление шапочки. Нам понадобятся нитки, челнок, сантиметровая лента, игла, ножницы, булавка.

2.         Вводная часть

Все мы знаем, что человек использует разные нитки для шитья, фриволите, плетения. И они играют важную роль в жизни человека.

3.         Сообщение нового материала

Нитки бывают хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми, капроновыми, синтетическими и др. Их отличают между собой толщина, фактура, сила натяжения, а также сырьё, из которого их изготовляют. Разнообразны по фактуре и шерстяные нитки, которые в основном используют в фриволите спицами. Их называют пряжа (педагог показывает таблицу Разнообразия ниток”). Здесь мы видим, что нитки бывают пушистыми, плотно крученными, украшенными люрексом, буклироваными. Для изготовления шапочки нам понадобятся не очень тонкие нитки. Что облегчит вашу работу над изделием.

4.         Практическая часть

А теперь приступим к делу. Пользуясь образцами вязок и технологическими картами вы выберете узор для фриволите и форму изделия. Я с помощью образцов не буду ограничивать ваши желания, поэтому лучше будет, если вы захотите связать шапочку непохожую на другие.

         (Учащиеся ориентируются в выборе будущего изделия. Намечается эскиз). Прежде, чем приступим к работе, давайте вспомним (педагог задаёт вопросы).

1.         Как передаются ножницы? (кольцами вперёд)

2.         Как они должны лежать? (сомкнутыми)

3.         Где должны храниться иглы? (в игольнице)

Теперь я напомню вам ещ несколько правил, которых нужно придерживаться, работая в технике фриволите.

1.         Клубок должен лежать в коробочке, чтобы не загрязниться и не путаться.

2.         Сидеть при плетении следует на стуле со спинкой, слегка наклонив голову вниз.

Теперь приступим к работе. Прежде чем начать плести какую-либо вещь определяют плотность вязки. На прошлых занятиях вы этому уже научились. Поэтому не составит труда сплести шапочку нужного размера. Сначала измерим окружность головы. (Учащиеся с помощью сантиметровой ленты измеряют. Педагог оказывает помощь). Полученный результат увеличим в 2-3 раза. Теперь мы знаем, сколько петель набирать. (Учащиеся набирают петли).

В зависимости от выбранной формы изделия учащиеся начинают индивидуально работать. Педагог оказывает помощь всем учащимся в процессе работы. После получасовой работы педагог даёт возможность учащимся отдохнуть.

1.         Подведение итогов

Девушки, рабочее время вышло, давайте посмотрим каких успехов вы достигли на сегодняшнем занятии. Молодцы! Все старались. (Педагог смотрит качество и аккуратность выполнения работы. Даёт учащимся советы.)

6. Уборка рабочих мест

Уберём своё рабочее место. До свидания! (Педагог прослеживает, чтобы инструменты и материал были убраны на место. Провожает учащихся домой.)


Заключение

Практическая часть работы показывает, что одним из эффективных средств формирования индивидуальных особенностей у учащихся являются занятия по фриволите. В процессе которых тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят.

Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. “Занятия не только вооружают учащихся умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая связанная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. И учащиеся неистощимы на выдумку они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, как утверждал Л.С. Выготский, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.”

Занятия по фриволите ценны ещё и в том отношении, сто учащиеся чаще всего идут в факультатив по собственному желанию, т.е. из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.